Когда Земля была круглой
Мы запоем читали фантастические романы, в которых человек покорял просторы Галактики, а на советский кинофильм “Москва-Кассиопея” бегали в старенький кинотеатр “Смена” по десять раз подряд. У нас не было мобильников и Интернета, и мы не знали, что это круто. Для нас “круто” было то, что один из космонавтов, Виктор Савиных, является нашим земляком и запросто приезжает на встречу со школьниками.
Где искать новые миры? На этот вопрос знал ответ любой второгодник — в космосе! Именно там, куда рано или поздно долетят советские звездолеты, живут наши братья по разуму. Что это будет, никто даже не сомневался — зря что ли с завидной периодичностью летали на станцию “Мир” наши космонавты? Зря что ли “Луноход” проложил дороги по поверхности естественного спутника Земли?
Став старше, мы жадно изучали журналы “Техника-молодежи” и “Наука и жизнь”. Тогда казалось — межзвездные полеты, машина времени, вечная молодость и победа над всеми болезнями дело самого ближайшего будущего. Над наивными фантазиями Герберта Уэллса и Жюля Верна мы снисходительно посмеивались. Мы жили в то время, когда было возможно все.
О существовании такой страшной штуки как цензура я краем уха слышал от деда, который плевался, читая “вылизанные” мемуары полководцев Великой Отечественной. Сейчас я его понимаю — ему, побывавшему на самой страшной в истории человечества войне, вранье резало глаза. Но тогда об этом как-то не задумывались. Это теперь ясно, что многие книги в СССР просто не издавались, не могли издаваться чисто по идеологическим причинам. Вот только — а нужны ли они, эти книги?
Александр Дюма так и остался бы для меня создателем гениальных исторических романов о похождениях верных друзей — Атоса, Портоса, Арамиса и Д'Артаньяна. Увы, оказалось, что большая часть “наследия” Дюма — бульварные любовные романы, которых сегодня пишется и издается как грязи. Мастеров детектива — Агату Кристи и Джеймса Хэдли Чейза не смел бы мутный поток “дефективной” зубодробительной как бы литературы. Ну да ладно...
Открываем книгу К.С.Льюиса “Хроники Нарнии”, которая рекомендована к прочтению для детей младшего школьного возраста. Что полезного почерпнет из нее ребенок? Что иные миры находятся за дверью платяного шкафа? Что Земля на самом деле плоская? Что весь мир и все живые существа созданы божеством Асланом? Отсылку к Библии не заметит только слепой, а надо ли это ребенку? Конечно, читается интересно, кто бы спорил, как интересно было в свое время читать насквозь идеологизированное творение Носова “Незнайка на Луне”. Но если советская агитка о борьбе с “проклятым капитализмом” содержала немало полезных сведений (например, по астрономии), изложенных в доступной форме, то “Хроники Нарнии” ничего подобного не содержат. Зато из подготовленных таким вот образом детей потом замечательным образом получаются истинно верующие — те, которые не задают вопросов.
И это не единичный пример — сотни их. Открываешь книгу, которую читал в детстве — интереснейшая книга, об, например, археологах, которым на каникулах помогают пионеры. Из этой книги я впервые узнал о том, кто такие древляне, что такое узорочье, почему степняки были врагами лесных славян. И вот на тебе — оказывается, в советское время автора душила цензура, а на самом-то деле он хотел написать о том, как школьники (уже и не пионеры, ясное дело) помогали восстановить деревенскую церковь. А об археологии — так, мельком. И не лень же было полностью переписывать текст...
Или вот книги для аудитории постарше — Дж.Р.Р.Толкин. Та же самая картина, что и в “Нарнии” — плоская Земля (странно, что про китов и черепаху не упомянули), “божественная” сила, которая сотворила все живое, та же философия (ни в коем разе не противься воле божества). Когда вышла трилогия-сиквел Перумова, истинные толкинисты начали громко ругать автора, а я прочел все три книги от корки до корки — и не пожалел. Перумов, чувствуется, тоже в детстве не в церковь ходил, а в планетарий — размазал кулаком по рылу всю рабскую идеологию.
Разумеется, это все сказки, а в сказку можно поместить и не такую ересь. Но на сказках, на минуточку, учатся! И все эти нарнии, средиземья и прочие плоскоземья — просто идеологическая бомба большой мощности, заложенная под будущие поколения. Даже американские кинофильмы типа “Чужого” или “Звездных войн” не столь вредны — все же про будущее, про космос. Про то, что Земля — она все-таки круглая...
Свидетельство о публикации №212111501277