О первопричинах

       Что такое «хорошо», а что такое «плохо»? Наверняка этот извечный вопрос, поставленный В. Маяковским в детском стихотворении, является предметом многочисленных споров философов многих поколений. Я сам нередко об этом задумывался, посему и решил написать данное сообщение. С одной стороны, если взять во внимание различные умозаключения, то окажется, что большинство из них сойдутся на том, что нет таких понятий как хорошее и плохое, ровно так же как добро и зло, что мир в целом нейтрален, и эта градация зависит лишь от субъективных качеств отдельного индивида. На этом данная тема вроде бы должна исчерпаться, но здесь я имею в виду несколько иное.
       Итак, как в дополнение к предыдущему абзацу, можно привести цитату Бенедикта Спинозы: «…благом является все то, что не только не вредит, но и способствует его укреплению…». Здесь с ним трудно не согласиться, однако это является лишь подмножеством всех тех благ, которые могут быть вообще. А теперь давайте подумаем. Скорее всего вы не раз слышали выражения типа «правильный человек», «он такой правильный» и тому подобное. А в чем заключается эта так называемая правильность? Для ребенка это послушание родителям, обязательное посещение школы, выполнение домашних заданий. Для взрослого, опять-таки, это добросовестное выполнение работы (причем не имеет значения какой именно), уважение к старшим, супружеская верность и так далее. Этот список можно продолжать бесконечно вплоть до соблюдения гигиены, нормированного режима дня, отсутствия вредных привычек и неупотребления бранных выражений. Каковы критерии правильности, и по каким критериям она отбирается? Может быть вопрос немного абсурдный, но я попробую подойти с другой стороны.
       Наверно многие из нас задумывались, какие иные формы жизни могут существовать во Вселенной, если ( а я верю, что есть) она существует еще где-либо. И если законов физики никто не отменял, то этические особенности (здесь можно сказать проще – искусство и духовность) стоят под большим риторическим вопросом. Предположим, что похожая на Землю планета, где атмосферное давление и разреженность воздуха примерно такая же. Из видов искусства возьмем музыку (поскольку я осведомлен больше в ней, чем в других видах). На Земле музыкальное искусство берет свое начало еще с древнейших времен. Еще до образования отдельных языков, люди уже мастерили (пусть примитивные) музыкальные инструменты. Постепенно стали вырабатываться определенные законы, которые одним из первых открыл Пифагор. Он ввел определенные соотношения между звуками, выражая их в числовой пропорции. Появилось понятие благозвучия (консонанса), и неблагозвучия (диссонанса). Дальнейшей истории развития я не могу описать точно, но последним из ярких реформаторов был Бах, который «замкнул» квинтовый круг. Я немного отклонился от главного вопроса, и теперь попробую его по-другому сформулировать: как при похожих условиях это развивалось бы в другом мире, на другой планете? Почему диссонансы звучат неприятно и грубо для нашего уха, а консонансы нет? Откуда мы взяли, что данные законы музыки являются правильными? Больше чем уверен, что и в другом мире (пусть в видоизмененном варианте и с другими обозначениями) музыка звучала бы так же. То есть, я не отрицаю появления иных жанров или музыкальных инструментов,  но гармония оставалась бы прежней! Это же касается и других видов искусства. Разница могла бы заключаться только в методе познания и не более. Значит, существует некая всеобщность всего, четкая система, под которую адаптировано все живое и неживое. Конечно же, вы можете меня оспорить, мол, заявлением «я больше чем уверен» ничего не докажешь и, может быть, стоило бы ограничиться одним первым абзацем и не умничать, но доля правды в этом должна присутствовать. Со времен Античности (как раз Пифагор разрабатывал эту теорию) существует мнение, что есть связь музыки и космоса. Это выражается в соотношении расстояний и радиусов планет и звуков в диапазоне октавы. Кому интересно, называется это музыка сфер.  Так же это имеет отношение к золотому сечению в живописи. Есть древние произведения искусства, которые выполнены согласно современным канонам. Немало известно людей, которые опередили свое время. Они интуитивно чувствовали, как бы прикасались к еще неоткрытым законам, но с учетом определенного (раннего) развития цивилизации просто не могли это обосновать! Более того, еще чаще происходили случаи, когда ряд независимых ученых (а так же деятелей искусства) делали одинаковые открытия. Конечно, как я говорил выше,  законом физики никто не отменял и они едины, но ведь творчества это тоже касается.


Рецензии