Философские тетради. Часть 6
Философские тетради. Часть VI.
Раймонд Моуди «Жизнь после жизни», М.,-Р., 1991 г. Краткие тезисы.
Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела.
Человек умирает, и в тот момент, когда его физические страдания достигают предела, он слышит, как врач признает его мертвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время он чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный тоннель. После этого он обнаруживает себя вне своего физического тела. Вскоре к нему приходят души других людей, чтобы встретить и помочь ему. Он видит души умерших родственников и друзей, и перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал.
Свидетельства людей (более 100), переживших клиническую смерть, поразительно сходны, вплоть до отдельных деталей.
На что похожа смерть?
«Все страдания исчезают».
«Я двигался с огромной скоростью сквозь черный, темный вакуум».
«Это было ощущение полного мира и спокойствия, совсем никакого страха».
«Я был в очень темной и очень глубокой долине. В Библии – «долина тени смертной».
«После того, как я вернулась обратно, я проплакала целую неделю из-за того, что должна была опять жить в этом мире, после того, как я увидела тот».
«Я слышала голос, говоривший мне, что я должна вернуться обратно, и я не чувствовала страха».
Умирающие пациенты продолжают отчетливо сознавать то, что происходит вокруг них и после того, как их считают клинически мертвыми.
Все эти пациенты пережили выход из своего физического тела, сопровождающийся ощущением необычайного мира и полноты. Многие из них свидетельствуют об общении с другими лицами, которые помогали им в переходе в другой план бытия.
Большинство были встречены людьми, которые их когда-то любили и умерли ранее, или же религиозными персонажами, которым они придавали серьезное значение при жизни и которые соответствовали их религиозным верованиям.
В «Илиаде» Гомер называет сон «братом смерти».
По более древней концепции, определенная часть человеческого существа продолжает жить даже после того, как физическое тело прекращает функционировать и полностью разрушается. Эта постоянно существующая часть имеет много названий: психика, душа, разум, «Я», сущность, сознание.
Представление о том, что человек переходит в какой-то иной мир, после физической смерти, является одним из наиболее древних человеческих верований.
С самых древних времен захоронения во всех районах мира свидетельствуют о вере в продолжение существования человека после смерти его тела.
Одни говорят, что смерть это исчезновение сознания, другие утверждают, что смерть есть переход души или разума в другое измерение реальности.
«Федон» Платона, в котором в числе других вопросов обсуждается проблема бессмертия.
Около 150 случаев могут быть разделены на 3 категории:
1.Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы.
2.Опыт людей, которые в результате аварии или опасного ранения или болезни были очень близки к состоянию физической смерти.
3.Ощущения людей, которые находились при смерти и рассказывали о них другим людям, находившимся рядом. Позднее эти другие передавали автору то, что рассказывали умирающие.
Опыт умирания.
Человек умирает, и в тот момент, когда его физические страдания достигают предела, он слышит, как врач признает его мертвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время он чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный тоннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, но еще в непосредственном физическом окружении, он видит свое собственное тело на расстоянии, как посторонний зритель. Он наблюдает за попытками вернуть его к жизни, обладая этим необычным преимуществом, и находится в состоянии некоторого эмоционального шока. Через некоторое время он собирается с мыслями и постепенно привыкает к своему новому положению. Он замечает, что он обладает телом, но совсем иной природы и с совсем другими свойствами, чем то физическое тело, которое он покинул. К нему приходят души других людей, чтобы встретить его и помочь ему. Он видит души уже умерших родственников и друзей, и перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Это существо без слов задает ему вопрос, позволяющий ему оценить свою жизнь, и проводит его через мгновенные картины важнейших событий его жизни, происходящие перед его мысленным взором в обратном порядке. В какой-то момент он обнаруживает, что приблизился к некоему барьеру или границе, представляющей раздел между земной и последующей жизнью. Однако он обнаруживает, что должен вернуться обратно на землю, что час его смерти еще не наступил. В этот момент он сопротивляется, т.к. теперь он познал опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Он переполнен ощущением радости, любви и покоя. Несмотря на свое желание, он, тем не менее, каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается к жизни. Позднее он пытается рассказать обо всем этом другим, но ему трудно это сделать. Ему трудно найти в человеческом языке адекватные категории для описания этих неземных событий. Пережитые события оказывают глубокое влияние на его жизнь и особенно на его представление о смерти и ее соотношение с жизнью.
1.Несмотря на поразительное сходство между отдельными рассказами, никакие два из них не были совершенно идентичными.
2.Нет ни одного человека, в рассказе которого присутствовали бы все до одного элементы обобщенного опыта.
3.Не было ни одного элемента обобщенного опыта, который встретился бы в рассказах абсолютно всех людей. Но некоторые из этих элементов были почти универсальными.
4.Нет ни одного элемента, который встретился бы всего лишь в одном рассказе.
5.Очередность, в которой умирающий человек проходит различные этапы, может отличаться от той, которая дана в теоретической модели. Разные люди рассказывают, что они видели «светящееся существо» до того или одновременно с тем, как они покинули свое физическое тело, а не так, как это дано в модели, т.е. некоторое время спустя.
6.Насколько далеко заходит умирающий в прохождении этапов полной последовательности событий, зависит от того, действительно ли он был в состоянии клинической смерти и если да, то как долго длилось это состояние.
Люди, которые были «мертвыми», пережили более яркий и полный опыт, чем те, которые приблизились к смерти, а те, которые были «мертвы» в течение более длительного периода, зашли дальше тех, которые были «мертвы» в течение короткого промежутка времени.
7.Несколько человек были признаны умершими, реанимированы и в своем последующем рассказе не упоминали ни об одном из этих общих элементов. Есть люди, которые были признаны умершими неоднократно с разрывом в несколько лет. Они рассказывали, что не испытывали ничего в одном случае, но обрели достаточно полный опыт в другом.
Этапы и события, сопутствующие процессу умирания.
1.Невыразимость.
События, пережитые теми, кто непосредственно приблизился к смерти, лежат настолько вне общечеловеческого опыта, что возникают определенные лингвистические трудности при попытках выразить, что с ними произошло. Люди, испытавшие это, все как один, характеризуют свой опыт, как не поддающийся описанию, т.е. «невыразимый».
2.Способность слышать происходящее.
Многие говорили, что они слышали, как врачи или другие присутствующие признавали их умершими.
«После введения препарата у меня остановилось сердце. Я слышала, как врач подошел к телефону, как он набрал номер, что он говорил. Но я знала, что я не умерла. Я пыталась шевельнуться или дать им знать, но не могла. Когда они пытались реанимировать меня, то я слышала, о чем они говорили, но не чувствовала уколов от игл. Я совсем ничего не чувствовала, когда ко мне прикасались».
3.Ощущение мира и покоя.
Многие люди описывают исключительно приятные ощущения и чувства во время первых этапов своего опыта.
«Такое ощущение, словно я парю в воздухе в темном пространстве. Когда я находился в этой темноте, мне было тепло и приятно, как никогда».
«Я не чувствовала ничего, кроме мира, облегчения, покоя. Все мои тревоги исчезли».
«У меня было огромное ощущение одиночества и мира. В душе у меня было чувство покоя».
4.Шум.
Во многих сообщениях упоминается о разного рода необычных слуховых ощущениях в момент смерти или перед этим. Иногда они крайне неприятны.
«Очень неприятный жужжащий звук, шедший изнутри моей головы. Он очень раздражал меня».
«Громкий звон; его можно описать, как жужжание. И я была, как во вращающемся состоянии».
«Громкое щелканье, рев, стуки», «свистящий звук, похожий на ветер».
«Нечто похожее на колокольный звон где-то вдалеке, словно доносимый ветром. Это звучало, как японские ветряные колокола».
«Начала слышать какую-то музыку, величественную, действительно прекрасную музыку».
5.Темный тоннель.
Часто, одновременно с шумовым эффектом, у людей возникает ощущение движения с очень большой скоростью через какое-то темное пространство.
«Я ушел в эту темную пустоту. Казалось, что я находился там длительное время, просто паря и кувыркаясь в пространстве».
«Ощущение, будто я двигаюсь через глубокую, очень темную долину. Темнота была глубокой и такой непроницаемой, что я не мог видеть абсолютно ничего, но это было самое чудесное, свободное от тревог состояние, какое только можно себе представить».
«Я вошла вперед головой в узкий и очень, очень темный коридор. Казалось, он был как раз по мне. Я начала скользить вниз, вниз, вниз».
«Было ощущение абсолютного мира и покоя, совсем не было страха, и я обнаружила, что нахожусь в тоннеле, состоящем из концентрических кругов».
«Я очутился в очень темной, очень глубокой долине. Там была тропа, и я шел по этой тропе. В Библии – «долина тени смертной».
6.Вне тела.
Умирающий бывает изумлен после того, как пройдет через темный тоннель, потому что в этот момент он обнаруживает, что смотрит на свое физическое тело извне, будто он посторонний наблюдатель, «третье лицо», потому что видит людей и события, происходящие как бы на сцене или в кино.
«Я видел свое тело со спины и немного справа. В это время я чувствовал, что у меня все еще есть какая-то телесная оболочка, хотя я и был вне своего тела. У меня было ощущение легкости, которое почти невозможно описать. Я казался себе перышком».
«Я почувствовала, что я отделилась от своего тела, проскользнула между матрацем и перилами с одной стороны кровати. Затем я стала медленно подниматься вверх. Я все видела, все происходящее в палате, паря под самым потолком и глядя вниз».
«Я несся через темное замкнутое пространство. Это произошло очень быстро. Затем я словно бы парил на высоте около 5 футов над улицей примерно в 5 ярдах в стороне от машины. Я все видел».
У людей, обнаруживших, что они попали в подобное положение, возникают совершенно непредсказуемые мысли и чувства. Многие считают возможность пребывания вне тела настолько невероятной, что даже пережив это, они испытывают полное смешение мыслей относительно этого события и в течение длительного времени не связывают его со смертью. Они удивляются, что с ними происходит, почему они вдруг видят себя со стороны, как посторонние наблюдатели. Большинство отмечает, что они сначала испытывают нечаянное желание возвратиться обратно в свое тело, но не имеют ни малейшего представления, как это сделать. Другие испытывают очень сильный панический страх.
«Меня окружил густой, серый туман, и я покинул свое тело. У меня было ощущение, будто я плыву в воздухе. Когда я почувствовал, что уже ушел из тела, я посмотрел назад и увидел себя самого на кровати внизу. У меня не было страха. Был покой, очень мирный и безмятежный. Я почувствовал, что если не вернусь обратно в свое тело, то я умру».
Некоторые испытывают чувство отчуждения по отношению к своему телу.
«Я ясно увидел свое тело целиком, с расстояния примерно 5 футов».
Один врач рассказывал, как во время клинической смерти он находился рядом с кроватью, глядя на свой собственный труп, который принял уже пепельно-серый оттенок, свойственный мертвым телам. Он не хотел находиться возле этого предмета, так похожего на мертвое тело, даже если оно было им.
«Я абсолютно ничего не испытывала по отношению к телу. Словно это был совсем другой человек, или даже предмет. Я знала, что это мое тело, но я не испытывала к нему никаких чувств».
Несмотря на сверхъестественность бестелесного состояния, человек оказывается в подобном положении настолько внезапно, что требуется некоторое время, прежде чем до его сознания доходит значение того, что он переживает. Он может какое-то время находиться вне тела, отчаянно пытаясь разобраться во всем, что с ним происходит и что проносится в его мозгу, прежде чем он осознает, что он умирает, или даже умер.
Когда человек, наконец, понимает, что он умер, это может оказать на него колоссальное эмоциональное воздействие и вызвать поразительные мысли.
Но даже тогда, когда человек осознает, что произошло, он все еще может сопротивляться или даже просто отказываться принять свое состояние.
«Я решила подождать, пока уляжется возбуждение, и когда унесут мое тело, а затем уже попытаться представить себе, куда мне отсюда направиться».
В одном или двух случаях умирающие, чья душа, разум, сознание отделились от тела, говорили, что после этого они не чувствовали, чтобы у них вообще была какая-нибудь «телесная» оболочка. Они воспринимали себя как «чистое» сознание. По словам одного человека, у него было ощущение, что он мог видеть все вокруг себя, в т.ч. и свое собственное тело, лежащее на кровати, и при этом не занимал никакого места, будто он был сгустком сознания.
Большинство утверждало, что они очутились в другом теле после того, как вышли из своего физического тела.
Умирающие первоначально осознают существование своего духовного тела из-за ограниченности его возможностей, они обнаруживают, что, находясь вне своего физического тела, они тщетно пытаются сообщить окружающим о своем состоянии, - никто их не слышит.
«Я находилась словно на пьедестале, не на большой высоте, так что могла глядеть поверх врачей. Я пыталась говорить с ними, но никто не слышал меня».
В дополнение к тому, что он не может быть услышан людьми, находящимися вокруг него, человек, обладающий духовным телом, скоро обнаруживает, что он также и невидим для окружающих. Его духовное тело не имеет также плотности. Похоже, что физические объекты, окружающие его, с легкостью проходят сквозь него, и он не может схватить какой-либо предмет или человека, к которым он пытается прикоснуться.
«Врачи массировали мое тело, стараясь оживить меня. Я пытался помешать их рукам бить по моему телу, но у меня ничего не выходило. Я не мог отодвинуть их руки. Было так, словно я прикасался к их рукам и пытался оттянуть их, но когда я наносил удар, их руки оставались на том же месте. Я не знаю, проходила ли моя рука сквозь их руки или мимо них. Я не чувствовал никакого прикосновения их рук, когда я пытался отодвинуть их».
«Они продолжали идти, глядя прямо перед собой. Когда они подошли совсем близко, я пытался повернуться, чтобы освободить им дорогу, но они просто прошли сквозь меня».
Это духовное тело невесомо. Они обнаруживают, что взлетают к потолку или в воздух. Многие описывают «ощущение полета», «чувство невесомости», «ощущение, будто плывешь» в связи с новым своим телом.
По сообщениям нескольких человек, они, находясь в духовном теле, осознавали, что они лишены ощущения веса, движения и расположения в пространстве.
Он может пройти сквозь дверь. Путешествие в этом состоянии, как только он освоится с этим, делается крайне легким. Физические объекты не составляют никаких препятствий, а перемещение с одного места на другое может быть очень быстрым, почти мгновенным.
Хотя духовное тело и незаметно для людей, обладающих физическими телами, оно есть нечто, хотя его и невозможно описать. Оно имеет форму или очертания (иногда округлую, или в виде бесформенного облака, иногда существенно напоминающую очертания физического тела), или даже отдельные части (выступы или поверхности, аналогичные рукам, ногам, голове и т.д.) – «туман», «облако», «подобие дыма», «нечто прозрачное», «цветное облако», «что-то тонкое», «сгусток энергии».
Когда находишься вне тела, времени не существует.
«С момента аварии я потерял чувство времени и ощущение физической реальности в отношении своего тела – я потерял контакт со своим телом. Моя сущность или мое «Я», или мой дух, я почувствовал, что оно как бы выходит из моего тела, из меня вверх, через голову. Это не причинило боли, просто словно оно поднималось и было надо мною. Моя сущность ощущала себя как некоторую плотность, однако все же не физическую плотность, скорее это походило на какую-то волну или нечто, сходное с ней. Это не было вполне физической реальностью, а напоминало некий заряд. Но это ощущалось как нечто вполне реальное. Оно было небольшим по объему и воспринималось как шар с нечеткими границами. Можно было бы сравнить это с облачком. Оно выглядело почти так, будто оно имело оболочку. Когда оно вышло из моего тела, то казалось, что у него имеется две как бы вытянутости: длинная спереди и короткая сзади. Оно ощущалось как очень легкое. В моем физическом теле отсутствовало напряжение. Это ощущение полностью исчезло. Мое тело не имело веса. Когда моя сущность остановилась над моей головой, это походило на то, что она как будто размышляла, покинуть тело или вернуться в него. Казалось, что и тогда время еще не двигалось».
«Когда я вышла из своего физического тела, это выглядело так, будто я действительно вышла из своего тела и вошла во что-то другое. Я не думаю, что это было просто ничто. Это было другое тело. Но не настоящее человеческое тело. Оно было несколько иным. Оно не соответствовало в точности человеческому телу, но и не было бесформенной массой. По форме оно походило на тело, но было бесплотным. У меня было то, что можно назвать руками. Все это, казалось, происходило очень быстро. Время утратило свою обычную реальность, но в то же время оно и не исчезло совсем. События как будто начинают протекать быстрее после того, как покидаешь свое тело».
«Я несколько раз покидал свое тело и возвращался в него. Я видел свое физическое тело прямо сверху. В то же время я находился, тем не менее, в теле, но не в физическом, а в ином, - некий вид энергии. Оно прозрачно и духовно, в противоположность материальным предметам. У него определенно имелись отдельные части».
«Я ощутил, будто я стал подобен круглому мячу или стал похож на маленькую сферу внутри этого мяча».
«Я был вне моего тела и смотрел на него с расстояния примерно ярдов 10, но я осознавал себя так же, как в обычной жизни. То, в чем помещалось мое сознание, по объему было таким же, как и мое прежнее физическое тело. Но я не был в теле, как в таковом. Я мог ощущать местонахождение моего сознания, как некую капсулу или нечто похожее на капсулу и обладающее отчетливой формой. Оно было как бы прозрачным и невещественным. Она представляла собой просто небольшой сгусток энергии».
«Я сохранила ощущение своего тела: с руками, ногами и всем прочим. Но при этом я была невесомой».
«Я находилась как бы над телом, под потолком. Я все же обладала телом. Я вытянулась и смотрела вниз. Я могла двигать ногами и заметила, что одна из них теплее, чем другая».
Мышление в этом духовном состоянии осуществляется совершенно беспрепятственно. Люди, пережившие такой опыт, несколько освоившись со своим новым положением, начинали мыслить яснее и быстрее, чем во время своего физического бытия.
«Когда сознание совершенно отчетливо – это так приятно. Мое сознание могло воспринимать все явления и сразу разрешать возникающие вопросы».
Ощущения, которые соответствуют физическому слуху и зрению, остаются неизменными и для духовного тела. Они даже становятся более совершенными по сравнению с физическим состоянием.
«Я просто не мог понять, как я могу видеть так далеко».
«Мне казалось, что это духовное зрение не знает границ, т.к. я могла видеть, что угодно и где угодно».
«Когда я всматривалась, то предмет сразу же приближался ко мне, точно как в оптическом устройстве. Мне казалось, что часть меня, т.е. мое сознание, остались на месте, в нескольких ярдах от моего тела. Мне казалось, что бы ни происходило в любой точке земли, я при желании могла бы там быть».
Большинство свидетельствует о том, что они на самом деле слышали не физический звук или голос. Им скорее казалось, что они воспринимают мысли окружающих лиц и этот же механизм непосредственной передачи мыслей играет очень важную роль на поздних стадиях опыта смерти.
«Я могла видеть окружающих меня людей и понимать все, о чем они говорят. Я не слышала их так, как слышу вас. Это больше походило на то, будто я узнавала, что они думают, но это воспринималось только моим сознанием, а не через то, что они произносили. Я уже понимала их буквально за секунду до того, как они открывали рот, чтобы что-то сказать».
Даже жесткая травма физического тела не оказывает каких-либо вредных последствий на ощущение духовного тела.
«Я был вне своего тела. Я мог ощущать мое тело так, будто оно было целым. Я ощущал себя целым и я чувствовал, что я весь там, т.е. в духовном теле, хотя это было не так».
В этом бестелесном состоянии личность как бы отделена от себе подобных. Человек может видеть других людей и целиком понимать их мысли, но они не могут ни видеть, ни слышать его. Связь с другими людьми совершенно прерывается, даже при помощи осязания, т.к. его духовное тело лишено плотности. После некоторого времени нахождения в таком состоянии, человеком овладевает острое чувство изолированности и одиночества.
«Все, что я видел и переживал в то время, было так прекрасно, что просто невозможно описать. И я уже тогда чувствовал, что никогда не смогу пересказать кому-либо увиденное мною. Я чувствовал, что нахожусь в мире, совершенно изолированном от всего остального».
«Я не мог что-либо трогать или передвигать, не мог контактировать с кем-либо из окружавших меня людей. Это было ощущение страха и одиночества, ощущение полной изоляции. Я знал, что я был совершенно одинок, только с самим собой».
«Я осознавал свое полное, абсолютное одиночество, как будто я был гостем из другого мира. Все связи оборвались. Как будто там не было любви или других чувств».
Вскоре чувство одиночества, охватывающее умирающего человека, рассеивается по мере того, как он глубже и глубже погружается в это состояние. Перед умирающим начинают появляться другие лица с тем, чтобы помочь ему в этом переходном состоянии. Они воспринимаются как души других людей, часто те, кто был близким родственником или другом «умершего» и которых он хорошо знал при жизни.
Встреча с другими.
В тот момент, когда они умирали – иногда это было в самом начале, а иногда после других событий, связанных с умиранием, - они начинали осознавать близкое присутствие других духовных существ. Эти существа присутствовали рядом с ними, чтобы помочь совершить умирающим переход в новое состояние. В двух случаях их присутствие имело целью сообщить умирающему, что время его смерти еще не наступило, и что он должен вернуться в свое физическое тело.
«Все присутствующие здесь люди – а их было довольно много – парят под потолком комнаты. Это были все люди, которых я знала в моей жизни, но которые уже умерли. Это выглядело так, что я видела, главным образом, их лица и чувствовала их присутствие. Все они выглядели очень приветливыми. Было очень хорошо от того, что они были рядом. Я чувствовала, что они пришли, чтобы защитить или сопровождать меня. Все это время меня не покидало чувство света и радости».
В других случаях души людей встречаются с лицами, которых они не знали в своей физической сущности жизни.
«Я видела этого человека, его дух. Казалось, он не имеет определенного возраста. Да я и сама не имела никакого чувства времени».
Некоторые считали, что существа, которые их встречали, были «духами-хранителями»: одному человеку такой дух сказал: «Я должен помочь тебе пройти эту стадию твоего бытия, но сейчас я собираюсь вернуть тебя обратно к другим».
«Я слышал голос, но это не был человеческий голос, и его восприятие находилось за границей физических ощущений. Этот голос говорил мне, что я должен вернуться назад, и я не чувствовал страха перед возвратом в свое физическое тело».
Духовные существа могут иметь неопределенную форму.
«Когда я стремился узнать, что происходит, я всегда получал мысленный ответ от кого-нибудь из находящихся вокруг людей о том, что все в порядке, что я умираю, но что все будет хорошо, так что мое состояние не беспокоило меня».
Светящееся существо.
Наиболее невероятным была встреча с очень ярким светом. Вначале этот свет кажется довольно тусклым, затем он становится ярче, пока, наконец, не достигнет неземной яркости. Но даже тогда, когда этот свет – «белый» или «ясный» - становится неописуемо ярким, он не причиняет боли их глазам, не ослепляет их и не мешает им видеть другие предметы, окружающие их. Ни один не сомневается в том, что это было светящееся существо. Это существо обладало личностью. Любовь и тепло, которые исходят от этого существа к умирающему, нельзя описать никакими словами. Умирающий чувствует, что этот свет окружает и влечет его, чувствует полное облегчение и тепло в присутствии этого существа. Он ощущает неотразимое влечение к этому свету и необъяснимым образом притягивается к нему.
Большинство (христиане) считают, что этот свет есть ничто иное, как Христос. Евреи называют свет «ангелом».
Вскоре после своего появления существо вступает в контакт с пришедшим человеком. Это прямая связь того же типа, когда личность, находясь в духовном теле, может «улавливать мысли» тех, кто ее окружает. Они не слышали физического голоса или звуков, исходящих от существа, и не отвечали ему слышимыми звуками. Происходила непосредственная передача мыслей, но в такой ясной форме, что какое-либо непонимание или ложь по отношению к свету были невозможны.
Это общение происходит даже не на родном языке человека. Однако он прекрасно все понимает и воспринимает мгновенно. Он не может даже перевести происходящий во время предсмертного состояния обмен мыслями на тот язык, на котором он должен объясняться после своего возвращения к жизни.
Светящееся существо почти тотчас же передает некоторую определенную мысль лицу, перед которым оно появилось.
«Считаете ли вы, что жизнь, которую вы прожили до этого момента, действительно была прожита не зря, с точки зрения того, что вы узнали теперь?». Этот вопрос задается без осуждения. Ни обвинения, ни угрозы в вопросах не содержится. Содержание вопроса заставляет их подумать о своей жизни, вызвать их на откровенность.
Это вопрос, который задается, чтобы повести человека по пути правды о самом себе.
Картины прошлого.
Светящееся существо, далее, показывает человеку картины, как бы обзор его жизни. Светящееся существо знает всю жизнь человека и не нуждается в информации.
Эти воспоминания следуют быстро одно за другим, в хронологическом порядке. Другие же совсем не ощущают никакой временной последовательности. Воспоминания были мгновенными, все картины прошлого одновременны, и человек мог охватить их все сразу, одним мысленным взором.
Этот обзор, всегда описываемый, как некий экран видимых образов, несмотря на его скорость, оказывается невероятно живым и реальным.
Картины бывают цветными, трехмерными и даже двигающимися.
Картины сменяют друг друга, каждая из них отчетливо узнается и воспринимается. Переживаются заново даже эмоции и чувства.
Обзор включает все, что было в жизни, от самых незначительных деталей до наиболее важных событий. Некоторые видели наиболее замечательные моменты своей жизни.
Светящееся существо подчеркивает, что в жизни самыми важными являются две вещи: научиться любить других людей и приобретать знания.
Граница или предел.
Пациента приближались к чему-то, что можно было бы назвать границей или каким-то пределом: в виде какого-то водного пространства, серого тумана, двери, ограды, тянущейся через поле, или просто линии.
Возвращение.
Все люди пережили возвращение обратно от какого-то момента их предсмертного опыта. В момент возвращения наблюдается изменение их отношения к происходящему.
В первые мгновения их смерти доминирует безумное желание вернуться обратно в тело и горестное переживание своей кончины. Когда умерший достигает определенных стадий умирания, он не хочет возвращаться обратно, и он даже сопротивляется возвращению в свое тело.
В некоторых случаях людям кажется, что молитвы или любовь других людей, их близких, могут возвращать их обратно, независимо от их собственного желания.
В немногих случаях люди, вернувшиеся обратно, проходили с большой скоростью через тот же самый тоннель, в котором они оказались в самом начале своего опыта.
В очень немногих случаях возврат происходит «через голову». Обычно ощущения и отношение к происходящему, связанные с данным опытом, несколько запаздывают по времени и осознаются тогда, когда кризис уже миновал.
Внетелесный опыт довольно часто случается с людьми во время сильных болей и травм, потому что душа в этих случаях оставляет тело.
Влияние на жизнь.
У людей изменилось отношение к физической жизни, к которой они вернулись. Опыт делает для них жизнь гораздо более ценной. Некоторые упоминают о том, что изменился их взгляд на соотношение ценности физического тела и его разума.
Некоторые рассказывали о том, что они приобретали или замечали за собой интуитивные способности, находящиеся на границе психики.
«Я ощущаю себя как бы духовно обновленным. Я сразу оказываю на людей умиротворяющее воздействие, когда они взволнованы. Я теперь лучше чувствую людей, могу быстрее улавливать их состояние».
«Я чувствую, когда в жизни других людей происходят какие-то неприятности».
«Я чувствую, что могу улавливать мысли и чувства людей. Я хорошо чувствую, когда человек чем-то обижен. Я часто могу сказать, что человек хочет сказать еще до того, как он начнет говорить.
Многие подчеркивают важность приобретенных знаний. В течение опыта им было сообщено, что накопление знаний продолжается даже после жизни.
«Неважно, в каком вы возрасте, не переставайте учиться. Обучение – это процесс, уходящий в вечность».
Никто не говорил, что выходил из этого опыта с чувством морального «очищения» или совершенства. Никто не высказывал чувства превосходства. Большинство вынесли впечатление, что они должны еще к чему-то стремиться, чего-то достигать. Их видения поставили перед ними новые цели, новые моральные принципы и определенное указание жить в соответствии с ними, но без ощущения мгновенного спасения или непогрешимости.
Новое отношение к смерти.
Состояние смерти не представляется чем-то страшным, угрожающим.
«После этого опыта ощущение страха исчезло. Я больше не чувствую себя ужасно на похоронах. Я даже рад за умерших, потому что знаю, где находятся те, которые умерли».
«Я не боюсь смерти, потому что я знаю, куда пойду после того, как оставлю этот мир, т.к. я уже была там раньше».
Основная причина, из-за которой смерть перестает быть чем-то устрашающим, заключается в том, что человек, переживший подобный опыт, уже не сомневается в том, что жизнь не прекращается со смертью тела. Причем для такого человека это уже не абстрактная возможность, а факт из его собственного опыта.
Смерть есть переход из одного состояния в другое, или выход сознания на более высокий уровень бытия.
«Если бы вы пережили то же самое, что и я, то вы бы сердцем знали, что нет другой такой прекрасной вещи, как смерть. Вы просто переходите из одного состояния в другое».
«Жизнь подобна тюремному заключению, но в этом состоянии мы просто не понимаем, какой тюрьмой является для нас наше тело. Смерть подобна освобождению, выходу из тюрьмы».
Ни один не упоминал о небесах с жемчужными вратами, улицами, вымощенными золотом, и крылатыми ангелами, играющими на арфах; ничего не говорилось об адском пламени и чертях с вилами.
Многие приходят к новой модели и новому пониманию сущности потустороннего мира: тот мир есть не односторонний суд, а скорее совместное развитие в направлении максимального самораскрытия, самореализации. Развитие души, особенно в отношении духовных способностей к любви и познанию, не прекращается со смертью тела. Оно продолжается и по другую сторону нашего бытия, возможно, вечно или в течение какого-то периода, причем с такой углубленностью, о которой мы можем только догадываться «как бы сквозь тусклое стекло» (1Кор.13,12).
Подтверждение.
Многие люди сообщают о том, что они были вне своего тела, видели события, совершающиеся в физическом мире. Эти сообщения в большинстве случаев подтверждаются другими свидетелями.
Пациенты могли детально и правильно описать процедуру реанимации, тогда как врачи, проводившие реанимацию, точно знали, что пациенты мертвы.
Одна девушка рассказывала, что пока она была мертва и находилась вне своего тела, она прошла в другую комнату. Потом она достоверно рассказывала о том, что в этой комнате происходило.
В большинстве случаев подтверждающие события удостоверялись только самими лицами, пережившими умирание или одним-двумя близкими друзьями, или родственниками.
Имеются уникальные моменты, когда светящее существо заранее говорит этому человеку о неминуемой смерти, но впоследствии решает сохранить ему жизнь.
Параллельные свидетельства встречаются в древних эзотерических писаниях совершенно различных цивилизаций, культур, районов.
Библия.
В целом Библия очень мало говорит о событиях, наступающих после смерти и о природе потустороннего мира.
Только два текста во всем Ветхом Завете говорят о жизни после смерти.
Исайя 26.19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте поверженные во прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов».
Дан. 12.2: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».
В обоих текстах говорится о воскресении физического тела, и физическая смерть сравнивается в обоих случаях со сном.
В обсуждении природы посмертной жизни апостол Павел отвечает, что за тело будут иметь мертвые.
1 Кор. 15, 35-52: «Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная слава земных… Так и при воскресении мертвых сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в унижении, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… Говорю вам тайну; не все мы умрем, но все изменится вдруг, в мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».
Во всех случаях подчеркивается нематериальность духовного тела, отсутствие физической субстанции. Павел говорит, что в то время, как физическое тело может быть слабым и безобразным, духовное тело прекрасно и сильно. Это напоминает один из отчетов предсмертного сознания, когда духовное тело было цельным и прекрасным, в то время как физическое было искалеченным. Имелся и другой пример, в котором духовное тело не менялось с возрастом, т.е. не было подвластно времени.
Платон (428-348 г.г. до н.э.).
Оставил 22 философских диалога.
Он был великим ясновидцем, который говорил, что полная истина приходит, как мистическое откровение и внутреннее озарение. Он считал, что имеются планы и разрезы реальности, в которых физический мир может быть понят только по отношению к другим, высшим планам реальности. Его интересовала сфера сознательного в человеке, его душа, разум. Он рассматривал физическое тело лишь как временную оболочку души. Он не мог не размышлять о судьбе души после физической смерти (диалоги Федон, Георгиес и Республика).
В сочинениях Платона немало описаний смерти. Платон определяет смерть, как отделение внутренней части живого существа, т.е. души, от физической части, т.е. от тела. Эта внутренняя часть человека менее ограничена, чем его физическое тело. Время является элементом лишь физического, чувственного мира. Другие явления вечны.
«Время – подвижный, нереальный отсвет вечности».
Душа, отделенная от тела, может встречаться и разговаривать с душами других; как она переходит от физической жизни к следующему этапу существования; как на новом этапе ее опекают «берегущие» духи. Люди могут быть встречены в час смерти лодкой, которая перевезет их «на другой берег» их посмертного существования.
«Федон» - тело есть тюрьма души, смерть является освобождением из этой тюрьмы.
Древняя точка зрения на смерть – сон и забытье.
Душа приходит в человеческое тело из высшего и более священного мира; рождение есть сон и забытье, поскольку душа, родившись в теле, переходит из глубокого познания к низшему и забывает истину, которую знала в преджизни (низвержение Адама и Евы из «рая» - в «жизнь»).
Смерть является пробуждением и воспоминанием. Душа, отделившаяся от тела, может думать и рассуждать более ясно, чем раньше, и различать вещи гораздо яснее. После смерти душа предстает перед судьей, который показывает человеку дела, - как хорошие, так и плохие, - и заставляет душу смотреть на них.
В кн. 10 «Республики» - Эр, греческий солдат, описывает, что он увидел во время своего путешествия под землю. Когда его душа вышла из тела, он присоединился к другим душам. Там были тропинки, ведущие от земли в царство будущей жизни. Здесь Эр и другие души были остановлены и судимы какими-то священными существами, которые могли показать сразу все, что душа совершила за время своего земного существования. Эра не судили. Другие души сказали ему, что он должен идти обратно к людям, чтобы сообщить им, каков другой мир. Эр не знает, как он вернулся в свое тело. Он проснулся на погребальном костре.
Платон предупреждает, что точное описание деталей мира после смерти является в лучшем случае вероятностью. Наши души не могут видеть реальность, пока они не освобождены от иллюзий и искажений физических чувств.
Человеческий язык не способен прямо выразить подлинные реальности. Слова скорее скрывают, чем раскрывают истинную природу вещей.
«Тибетская книга мертвых».
Эта книга составлялась в течение многих веков из учений мудрецов предисторического Тибета, передаваемых в устной форме. Она была написана в VII в. н.э., но даже и тогда ее тщательно скрывали, чтобы она не попала случайным людям.
Мудрецы, которые ее составляли, рассматривали умирание как искусство. Умирание могло принять должный или не должный вид, в зависимости от того, был ли подготовлен человек, чтобы хорошо умереть.
Чтение этой книги было частью похоронной церемонии или ее читали умирающему в последние секунды его жизни.
Она осуществляла две функции:
1.Помочь умирающему пережить необычайное явление в момент самого умирания.
2.Помочь тем, кто живет, правильно думать о смерти и не задерживать умирающего своей любовью и эмоциями, чтобы он мог уйти в правильном духовном состоянии, освобожденный от всех физических тревог.
Книга содержит пространные описания стадий, которые душа переживает после физической смерти. Соотношения между различными стадиями смерти похожи на те, о которых рассказывали люди, испытавшие клиническую смерть.
Тибетская книга описывает мгновения, когда душа отделяется от тела. На какое-то время душа погружается в забвение и находится как бы в пустоте, но не физической пустоте, хотя и сохраняет сознание.
Умирающий может слышать тревожные и пугающие звуки, похожие на ветер, и чувствовать себя окруженным серой, мутной атмосферой.
Он очень удивлен тем, что находится вне своего физического тела. Он видит своих родственников и друзей, рыдающих над его телом, которое они приготавливают к погребению. Но когда он пробует отозваться, никто не видит его и не слышит его. Он еще не осознает, что он мертв, и он смущен. Когда он наконец осознает, что он умер, он недоумевает, куда идти и что делать. Ненадолго он остается на том же месте, где он жил.
Он замечает, что у него по-прежнему есть тело, называющееся сияющим телом, которое состоит из нематериальной субстанции. Он может подниматься на скалы, проходить сквозь стены, не встречая ни малейшего препятствия. Его движения совершенно свободны. Где бы он ни захотел быть, он в тот момент является туда. Его мысль и ощущения неограниченны. Его чувства близки к чудесному. Если он в физической жизни был слепым, глухим или искалеченным, он с удивлением чувствует, что его сверкающее тело усилилось и восстановилось. Он может встретить другие существа, находящиеся в таком же состоянии.
«Тибетская книга мертвых» описывает чистый и ясный свет, от которого исходят только любовь и сочувствие. Книга описывает чувство безмерной радости и покоя, а также нечто вроде «зеркала», в котором отражена вся жизнь человека и все его дела – дурные и хорошие. Существа, которые судят его, видят его жизнь в этом зеркале. Никаких ухищрений здесь не может быть: лгать о своей жизни становится невозможным.
«Тибетская книга мертвых» включает много более поздних стадий смерти.
Шведский ученый Эммануэль Сведенборг (1688-1772) в конце жизни пережил духовный кризис и стал рассказывать о том, как он вошел в контакт с духовными явлениями потустороннего мира.
«Человек не умирает, он просто освобождается от физического тела, которое было ему нужно, когда он был в этом мире… Человек, когда он умирает, лишь переходит из одного состояния в другое».
Общение с духами-«ангелами» - это была почти непосредственная передача мыслей.
«Духи общались между собой на универсальном языке… Каждый человек после смерти немедленно приобретает способность к общению на этом универсальном языке…, который представляет собой свойство духа… Речь ангела или духа направлена непосредственно к сознанию человека».
Только что умерший человек еще не понимает, что он умер, т.к. он еще находится в «теле», во многих отношениях напоминающем его физическое тело.
Духовное состояние менее ограничено по сравнению с телесным. Восприятие, мысль и память более совершенны, а время и пространство не являются более ограничивающими обстоятельствами, как при физической жизни. Умирающий может встретиться с духами других людей, которых он узнал в течение жизни. Они присутствуют для того, чтобы помочь ему в его переходе в иной мир.
Умерший получает от своих друзей советы, относящиеся к его новому состоянию в вечной жизни.
Его прошлая жизнь может быть показана ему как видение. Он вспоминает каждую деталь прошлого и при этом нет никакой возможности для лжи или для умолчания о чем-либо.
Сведенборг описывает «свет Господа», который проникает в будущее, свет невыразимой яркости, который озаряет всего человека. Это свет истины и полного понимания.
Ни один из исследованных случаев не указывал на то, что перевоплощение имело место. Если все же перевоплощение и имеет место, очевидно, что между временем выхода из старого тела и вхождением в новое тело, имеется какой-то промежуток, во время которого душа пребывает в другом измерении.
Используют метод «воспоминания прошлого». Некое лицо подвергается гипнозу и ему предлагается мысленно возвращаться во все более ранние этапы его жизни. Когда он достигает наиболее ранних впечатлений, которые он получил в своей настоящей жизни, ему предлагают вспомнить то, что было до этого. С этого момента многие испытуемые начинают подробно рассказывать о своей предыдущей жизни, происходившей в отдаленные времена, в совсем других местах. В некоторых случаях эти рассказы с замечательной точностью соответствуют действительным событиям.
Иоанн Стивенсон «20 случаев возможного перевоплощения».
«Тибетская книга мертвых», в которой весьма подробно рассказывается о стадиях посмертного существования, говорит о том, что перевоплощение имеет место значительно позже, т.е. уже после тех событий, о которых рассказывает пациент.
«Если вы покидаете этот мир со страдающей душой, ваша душа будет страдать и там».
Самоубийство – большое несчастье, которое сопровождается жестоким наказанием.
«Есть две вещи, совершенно запрещенные – убить себя и убить кого-либо другого. Если бы я совершил самоубийство, это означало бы, что я швырнул бы Божий дар Ему в лицо… Убить кого-либо другого – значит помешать Божественному замыслу в отношении этого человека».
Подобные чувства содержатся в большинстве древних богословских и моральных аргументациях против самоубийства.
Аргументы: Св. Фома, Аквинат, Локк и Кант.
Кант: самоубийство есть действие, противоречащее Божественным целям, оно есть бунт против своего Создателя.
Св. Фома, Аквинат – жизнь есть божественный дар и лишать ее человека есть божественная прерогатива, а не человеческая.
Многие люди, которые были возвращены к жизни в наше время, раньше просто не выживали.
Был случай, когда реанимация имела место через 20 минут после смерти и не было никаких указаний на повреждение клеток мозга.
3 определения смерти:
-смерть, как отсутствие клинически определимых признаков жизни;
-смерть, как отсутствие мозговой активности;
-смерть, как необратимая утрата жизненных функций.
Реанимация всегда происходит в критической обстановке и не должна занимать более 30 минут.
Повышение дозы наркотиков, которые являются нейролептиками ЦНС, так же, как и гипертермия (понижение температуры тела) приводят к появлению плато на ЭЭГ.
Даже в тех случаях, когда сердце переставало биться на какое-то время, ткани тела, в особенности мозга, еще продолжают жить (потребляют кислород и питающие вещества) довольно долгое время. В настоящее время нельзя точно определить, с какого момента возврат назад невозможен. Этот момент различен для разных людей.
В будущем техника реанимации позволит возвращать многих из тех, кого мы не в силах спасти сегодня.
Допустим, что смерть есть отделение сознания от тела и что с этого момента действительно сознание переносится в другое измерение бытия. Отсюда следует, что существует некоторый механизм, посредством которого душа или сознание высвобождается при смерти. Возможно, что иногда этот механизм начинает действовать еще до наступления критического состояния нашего физического тела, делая возможным для некоторых людей быть свидетелями кратких видений других реальностей. Это помогает объяснить рассказы о том, как люди увидели за одно мгновение свою прошлую жизнь, внетелесный опыт и предчувствие людей, что их убьют, возникающие задолго до реальной угрозы.
Поскольку в теле сохраняется возможность некоторой биологической активности, именно благодаря этому и возникают ощущения, которые мы называем предсмертным опытом.
Сверхъестественные объяснения.
«Демоническое» - опыт направлялся темными силами.
Бог будет наставлять тех, кому он явился жить в любви и всепрощении.
Дьявол будет настраивать своих служителей идти другим путем, путем ненависти и разрушения.
Естественные (научные) объяснения.
Предсмертный опыт вызывается терапевтическими наркотиками. Многие наркотики вызывают иллюзии и галлюцинации.
Многие наркотики, используемые для лечения, могут вызвать такие состояния, которые сходны с предсмертным опытом.
Наркотик кетамин (циклогексон) – внутривенное анестезирующее вещество, в некоторых случаях производит действие, сходное с внетелесным опытом.
Несколько свидетельств от людей, которые во время анестезии переживали состояние, которое определяли как галлюциногенное видение смерти.
Двуокись азота освобождает от всяких забот.
Предполагается, что психические события могут быть «иллюзорными», «галлюцинаторными», «обманчивыми», словом, происходящими «только в сознании».
В течение веков люди использовали галлюциногенные, психоактивные вещества, чтобы достичь других состояний сознания и перенестись в другие планы реальности («Естественное сознание» Эндрю Уилла).
На протяжении истории лекарства использовались также и в религиозных культах и для достижения просветления.
Американские индейцы, Запад США – кусочки кактуса пейоте (содержащего вещество мескалин) проглатывают для достижения религиозных видений и просветления.
Сходные культы – по всему миру. Участвующие в этих культах верят в то, что наркотические вещества играют роль коридора для проникновения в другие планы бытия.
Используемые наркотические средства представляют собой лишь один из многих путей, ведущих к просветлению и к раскрытию других измерений реальности. Умирание, возможно, есть один из таких путей.
Физиологические объяснения.
Поскольку во время клинической смерти или повреждений прекращается снабжение мозга кислородом, то наблюдаемые явления представляют собой последнее компенсаторное видение умирающего мозга.
Неврологические объяснения.
Некоторые предлагают неврологические объяснения предсмертного опыта, причину которого они склонны видеть в повреждении нервной системы умирающих.
Субъект видит проекцию самого себя в собственном зрительном поле.
В этих необычных видениях субъект видит проекцию самого себя в собственном зрительном поле. Аутоскопический фантом всегда воспринимается как живой, иногда он мыслится субъектом даже нечто как более живое и сознательное, чем он сам. Тело в таких случаях видится, как совершенно безжизненное, просто как труп. Аутоскопический двойник чаще всего виден лишь по грудь, или только одна голова.
Аутоскопические копии напоминают духовное тело. Субъект может видеть свой собственный призрак проходящим сквозь двери или другие физические препятствия без видимых затруднений.
Галлюцинации при длительной изоляции.
Доброволец помещается в танкер, наполненный водой, температура которой равна температуре тела. Это сводит до минимума температурные и гравитационный ощущения. Глаза и уши плотно закрыты, руки и ноги зафиксированы. В таких условиях некоторые люди переживают необычные психологические явления.
Нарушение чувства времени, ощущение частичного отделения от тела, сопротивление против возвращения к цивилизации и чувство «единства» со Вселенной. Происходит переоценка ценностей.
Полное блокирование мозга от ощущений внешнего мира.
На протяжении всей истории мистики и шаманы искали уединения в безлюдных местах для достижения просветления и откровения. Духовное возрождение может быть именно в уединении.
Элизабет Кюблер-Росс – аналогичные исследования.
Свидетельство о публикации №212111501846
Филун Джарин 23.06.2013 19:04 Заявить о нарушении
Я однажды очень сильно болел, и мне приснилось, что я хожу по какому-то полю, вокруг - много небольших церквей, которые охраняют трехголовые собаки... Сразу вспомнил о псах-Церберах, охраняющих вход в загробный мир... Подлетел к одной из церквей, но меня туда не пустили... Наверное, это и были входы-порталы в загробный мир... Церквей и псов было много, на разных расстояниях, разной величины...
Валерий Шпинев 23.06.2013 20:19 Заявить о нарушении
Филун Джарин 23.06.2013 20:28 Заявить о нарушении