Доктор Живаго или рыбы, выловленные из воды

(о сериале "Доктор Живаго", реж. А. Прошкин, сц. Ю. Арабов)


Юрий Живаго вынужден преодолевать тяготы жизни сразу в нескольких пространствах: литературном, историческом и кинематографическом. Подобно тьме сгустившейся в России во времена народной смуты, сгустилась тьма и на российском телевидении в наши дни. Сквозь полчища ментов, солдат и бандитов, несет, как бремя, свою бесконечную грусть Юрий Живаго, свои стихи и любовь и … свою медицинскую помощь.
Словно интеллигент, томящийся в одном лагере со всяким сбродом и алчущий общения с родственной душой, взалкал интеллигентный российский зритель ДРУГОГО героя. Доктор Живаго кладет на израненную душу интеллигентного зрителя прохладные пластыри из своего красивого русского слога, своей горькой иронии и безысходной грусти.
Две рыбы в поисках истины не знали, что стоит им покинуть воду, и они познают ее. И поэтому они были извлечены из нее  и познали ее, и вместе с истиной к ним пришла смерть. Так русская интеллигенция, вздыхающая в «Вишневых садах» и собирающая чемоданы в Москву, чтобы, наконец, начать работать, не знала, что ей придется вскоре уподобиться этим рыбам и быть выброшенными на окраину русской истории. Понимание того, что истина там, где жизнь остается жизнью, где есть любовь и тепло, простые радости труда и семейной жизни вне политических прений и вне стихийного бунта, приходит слишком поздно. Тоска по обновлению завершилась безвозвратной утратой старого.
И мы, сегодняшние зрители – не те ли же самые рыбы, выброшенные на замусоренный берег своей цивилизации, затоптанные мастодонтами СМИ, отравленные низкокачественными продуктами, обветренные стужей человеческого равнодушия? Лишенные корней, подхваченные стихийным бунтом глобализации и несущиеся в бездну на дребезжащем трамвае настоящего? Тому, кто не хочет участвовать во всем этом, остается лишь повторять за Юрием Живаго унылые строки обреченного человека:

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.


Рецензии