Что они мелют, эти Емели...

                Дом-музей М.Волошина в Коктебеле.


                Рецензия на стихотворение Сергея Пичугина
                "Крым", опубликованного в Рижском альманахе/Книга2/
                2011года.

                "Метеоритный август. Небо на звёздной тяге
                пьёт теплоходные зарева. В море играют блики.
                Ясный медовый месяц светит усталым бродягам,
                на домотканых салфетках - агаты и сердолики.

                Запахи газовых кухонь. Весталки плетут небылицы.
                Взгляды в лавровых листьях. Веселье в посёлке поэтов.
                Тихо сестра-Киммерия крадётся линялой тигрицей,
                с шелестом Землю вращает в горячих ладонях лето.

                Днём за любимой вьётся вьюном загорелый посланец.
                Он не знает, что с нею - как на скале, у воздушной ямы,
                что моя милая, мой солнечный протуберанец
                по ночам изменяет с небом, зацелованным соловьями.

                Он, наивный, не ведает, что они мелют эти емели,
                что рядом с нами грохочут обломки слоновьих башен,
                что в объятиях сна шевелясь, просыпаемся утром с похмелья
                членисторуким косматым Шивой, великим и страшным.

                Он потерял бы дар речи, но приобрёл бы веру:
                морем пророк идёт, алой одеждой рея,
                в древнем рапане ветром шумят шумеры,
                и на волнах качаясь, поёт голова Орфея.

                Чтобы свой век беспечально прожить, вы мне поверьте,
                вовсе не обязательно делаться пошлым и грубым.
                так и быть, научу, как спасаться от жизни и смерти,
                как отводить от их поцелуев ключицы и губы.

                немилосердна к тебе эта жизнь, только нету искусства -
                мышью летучей парить в отражениях собственной злости.
                Перепончатокрылый слух тяготеет к шестому чувству,
                и оно таится на пальцах, на кончике белой трости.

                Твои письма сегодня доходят ко мне голосами эфира.
                Через три года, как и предсказано нашей верхушкой,
                если даст Бог, то печалью пройдёт мимо нас Нибиру,
                как караваны верблюдов проходят в игольное ушко.

                Александрийский слух гудящих каменных арок.
                Небо трёхзвонной Тавриды яснеет, и в качестве платы
                штормом на берег нам вынесет невероятный подарок -
                пару талантов с профилем - то ли Цезаря, то ли Сократа.


                О ТОМ, ЧТО МЕЛЮТ ЭТИ ЕМЕЛИ...

                "Здесь не только пальцем в небо!
                Здесь, пожалуй, пальцем в рот..."
               
                Светлана Водолей.

...Открываю Рижский альманах!
Слово РИЖСКИЙ - подчёркнуто. Видимо, для "особо одарённых"... Авторы пытались представить литературную публику города Риги, в данном случае говорю о поэтической его части. К сожалению, и малой части настоящих поэтов, проживающих в Риге в альманахе не присутствует!
   Однако, мне повезло. Попав на страницу 112,- мне уже нечего было дальше листать...
По прочтении, увы, не Данте, - тут же родилась пародия. которую я и представлю на Ваш суд последовательно, то есть прямо сейчас.

                Мне бы зрение, чтоб видеть метеоры!
                Раз я этот август разглядел...
                Вдруг открылись облаков просторы,-
                я остался сразу не у дел!

                Но моё стремление столь "свято",
                что я ручку взял - и вот, пишу!
                Не жалея ни отца, ни брата
                "звёздной тягой" в вечность я спешу.

                Да, весьма-весьма метеоритен
                август сей. И, верно, плодовит.
                МедовЫе зарева испиты,-
                виден теплоход и я, пиит!

                Каково ведь сказано! "Играют
                в море блики". Прямо - реалист!
                Да и месяц по-бродяжьи тает...
                Ясным и великим светит лист

                полинялый, переполненный словами.
                И бродягам место здесь нашлось
                подусталым.
                В сердоликах древних ставни
                как салфетки в слёзках домотканых,-
               
                Cловоблудия пир-империал!

               
Я не знаю, как там "небо пьёт теплоходные зарева", да ещё "на звёздной тяге", но мне хватило первых четырёх строк, чтобы удивиться и даже ужаснуться сиим "дарам природы", снизошедшим "прославленному пииту". Воистину: "И во лбу звезда горит тягой необычной, когда ветреный пиит с Музой вздорит лично!"
        Трудно представить себе такие россыпи агатов и сердоликов на столь невразумительном поле, взрыхлённом не без помощи "звёздной тяги метеоритного августа"!..
Например, "усталые бродяги". Не кажется ли уважаемому автору, что эпитет "усталые" совершенно лишний в отношении к бродягам. Видел ли когда-нибудь любезный читатель не усталых бродяг?!. Можно принять некий косвенный смысл этого неожиданно появившегося словосочетания /никак не сказать ОБРАЗА!/ в отношении к руке автора, которая после столь необычной в своей эклектичности первой строфы и исключительного перенапряжения автора по части "высасывания из пальца" так подустал, что автор при помощи "пера в руке" подсознательно и недвусмысленно признаётся в УСТАЛОСТИ  УЖЕ вначале второго катрена. Во всяком случае, бродяги, взявшиеся здесь из НИОТКУДА, не имеют никакой смысловой связи с предыдущим и необходимости присутствовать "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС"!
Впрочем, не тут то было!.. Автор всё ещё полон сил и готов-таки написать не менее девяти строф, к нашему с вами удовольствию...
       Наверно, удабривая "высокий смысл" поэзии первой строфы, автор решил заземлить и тем самым уравновесить слишком вознёсшуюся поэзию "запахами газовых кухонь" из второй строфы. События дальше разворачиваются "не на шутку", потому что в соседстве с газовыми кухнями и их запахами, неожиданно появляются "весталки". /Так и хочется сказать - от слова палки./ И "плетут небылицы"... Видно, что автору после усталых и голодных путников, весталки с их небылицами просто НЕОБХОДИМЫ для дальнейшей жизнедеятельности! А ведь впереди ещё восемь(!) строф. И поскольку автор уже неимоверно выложился в первой строфе,/ещё бы, после "теплоходных-то зарев"!/ но не остановился,- можно продолжать анализ дальше. Я бы предложила - "пароходных зарев"... Там больше дыма а, значит, и тумана... Что весьма бы помогло! Да и вместо весталок я бы пригласила волхвов. Гулять, так гулять... по земле киммерийской!
        Пройдёмся далее по "посёлку поэтов". Это где ж такой?! Уж не в Коктебеле ли?.. Колыбели "серебряного века", куда сподобился доехать автор мысленно или наяву, в любом случае на горе всем читателям? О, НЕ ЗРЯ!.. Ведь там у них даже "взгляды в лавровых листьях"!.. Тут же хочется добавить - в виноградных кИстях! Дело-то было в Крыму...
Что же у них на головах?- напрашивается интереснейший вопрос! Ведь и лавра на Земле не хватит, чтобы обеспечить взгляды, а так же все остальные части тела поэтов ЭТОГО посёлка.
        Веселье в "посёлке поэтов",- ну, это уже само собой!.. Можно представить искушённому во всех отношениях Читателю, что там творилось! Вот и Киммерия уже стала сестрой... Однако, как умеют наши поэты внедряться!.. "Вы должны носить только то, что мы внедряем!" /из к/ф. "Простой парень"/ "Тихо сестра-Киммерия крадётся линялой тигрицей". Каково сказано, господа! Это когда же Киммерия успела так вылинять?! Представьте клоки облезлой шерсти, падающие на следы нашего поэта, в тихой задумчивости гуляющего по киммерийским скалам...
Вот так комплиментец отпустил!.. За это могут и сослать... Шутка! К счастью, не слышит этого великий Максимилиан Волошин!.. Вот бы "порадовался"! Ему бы такое и в голову не пришло.
        А пока тигрица, вся облезлая, "тихо крадётся", лето тоже времени не теряет! Оно в своих горячих ладонях /оригинальный эпитет для лета в Крыму!/ - "вращает землю", да ещё и с "шелестом"! Ни больше, ни меньше! А помогают ей шелестеть клочки облезлой шерсти тигрицы, особенно, когда она падает на спину и трётся о камни.
         Да, господа! Устал карандаш. Да и жаль бумаги... Но наберём побольше воздуха, и пойдём дальше! Уверяю, Вы не пожалеете.
          В третьей строфе рассказывается о том, как "вьётся вьюном" /автор не долго думал об оригинальности этого образа/ ПОСЛАНЕЦ, очевидно, это сам автор,- за любимой. Посланец богов, посланный за любимой прямо днём, чтобы времени не терять. Это и понятно, ведь скоро расставаться... Но это - опасно! С нею - "как на скале". А там - воздушная яма. Жаль, что не Чёрный Квадрат Малевича или хотя бы просто Чёрная Дыра... Любимую автор назвал весьма оригинально - "солнечный протуберанец", который спит по ночам С НЕБОМ, ЗАЦЕЛОВАННЫМ СОЛОВЬЯМИ. Да ещё изменяя ПОСЛАНЦУ! Представляете себе такое небо, всё в дырочках от клювиков? Представили? Отлично!  Это почти как небо в алмазах у Чехова!
          Да, положение становится серьёзным! В четвёртой строфе - поэт наивный! это после таких-то инсинуаций! "Не ведают, что они мелют, эти емели",- это, пожалуй одно из самых удачных выражений в стихе. Потом все просыпаются "в объятиях сна шевелясь". Надо отдать должное чистосердечному признанию автора... Но просыпаются "членисторуким косматым Шивой". "Великим и страшным" - добавляет обескураженный автор. "Ведь "просыпаемся утром с похмелья"! Это уже фильм ужасов.
         Пойдём далее. "Он потерял бы дар речи, но приобрёл бы веру." Чем-то надо жертвовать... Особенно, если вера до сих пор не приобретена, как кошелёк, например... Можно ли её вообще ПРИОБРЕСТИ?! Похоже на кощунство!
         Впрочем, Муза лишает некоторых поэтов дара речи. Уверена, что В ЭТОМ случае ПОСЛАНЕЦ мог бы приобрести не только веру, но и СПАСЕНИЕ.
         У автора пошли видения... "Пророк  идёт морем, алой одеждой рея". Как не вспомнить Александра Грина... с его "Алыми парусами".
"В древнем рапане ветром шумят шумеры" - эта строчка хорошая. Автор, как оказалось, не лишён музыкального слуха /шумят шумеры/, чего к сожалению, до сих пор не было заметно. Звукопись всегда приятно удивляет в среде поэтов!
          Далее - и "голова Орфея, поющая на волнах качаясь"... Повеяло Черномором. Затем идут назидательные строки, несмотря на наивность, в которой автор уже давно признался:"Чтобы свой век беспечально прожить, вы мне поверьте, вовсе НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬСЯ ПОШЛЫМ И ГРУБЫМ". И обещает научить(!) как "СПАСАТЬСЯ ОТ ЖИЗНИ И СМЕРТИ". Как отводить "от их поцелуев ключицы и губы". А вместе с тем - сетует на то, что "не умеет парить летающей мышью в искусстве"... Странная "трёхзвонная Таврида"... Автор пытается стать ПРОРОКОМ, правда, опираясь на предсказания "нашей верхушки"... Нашёл на что опереться! А в конце - про то, что штормом ещё и вынесет подарок. И всё-таки - "немилосердна к тебе эта жизнь, только нету искусства -(?!)мышью летучей парить в отражениях собственной злости". Ну, тут уже БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. Однако непонятно, что здесь таланты? "Вынесет шторм подарок - пару талантов с профилем - то ли Цезаря, то ли Сократа". "Таланты" могли быть и названием денег, что больше бы подходило к слову ПОДАРОК. Но здесь имеются ввиду таланты из небезызвестного "посёлка поэтов" с профилями Цезаря(!) или Сократа(!). Чего уж там мелочиться!..
          Охотно верю, что в "посёлке поэтов" таких профилей и без шторма в качестве "подарков" более чем достаточно, к сведению уставших Читателей.
          В заключении хочется поблагодарить автора стихотворения "Крым" за предоставленную возможность написания этой статьи. Потому что удержаться было просто невозможно!.. Спасибо!
          Автор явно НЕБОЖИТЕЛЬ, хоть и "наивный посланец", как он скромно себя назвал.  Упомянутые в последней строке Цезарь и Сократ придают ОСОБЕННУЮ ЗНАЧИМОСТЬ и усиливают впечатление от произведения автора, ставя его в ряд самых значимых творений!
                Богу Богово, а Кесарю Кесарево!
          Кончились чернила,- исписалась ручка... Да и карандаш подустал.
                Ничто не вечно под Луной...

                Всегда к Вашим услугам, Светлана Водолей.
               
                16января 2012года
         
               


               
               
               
 

               
               


Рецензии
Светлана, бездарей меньше не станет, бей их словами не бей.
Они же не понимают того, что бездари.
Они своими слепыми глазами на себя смотрят.
Потому и неискоренимы.
Но бить их надо.

Надолго не прощаюсь.
Зайду ещё, почитаю.

Литвинов Сергей Семенович   22.11.2013 23:44     Заявить о нарушении
СПАСИБО, Сергей Семёнович!

Вы правы!))))))

С УВАЖЕНИЕМ, Светлана.

Водолей 2   04.12.2013 11:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.