К. П. Брюллов
Поступив в 1809 г. в Академию художеств, Брюллов оказался в рисунке сильнее, чем его сверстники. Занятиями руководили выдающиеся педагоги того времени профессора А.Егоров, В.Шебуев и основным - А.Иванов (отец и учитель Александра Иванова).
Брюллов воспитывался в Академии в годы общественного подъёма, вызванного Отечественной войной 1812 года.
Иноземное нашествие усилило в русских людях чувство любви к Родине, пробудило национальное самосознание. Академия ещё не утратила своей ведущей роли в художественной жизни страны. И её преподаватели и воспитанники создавали высокопатриотические произведения на темы русской истории. Широко распространяемые в те годы освободительные идеи повлияли на формировавшееся сознание молодого художника.
Брюллов воспринял от своих учителей вместе с эстетикой классицизма, в основе которой лежал идеал прекрасного гармоничного человека, и интерес к современности.
Рисуя с живой натуры, умея облагородить её, художник стремился передать красоту живого человеческого тела, свойственную ему пластичность форм.
Новаторство Брюллова-ученика сказалось в программе "Нарцисс, любующийся собой в воде", исполненной для конкурса в 1819 году (Русский музей).
Греческий миф о прекрасном юноше, влюбившемся в собственное отражение, позволил молодому художнику создать одухотворенный, полный жизни образ. Обнаженная фигура Нарцисса идеально прекрасна и напоминает античную статую. Но вместо обычного условного классического пейзажа для фона картины автор решил изобразить вид Строгановского сада на окраине Петербурга. Более того, увлекшись разработкой светотени, он показал тень от дерева, упавшую на фигуру. "Такой способ понимания темы никого не удивил бы в наше время, но в 1819-1920 г. был гениален, - писал Гагарин в своих воспоминаниях о Брюллове.
Через два года Брюллов окончил Академию с большой золотой медалью и в августе 1822г. уехал для совершенствования в Рим.
Полный новых впечатлений, Брюллов набрасывал эскизы различных композиций на исторические и мифологические темы.
Одновременно художника привлекала и современная жизнь народа. В ряде картин он правдиво, с глубоким чувством симпатии изобразил простых итальянцев, передав характерные особенности людей различных по возрасту и состоянию."Вечерня"(Римская часовня)!
Интерес к живой натуре, к простой жизни и её правде ещё более сказался в работе "Полдень", которую автор писал на открытом воздухе, под виноградником. Художник изобразил итальянку зрелой красоты, собирающую виноград при полдневном освещении. В прозрачной полутени сияют большие глаза женщины, раскрытые в улыбке розовые губы освещены солнцем. Свет играет на листве, на кисти винограда, на руках и шее, на белой и красной одежде.
В том же, 1827 году, была написана картина "Девушка, собирающую виноград в окрестностях Неаполя". В этом, полном очарования безмятежной юности, произведении художник ещё ближе к формам простой натуры. Естественны красота и грация движений девушки, собирающей виноград, и той, что играет на бубне, растянувшись на ступеньке. Полно юмора изображение босоногого мальчишки в белой вздернутой рубашонке, несущего большую бутыль. И здесь причудливая игра света, проникаюющего сквозь густую листву виноградника, дала возможность автору показать прелесть живой натуры(масло 1827г. Р.м.).
Такую же цель преследовал Брюллов, когда писал "Вирсавию"(масло 1832г.Г.тр.г.). Библейская тема послужила лишь поводом для изображения обнаженного тела среди зелени над водой в сложной игре световых рефлексов.
Большое значение в развитии реалистических устремлений Брюллова имела его работа в области портрета. Виртуозное мастерство живописца и рисовальщика, страстный творческий темперамент, живой интерес к модели и умение подметить самое характерное, неповторимо индивидуальное в человеке придавали его портретам удивительную силу и жизненность. Таков портрет брата Александра (архитектора и портретиста). Свойственный молодому человеку энергичный характер подчеркнут сильным поворотом головы и корпуса. Одухотворенное лицо говорит о внутренней жизни. Также эмоциональны и поэтичны акварельный портрет талантливого ученика и друга Брюллова, художника Г.Г. Гагарина, и автопортрет(около 1833г.).
Значителен по глубине проникновения и выразительности, при внешней сдержанности изображения, портрет крупного политического и общественного деятеля Италии писателя Джузеппе Капечелатро. Скромный портрет Капечелатро поражает глубокой сосредоточенностью человека, погруженного в свои мысли.
Иную задачу ставил перед собой художник в больших парадных портретах-картинах. Они всегда содержат повествование, герои которого действуют в реальной обстановке. Такова знаменитая "Всадница"(Джованина Паччини, воспитанница графини Самойловой). Прекрасное, обрамленное золотистыми локонами, голубоглазое лицо девушки светится спокойствием, составляющим эффектный контраст горячности коня. Всадницу встречает Амация Паччини, младшая воспитанница, детская непосредственность её движений, вызванных радостью встречи, естественна и выразительна. В этом романтически приподнятом произведении автор воспевает красоту и чистоту юности, радость жизни (масло 1832г. Г.Т.г.).
В портрете "О.П.Ферзен на ослике" Брюллов сочетает воедино красоту природы и человека. Лицо изображённой серьёзно и одухотворенно. Тончайшей разработкой оттенков яркого цвета художник создаёт впечатление уходящего в глубину пространства. Этот портрет, проникнутый глубоким поэтическим чувством, - одно из высших достижений Брюллова в акварельной технике, в которой он вообще занимает ведущее место среди европейских мастеров своей эпохи(акварель 1835г. Р.м.).
Картины и портреты создали Брюллову известность, однако, он понимал, что ещё не оправдал надежд, которые возлагались на его талант. Сознавая свои силы, художник долго искал сюжет для большой исторической картины, и только на пятом году своего пенсионерства нашёл его, посетив раскопки Помпеи.
Погребенный под пеплом при извержении Везувия 24 августа 79 года, древний город точно застыл в пышном расцвете. Перед взором взволнованного художника возникли картины гибели людей, страшные человеческие драмы, словно ожило давнее событие в своей ужасающей трагичности. Брюллов задумал воссоздать его на огромном холсте.
В разработке сюжета он следовал описанию события, оставленному современником и очевидцем Плинием Младшим в письме к римскому историку Тациту.
Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности он изучал по экспонатам Неополитанского музея. Фигуры и головы художник писал в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают, как упорным трудом и силой своего богатого воображения талантливый автор добивался наибольшей правды и выразительности картины.
На большом эскизе (1828г.), полном стремительного движения и экспрессии, запечатлен один из первоначальных вариантов композиции. Он отличается от картины меньшим количеством фигур и групп, их расположением. Здесь полное соответствие между трагическим замыслом и образом гибнущих людей, бессильных перед напором бушующей стихии. Взвихренное движение, контрасты цвета подчеркивают тему смятения людей и их гибели.
В 1830 году Брюллов приступил к работе над грандиозным холстом и в 1833 году закончил картину, названную "Последний день Помпеи".
2. К.П.Брюллов "Всадница"
К.Брюллов написал портрет в настоящую величину. «… Этот портрет… гениального живописца», писали в итальянских газетах в 1832 году.
«Всадница» - это портрет Амацилии и Джованины , воспитанниц графини Ю.П.Самойловой.
Картина была написана в Италии в 1832 году, когда Карл Павлович Брюллов жил в Милане, на севере Италии.
Близкий друг художника, состоятельная аристократка Юлия Самойлова заказала молодому художнику портрет своих воспитанниц. Это были дочь и юная родственница умершего композитора Джузеппе Пачини. Того самого Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» натолкнула Брюллова на тему знаменитой в будущем картины. Художник писал двух сестёр на вилле под Миланом.
В центре картины на горячем скакуне изображена Джованина Пачини. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Слева от юной амазонки – балкон, на который выбежала её младшая сестра; в глубине – тенистый парк.
Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника – устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета. Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк.
Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребёнка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решётку. На её лице восторг и боязнь за наездницу. Живое, непосредственное чувство умеряет холодную величавость портрета, придаёт ему непосредственность и человечность.
Изображённый на холсте лохматый пёс помогает создать впечатление того, что в картине пространство развёртывается не только в глубину, но существует перед персонажами.
Картина была выставлена в Милане, а затем её могли видеть среди других произведений искусства гости Ю.П.Самойловой. В 1838 году любовался портретом известный русский поэт и переводчик В.А.Жуковский.
В дальнейшем следы картины были потеряны. Ю.П.Самойлова обеднела, из Италии переехала в Париж и увезла с собой портрет воспитанниц. Она рассталась с ним в самом конце жизни, в 1875 году.
Репин, находясь летом 1874 года в Париже, писал П.М.Третьякову о том, что «у какой-то графини Самойловой здесь продаётся несколько вещей К.П.Брюллова…». Но он не успел купить картину.
Вторично картину выставили на продажу в конце 19 века. Французский торговец картинами выставил «Всадницу», или, как её называли в Академии художеств в Петербурге, «Амазонку».
В 1893 году её приобрёл П.М.Третьяков для своего знаменитого собрания русской живописи.
Художник смело сочетает розовое платье девочки, бархатисто-чёрный цвет шерсти скакуна и белое одеяние всадницы. Брюллов даёт сложную гармонию розово-красных, синевато-чёрных и белых оттенков. Живописный слой нигде не перегружен, и это усиливает звучание краски на светлом грунте. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. Небрежных, вяло написанных мест в портрете нет.
Картину художник создал в тридцать три года. Впереди был триумф «Помпеи», серия знаменитых портретов современников, дружба с Пушкиным, Глинкой.
3. О К.Брюллове
Биографы утверждают, что знаменитый художник Брюллов был особенно близок к писателю Кукольнику, композитору Глинке и оперному актёру Самойлову. Однако не менее знаменательной была дружба художника с поэтом-партизаном Денисом Васильевичем Давыдовым, замечательным мемуаристом, другом декабристов и А.С.Пушкина.
Как известно, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» имела успех потрясающий. А. Пушкин и Н. Гоголь приветствовали её автора как великого художника. В то время (в 1836-1837гг.) Денис Давыдов, находясь в Петербурге по делам устройства двух старших сыновей в учебные заведения, в письмах к жене подробно описывал своё времяпрепровождение в столице и встречи с друзьями, делился впечатлениями об увиденном.
Они содержат довольно много любопытного и позволяют нам составить представление о дружбе и знакомстве поэта-партизана с художниками К.Брюлловым, Д. Яненко и Г. Чернецовым. Вместе с тем эти письма небезынтересны и в некоторых других отношениях, в частности, в оценке творчества композитора М. Глинки и в его отзыве на представление французской труппы Петербургского Михайловского театра тех лет.
В январе 1836 года Д. Давыдов, приехал в Петербург, поселился на Фонтанке в доме Баллини, в просторной квартире В. Шеншина, сына его московских знакомых и дальних родственников – Шеншиных, и отсюда с каждой почтой аккуратно отправлял послания домой, в село Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии, где постоянно проживала его семья.
«25 января 1836 года.
Завтра хочется съездить в класс правоведения, куда приглашал меня Пошман, а там в Академию художеств, взглянуть на Брюллову картину. Завтра я представляюсь Государю, в понедельник устраиваю последние дела для Васеньки, прощаюсь с друзьями и готовлюсь к отъезду… Пушкин мне подарил экземпляр Истории пугачёвского бунта и при нём прислал стихи, вот они:
«Денису Васильевичу Давыдову,
Тебе певцу, тебе Герою!»…
Генерал Пошман - директор Училища правоведения, в которое Д.Давыдов решил отдать своего второго сына Николая.
Васенька - старший сын Д.Давыдова, которого он старался определить в Институт путей сообщения.
«25 января 1836 года.
Сегодня я был в Академии художеств и смотрел картину знаменитого Брюллова «Последний день Помпеи». Это чудо! Истинное чудо! После этого я обедал у Меншикова с Вельяминовым, а вечер проводил у Жуковского, у которого собираются каждую субботу его приятели и литераторы. Там я нашёл Крылова, Плетнёва, Пушкина, Вяземского, Тепликова…»
«26 января 1836 года.
Мы с Жуковским прошли весь Эрмитаж, смотрели картинную галерею и потом смотрели живописца Чернецкого, который по приказанию Императора пишет две картины двух парадов на Марсовом поле. Он просил меня поставить и мою фигуру в своей картине, и потому, пока я сидел у Жуковского и слушал Гоголя, читавшего свою бесподобную и чудесную комедию «Ревизор», Чернецкой нарисовал мой портрет во весь рост».
Д. Давыдов допускает здесь неточность или описку: речь идёт о художнике Григории Григорьевиче Чернецове (1801-1865), академике живописи (с 1831 г.), авторе наиболее значительной картины из его собрания – «Парад на Царицыном лугу 6 октября 1831 года по случаю окончания польской компании». Это огромное полотно было закончено в 1837 году, вскоре после встречи с Д. Давыдовым. На переднем плане этой картины изображены 223 зрителя-современника события, фактически весь литературный и художественный мир Петербурга, и среди них крупным планом представлен Д. Давыдов. Картина эта, известная более под другим названием – «Парад на Марсовом поле».
«11 июля 1837 года. Понедельник.
Вчера я с Васею ездил в Стрельны, что я делаю каждое воскресенье. Не доезжая полверсты до дачи Бегичевых, против Сергеевской пустыни, я остановился, чтобы повидаться с одним живописцем (Яненко) и посмотреть работу его: он пишет иконостас для Сергеевской церкви. Каково было удивление моё найти там Брюллова, который был более полугода никому не видим, писав своё бессмертное распятие, и я ныне или завтра к нему поеду. Чудный человек! Полный ума и оригинальности и с каким необычайно огромным талантом!..»
«16 июля 1837 года.
Вот один из дней, который я провёл приятно здесь в Петербурге, душа моя, это кажется из трёх месяцев только третий день. Отправя по утру письмо к тебе, я поехал к Путятас, а от них к Брюллову, где видал славное его Распятие, которое он написал по заказу для лютеранской новой церкви. Нет выражений для описания этого шедевра – для меня это – если можно выше, чем Последний день Помпеи. Фигуры размеру больше человеческого, потому что картина должна стоять в церкви довольно высоко. На ней Иисус Христос распятый – и у креста Богородица, Иоанн, Магдалина, сестра Богородицы и Никодим; всего пять фигур, а шестая Иисус. Он представлен в минуту последнего дыхания и произносящим: «Господи, предаю дух…», выражение лица его необыкновенно, лицо Богородицы чудесно выражением глубочайшей скорби; Иоанна – покорением воле Бога; Магдалины – конвульсией печали и отчаяния. Не могу описать тебе, какой эффект произвела надо мной эта картина; я не мог оторваться от неё целый час, глядел, глядел и чувствовал – при всяком взгляде и чем более вникал в неё, тем более находил в ней прелести высшего разряда. Говорят, что приезжают смотреть её многие дамы и взрыд плачут, глядевши на неё. От Брюллова я поехал домой…»
К. П. Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Петербурге, в семье академика скульптора и миниатюриста.
Проявившиеся в раннем детстве незаурядные способности мальчика развивались под руководством строгого и взыскательного отца. Брюллов говорил своим ученикам о том, как труден путь художника. «Надо начать рисовать с младенчества», чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передаёт на скрипке то, что чувствует».
Поступив в 1809 году в Академию художеств, Брюллов оказался в рисунке сильнее, чем его сверстники. Занятиями его руководили выдающиеся педагоги того времени профессора А. Егоров, В. Шебуев. И главным его учителем, как и у Александра Иванова был отец последнего.
Брюллов воспитывался в Академии художеств в годы общего подъёма, вызванного
Отечественной войной 1812 года.
Иноземное нашествие усилило в русских людях чувство любви к Родине, пробудило национальное самосознание.
Академия в это время ещё не утратила своей ведущей роли в художественной жизни страны. И её преподаватели, как и воспитанники, создавали высокопатриотические произведения на темы русской истории. Широко распространённые в те годы освободительные идеи не могли пройти мимо формировавшегося сознания молодого художника. Брюллов воспринял от своих учителей вместе с эстетикой классицизма, в основе которой лежал идеал прекрасного гармоничного человека, и интерес к современности.
Рисуя с живой натуры, умел «облагородить её», художник стремился передать красоту живого человеческого тела, свойственную ему пластичность форм.
Новаторство Брюллова-ученика сказалось в программе «Нарцисс, любующийся собой в воде», исполненной для конкурса в 1819 году (Русский музей).
Греческий миф о прекрасном юноше, влюбившемся в собственное отражение, позволил молодому художнику создать одухотворённый, полный жизни образ. Обнажённая фигура Нарцисса идеально прекрасна и напоминает античную статую. Но вместо обычного условного классического пейзажа для фона картины автор решил изобразить вид Строгановского сада на окраине Петербурга. Более того, увлёкшись разработкой светотени, он показал тень от дерева, упавшую на фигуру. «Такой способ понимания темы никого не удивил бы в наше время, но в 1819-1820 годах был гениален», - писал художник Гагарин в своих воспоминаниях о Брюллове.
Через два года Брюллов окончил академию с большой золотой медалью и в августе 1822 года уехал для совершенствования в Рим.
Полный новых впечатлений, Брюллов набрасывал эскизы различных композиций на исторические и мифологические темы.
Одновременно Брюллова привлекала и современная жизнь народа. В ряде картин он правдиво, с глубоким чувством симпатии изобразил простых итальянцев, передав характерные особенности людей, как по возрасту, так и по состоянию («Вечерня. Римская часовня»).
Интерес к живой натуре, к простой жизни и её правде ещё больше сказался в работе «Полдень», которую автор писал на открытом воздухе, под виноградником. Художник изобразил зрелую красоту итальянки, собирающей виноград. В картине, в прозрачной полутени сияют большие глаза женщины, раскрытые в улыбке розовые губы освещены солнцем. Свет играет на листве, на кисти винограда, на руках и шее, на белой и красной одежде. (Масло 1827 год Русский музей)
В том же году была написана небольшая картина «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». В этом полном очарования безмятежной юности произведении художник ещё ближе к «формам простой натуры». Естественны красота и грация движений девушки, собирающей виноград, и той, что играет на бубне, растянувшейся на ступеньке.
Полно юмора изображение босоного мальчишки в белой вздёрнутой рубашонке, несущего большую бутыль. И здесь причудливая игра света, проникающего сквозь густую листву виноградника, дала возможность автору показать прелесть живой натуры. (Масло 1827 год Русский музей)
Такую же цель преследовал Брюллов, когда писал «Вирсавию» (масло 1832 год ГТГ)
Библейская тема послужила лишь поводом для изображения обнажённого тела среди зелени над водой в сложной игре световых рефлексов.
Большое значение в развитии реалистических устремлений Брюллова имела его работа в жанре портрета. Виртуозное мастерство живописца и рисовальщика, страстный творческий темперамент, живой интерес к модели и уменье подметить самое характерное, неповторимо индивидуальное в человеке придавали его портретам удивительную силу и жизненность. Таков портрет брата Александра (архитектора и портретиста). Свойственный молодому человеку энергичный характер подчёркнут сильным поворотом головы и корпуса. Одухотворённое лицо говорит о внутренней жизни. Так же эмоционален и поэтичен акварельный портрет талантливого ученика и друга Брюллова, художника Г.Г. Гагарина, и автопортрет (около 1833 года).
Значителен по глубине проникновения и выразительности, при внешней сдержанности изображения, портрет крупного политического и общественного деятеля Италии писателя Джузеппе Капечелатро.
Скромный портрет Капечелатро поражает глубокой сосредоточенностью человека, погружённого в свои мысли.
Иную задачу ставил перед собой художник в больших парадных портретах – картинах. Они всегда содержат повествование, герои которого действуют в реальной обстановке.
Такова знаменитая «Всадница» (Джованина Паччини, воспитанница графини Самойловой). Прекрасное, обрамлённое золотистыми локонами, голубоглазое лицо девушки светится спокойствием, составляющим эффектный контраст горячности коня. Всадницу встречает Амация Паччини, младшая воспитанница. Детская непосредственность её движений, вызванных радостью встречи, естественна и выразительна.
В этом романтически приподнятом произведении автор воспевает красоту и чистоту юности, радость жизни. (Масло 1832 год ГТГ)
В портрете «О.П. Ферзен на ослике» Брюллов сочетает воедино красоту природы и человека. Лицо героини картины серьёзно и одухотворенно. Тончайшей разработкой оттенков яркого цвета художник создаёт впечатление уходящего в глубину пространства. Проникнутый глубоким поэтическим чувством, портрет этот – одно из высших достижений Брюллова в акварельной технике, в которой он вообще занимает ведущее место среди европейских мастеров своей эпохи. (Акварель 1835 года Русский музей)
Картины и портреты создали Брюллову известность, однако он понимал, что ещё не оправдал надежд, которые возлагались на его талант. Сознавая свои силы, художник долго искал сюжет для большой исторической картины, и только на пятом году своего пенсионерства нашёл его, посетив раскопки Помпеи.
Погребённый под пеплом при извержении Везувия 24 августа 79 года, древний город точно застыл в пышном расцвете. Перед взором взволнованного художника возникли картины гибели людей, страшные человеческие драмы, словно ожило давнее событие в своей ужасающей трагичности. Брюллов задумал воссоздать его на огромном холсте.
В разработке сюжета он следовал описанию события, оставленному современником и очевидцем Плинием Младшим в письме к римскому историку Тациту. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности он изучал по экспонатам Неаполитанского музея. Фигуры и головы художник писал в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают, как упорным трудом и силой своего богатого воображения талантливый автор добивался наибольшей правды и выразительности картины.
На большом эскизе (1828 года), полном стремительного движения и экспрессии, запечатлён один из первоначальных вариантов композиции. Он отличается от картины меньшим количеством фигур и групп, их расположением. Здесь полное соответствие между трагическим замыслом и образом гибнущих людей, бессильных перед напором бушующей стихии. Взвихренное движение, контрасты цвета подчёркивают тему смятения людей и их гибели.
В 1830 году Брюллов приступил к работе над грандиозным холстом и в 1833 году закончил картину, названную «Последний день Помпеи».
В отличии от эскиза, основная мысль картины – противопоставление духовного величия и пластической красоты человека разрушительным силам бессмысленной стихии. Бурная стремительность движения эскиза умерена плавным волнообразным ритмом, уравновешенной и симметричной композицией картины. Основные группы и фигуры с чёткими контурами и тщательно разработанными объёмами размещены на первом плане в свете ослепительных молний и пламени вулкана, среди колеблющихся и падающих статуй. Автор показал, как разнообразны душевные состояния и различны оттенки чувств гибнущих людей.
В центре изображена разбившаяся насмерть молодая женщина и рядом с ней живой младенец. Обоих выбросило из сломавшейся колесницы, которую обезумевшие кони понесли в огонь вместе с возницей. В глубине бежит языческий жрец, опасливо оглядываясь на падающие статуи богов.
Справа юноша и воин несут престарелого отца, испуганный конь сбрасывает своего седока, жених несёт лишившуюся чувств невесту и между ними группа, о которой Брюллов писал брату: «Я ввожу случай, происшедший с самим Плинием». Обессилившая мать Плиния упрашивает сына спастись, он же уговаривает её подняться и бежать с ним.
Слева бегут молодые родители, спасая детей; в тесном объятии ждут смерти мать с двумя дочерьми, бежит христианский священник с факелом в руке.
С особенным вдохновением и блистательным мастерством нарисована и написана тесная, великолепно скомпонованная группа слева, на ступенях гробницы Скавра.
В центре толпы автор изобразил себя с ящиком кистей и красок на голове, наблюдающим ужасную катастрофу. Его взволнованное лицо прекрасно.
Успех картины превзошёл все ожидания. Выставленная в Риме и Милане, она принесла автору мировое признание. Небывалый триумф сопутствовал ему.
Привезённая в Петербург в 1834 году, картина была восторженно встречена.
Академия признала «Последний день Помпеи» лучшим созданием текущего века.
Мнение прогрессивных представителей русской культуры о «Помпее» как о глубоко современном произведении выразил Н.В.Гоголь в восторженной статье, посвящённой картине. «Мысль картины принадлежит совершенно вкусу нашего века, который как бы чувствуя своё страшное раздробление, стремится совокуплять все явления в общие группы и выбирает сильные кризисы, чувствуемые целой массой».
Впервые в историческом полотне изображено конкретное событие, в котором действуют не герои, а обыкновенные люди, прекрасные своей человечностью, проявленной в столь страшную минуту их жизни. Поэтому зритель не останавливает внимание на условностях. Его и сейчас захватывает и волнует красота и благородство чувств человека, сила и глубина его переживаний, высокая эмоциональность и совершенство художественного языка мастера.
Особое место в творчестве Брюллова занимает портрет Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала. Эта необыкновенной красоты и обаяния женщина, сыгравшая большую роль в жизни художника, всегда привлекала его независимостью характера; как и Брюллов, она уклонялась от «милостей» Николая 1, давала злую оценку придворной жизни. В портрет введена символика, ясно просвечивающая сквозь реальное изображение. Самойлова величественная и прекрасная уходит из дворцового зала от лжи и фальши двора. К ней прижимается, словно ища защиты, её юная воспитанница Амацилия. Справа, в глубине, изображена сцена из маскарада: султан, напоминающий Николая 1, царедворца с жезлом бога торговли Меркурия, который указывает на стоящую перед ним Невинность в белом покрывале.
Аллегория портрета подразумевала действительные факты из жизни двора. В этом произведении автор славит красоту гордого и смелого, близкого ему по духу человека
Свидетельство о публикации №212111500595