За детство счастливое наше спасибо, Советский Союз

  Cудить о гуманизме, прогрессивности и цивилизованности общества объективнее всего нужно по качеству жизни самых незащищенных слоев населения: детей, стариков, инвалидов. И для того, чтобы полностью постараться исключить субъективные оценки, обратимся к законам, касающимся детей и принимаемым в определенный исторический период.
  Например, составить представление о жизни детей в Российской империи нам помогут законы того времени и произведения классиков. Закон о детском труде от 1 июня 1882г., который называют первым шагом в фабричном законодательстве, "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах". (То есть под детским трудом подразумевается не трудовое воспитание, а труд детей на регулярной основе). Этот закон устанавливал запрет на работу детей до 12 лет; для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день и запрещал ночную (с 9 часов вечера до 5 утра) и воскресную работу. Первоначально предполагалось распространить закон на все промышленные заведения, но Государственный совет ограничил сферу его действия только фабриками. Наблюдение за исполнением закона было поручено инспекции, но ее надзор распространялся только на европейскую часть Российской империи. В 1890г. закон был изменен. Малолетних рабочих отныне могли, "когда по роду производства это окажется необходимым", привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. Законодательно в определенных случаях было сокращено ночное время с 10 часов вечера до 4 утра. В стеклянном производстве даже разрешалось ставить малолетних на 6 часов ночной работы.
   Во многих промышленно развитых странах Европы и Америки в 19-м веке детский труд на фабриках, заводах и шахтах также был обычным явлением. Дети трудились наравне со взрослыми до 14-18 часов в сутки (иногда с 5-6-летнего возраста), причем им платили за это в несколько раз меньше. Существовало множество запретительных правил внутреннего распорядка. Например, запрещалось смотреть в окно на рабочем месте, играть в перерывах на еду. Многие дети пытались бежать, не выдержав непосильного труда в "работных домах", где время работы было ограничено лишь полным истощением сил после применения различных принудительных способов к продолжению работы (например, после побоев надсмотрщиков). После этого их заковывали в кандалы. Многие умирали или кончали с собой. Их хоронили по ночам в каком-нибудь глухом месте, чтобы народ не мог узнать масштабов такого рабства. О тяжелейших условиях детского труда писал английский историк Генри Джиббингс ("Промышленная история Англии").
   Об образовании в России. Правительство Российской империи "позаботилось" и об обучении детей: в соответствии с законом 1882г. владельцы предприятий должны были "предоставить возможность" детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов в неделю. В 1914 году охват детей начальной школой составлял в целом по России 30%. Принципом политики в области среднего и высшего образования в последней четверти 19-го века становится ограничение доступа к нему для непривилегированных слоев, особенно для трудовых "низов". В 1887 году выходит циркуляр, предписывавший не принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т.д. (циркуляр о "кухаркиных детях").
   Русские писатели и художники обращались к теме детского труда, тяжелых условий жизни детей.
В.Перов "Тройка" ("Ученики-мастеровые везут воду"), 1866г.
А.И.Куприн "Чудесный доктор", В.Г.Короленко "Дети подземелья", Ф.М.Достоевский "Униженные и оскорбленные", "Мальчик у Христа на ёлке" и др.
   Прошло сто лет. И новое поколение детей также оказалось в тяжелейших условиях.
Беспризорность. Голод. Болезни. Неграмотность. Высокая смертность.
С начала 90-х годов Россия переживает третью волну беспризорности. Полная и достоверная статистика численности беспризорных детей отсутствует. Экспертные оценки обнаруживают значительный разброс в цифрах: от 2-х до 3-х миллионов несовершеннолетних. Эти дети, лишенные средств к существованию, подвергаются коммерческой и криминальной эксплуатации и скоро превратятся в новую сверхжестокую касту преступников. (В Советском Союзе проблема беспризорных детей после двух войн была решена за 8 лет).
Два миллиона подростков неграмотны, более шести миллионов находятся в социально неблагоприятных условиях. В сентябре 1996г. около двух миллионов подростков не сели за школьные парты, "подавшись в сферу "бизнеса". С 1994 года по 2002 год в 1,9 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза - токсикоманией, в 17,5 раз - наркоманией, значительно увеличилось число детей, больных сифилисом, туберкулезом, гепатитом и другими заразными заболеваниями. Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Детский труд, т.е. привлечение детей к работе на регулярной основе, в настоящее время в большинстве стран признан незаконным. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе: кино, театр, эстрада. Да, о работе детей в шоу-бизнесе можно прочитать, увидеть на сцене и услышать. В радиопередаче "Народный интерес" (ведущая Татьяна Федяева) помощник депутата Московской городской Думы Н.Н.Мишустин поделился своими впечатлениями о театральной постановке "Золотой петушок". Одну из ролей в этом спектакле играл ребенок в обнаженном виде. Об этом, конечно, надо было бы говорить на телевидении, потому что Н.Н.Мишустин пришел с фотографиями. Не видя фотографий, этому поверить трудно: обнаженные дети участвуют в спектаклях с постельными сценами и сценами насилия.
   Нетрудно понять, откуда эти "новые веяния". В Европе подобные спектакли - не редкость. Более того, в мае 2012г. в Норвегии впервые прошел детский гей-парад (в 2009г. в этой стране были легализованы однополые браки). И вот эти вымирающие страны нам навязываются в качестве примера?!
Я уж не говорю про терроризм и воровство детей, про то, что наша страна занимает одно из первых мест по числу педофилов.
   Трудно представить, что еще 20 лет назад все было так разумно и гуманно устроено, казалось таким незыблемым и вечным. Мы жили в сильной, независимой, свободной супердержаве. В обществе с передовой наукой и культурой, где постоянно росло благосостояние народа. Более 80% всех рабочих имели высшее или среднее образование. Советский Союз занимал первое место в мире по количеству врачей, учителей, инженеров и других специалистов высшей квалификации. Страна была самой читающей. Максимальная продолжительность жизни в нашей стране на протяжении всей ее истории была отмечена в 1986-87 годах. Для всестороннего развития личности были созданы самые благоприятные условия. К концу 80-х годов в стране работало свыше 3800 домов пионеров, на базе которых действовали детские кружки, клубы и творческие коллективы. В 80-х годах в стране было до сорока тысяч загородных пионерских лагерей (первые пионерские лагеря создавались с начала 20-х годов). Причем они были разных типов: санаторные(для детей с ослабленным здоровьем), оздоровительные, спортивные, туристские, профильные (юных техников, геологов, натуралистов и др.)
В период "демократизации" лагеря были выкуплены коммерческими структурами и реорганизованы для личных нужд. После роспуска Всесоюзной пионерской организации подавляющее большинство пионерских лагерей были перепрофилированы в частные турбазы и пансионаты. Множество лагерей, находящихся далеко от населенных пунктов, были заброшены и прекратили свое существование.

      За детство счастливое наше спасибо, Советский Союз!


Рецензии
Детство не у всех было счастливым в СССР. Лично меня травили в школе, а лечивших меня врачей нужно было лишить диплома за вопиющий непрофессионализм. Уж не будем вспоминать, какое детство было у детдомовцев или у детей советских немцев. Просто в СССР под угрозами репрессий требовалось говорить, что в всех было счастливое детство.

Какие ассоциации у меня вызывает жизнь в СССР? Очковтирательство, коррупция, обман, ложь, шутовство в виде восхваления Брежнева, над которым все смеялись, невозможность пробиться своими силами и трудом, обесценивание знаний, таланта, эрудиции и т.д.

Честно говоря, жизнь в СССР была кошмаром.

***

Мне понятны ваши нынешние тревоги и опасения. Они обоснованы. Но только выводы вы делаете утопические. Церковь никогда не объединяла русский народ. Наоборот, с момента раскола она его всячески разъединяла и ссорила между собой. Вплоть до 1917 г. две ветви русской церкви называли в своих проповедях друг друга "псами, собаками, сатаной" и т.д.

И это не говоря о том, что проповеди непротивления злу плохое подспорье в защите национальных интересов.
Единственной силой, которая реально может объединить русский народ, это возродившееся язычество, на которое ныне клевещут со всех сторон. Я неоднократно бывала на праздновании языческих обрядов и могу сказать, что оно никак не создано за рубежом и тем более не финансируется оттуда. Наши волхвы проделали огромную работу, собрав по кусочкам языческие обряды.

Я описала эти обряды в шуточной форме в стихах, консультируясь с уже покойным волхвом Велимиром. Приглашаю с ними ознакомиться в моем разделе.

Но главное даже не обряды, а взаимопомощь на бытовом уровне, которая есть у других народов, но отсутствует у русского. Для того, чтобы знакомить с русской культурой или финансировать избирательные кампании защитников русского народа, нужны деньги и другая поддержка. Пока не будет поддержки на бытовом уровне, все старания обречены на провал.

В первую очередь нужна поддержка талантливых людей на бытовом уровне. Если кто-то увидел интересную статью, надо написать рецензию. Тогда у автора будет больше баллов для рекламы своего произведения и вообще больше людей эту статью прочитает. У нас этого нет совсем. Русские люди видят в своих талантливых соплеменниках, главным образом, своих соперников.

Я-таки спрашивала, почему вы не пишете рецензий? Ответы: Нет времени. Я боюсь показаться смешным, потому что не совсем разбираюсь в предмете. А зачем писать рецензию, когда и так у каждого свое мнение независимо от моей рецензии? И т.д.

А у представителей других народов тоже есть дети и работа, но они находят время.

Или нужно покупать книги своих талантливых соплеменников. Или нужно помогать своим соплеменникам, живущим в одном доме и т.д.

Этого нет, потому что у нас каждый хочет выделиться на фоне других и нет желания уступать место более талантливым соплеменникам.

Единственное патриотичное движение, которое я видела в жизни, это язычество. Когда люди совершают обряды, посвященные богу Роду, что-то просыпается. Начинают делиться кулинарными рецептами и советами, как шить национальную одежду. Приносят с собой угощения, могут подвезти на машине. Но это какая-то взаимопомощь в зачаточном виде и распространяется она на действия на капище. За пределы капища она выходит, но незначительно. Скажем, люди начинают искать могилы предков.

Культуру 19-ого века тоже нужно поддерживать. Тогда была создана великая культура.

Ольга Славянка   26.10.2020 01:04     Заявить о нарушении
Зачем столько слов о несчастном детстве, о плохой жизни в Союзе, если хотите просто сказать, что вы против православия и за язычество.
Кстати, о "несчастном" детстве. Посмотрели бы лучше статистику 1.детской преступности; 2.преступлений, совершенных над детьми, 3.о бесплатности образования любого уровня, кружков, пионерских лагерей отдыха, конечно же лечения...
Всё. Мне некогда, разговор окончен.

Нина Мелодина   26.10.2020 12:34   Заявить о нарушении
Если вас так волнуют проблемы детской преступности, прочитайте, как с ней боролись в СССР.

В частности, в краеведческом музее в Архангельске на втором этаже под стеклом лежит подлинник документа с приказом о расстреле польского ребенка, который был расстрелян вместе со взрослыми поляками по политическим мотивам.

Или почитайте Википедию:
Там приведена фотография советской газеты, где было напечатано постановление правительства об уголовной ответственности детей вплоть до смертной казни.

Или почитайте тут:


"В марте 1935 года Иосифу Сталину поступил письменный доклад наркома обороны СССР Климента Ворошилова о состоянии подростковой преступности в Москве. Аналогичные доклады получили также Вячеслав Молотов и Михаил Калинин. Основываясь на данных, предоставленных ему начальником московской милиции Леонидом Вулем, Ворошилов приводил статистику: в столице на тот момент было зарегистрировано порядка 3 тысяч хулиганствующих подростков, из которых свыше трети — отъявленные, способные на совершение особо тяжких преступлений. Ворошилов, в частности, напомнил в своем докладе о случае с ножевым ранением, нанесенным 9-летним ребенком 13-летнему сыну зампрокурора Москвы Вениамина Кобленца, и прямо предложил «расстреливать таких мерзавцев».

Через три недели в «Правде» уже было опубликовано постановление ЦИК и Совнаркома «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», согласно которому, дети, начиная с 12-летнего возраста, уличенные в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в сущности, приравнивались ко взрослым преступникам, и к ним также применялись «все меры уголовного наказания», включая высшую — расстрел. Через несколько дней прокурорам СССР разослали секретное разъяснение данного постановления: высшая мера наказания относится и к лицам, не достигшим 18-летия (а статьи УК РСФСР и других республик СССР с указанием этого «несовершеннолетнего» ограничения по расстрелу, соответственно, «отпадают»).

Как к «расстрельной» теме относился сам Сталин
В 90-е годы была рассекречена беседа Иосифа Сталина с известным французским писателем Роменом Ролланом, который приезжал в СССР летом 1935 года и встречался с главой государства. Роллан не преминул задать Иосифу Виссарионовичу вопрос и об ужесточении мер уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. Писатель, в частности, засомневался в гуманности расстрелов детей-преступников.
Сталин подробно обозначил свою позицию по этому вопросу, сделав акцент на том, что эта мера не репрессивная, а педагогическая. Иосиф Виссарионович объяснил Роллану: ее введение обусловлено появлением в СССР групп хулиганствующих детей, склонных к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Данные «ОПГ», подчеркнул Сталин, организуются и направляются взрослыми преступниками.
Поэтому декрет от 7 апреля 1935 года преследует цель устрашить этих «старших товарищей» и не допустить, чтобы дети сплачивались в подобные шайки. Глава государства также обосновал причину непридания фактов о преступлениях детей огласке в печати — якобы это может спровоцировать других криминальных элементов поступать аналогичным образом".

***
Когда я училась в школе, то как отличница тянула на буксире двоечников, среди которых были малолетние преступники, побывавшие в колонии. Поэтому некоторое понятие о состоянии детской преступности в СССР имею.

Ольга Славянка   26.10.2020 13:27   Заявить о нарушении
Чтобы не быть голословной, давайте почитаем о детстве знаменитой певицы Анны Герман - у нее был удивительно красивый голос. ПРимер детства в СССР.

http://pmem.ru/index.php?id=6989

"Когда она пела, в груди каждого слушателя появлялась необъяснимая тоска. Тоска откуда-то из вечности. Ее грудной голос пробуждал внутри нечто, из далекой памяти. Подкатывал ком. Никто из слушателей не догадывался, что этот романс Анна Герман посвящала отцу. «Звездой любви приветной» для Анны был ее отец, жестоко убитый в СССР в 1937 году в Ташкенте. Для Анны это был не просто романс, а посвящение дочери своему отцу[i].

Анна Герман – любимая певица многих слушателей в Восточной Европе, в СССР. Мало кто знал, что Анна была из тех, о ком в советское время не принято было говорить. По происхождению Анна была из немцев и голландцев-меннонитов. Слушатели же знают ее лишь как эстрадную польскую певицу, успешную и красивую.

Драма немцев СССР

Драма ее народа до сих пор в умолчании, как и её семьи, перенесшей многие тяготы и потери. Был период, когда немцы лишь из-за своей этничности были представлены врагами народа.

...
Однако немцы Кыргызстана, как и на всей территории СССР подвергались гонениям, репрессиям и отчуждению. Долгое время, ассоциация их с «врагами народа» поощрялась и государством - через постоянные аресты, высылки и депортации.

После первых добровольных переселений меннонитов немцы подверглись еще трем насильственным переселениям уже в советское время.

Первое переселение – в 1936 году, когда 15 тысяч семей немцев и поляков (около 65 тысяч человек) были выселены с Украины, с территорий, прилегающих к польской границе, в Северный Казахстан и Карагандинскую область.

Второе переселение – 1941–1945 годов, когда немцев массово отправляли в так называемые трудовые лагеря и на трудовые фронты, которые по условиям содержания и отношению были приближены к тюремным.

И третье переселение – самое трагичное, когда была полностью ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья. Так 28 августа 1941 года была произведена полная, тотальная депортация немцев из обустроенных ими районов Поволжья. Все немцы были вывезены в отдаленные районы Сибири, Кавказа и Средней Азии. Всего в годы войны было переселено до 950 тысяч немцев.

Отец. Первый Герман.

Анна Герман и ее семья пережили все тяготы, которые достались советским немцам того времени. Родившись в Ургенче уже в переселенной с Украины семье, Анна жила с бабушкой, мамой, папой и дядей. В 1937 году почти одновременно арестовывают ее отца и дядю. Здесь они уже знают, что потеряли почти всех своих родственников, братьев и сестер, которых в дружных семьях меннонитов обычно было много.

«Обоих арестовали. Боже мой! Боже! Чёрные тучи нависли над нами! Как же страшно и печально мне тогда было. Я пошла к прокурору, тяжело дыша, вот-вот должна была родить. Может, хоть здесь услышу хорошую весть об арестованных? Я спросила, где мой муж Евгений Герман и брат Вильмар Мартенс. В ответ услышала:

- Ваш муж сослан на десять лет без права переписки!

- За что? За что?

Мне не ответили…

- Я могу к нему поехать?

-Нет…"[ii]

Отца – Евгения Германа (Ойген Хёрманн) убивают в Ташкенте. Позже дядю.
Ирма – мама Анны, теряет младшего ребенка – сына Фридриха, дочь болеет тифом. Повсюду начинаются новые гонения на немцев. Ирма со своей матерью и дочерью Анной бежит на территорию Кыргызстана в село Ак-Добе, тогда Орловка.

...
«Единственная еда, которую я получала – кусок ржаного хлеба. Не было работы, не было еды, жили мы в землянке, ютясь вшестером с чужими людьми. Потом мы переселились в Орловку в Киргизии. Там за работу в колхозе я получала отруби, мама пекла из них лепешки. У нас не было дров, чтобы обогреть дом, было очень холодно. Что я могла сделать в таких условиях? Я решилась на кражу! Первый раз в жизни. Я украла колхозную солому. Это было очень рискованно – идти ночью в поля, но мне не оставалось ничего другого. Я шла, несмотря на жуткий страх. Та ночь была прекрасна: месяц светил на ясном лазурном небе, пучки соломы блестели, словно золото и серебро. Каждую минуту я прислушивалась… Не дай Бог попасть в руки милиции или колхозного сторожа! Меня бы расстреляли! Я набрала большую охапку соломы, связала и понесла на плечах».[iv]

Ольга Славянка   26.10.2020 15:14   Заявить о нарушении
Всего лишь аналогия...

«...Был он старый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал...» (Щедрин, «Медведь на воеводстве»)

$$ я ... тянула на буксире двоечников, среди которых были малолетние преступники, побывавшие в колонии.
$$ Поэтому некоторое понятие о состоянии детской преступности в СССР имею.

Т. е. малолетние преступники просветили нашу девочку, поведав ей о состоянии детской преступности в СССР, и «отверзлись вещие ея зеницы, как у испуганной орлицы»?..
Мощно. Афторитэтно. И совершенно не голословно...

Деким Лабериев   06.11.2020 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.