Цыгане

                Ц Ы Г А Н Е

Цыганское счастье
Месяц – цыганское солнышко.
Цыган шубу продал – скоро лето.
Что за цыган без лошади?
Цыган божиться, на своих детей слыгается (шлётся)
Крутил делами, как цыган солнцем.



Я люблю цыганские кочевья,
Свист костра и ржанье жеребят,
Под луной как призраки деревья
И ночной железный листопад.
           Николай Клюев

     Целыми ватагами слоняются цыгане, пощёлкивают кнутами, запальчиво препираются, торгуя лошадей, придирчиво осматривают их, гнедых, вороных и чалых: Раздирают им губы до последнего коренного, хватают за хвост и закручивают его на самую спину коняге, прощупывают сухожилия, бьют одра кулаком под рёбра, пока наконец с хозяином лошадь о лошадь: шлёп! Шлёп! Сошлись!
                Олесь Гончар «Твоя заря»

Цыганский быт и нравы стары,
Как песни те, что мы поём.
Под рокот струн, под звон гитары,
Жизнь прожигая, зря живём.
Прощаюсь нынче с вами я, цыгане,
И к новой жизни ухожу от вас…
        В. Маяковский «Прощай мой табор»

     В павильоне в это время людей мало. В дальнем конце две молодые грустные цыганки сидели над вазочками с мороженым: одна кормила грудью ребёнка, другая с жадностью затягиваясь папиросой – только что купила коробку «Казбека». Откуда они, из какой жизни? Тоска веков светит из их глаз, бездонных, печальных.. Две женщины предавнего индийского племени, как донесли они сюда эту смуглость предков, и чернобровье своё, и жесты, и пенье? Два живых человеческих перекатиполя, блуждающих среди вихрей ХХ века… Может погадать? Нет, пусть будет что будет!..
                Олесь Гончар «Собор»

«Подойти ко мне, старушка,
Я давно тебя ждала».
И, косматая, в лохмотьях,
К ней цыганка подошла.
«Я скажу тебе всю правду:
Дай лишь на руку взглянуть:
Берегись, тебя твой милый
Замышляет обмануть…»
              Я.П. Полонский    1856 г.

«…Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют».
              А.С. Пушкин

    ЦЫГАНСКАЯ  ПЕСНЯ
Добры люди, вам спою я,
Как цыганы жизнь ведут:
Всем чужие, век кочуя,
Бедно бедные живут.

Но мы песнями богаты,
Песня – друг и счастье нам:
С нею радости, утраты
Дружно делим пополам.

Песня всё нам заменяет,
Песнями вся жизнь красна,
И при песнях пролетает
Вольной песенкой она.
           С.П. Шевырёв      1828 г.


Рецензии