Губернаторские выборы без выбора
Трудно переоценить роль политических институтов в поддержании того или иного политического порядка. Разумеется, это относится не только к партиям, выборам, парламенту и т.д., но и к отношениям «центр – регионы», особенно в государстве, которое называет себя «федерацией». Симулируется и возврат политической конкуренции на уровне субъектов федерации. В последнее время здесь происходят интересные вещи: были приняты решения о возвращении к выборам населением глав исполнительной власти регионов («губернаторов»), несмотря на то, что ранее такая возможность отрицалась на самом высшем уровне.
Многочисленные комментарии по этому поводу связали решение Кремля с реакцией на массовые гражданские протесты конца 2011 и 2012 года и отмечали ряд встроенных препятствий на пути свободного волеизъявления населения (тот же «муниципальный фильтр» при выдвижении кандидатов в губернаторы). Это, во-многом, справедливо, хотя создается впечатление, что происходит возврат к практике региональных выборов, существовавшей с середины 1990-х по середину «нулевых» годов. Уже тогда политическое поле России было довольно разнородным: полностью свободных и справедливых региональных выборов не было нигде, однако в части субъектов федерации между кандидатами в губернаторы наблюдалась острая конкуренция с непредсказуемым итогом.
В других регионах поражение инкумбентов и/или кандидатов от «партии власти» было маловероятным, а где-то фактически невозможным. Таким образом, электоральная карта РФ была фрагментирована на зоны региональных политических порядков с демократическими и авторитарными ситуациями и их разнообразными комбинациями. Однако, хотя бы виртуально преобладал идеал электоральной конкуренции, пусть и с многочисленными политтехнологическими манипуляциями.
«Возврат» к практике губернаторских выборов в РФ происходит в принципиально иных институциональных условиях. Выборная конкуренция фактически осталась кое-где лишь на муниципальном уровне и то, там открывающиеся «форточки возможностей» закрываются с завидным упорством. Об этом свидетельствует, например, прокатившаяся по регионам волна отказа от прямых выборов глав МО (городских округов и муниципальных районов), не говоря уже о прямом административном вмешательстве в избирательный процесс. Произошли известные изменения в практике выборов и на федеральном уровне. В таких условиях говорить о практике возвращения электоральной конкуренции в борьбе за губернаторский пост пока не приходится, хотя, по данным многочисленных опросов, российское население стремится к этому.
Другой аспект проблемы состоит в том, что если вдруг в каком-то регионе будет получен «неожиданный» результат голосования, то это (в отличие от практики 1990-х годов) будет противоречить уже российскому политическому порядку. Поэтому таких неожиданностей федеральные власти постарались не допустить, сменив ряд региональных руководителей. Таким образом, губернаторские выборы десятых годов пока нельзя считать даже политическим экспериментом; практически конкуренция на них пресечена уже на этапе выдвижения кандидатов. Главное здесь состоит в отсутствии устойчивых демократических институтов, когда существующая власть, установив беспроигрышные для себя правила и нормы политической борьбы, массово САМА же нарушает даже их, что и показали итоги последнего федерального цикла выборов 2011 – 2012 гг.
В целом, поэтому, мы не считаем, что возврат выборов губернаторов повлияет в существующих условиях на изменение политических практик. Это – дело будущего и произойдет уже в другой институциональной среде, измененной под влиянием тех или иных факторов не на региональном, а на федеральном уровне. При этих условиях уже будут иметь практический смысл дискуссии о путях формирования и дизайне власти в российских регионах. Скорее, предположения о возможных сценариях трансформации российского федерализма связаны с политическим кризисом, который может вызреть из-за неполитических факторов, изменения обстановки в мире и/или обостриться к следующему электоральному циклу.
Пока гибкого ответа на новые вызовы, учитывающие чрезвычайное региональное разнообразие России ждать не приходится, кризис, маскируемый до поры до времени, вырвется наружу с новой силой. Новый расклад политических сил и неопределенность могут привести к необходимости внесения поправок в Конституцию РФ, которая наряду с удалением монархического начала «суперпрезидентства», давно нуждается в более детальном прописывании принципов федерализма и разграничения полномочий Центра и регионов.
Но сохранится ли Российская Федерация в своем нынешнем виде и границах при очередном обострении кризиса? Сейчас пока даже трудно предположить, какие потери и жертвы ждут Россию и россиян в качестве расплаты за длительные злоупотребления власти.
Свидетельство о публикации №212111601428
Максим Максимов 3 21.11.2012 04:14 Заявить о нарушении
Не разнообразие само по себе (как раз диверсификация могла бы стать источником и роста, и стабилизации в кризис), а то, что нет принятых для всех правил, институтов. Власть нарушает собственные законы и поэтому на местах все пойдет вразнос.
Виктор Клёнов 29.11.2012 12:58 Заявить о нарушении
Максим Максимов 3 29.11.2012 15:39 Заявить о нарушении