C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Губернаторские выборы без выбора

Сейчас некоторое внимание привлекает возвращение к практике губернаторских выборов в российских регионах. Первая серия таких «выборов» уже прошла (14.10.12) и оказалась пародией на электорально-демократический процесс. При весьма низкой явке везде «победили» ставленники «партии власти». Даже ради «оживляжа» не получила развития интрига со снятием «опорного» кандидата. Стоит упомянуть также о том, что еще до «возвращения» выборов во многих субъектах федерации они были заменены при малейшем намеке на проблемность переизбрания. Прошедшую серию электоральных ритуалов просто нет смысла анализировать как конкурентные выборы. Тем не менее, в будущем возвращение к практике конкурентной борьбы за губернаторский пост может стать не только карикатурным, но  и опасным.   Ведь если страна не скреплена единым законом, и сама госвласть творит и всячески беззаконие в ходе тех же выборов поощряет, а «вертикаль» (партийная, президентская и т.д.) ослабевает, то, что же остается? Что может обеспечить единство России в условиях, когда и граждане, и целые регионы склонны играть в принципиально несовместимые политические игры?

Трудно переоценить роль политических институтов в поддержании того или иного политического порядка. Разумеется, это относится не только к партиям, выборам, парламенту и т.д., но и к отношениям «центр – регионы», особенно в государстве, которое называет себя «федерацией». Симулируется и возврат политической конкуренции на уровне субъектов федерации. В последнее время здесь происходят интересные вещи: были приняты решения о возвращении к выборам населением глав исполнительной власти регионов («губернаторов»), несмотря на то, что ранее такая возможность отрицалась на самом высшем уровне.



Многочисленные комментарии по этому поводу связали решение Кремля с реакцией на массовые гражданские протесты конца 2011 и 2012 года и отмечали ряд встроенных препятствий на пути свободного волеизъявления населения (тот же «муниципальный фильтр» при выдвижении кандидатов в губернаторы). Это, во-многом, справедливо, хотя создается впечатление, что происходит возврат к практике региональных выборов, существовавшей с середины 1990-х по середину «нулевых» годов. Уже тогда политическое поле России было довольно разнородным: полностью свободных и справедливых региональных выборов не было нигде, однако в части субъектов федерации между кандидатами в губернаторы наблюдалась острая конкуренция с непредсказуемым итогом.



В других регионах поражение инкумбентов и/или кандидатов от «партии власти» было маловероятным, а где-то фактически невозможным. Таким образом, электоральная карта РФ была фрагментирована на зоны региональных политических порядков с демократическими и авторитарными ситуациями и их разнообразными комбинациями. Однако, хотя бы виртуально преобладал идеал электоральной конкуренции, пусть и с многочисленными политтехнологическими манипуляциями.



«Возврат» к практике губернаторских выборов в РФ происходит в принципиально иных институциональных условиях. Выборная конкуренция фактически осталась кое-где лишь на муниципальном уровне и то, там открывающиеся «форточки возможностей» закрываются с завидным упорством. Об этом свидетельствует, например, прокатившаяся по регионам волна отказа от прямых выборов глав МО (городских округов и муниципальных районов), не говоря уже о прямом административном вмешательстве в избирательный процесс. Произошли известные изменения в практике выборов и на федеральном уровне. В таких условиях говорить о практике возвращения электоральной конкуренции в борьбе за губернаторский пост пока не приходится, хотя, по данным многочисленных опросов, российское население стремится к этому.



Другой аспект проблемы состоит в том, что если вдруг в каком-то регионе будет получен «неожиданный» результат голосования, то это (в отличие от практики 1990-х годов) будет противоречить уже российскому политическому порядку. Поэтому таких неожиданностей федеральные власти постарались не допустить, сменив ряд региональных руководителей. Таким образом, губернаторские выборы десятых годов пока нельзя считать даже политическим экспериментом; практически конкуренция на них  пресечена уже на этапе выдвижения кандидатов. Главное здесь состоит в отсутствии устойчивых демократических институтов, когда существующая власть, установив беспроигрышные для себя правила и нормы политической борьбы, массово САМА же нарушает даже их, что и показали итоги последнего федерального цикла выборов 2011 – 2012 гг.



В целом, поэтому, мы не считаем, что возврат выборов губернаторов повлияет в существующих условиях на изменение политических практик. Это – дело будущего и произойдет уже в другой институциональной среде, измененной под влиянием тех или иных факторов не на региональном, а на федеральном уровне. При этих условиях уже будут иметь практический смысл дискуссии о путях формирования и дизайне власти в российских регионах. Скорее, предположения о возможных сценариях трансформации российского федерализма связаны с политическим кризисом, который может вызреть из-за неполитических факторов, изменения обстановки в мире и/или обостриться к следующему электоральному циклу.



Пока гибкого ответа на новые вызовы, учитывающие чрезвычайное региональное разнообразие России ждать не приходится, кризис, маскируемый до поры до времени, вырвется наружу с новой силой. Новый расклад политических сил и неопределенность могут привести к необходимости внесения поправок в Конституцию РФ, которая наряду с удалением монархического начала «суперпрезидентства», давно нуждается в более детальном прописывании принципов федерализма и разграничения полномочий Центра и регионов.



Но сохранится ли Российская Федерация в своем нынешнем виде и границах при очередном обострении кризиса? Сейчас пока  даже трудно предположить, какие потери и жертвы ждут Россию и россиян в качестве расплаты за длительные злоупотребления власти. 


Рецензии
Вот это "чрезвычайное региональное разнообразие России" в момент кризиса становится ее ахиллесовой пятой.

Максим Максимов 3   21.11.2012 04:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Максим!
Не разнообразие само по себе (как раз диверсификация могла бы стать источником и роста, и стабилизации в кризис), а то, что нет принятых для всех правил, институтов. Власть нарушает собственные законы и поэтому на местах все пойдет вразнос.

Виктор Клёнов   29.11.2012 12:58   Заявить о нарушении
Да, да, вы правы. С другой стороны перечисленные вами причины в известной мере сами становятся причинами кризиса.

Максим Максимов 3   29.11.2012 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.