Back in USSR или Возвращение в совок

Россия завершила демократический эксперимент, и он, как и предыдущий, коммунистический, окончился неудачей. Все попытки нашего феодального динозавра заимствовать у передовых стран как реальный опыт, так и утопии, кончаются пшиком.

 «Считается, что одним из условий существование демократии является общая образованность граждан. Выборы – механизм, обеспечивающий выражение народной воли. Чтобы они работали, надо, чтобы было, что выражать, – то есть чтобы граждане представляли, чего они хотят и как все в идеале должно быть устроено. В США, правда, всегда есть оптимистическая отговорка: сама система устроена так, что она будет удовлетворительно функционировать, даже если избиратели вместе с народными избранниками окажутся полными идиотами. Главное, чтобы работал избирательный механизм, обеспечивающий ротацию во всех органах власти». (http://www.svoboda.org/content/article/24772712.html)

Но наши российские граждане голосуют сердцем, а сердце это стонет от тоски по батогам, царю-батюшке и доброму барину. Но на дворе уже давно не XVII век, и потому когда сравниваем свои пенаты с окружающим миром (Азию и Африку не предлагать), становится тоскливо. Построение любого будущего, с каким бы мы энтузиазмом ни принимались за это дело, кончается возвратом в наше вечное прошлое. Только помещики с царями раз от разу становятся все менее похожими на добрых батюшек.

А сейчас, когда мы взгромоздили на свою шею «Орден мерзавцев» КГБ, страна сама стала похожей на лагерный барак. Беспринципные специалисты по оболваниванию и без того не слишком интеллектуального быдла довели свое искусство до совершенства.

Складывается впечатление, что вся эта театральщина с «суверенной демократией» была нужна им только с одной целью: реставрировать совок. Нет, не в старой архаической форме злобно огрызающейся утопии на базе марксизма-онанизма, а модернизированный, в котором будут оставлены только те признаки, которые выгодны новой номенклатуре.

Всякие бесплатные медицины со столь же бесплатными образованиями будут отправлены в утиль, а вот система власти с «руководящей и направляющей», выборами без выбора и вождем, царствующим до мавзолея, - это пожалуйста. «Партия власти», или как ее нежно называют в народе, ПЖиВ, становится все больше похожей на покойную КПСС, выборы тоже пора называть «самыми демократическими», вождь буквально намедни продемонстрировал, что готовится побить рекорд «лично дорогого Леонида Ильича», - тот, как известно, сидел на троне 18 лет, а нынешний уже 12, да плюс нынешний срок 6, - еще один срок, и рекорд побит!

Вот из интервью Владимира Сорокина на colta.ru:
«Построить Великую Русскую стену сейчас невозможно. Не хватит кирпичей и каменщиков. Но ее пытаются строить в головах. Как Гитлер сказал, когда соратники ему предложили национализировать промышленность, — зачем мне национализировать промышленность, если я национализирую мозги».

«Спустя два десятилетия после отмены советской власти в России «совок» жив и во многом продолжает определять жизнь посткоммунистической России, хотя и мутировал. Как заметил тот же Владимир Сорокин, «менталитет остался советским, но человек уже хорошо знает, что такое качество. Он хочет иметь «Мерседес» и ездить отдыхать в Испанию или Италию». Эта категория составляет основу российского электората: Сознание людей, воспитанных в условиях государственного патернализма, наиболее подвержено манипулированию, поэтому к ним в основном и обращена риторика действующей власти. Путин действует как социальный бихевиорист, в нужный момент стимулируя нужные участки архаичного общественного сознания Homo Soveticus: он реанимировал мелодию сталинского гимна, объявил распад СССР главным событием XX века, выступил с агрессивной антизападной речью на конференции по безопасности в Мюнхене и т.д. «Путин давит на советские мифологемы в сознании, играет на ностальгии по державе, в которой народ прожил большую часть жизни», - говорит активист «Другой России» Константин Трошин.

Как пишет историк Андрей Зубов («Ведомости», 21.11.2011г.), за минувшие два десятилетия никакого видимого коммунистического реванша не произошло, однако «советскость постепенно, шаг за шагом восстанавливала свои, казалось бы, утраченные в 1991 году позиции».

Директор аналитического Левада-центра, социолог Лев Гудков объясняет ренессанс совка в России тем, что при внешних изменениях власти ее структура осталась прежней: «Как и во времена расцвета коммунизма, власть не контролируется обществом... Общественный строй определяется зависимыми судами, политизированной полицией и цензурой в средствах массовой информации».

Доктор философских наук Валентин Бажанов напоминает, что одна из черт Homo Soveticus - страх перед начальством, и констатирует, что в 2000-е годы в России этот страх вернулся. С приходом к власти Путина вернулась «совковая» традиция двоемыслия и подобострастия.

Журнал «КоммерсантЪ-Власть» ежегодно проводит конкурс лучших подхалимских изречений в адрес президента и премьер-министра «Лизость к телу». В минувшем году на победу могло претендовать, например, высказывание вице-президента международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексея Филатова: «Всегда в критические для русского народа моменты на нас сваливалась божья благодать, в том числе в виде руководителей. Путин является такой благодатью. Куда бы мы без него скатились, один бог знает».

Когда не на что опереться в настоящем, кроме нефти и газа, приходится искать идеологическую опору в прошлом. Власть регулярно апеллирует к достижениям прошлого в качестве идейной опоры своего будущего». (http://www.newsland.ru/news/detail/id/1033939/).

Увы, состояние нашего общества, замшелое и архаичное, глубоко феодальное, не оставляет никаких шансов ни демократии, но процветанию. Мы сделали еще один виток в диалектической спирали, и находимся на пороге обновленного, слегка перелицованного совка. И это всё, на что оказались мы способны перед лицом вызовов XXI века.

Валентин Спицин.


Рецензии