26. В. И. Агошков. Орловское Поочье. Шлях Свинак-5

26.В.И.Агошков. Орловское Поочье.


Шлях Свинак,

часть-5.


«СВИНЬЯ» И ВОДОРАЗДЕЛ. Однако ответ на вопрос, а почему именно шлях так поименовали – Свиной, я получил позже. Тогда же, в 1994 году, в книге «Кром» я пытался объяснить про-исхождение Свиного шляха его «плодовитостью», т.е. многочисленными ответвлениями.

«В древности дороги значили всё для человека. Недаром слова «дорога» и «дорога» так близки. Дорога – то, что создано рождением. Тысячи тропок тянулись к большой дороге, проходящей по водоразделам, как веточки дерева к своему стволу.
 
Волей-неволей люди устремляли свои взоры к данным междуречьям и обожествляли их: недаром сосуды с кремиро-ванными останками умерших выставлялись на перекрёстках. Вятичи таким образом, видимо, верили в то, что дороги помогут рождению новой души и унесут её…».

В книге «Тросна» (1994) решил связать название Свиного шляха с водоразделом, похожим на «свинью». «Дорога для древнего человека была всем: она соединяла людей с другими ми-рами, по ней шли торговля, движение. Для пути выбирались во-доразделы, где было сухо… Нужно только представить себе удивление нашего предка оттого, что вдруг среди топей он обнару-живал водораздел, ровное, сухое место…

Данный водораздел напоминал «животное», которое давало жизнь многим речкам, дорогам, тропкам». Почему я связал водораздел с «животным»?!

Когда мы идём или едем по дороге, проложенной по водо-разделу, то слева и справа от неё мы видим овраги, другие не-ровности, ямы и коренья. Где-то находится родник, с убегающей вдаль водой. Поскольку древний человек одушевлял природу, то не исключено, что он и сравнивал «рваный» с двух сторон водо-раздел со свиньёй, имевшей с двух сторон тела многочисленные сочившиеся соски…».
 
 
РЕКА СУЧЬЯ. Чтобы были понятнее наши рассуждения, от-правимся в Малоархангельский район. Однажды, когда я рабо-тал в 80-е годы ХХ века редактором местной районной газеты «Звезда», попал в заброшенный хутор, стоявший на берегу реки Сучья (ранее – Сучий), текущей от станции Малоархангельск в реку Сосна.

Глядя с высокого левого берега, изрезанного небольшими по длине, но глубокими оврагами и водомоинами, заросшими кустами, на извилистую гладь реки, я вдруг поймал себя на мысли, что речка с такими крутыми, короткими и рваными бе-регами и напоминает собаку-суку в момент её кормления щенят.
Река Сучья и собака-сука похожи по своим функциям: обе сочны, источают сок (т.е. воду и молоко).

А.М. Щукин, тогда председатель колхоза имени Калинина, по территории которого и протекает река Сучья, заметил, что люди назвали данный гидроним так потому, что в его заросших кустарником и осокой берегах в большом количестве водятся собаки. Правда, эти животные больше тянутся к людям, а вот суки – самки волков здесь обитают. Могла р.Сучья быть названа и по той причине, что она является СУКОМ реки СОСНА.

Как у дерева сосны есть ствол и суки-сучья, так и у реки Сосна её притоки сравнивали с суками-сучьями.
 
 
ОКА – РЕКА-СОБАКА? Однако мне всё же ближе такой ва-риант ответа: река СУЧЬЯ сама была сочной СУКОЙ, кормящей «щенят»! Да и река Ока в этом контексте может быть прочитана, как река С+Ока=Сука?! Здесь «С» как приставка. Известно, что некоторые учёные переводят гидроним Москва, как «Коровья река».

В Европе есть реки-овцы, реки-быки. Почему же Ока не может быть рекой-сукой: рекой-собакой, рекой-волчицей, рекой лисицей?! Тем более что волки и собаки в какой-то мере обоже-ствлялись жителями степей.

Если река Сучья есть правый приток Сосны, а та – Дона, то левым притоком реки Самары, в свою очередь являющейся левым притоком Днепра, выступает река Волчья.
Итак, Свиной шлях, идущий по водоразделу, похож на сви-нью, кормящую своих поросят, а потому сочащуюся многими сосками. Данное животное было для наших предков святым, ибо всегда спасала славян от голода и стужи! Следовательно, был святым и водораздел, сухой участок суши.
 
 
СВИНЬЯ – ПЛОДОВИТОЕ ЖИВОТНОЕ. В книге «Тросна» привёл я и мнение учёных: «Н.М. Шанский и другие авторы под-чёркивают, что «менее убедительным является объяснение сло-ва (Свиной) как родственного существительному «сын», согласно которому «свинья» получила своё название по своей плодовито-сти».

И дал своё суждение: «Человек был частицей природы, а не царь её, поэтому всё, что было связано с людьми, легко перено-силось на окружающее. Свиная дорога – это дорога, которая «рождает» другие тропы, более мелкие дорожки.

А коль «рождающая», то значит «СвиНая-свиТая, свЯтая» (сравни: колоНая-колоТая). Поэтому не удивительно, что слова «свиной» и «сын» являются родственными»: СВИНОЙ=СИНОЙ (звук «В» вставной) = СИН =СЫН?!

Упомянули мы и деревню Похвистнево Троснянского рай-она, название которой произошло оттого, что находится она «по обеим Свиным дорогам», сходящимся в этом месте.
Одна пришла сюда со стороны Ливен, другая – из Севска. Похвистнево-ПоСвинстнево?!
 
 
СВЯТАЯ ДОРОГА. Ветеран войны из пгт. Кромы Дмитрий Семёнович Деев на моё замечание о том, что Свиная дорога – значит Святая, неожиданно ответил так: «Да, наши деды и звали Свиную дорогу Святой, потому что по ней ходили в Киев молить-ся Богу!» Вижу недоумённые взгляды читателей: как это Свиная дорога стала Святой?!

Нужно подчеркнуть, что это сейчас словом «свинья» некоторые унижают человека, а в древности данное животное было символом плодовитости, оберегом дома.

Так, вятичи, жившие на р.Каме, называли свинью – дочкой! Не сомневаюсь, что и орловские вятичи любовно относились к свинье, благодаря которой они выживали. Да и мусульмане не едят мясо свиней не из-за «грязи», а оттого, что свинья для них «святая»!
 
см.6.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии