Павлович Надежда Александровна. Биография

 
 
Место:  р.: местечко Лаудон, Латвия
см.: Оптина пустынь
Дата рождения:  17/30.09. 1895 г. 19 век
Дата смерти:  03.03.. 1980 г. 20 век

Церковная принадлежность
Русская Православная Церковь

   
Образование

Гимназия Псковская Александровская

1912 г. 
 
Курсы Высшие женские им. Полторацкой

20 век.   
 
 
 
                Биография



Надежда Александровна Павлович родилась 17(30) сентября 1895 года в Лифляндии, в местечке Лаудон, на территории теперешней Латвии, в семье мирового судьи. В их доме из поколения в поколение передавался благоговейно чудотворный образ Пресвятой Богородицы сербского письма. Под сенью этой иконы - Знамения Покрова Пресвятой Богородицы - прошла вся ее долгая многотрудная жизнь. По ее словам, ей довелось «увидеть, как смещались пласты истории и пласты человеческого сознания», - увидеть, осмыслить и запечатлеть увиденное.Окончив в 1912 году в Пскове Александровскую гимназию, она публикует первые свои стихи в местной газете «Псковская жизнь», затем учится в Москве на историко-филологическом факультете Высших женских курсов им. Полторацкой. В это же время знакомится с В. Брюсовым, А. Белым, Вяч. Ивановым, С. Есениным, Б. Пастернаком и другими печатается в газетах, журналах и альманахах той поры.В 1920 году по поручению правлений Союза поэтов Надежда Павлович едет в Петербург для организации отделения Союза, председателем которого был избран Александр Блок. Встреча с Блоком, возникшая между ними духовная близость во многом определили дальнейшую ее судьбу и мотивы творчества. Блок подарил Павлович первый том «Добротолюбия» со своими пометками, предложил прочитать «Летопись Серафимо-Дивеевской -обители». В это тяжелое для России время, когда интеллигенция покидала родину, Блок говорил Надежде Александровне: «Я могу пройти незаметно по любому лесу, слиться с камнем, с травой. Я мог бы бежать. Но я никогда не бросил бы Россию. Только здесь и жить, и умереть».Но идет 1921 год - последний год жизни поэта. Совсем «потерянной», в состоянии, близком к самоубийству после кончины Блока, Господь приводит ее в Козельскую Оптину пустынь, где живет в это время семья друга ее детства Льва Александровича Бруни.Здесь впервые видит она замечательного оптинского старца иеросхим. Нектария. В течение трех дней пытается она поговорить с ним, но старец отказывается принять молодую женщину, представительницу столичной литературной богемы. Потрясенная, она уезжает в Петроград, но мысль о старце («я видела настоящего святого»), о единственно возможном для нее пути исцеления не покидает ее. Впоследствии она вспоминала: «Батюшка Нектарий испытывал сердца приходящих к нему и давал им не столько утешение, сколько путь подвига, он смирял и ставил человека перед духовными трудностями, не боясь и не жалея его .малой человеческой жалостью, потому что верил в достоинство и разумение души и великую силу Благодати, помогающей ищущему Правды». Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дни жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной.По благословению батюшки Нектария она остается жить в Оптиной, становится сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея, которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук (впоследствии она приняла схиму с именем Августы и была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием в 1937 году в Туле). Два года прожила Надежда Александровна в Оптиной в послушании у старца. Но музею и самому монастырю уже грозила беда. Сбывалось предсказание отца Нектария о том, что «скоро монастыри закроют и ходить в монашеском по улицам будет нельзя».В Вербное воскресенье 1923 года Оптина пустынь была закрыта. Тяжело больного старца Нектария сперва положили под арестом в больницу, а затем в Великий Четверг отвезли в тюремную больницу в Козельске, большинство духовных отцов и монашеской братии также были арестованы. Выдав в ЧК батюшку Нектария за своего дедушку, Надежда Александровна добивается замены расстрела (отца Нектария обвинили в контрреволюции) поселением. Она увозит батюшку в село Холмищи (65 км от Козельска), навещает его там, привозит продукты, теплые вещи. Надежда Александровна собрала и записала множество рассказов и свои воспоминания о последнем оптинском старце Нектарии, его удивительной прозорливости духовных наставлениях, поучениях, беседах с ним.Перед кончиной в 1928 году батюшка Нектарий благословил свою духовную дочь Надежду Павлович помнить Оптину, всегда заботиться о ней и делать все возможное для ее сохранения.Она и выполняла завещанное, как могла, в те страшные для Православия годы: в конце 20-х перевезла и таким образом сохранила для нас ценнейший архив и библиотеку Оптиной пустыни, сдав все материалы в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве. Работая в Красном Кресте, помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и оптинцев); совершила духовный подвиг, навестив находящегося в заключении отца Сергия Мечева. Ее стараниями в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника 1 культуры и была поставлена на государственную охрану.До последних дней, будучи в преклонном возрасте и неизлечимо больной, ездила она по бездорожью, добираясь на попутках в близкую сердцу Оптину, доказывала в Министерстве культуры, перед калужскими и козельскими властями, что охрана Оптиной пустыни не должна остаться лишь формальным решением на бумаге, что необходимо начать ее действительную реставрацию. Но настоящего возрождения Оптиной пустыни - возвращения величайшей отечественной святыни Русской Православной Церкви - ей уже не довелось увидеть. Она отошла ко Господу 3 марта 1980 года. Накануне, зная, что умирает, но и радуясь этому, говорила близким, что смерти не боится, что для нее умереть - всё равно, что выйти в другую комнату...Еще в 20-е годы батюшка Нектарий благословил Надежду Александровну на литературную работу. По его молитвам в те трудные годы она находила себе работу в качестве переводчика, литературного критика.После стихотворных сборников «Берег» (1922) и «Золотые ворота» (1923) Надежда Павлович в течение двух десятилетий выступала в печати преимущественно как детская писательница. Только после войны стали выходить ее поэтические сборники: «Думы и воспоминания» (1962), «Сквозь долгие года...» (1977), «На пороге» (1980). Последняя книжка вышла после кончины автора. Перу Павлович принадлежит единственная в своем роде поэма «Оптина», посвященная старцам и подвижникам обители, а также статьи «Оптина пустынь. Почему туда ездили великие?» (впервые в альманахе «Прометей», 1980, п 12), «К биографии художника Болотова» (Прометей, 1983, п 13). В течение многих лет Н. Павлович печаталась под разными псевдонимами в зарубежных русских изданиях. Незадолго до кончины она подготовила к печати книгу воспоминаний «Неводы памяти», которая, к сожалению, сгинула в недрах издательства «Советский писатель».
 
Должности и места служения

сотрудник
Музей Оптинский краеведческий

1921 г. 20 век   -   
1923 г. 20 век  
 
 
Библиография

   1  Беднякова Т.Я.. Павлович Надежда Александровна.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1994 . № 6. с. 62-63..
 
   2  Павлович Надежда Александровна.. Оптинский старец отец Нектарий.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1994 . № 6. с. 46-60


Рецензии
Спасибо!Светлана!Всегда интересно на вашей страничке...с теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   16.04.2013 01:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина!))))))) У меня архив. Надо писать воспоминания....... Вот бы взяться. Всё отвлекаюсь....... Надо больше прозы писать. Есть много,о чём.
Света.))))))

Водолей 2   17.04.2013 01:05   Заявить о нарушении