28. В. И. Агошков. Орловское Поочье. Шлях Свинак-7

28.В.И.Агошков. Орловское Поочье.

Шлях Свинак,

часть-7.

«РУССКИЕ «СВИНЬИ»... Разговоры о Свиной дороге невольно приводят к тому, что жили и живут здесь, по мнению наших недоброжелателей, «русские свиньи». Если славяне и прочие народы допускают, что Свиной шлях был назван из-за «презрения» к татарам, то и татары в долгу не оставались, так же величая славян и прочих представителей – «свиньи».

Поэтому нам следует прекратить обзывать друг друга «нехорошими словами», ибо для западного обывателя все мы, проживающие в России, независимо от национальности, – «СВИНЬИ И ВАРВАРЫ…».

И не только в прошлое, а и в настоящее время.

Откроем «Литературную газету», №51 (6203) от 17-23 декабря 2008 года и прочитаем интересный, но грустный материал Андрея Борцова «Ужасы по заказу».

В главке «Зарубежные химеры» автор пишет, что «недавно был проведён… анализ отношения к «русскому миру» по материалам британской прессы», а также Би-би-си.

А.Борцов сообщает, что «…одним из наиболее распространённых стереотипов, явно или подспудно присутствующих в подавляющем большинстве статей, где описывается или упоминается Россия, оказалось ВАРВАРСТВО русских.

Бри-танцы смотрят на Россию… как на варварскую страну. Россия – предпоследняя в списке опроса, оценена как «склонная к насилию, нестабильная, продающая мало стоящего, за исключением оружия и нефти».

Правда, специалисты опроса приписали и американцам такое качество, как невежество, но зато самим британцам – ум, вежливость, честность. А в качестве нежелательного довеска – лёгкую скуку.

Русские также много пьют. «В одной только газете «Таймс» ссылок на слово ВОДКА – 2136». Автор делает вывод: «Понятно, что, раз уж такой образ русских формируется, – это кому-то надо».

«Русофобия уже превращается в работу… может делаться по заказу»… А.Борцов предупреждает: «В последнее время всё чаще слышишь: есть «МЫ» (некая группа) – элита, остальные же биомасса, которую надо либо переделывать под себя, либо уничтожать»… .

Если русские – «варвары и не поддаются переделке», то нас просто сотрут с лица земли, если, конечно, мы позволим им это сделать. Ведь есть же теория о «золотом миллиарде» народа. Поэтому, несмотря на трудности, нам нужно держать порох сухим и быть всегда готовыми к защите Родины.

Запад задыхается, ему нужен простор и богатства, которые он мечтает найти в России.

 
ВИННЫЕ ОВРАГИ. Наверное, о винных оврагах британские журналисты просто не ведают, а иначе написали бы примерно так: «В России даже овраги носят названия Винные: так велико преклонение русских перед водкой!»

А всё-таки, почему овраги, действительно, Винные?! Вначале я считал, что почвы в таких водомоинах очень легки, и по-тому «пьяная» вода проделывает углубления не прямо, по течению, а петляя, как заяц, по краю берега или балки.

Но, скорее всего, и Винные овраги есть не что иное, как Дзвинные овраги, т.е. такие водомоины, куда вода стекает с прилегающей территории с большим шумом, звоном. Дзвин-ные- Звинные- Свинные- Винные?!

Вспомним В.М. Неделина и его написание Свинной дороги с двумя «н». А также И.М. Жудина с утверждением о том, что «Свинаками в наших краях называли пространства, расположенные между водоразделами речных систем. Везде. Повсеме-стно». Теперь противоречия, высказанные дмитровским писателем-краеведом, сняты: овраги, болота, топи, ручьи, ключи назы-вались Свинаками по причине их звона, шума. Дорога, прохо-дившая по водоразделу, также именовалась Свинаком из-за своей звонкости!..
 
 
СВИНАК И ДЗВИНАК. Наличие на Орловщине польско-украинского слова Свинак (Дзвинак) говорит об одном: с 1356 и по 1500 годы, когда край принадлежал Великому княжеству Ли-товскому, а затем и Речи Посполитой, наши предки, вместе с украинцами и литовцами, говорили, например, сiль, а не соль, дзвiнак, а не звонок и т.д.

Это положение заставляет нас не согласиться с теми учёными, которые уверены в том, что Орловщина сильно отличает-ся от украинцев и литовцев и что здесь в языке не было перехо-да «о, е» в «и». А посему, например, город Новосiль, по их мнению, не мог быть назван от «новое село».

Мог, скажем мы, ибо об этом красноречиво говорит Свiнак- Дзвiнак! И упоминаемая нами р. Тiм (от «тьма, темень»; сравни город Тюмень!).
 
 
ЛИТОВЦЫ НА ОРЛОВЩИНЕ. Соседство вятичей и радимичей с предками литовцев, а также наличие на Орловщине большого числа литовских князей, таких, как Куракин, Трубецкие и др., привело к появлению здесь и людей с литовской кровью. В западной части области и сейчас можно услышать в речи ста-рожилов явно литовские слова.

Дорогу от г.Малоархангельска в сторону пгт. Глазуновка, где имеется река Литобеж, имя которой переводят, как литовский рубеж, и сейчас местные жители называют Литовской. О наличии литовского следа говорят: д. Литвиново – Шаблыкинского района, дд. Лутовинова-Лутовиново – Болховского, Покровского, Новодеревеньковского, Новосильского районов.

Всему миру известно село Спасское-Лутовиново – родина И.С. Тургенева. Возможно, что и наш писатель имел литовские корни. А не татарские, ибо при царях модно было искать немецкие или татарские корни... А где же русские корни?!
 
 
ОРЛОВЦЫ – СЛАВЯНЕ. Как показали научные исследования, орловцы менее украинцы, чем тамбовцы. И что в нас течёт больше литовской крови, чем у жителей-соседей. Это не удивительно, ведь есть мнение о том, что славяне и литовцы две тысячи лет назад составляли одно целое и говорили на одном языке. Видимо, это и есть ответ на вопрос: «А сохранились ли потомки вятичей и радимичей на территории современной Орловской области?!» Скорее всего, да!

Однако, и это подчёркивают сами исследователи, орловцы на 80% – славяне! То есть из десяти человек – 8 славяне!

Велика роль и украинцев-северян, жителей Черниговского княжества, как и балтов-кривичей, двигавшихся от Пскова и Новгорода к верховьям Оки. Не следует забывать и о казаках, выходцах с Дона, половцах, татарах.
 
см.8.

(С) В.И. Агошков.
 


Рецензии