Конкурсы педагогического мастерства за и против

Хорош лишь тот учитель,
в котором еще не умер ученик.
Б.Тойшибеков
Когда я узнала, что мне представится возможность выступить на очередном педагогическом совете, тема которого «Конкурсы педагогического мастерства – за и против», то я решила, чего тут писать-то? Открою интернет, в браузер гугл вобью то, что мне надо, и поисковик выдаст мне информацию – бери - не хочу, как говорится. Одна статья: «...педагог,ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы...», вторая: «В жизни учителя большую роль играют конкурсы педагогического мастерства, в которых есть шанс повышения своего профессионального уровня и реализации своего профессионального «Я» в условиях состязания», третья: «Мастер... По Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания»... Какая сухость изложения!
Безусловно, главной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. И без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. И тогда я поняла: на более эмоциональном уровне тема моего выступления: «Навечно вызванный к доске: хорошо это или плохо»...
Сегодня существует много профессиональных конкурсов для педагогов. Известны всем: «Учитель года», Конкурс на получение лучшими учителями денежного поощрения в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», «Лучший работник системы общего образования района», «Самый классный классный» и множество дистанционных конкурсов.
Прошло уже пол года с тех пор, как я сама принимала участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года» и поэтому сейчас вооружившись не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом, могу рассказать, с моей точки зрения, о положительных и отрицательных сторонах профессиональных конкурсов для учителей.
К конкурсам можно относиться по-разному: быть сторонником, быть противником или оставаться равнодушным. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Все зависит от самого человека и от того, какие задачи ставит он перед собой в своей профессии. И в конкурс приходят за разным: кто-то четко ставит перед собой цель стать директором школы или методистом (это из моих воспоминаний о разговоре с другими участниками), кто-то – победить других и стать знаменитым, кто-то – чтобы хорошо выглядеть в глазах учеников и коллег, кто-то – проверить себя, свои силы и возможности, кто-то - «подпитаться» новыми идеями, общением с коллегами, кто-то в принципе и сам не понимает – зачем, а кто-то – потому что выдвинула школа… Но чтобы там ни было, мы-то знаем, что пришли мы в конкурс для того, чтобы повысить свой профессиональный статус. А вот вокруг самого конкурса ходит много разговоров и споров: выявляет ли он действительно «лучшего» учителя? так ли уж конкурс одинаково честен по отношению ко всем его участникам? каков «сухой остаток» конкурса и что происходит после того, когда все закончилось и начались обычные будни в обычном школьном режиме?
Сама на конкурс я решилась не сразу, но и уговаривать долго меня не пришлось. В один момент после года работы в школе я остановилась и спросила себя: «Что я делаю такое особенное, что отличает меня от других, подчеркивает мою индивидуальность в профессиональной деятельности и получается лучше всего?». В противном случае, может, педагогическая сфера деятельности – это не мое и стоит поменять работу в принципе?...
Тот, кто уже участвовал в конкурсах, осознаёт, какую пользу он из этого извлёк. А как быть тем, кто хочет, да чего-то побаивается? Наверное, надо откровенно признать, что в профессиональной деятельности человеком движут амбиции. А они есть у всех. Кто утверждает обратное, тот лукавит. Быть амбициозным и не стесняться этого должно стать нормой, потому что только амбициозный человек может чего-то достичь. Должна сказать, что вот это особенное, амбициозное само по себе не проявляется, сам человек выявить не может, только лишь в общении с коллективом. Для меня лично немаловажную роль сыграли такие учителя в коллективе, которые увлекали и продолжают увлекать своей созидающей «энергетикой», активностью, бескорыстной помощью, стремлением узнавать новое и желанием создавать свои проекты. 
Также основываясь на личном опыте, конкурс стал для меня уверенностью в будущей успешности, проявлением собственной индивидуальности, возрастом начала приобретения педагогического и, смею заметить, жизненного опыта.
Можно, конечно, сколь угодно долго говорить о том, как конкурс способствует самореализации, создает условия для повышения квалификации, особенно немаловажную роль играет при аттестации, выявляет творческих, инициативных людей, способных заниматься методической и административной работой, в конце концов, повышает престиж учительской профессии.
Но не было бы так хорошо, если бы было чересчур просто. Даже у батареек есть свои плюсы и минусы.
Столкновение. Столкновение на конкурсе неизбежно: с собственными комплексами, амбициями, эмоциями, материальными трудностями, с нехваткой времени, необходимостью «выложиться без остатка» и возможностью оказаться «опустошенным» на продолжительный период времени, в этом смысле конкурс- жесток.
 Но с другой стороны, главное столкновение на конкурсе – это столкновение с собой: с собой, каким ты был и есть, и с собой, каким ты становишься. И я считаю, что это одно из самых важных столкновений в жизни.
Нервных стрессов на конкурсе – не избежать! Вы же понимаете, что любой Конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. Нужно быть готовым к эмоциональным всплескам вообще.
В процессе участия в конкурсе происходит осмысление перехода от ИТК-грамотности к ИКТ-компетентности.  ИТК-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности, а не просто как украшение конкурсного урока.
Следует отметить, что в программу конкурсов могут быть включены круглые столы, дискуссии на педагогические темы, встречи с учителями-новаторами, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами и др. Это немаловажно для дальнейшего общения с представителями администрации, а также в том случае, если вы уйдете в науку.
 Конкурс  явился для меня не фиксацией того уровня которого я достигла, а, наоборот, - мощным пинком, чтобы начать движение: начиная с того, что по другому ведешь уроки и заканчивая тем, что есть постоянная тяга к педагогическим текстам и творчеству.
 Конечно, вопрос об участии педагогов в профессиональных конкурсах на сегодняшний день достаточно актуальный. Участие в профессиональных конкурсах - это ступенька в продвижении по карьерной лестнице. Молодым это особенно важно понять, потому что вся профессиональная деятельность у них впереди. Думается, что в первую очередь необходимо менять отношение к себе как профессионалу от консервативного "так живётся спокойнее" ( или более худший вариант "и так сойдёт") на позитивное "мне и это по плечу".  Ведь на пути совершенства не забывайте, что основной ценностью являетесь вы, как человек, который каждый день сам учится, развивается, иногда совершает ошибки, осознает их и исправляет. В конце концов, плох тот солдат, который не хочет стать генералом.
В заключении хочу сказать, хотя может показаться, что я слишком меркантильная, вы получаете не только наслаждение душевное, но и материальное – возможность дополнительно заработать деньги.


Рецензии