Вальсируя с осенью

   Игорь Сергеевич Шубин с тоской оглядывал зал ресторана и мечтал о том, как вскоре он уже будет дремать в  вагоне метро по дороге домой. Вечер проходил до необычайности скучно. Его пригласили сюда с целью оценить нового сотрудника фирмы – отставного генерала Чернова. Игорь за час общения с ним успел настолько устать от него, что уже втайне желал поскорее уйти. Однако согласно протоколу он вынужден был находиться здесь еще как минимум час.
   Утро тоже преподнесло ему немало сюрпризов. Его брат Андрей решил, что, наконец, пора установить у них в квартире видеофон. Надо отметить, что многие из их соседей по лестничной клетке уже обзавелись по мнению Шубина – младшего этим наиполезнейшим устройством.
   -Вот тебе заняться нечем, - осуждающе покачал головой брат. – За кем наблюдать собрался?
   -А у нас вечно всякая шушера на площадке шастает, теперь хоть можно не в «глазок», прищурившись, смотреть, а как белый человек – в экран монитора.
   -Ох, ну давай, заказывай, если тебе не на что больше прибавку к зарплате потратить, - дал добро Игорь.
   -Зато смотри, сколько плюсов сразу возникает! – убеждал брата Андрей. – Во – первых, как я уже сказал, не нужно у глазка маяться, а во – вторых, пусть видят, что квартира под присмотром.
   -Меньше бы смотрел «Улиц разбитых фонарей» на ночь!
   Андрей пропустил колкость мимо ушей, и вот сегодня утром двое хороших знакомых семьи Шубиных – Михаил Леонидович и Павел – ровно в половине десятого позвонили в дверь их квартиры. Игорь показал им фронт работ и поинтересовался, может ли он им чем – то помочь.
   -Да нет, спасибо, если что мы вас позовем, - сказал Михаил Леонидович.
   Игорь кивнул и ушел к себе в комнату. Минут через двадцать его, впрочем, все – таки побеспокоили. 
   -У вас в коридоре свободной розетки нет? – огорошил его вопрос Павел.
   -Свободной розетки? – оторопел Игорь. – Да нет, есть одна, но она занята, и к большему сожалению, освободить ее я ни при каких условиях не могу.
   -Да, хреново, - по – простецки выразил свои мысли Михаил Леонидович, почесывая затылок.
   -Может вам удлинитель дать? – предложил Игорь. – Воткнем в ту розетку, и я буду доволен, и вам помогу.
   -Давайте попробуем.
   Вскоре из коридора раздался вопль:
   -Да через какую ж… тут все припаяно!
   Шубин вновь выбежал в прихожую.
   -Что на этот раз?
   -Да мы тут с вашей проводкой никак разобраться не можем, - объяснил Павел.
   -Так, - начал отдавать распоряжения Михаил Леонидович, - держи меня, я полезу наверх, посмотрю, что у них там своим опытным взглядом.
   Они поменялись ролями: до этого на принесенной Игорем табуретке стоял Павел, теперь же Михаил Леонидович. Он сразу же начал ругаться в адрес своего помощника.
   -Что ты меня как бабу за талию обнял? Давай еще прижмись к ней? Ты меня как мужика держать можешь?
   -Сама постановка вопроса уже смущает, - растерялся Павел. – Разве я что – то делаю не так?
   -Руки у тебя не так вставлены, не тем концом! – совсем разошелся Михаил Леонидович. – Обнял меня как барышню и вот довольный стоит!
   Игорь Сергеевич вздохнул и ушел к себе. Через минут пять раздался телефонный звонок. Игорь взял из коридора трубку радиотелефона и удалился к себе в комнату.
   -Я слушаю.
   -Шубин, ты?
   -Федор Трофимович, сколько лет, сколько зим! Совсем забыл ты дружка Шубина, не звонишь, не пишешь!
   -Вот я и звоню! Не хочешь сегодня около трех часов пересечься в ресторане на Авиамоторной? У меня там как бы деловая встреча, заодно и увидимся.
   -Что значит «как бы деловая встреча»? – не понял Шубин. – И зачем я там тебе нужен?
   -У меня в ведомстве новый человечек появился. Нужно его проверить, посмотреть какие у него манеры. А где человек лучше всего раскрывается? Никогда не ответишь? Правильно, в общественном месте. Например, в ресторане.
   -Я все понял, - по – военному коротко и четко произнес Игорь. – Я буду, заказывай и на меня.
   -Узнаю Игоря Шубина, - довольно рассмеялись на том конце провода. – До встречи.
   -До встречи.
   В прихожей раздался звонок в дверь. Это вернулся Андрей.
   -Очень хорошо, что ты уже дома, - сказал, выходя в коридор брат. – Мне по делам отъехать нужно, ты, если что помоги ребятам.
   -Нет проблем, - кивнул Андрей, снимая пальто и вешая его на вешалку. – А ты куда?
   -Старый приятель позвал в гости, - уклончиво ответил Игорь. Ему не хотелось при посторонних говорить о своих планах. – Вернусь, расскажу.
   Он торопливо зашнуровал ботинки, надел куртку и вышел из квартиры. Путь до метро у него занял минут десять…
   Федор Трофимович  Петров вместе с незнакомым Шубину мужчиной в гражданском уже ждали его за центральным столиком.   
   -Сколько же мы не виделись, лет пятнадцать, наверное, - с улыбкой сказал Петров, обнимая Шубина.
   -Восемнадцать, - вежливо поправил его тот.
   -Вот за что я люблю тебя, Игорь Сергеевич, так это за твою точность, - расхохотался Петров. – И пунктуален и смотри вон все даты помнишь. Знакомься, мой боевой товарищ Александр Витальевич Чернов.
   Чернов  поднялся и через стол пожал руку Шубину. По его внешнему виду тот сразу сделал виду, что Александр Витальевич большой любитель прикладываться к рюмке.
   -Ну что, - хлопнул в ладоши Петров, - за встречу?
   -Это можно! – горячо поддержал его предложение Чернов.
   «Ну, точно, алкаш», - подумал про себя Шубин.
   По всей видимости, его мысли отразились у него на лице, ибо Чернов, кинув на него взгляд, отчего – то покраснел и как – то робко нерешительно протянул свою рюмку Петрову. 
   -Забыл сказать, - обратился тот к Шубину, - сейчас еще пара человек подъедет. У меня сегодня вечер встречи старых друзей.
   Игорь слушал его вполуха. Ему ужасно досаждал кондиционер. Порывы холодного воздуха проникали под одежду, и это грозило ему неделей лежания дома с температурой. Поэтому когда в зале появились новые люди, он быстренько поменялся местами с Петровым. Правда, теперь ему предстояло сидеть совсем рядом с Черновым. Зато хотя бы не дуло.
   -Я предлагаю тост, - сказал Петров,  поднимаясь. – Сегодня я собрал здесь людей, которые мне очень дороги, с которыми я шел по жизни, которые многое для меня значат. Мы редко видимся в силу разных причин: далеко друг от друга живем, у всех свои дела, свои заботы, свои семьи, наконец. Так давайте же выпьем за то, чтобы все это не только не мешало, но и помогало нам видеться как можно чаще.
   -Ну, ты, Федор Трофимович, закудрил! – воскликнул кто – то из гостей.
   Послышался звон бокалов. Далее все приступили к трапезе. Шубин боковым зрением наблюдал за Черновым. Еще в начале торжества Петров глазами показал ему, чтобы он приступил к своим, образно выражаясь, обязанностям. Шубин сразу понял, что поведение именно этого человека ему и предстоит анализировать. Откровенно говоря, он уже жалел о том, что дал согласие приехать. По своей природе он был закрытым человеком, предпочитающим уединение. В то время, как многие его знакомые любили проводить выходные в шумных питейных заведениях, он предпочитал сидеть дома с книжкой или писать свою книгу, которую он задумал год назад и все никак не мог закончить.
   Больше всего на свете Игорь любил проводить время со своим младшим братом. Они вместе часто ездили отдыхать, сколько раз он вытаскивал его из различных историй. Они учились в одной школе, правда, потом их дороги разошлись – Игорь пошел по спортивной дороге, а Андрей предпочел научную деятельность. Шубин – старший часто шутил, что у них в семье растет свой «Менделеев».
   Они обожали к концу недели устраиваться с чаем в гостиной, выключать свет и делиться друг с другом событиями, которые произошли с ними за неделю. Шубин всегда при первой возможности спешил провести время с любимым братом, а не где – то вне дома, пусть даже в компании старых приятелей, которых не видел почти двадцать лет.
   Вот и сейчас он хотел бы уехать, но это было бы весьма некрасиво с его стороны. Ведь он уже здесь. Значит, придется терпеть. К тому же, в этом заведении неплохо кормили. «Так что плюсов в данной ситуации, по крайней мере, на данный момент гораздо больше, чем минусов», - решил для себя Шубин, протягивая руку к блюду с жаренной курицей.
   -Ну – ка дай – ка я попробуй, ну – ка дай – ка, ну – ка дай – ка! – ожил Чернов.
   От неожиданности рука Шубин разжал руку, и блюдо с ужасающим грохотом приземлилось на белоснежную скатерть. Все гости как по команде подпрыгнули.
   -Ты чего это, Сергеич? – усмехнулся Петров. – Вроде с одной рюмки не должен был так закосеть!
   -Да я это… не специально, - проворчал Шубин, бросив злой взгляд на Чернова.   
   Застолье продолжилось. Мимо Чернова прошла его стара знакомая. "И вправду не молодеет, - подумал тот. - Как постарела - выглядит на сорок лет, а ведь ей всего семнадцать". Он усмехнулся, довольный своей шуткой. Подоспел новый тост. Чернов схватил рюмку и принялся толкать в бок Игоря Сергеевича,
   -Наливай, х.. сидишь!
   Тот молча взял графин с водкой и наполнил протянутую рюмку. Чернов залпом осушил ее и с грохотом опустил на стол.
   -Хорошо пьете, Александр Витальевич! – оценил Шубин. – По – русски!
   Чернов уже не слышал его. 
   - Эй, ребятки поехали, запевай! Ой, мороз, мороз, не морозь меня, не морозь, о - ой моего коня!
   Остальные его инициативу вспомнить русскую классику не поддержали. А онн уже тянулся к блюду с салатом. Локтем Александр Витальевич задел вилку, и та полетела ему прямо под ноги. Новую просить было некогда, жажда набить желудок была сильнее, и перекрывала все правила приличия. Александр Витальевич принялся прямо руками запихивать в свой кажущийся необъятным рот мелко нарезанные огурцы и помидоры, приправленные майонезом.
   Петров открыл рот. Шубин также в ошеломление наблюдал за действиями человека, который по идее пришел в ресторан, а вел себя так, словно только что вышел из леса. Остальные присутствующие тоже обратили внимание на не вполне приличное поведение Александра Витальевича. А тому, что называется, было море по колено. Расправившись с салатом, он вновь приказал Игорю Сергеевичу наполнить ему рюмку.
   Так прошло минут двадцать. Генерал подхмелел и совсем отпустил тормоза.
   -Игорь Сергеевич, а что же вы так внимательно на меня смотрите? – обратился он к Шубину, подперев рукой двойной подбородок.
   Шубин отложил вилку с ножом, аккуратно вытер салфеткой губы и довольно громко сказал,
   -Александр Витальевич, вы мне так нравитесь, но вам закусывать побольше надо.
   И вдруг лицо Чернова покраснело, и он проорал на весь ресторан:
   -Мудак, вон блин отсюда!
   Присутствующие, включая Чернова, во второй раз за вечер подпрыгнули. Петров, видя что ситуация выходит из – под контроля, попытался спасти положение:
   -Александр Витальевич, он пошутил, ну не надо так нервничать.
   Чернов обнажил свои золотые зубы, издал какой – то непонятный звук и вновь потянулся к бутылке.
   -Может вам уже хватит? – робко предположил Петров.
   -Ты меня еще учить будешь! – рявкнул на него Чернов.
   Вскоре потихонечку люди стали расходиться (один в туалет, другой – покурить), и за столом остались только Шубин и немного приходящий в себя Чернов.
   -Что ж ты мудак меня позоришь? – в лоб спросил Игоря тот.
   -Чем же я Александр Витальевич тебя позорю? – решил тоже перейти на «ты» Шубин.
   -Ты смотрел на меня как чекист в Советское время в тридцать седьмом году.
   -Хотите правду, Александр Витальевич?
   -Ну?
   -Вам, Александр Витальевич, только в кабинете кушать надо.
   И неожиданно он сказал:
   -Вот это правильно. Мне жена сказала: «Нельзя тебе, Александр Витальевич, пить, вообще нельзя».
   Чернов поднялся из – за стола и медленно побрел по направлению туалета. Тут же к Шубину подсел Петров.
   -Ты, Игорь Сергеевич, на меня зла не держи. Я же не знал, что он до такой степени пить не умеет. Он действительно б… хам по натуре, хоть и генерал. Ишь чего устроил! Я с ним завтра поговорю на службе.
   -Ты только с ним помягче, - тронул его за рука Шубин. – У человека завтра разбалансировка организма будет.
   -Ничего, я знаю, как с такими кадрами разговаривать, - заверил старого приятеля Петров. – Тебя проводить?
   -Да, поеду я, пожалуй, Федор Трофимович, - сказал Шубин, поднимаясь. – Спасибо тебе, хорошо посидели! – с усмешкой добавил он.
   Уже на выходе из ресторана Игорь Сергеевич столкнулся с генералом Черновым.  По его виду можно было понять, что он уже пришел в себя.
   -Ты извини меня, Игорь Сергеевич, - сказал он, протягивая ему руку, - я это все не со зла. Просто мне действительно пить нельзя. К большому сожалению, я часто об этом забываю.
   Шубин с улыбкой пожал протянутую руку:
   -Проехали!
   Когда Игорь Сергеевич вошел в квартиру, он сразу обратил внимание на прикрепленный к стене монитор.
   -Я так понимаю, Михаил Леонидович и Павел свою работу уже закончили? - спросил он у вышедшего встречать его в прихожую Андрея.
   -Да, - с улыбкой ответил тот.
   -А чего ты улыбаешься?
   -Пошли в гостиную, расскажу.
   Только тут Игорь заметил, что большая часть стены почему - то стала черной.
   -Боже мой! - воскликнул он. - Это чего же они натворили?!
   -А вот как раз об этом, дорогой брат, я и хочу тебе поведать, - сказал Андрей, направляясь в гостиную. - Помой руки и иди сюда, расскажу,
   Игорь вымыл руки и тоже проследовал в гостиную.
   -Вещай, - сказал он, устраиваясь в своем любимом кресле.
   -Ну, ты ушел, - продолжая улыбаться, начал брат, - я, чтобы не мешать, сидел у себя. Вдруг такой звук раздался громкий. Я сначала решил, что это гром и что начался дождь, думаю «там, наверное, на улице град», но потом выглянул в окно, смотрю – да нет вроде, светло на улице достаточно.
   -И что же это было?
   -Сейчас узнаешь, - пообещал Андрей. – Я из комнаты выхожу и спрашиваю: «Вам чайку налить?». А Михаил Леонидович орет: «Какой на… чай! У меня голова горит!» Я смотрю: у него и вправду по его остаткам волос бегают какие – то разряды, а сам он весь черный стоит. Рядом Павел с такими же черными руками прыгает. И полстены в тон им.
   -А из – за чего так получилось – то? – Игорь не терял надежды докопаться до сути.
   -А помнишь, они утром искали удлинитель, ну там у них там проблемы с розеткой были?
   -Помню, - кивнул Игорь.
   -Ну вот. Павел по неопытности, когда они там провода коротили или делали что – то в этом роде, ты извини, я буду допускать неточности, сам знаешь, я в электричестве разбираюсь как ты в кораблестроительном деле, одним словом он Михаилу Леонидовичу два плюсовых контакта подал. А тот при плохом освещении не заметил и соединил их. И тут бум, бум, бум! Михаил Леонидович с табуретки прямо на Павла завалился, и они оба упали.
   Андрей, вспоминая события почти минувшего дня, все время улыбался, а дойдя до момента описания самого кульминационного момента, не выдержал и зашелся от хохота. Игорю тоже стало смешно, хотя, положа руку на сердце, он понимал, что смеяться – то по сути не над чем.
   -А главное, - немного успокоившись, продолжил Андрей, - они там все такие на взводе почти в прямом смысле слова, а тут я выхожу: «Может вам чайку налить?».  Михаил Леонидович встает, морда все черная: "Скорую вызывай!". Павел ему говорит: «Ты, Михаил Леонидович, не волнуйся, я за тебя машину поведу». А он только в ответ и смог пробормотать что: «Ой, у меня руки черные». А я смотрю: Уши синие стали у Павла! Я ему хотел «Скорую» вызвать, но они предпочли успокоиться по – народному. Я им бутылку коньяка еще с утра приготовил.
   -Да, я многое пропустил, - усмехнулся Игорь, наливая в стакан соку. Павла чуть не погубили - уши чуть не отвалились!
   -Это еще что! – воскликнул Андрей. – Михаил Леонидович стал орать на Павла: «Тебе доверить ничего нельзя! Ты вообще меня опорочил! Ты меня неправильно держал! Ты два плюсовых контакта соединил!». А до этого Павел провода прибивал, вдруг как х...нул по пальцу Михаилу Леонидовичу. Ой, работнички!
   -Ну, они хоть нормально нам все сделали?
   -Нет, по части этого все хорошо, я проверил, - заверил брата Андрей.
   -Ну, хорошо, - Игорь расслабленно откинулся на спинку дивана.
   -Ну а у тебя – то, как день прошел? – несколько запоздало поинтересовался Андрей. – Что за встреча была и с кем.
   Игорь на мгновение прикрыл глаза, будто собирался с силами, затем вздохнул и сказал:
   -Хорошо, слушай…


Рецензии