Поэма о счастье

    Он  был могучего сложения. Красивые светлые  волосы вперемешку  с  седыми,  независимый взгляд серо- зелёных глаз – всё это обычно выделяло его из толпы. Таким он остался в памяти.


      В последние часы его жизни, когда я отказывалась уходить из реанимации,  а врачи пытались меня выставить,  он собрал остаток сил , приподнял голову и громко сказал:
- Оставьте женщину в покое!- положил голову на подушку, подмигнул мне, и едва заметная  улыбка мелькнула в уголках глаз. Это было невероятно!!!
-Мишка! ты мне ПОДМИГИВАЕШЬ?
-Да! - подтверждает он глазами.
-Ты мне улыбаешься?
-Да! - он снова моргнул мне.
 Он уходил из жизни, но нашёл в себе силы заступиться за меня и подбодрить.


         Мы прожили пусть нелёгкую, но счастливую жизнь. Мы были созданы друг для друга, нуждались друг в друге. Нас не терзали муки ревности и проблемы главенства в семье. Всегда вместе, всегда рядом. Женщины любили его, но, удивительно, не были мне соперницами, понимали, что я занимаю особое место в жизни этого человека, И это настолько свято,  что никто и не пытался покушаться на наши отношения. Мне всегда было уютно и надёжно рядом с ним. Мне нравилось, когда он  был  внимателен к другим женщинам.


         Тбилиси…  Лето…  Жара невыносимая…  В помещении душно. Он обязательно позаботится обо всех  женщинах, снабдив каждую  веером, газетой и другими приспособлениями для обмахивания.


         Женщины посёлка, где мы жили в последнее время, делились с ним своими бедами и тревогами. Он помнил всё и, при случае, не забывал реально помочь. У кого-то вернулся сын из армии – надо пристроить на работу. Сыну  другой соседки  он устраивает разнос, убеждая, что тот в ответе за мать и обязан бросить пить и взяться за ум. Его знал весь посёлок. И стар, и млад. Подростки на перекрёстке почтительно с ним здоровались. Круг его знакомств был настолько широк и разнообразен, что я порой удивлялась, как  могут в одном человеке сочетаться интересы столь различных людей.
           Оглядываюсь назад, и вспоминаются отдельные эпизоды – смешные и грустные. Но  в любой ситуации он был неподражаем и достоин уважения.

           Мы только поженились и жили в небольшом восточном провинциальном городе.  Я опаздывала на работу.  Мой Мишутка проводил меня до автобуса, а водитель долго стоял, поджидая пассажиров.  Неожиданно подъезжает  легковой  автомобиль и кто-то из знакомых приглашает подвезти. Это было спасением. И только я подбежала к машине, как меня потянули за ворот как котёнка.
-Ты куда? – оборачиваюсь… муж. Мы отошли, машина уехала.
-Что же ты не сказала, что опаздываешь?
Он остановил такси, оплатил дорогу, и я успела вовремя.  Позже объяснил:
- Городок маленький. Здесь свои нравы. Я бы не хотел, чтобы мужчины в моём присутствии хвалились, что подвозили мою жену. Здесь это считается плохим тоном.
Я выросла в большом городе,  мне  были неизвестны и непонятны эти условности, но ни разу я его не огорчила, не унизила.

            Пятигорск… Мы молоды, влюблены…  Концерт в Лермонтовской галлерее  закончился поздно ночью. Транспорт работает плохо. Лето…Юг… Люди  одеты легко, поёживаются от ночной прохлады. Наконец подошёл трамвай. Все спешат. Волнуются. Нервничают. Водитель, выпустистив  пассажиров, наконец, открыл  заднюю дверь. В дверях  на верхней ступени вагона появляется фигура пьяного молодого человека. Он кривляется. В одной руке сигарета, другой жестикулирует, произносит непонятные речи, воспитывает толпу. Все опешили. Возмущению людей нет предела. Парень не спешит. Внезапно мой Мишка  поднял его двумя руками, переставил  в сторону и отчитал:
-Ты большой, бо-о-льшой  ху-ли- ган!
Вагон мгновенно заполнился. Воспитатель толпы не успел сообразить, что же  изменилось в ситуации.


          Не забуду прекрасное лето в Анапе. Пятнадцать семей разместила хозяйка у себя на участке. Женщина  из Киева положила глаз на моего Мишутку. Она заметила, что муж любил чай и был сластёной,  приберегла для него  киевские сладости, и вечерами, когда все  садились играть в лото, она заваривала чай и, обводя  тревожно всех глазами, спрашивала:
- Где тот мужчина,  что  любит чаи распивать?
Соседи  мне лукаво подмигивали, когда она уютно рассаживалась рядом с моим мужем, а я с детьми и другой  компанией уходила в кино или в концерт. Усаживаясь пить чай, муж  ласково предлагал мне разделить с ними чаепитие. Я не вступала в  соперничество. Мне это было ни к чему.
-Неужели Вы не боитесь потерять мужа? – не выдерживали соседки. Я в ответ  смеялась, т. к. была уверена, что , насладившись чаем,  он отправится искать нас и никогда не допустит, чтобы рядом со мной сел кто-нибудь другой.


       Случилось мне как - то  принимать экзамен  у мужа.  Он учился заочно в строительном техникуме,  где я преподавала. Экзамен по строительным конструкциям казался очень сложным. Коллеги итересовались ,как я приму  экзамен у мужа. В 60-ые годы прошлого столетия понятия  честность, порядочность не были излишней  роскошью.  Мой Мишутка сел передо мной, положил билет на стол и, как ему казалось, тихо сказал:
- Не мучай меня, поставь тройку и отпусти.
- Та-ак.  Хо-ро – шо.  Хоро-шо-о, - отвечаю я, - давайте рассмотрим первый вопрос, - и читаю его вслух.
- Не позорь меня! Сказал поставь тройку и  отпусти, - громким шопотом  настаивает  он.
Я продолжаю диалог и пытаюсь заставить его сказать хоть несколько слов по теме. Весь взмокший  от волнения  он выдавил:
- Ну  хорошо!  Я с тобой дома поговорю.
Дома мы дружно  смеялись над ситуацией, позже часто рассказывали об этом друзьям и близким.


      Он никогда не боялся возвысить меня, гордился мной.  Он настолько чувствовал себя мужчиной, что его не волновало, что я накопила каких-то знаний  больше, чем он.  Он был самодостаточным и точно знал своё место в этой жизни.  Понятия хорошо и плохо не вызывали  у него сомнений,  праведный путь  выбирал на автомате.  Знал людям цену, умел быстро оценить ситуацию и принять решение. Он уважал моё мнение. Иногда, чтобы принять правильное решение, раскладывал передо мной проблему со всех сторон и спрашивал  у меня совета.  Выслушав меня, он принимал своё решение.


       Как-то на одном из званых вечеров Михаил заметил знакомого священника,  прожившего много лет во Франции и имевшего неосторожность похвалиться  знанием французского языка. Я тоже как-то похвастала   знанием французского. Муж посадил нас рядом  и просил поговорить по-французски. Ситуация оказалась более, чем комичной. Мы боялись опозориться  друг перед другом.  От позора нас спас шашлык.


        Мой Михаил был из зажиточной семьи, у которой советская власть отняла всё.  В его семье  с почтением относились к таким понятиям, как «служить  Царю и Отечеству», трепетно произносили имя царя.  Мой свёкр был участником  1-ой мировой войны и в составе Российской Армии  воевал в Альпах. Я же была дочерью военнослужащего из очень идейной семьи, окончила Университет марксизма-ленинизма, верила всему, что пропагандировалось  в стране с  высокой трибуны.  Мой отец был  членом партии и преданным коммунистом, из  несгибаемых.  Меня вырастили в презрении к золоту и деньгам.
Вот с таким разным отношением к житейским благам мы встретились. Это не мешало нам любить друг друга, но со временем как-то незаметно мне удалось  обратить его в мою веру. И теперь, когда прояснилась подлинная цена деятельности  коммунистов, упрёки свои он бросал мне в лицо:
- Ну? И чего вы добились?..
-Родину предаёте?..  Оружие продаёте?..
-Что вы делаете?  Страну развалили?..
-Где ваша промышленность?  Неужели мы всё это должны привозить из заграницы?!!
И так далее и тому подобное. Ч то я могла ему ответить?..

       Он не говорил с акцентом, но строил фразы, делая перевод с армянского языка на русский. Это его выдавало. В перестроечные годы он сильно переживал за всё, что происходило в стране.  Как-то, поднимаясь на ступеньки автобуса,  он попросил молодого полковника пройти в середину автобуса. Услышав неправильную русскую речь, полковник недовольно проворчал:
-Понаехали тут всякие чернож…
Мой Михаил рассердился  ненашутку:
-Понаехали, говоришь?!  Мы не по своей воле приехали, а благодаря таким, как ты! Мы Родину  не предавали,  оружие не продавали!..  Да разве вы люди?  Царя убили, теперь кости  ищете?!
Ему вдруг показалось,  что именно такие полковники виноваты в том, что всё рушится. Растаптывается само понятие  Родина. Унять его было невозможно. Он всё  валил в одну кучу.
 Едва остыв от неприятной встречи,  мы  садимся  в маршрутку. Снова какой-то пьяный мужик пристаёт к нему:
- Ты коммунист?! Люди!  Люди! Да он коммунист! Его убить надо! - призывает мужик. Это были шальные   90-ые .годы.  Пьяные призывы  веселят толпу, а мужчина не унимается.  Михаил мой кипел изнутри. Только я видела, что он был на пределе и просила его сдержаться. Наконец, измерив болтуна с головы до ног  презрительным взглядом, он внушительно говорит:
- Слушай, у тебя там музыка,  оркестр играет, а я с утра ничего не ел. Отстань, а…
Все замолкли, осмысливая сказанное. Это был чистый перевод с армянского. Мне пришлось  вмешаться, чтобы избежать неправильного толкования, и я бросила какую-то шутку вслух и переключила внимание людей.


         Сорок лет пробежали  как один день. И вот его нет…  Нет того, на которого всегда надеялась, за чьей спиной привыкла стоять, чья сильная рука в самые неожиданные  минуты была протянута, чтобы не споткнулась, не упала, не потеряла уверенность.


   Мишка, Мишутка! Родной, любимый, единственный и незабываемый!... Всё ещё люблю,страдаю, боль не утихает...Оглядываюсь назад и не могу  упрекнуть тебя за что-либо. Боль.., боль.., одна только боль за годы, прожитые и не прожитые в счастье. Всегда у тебя под крылышком, под твоей опекой, такой желанной и не тягостной, купаясь в тёплых лучах твоей любви, я не осмысливала, как я счастлива...Просто мне было хорошо, и я не понимала тех, кто, пытливо вглядываясь в меня, недоумённо вопрошал, утверждая: "А у тебя счастливые глаза?!..."

    Я жила, работала, наряжалась, любила тебя и детей, хотела быть красивой, желанной. И всё только для тебя! Ты любовался мной, дарил мне тепло твоих рук, глаз, окутывал меня своей безмерной любовью, поддерживал все мои начинания, был опоросй во всех случаях жизни, беконечно верил мне... И я была счастлива... Нет, я не была пьяной от счастья, а просто жила в счастье.   Это было много для одного человека, но я была не одна. Нас было четверо: ты, я и наши дети. Больно терять тебя, больно думать, что тебя нет с нами. Но нет, тебя перечеркнуть невозможно. Ты с нами всегда, каждый день!. Ты в каждой частичке нашей жизни.  Стены и углы, построенного  тобой дома, несмотря ни на что, дышат тобой, твоей теплотой, добротой, твоей спокойной уверенностью и заботой, как и ты , хранят нас от всех жизненных неурядиц.

     Наш сад... Твой сад! Каждый листочек, кустик, каждая травинка окрашены цветом твоих неповторимых зелёных глаз. Весной, когда цветут вишни и яблони, в благоухающем аромате их молочного цвета я чувствую твоё дыхание, а в пробивающейся зелени листьев мелькают твои добрые зелёно-голубые глаза, излучающие былую теплоту и радость, когда с тобой было так хорошо, уютно, надёжно и уверенно жить. Всем было хорошо с тобой. А как же тебе? Было ли тебе так же хорошо с нами? Я иногда корю себя за то, что, может быть, была недостаточно внимательной и чуткой, что щедро пользовалась твоим теплом и мало отдавала взамен... Но нет! Ты ведь часто говорил мне: " И откуда ты мне такая досталась? Чем я заслужил такое счастье? " Я не понимала и вновь бросалась в омут твоей любви... Как же мы были счастливы ! ! !   

     А я всё никак не могу привыкнуть жить без тебя. Я растерялась в этой жизни. Я не одна, со мною наши дети, внуки, очаровательная невестка.Старших внуков ты видел, а вот младших?... Я  представляю, как бы ты был рад ,увидев, наконец, счастье твоего любимого сына.   Всё хорошо, но я одна среди самых близких и любящих родных людей. Я не вписываюсь в их жизнь, интересы, часто путаюсь под ногами, как старый башмак. Бывает больно... Дико больно... Очевидно такова жизнь... Как же мне плохо  без тебя ! ! ! 


Рецензии
Есть такие люди, которые уходя, уносят с собой частицу нас...
А если такой человек, еще и любимый человек, он, наверное уносит с собой бОльшую часть любящей его...
Могу себе представить, КАК Вам тяжело, даже сейчас, спустя время...
Об этом КРИЧАТ последние слова в рассказе.

---
Я НИКОГДА не нахожу слова, которые могли бы уменьшить боль утраты. И сейчас их НЕ нахожу.
Лишь скажу: этим рассказом Вы увековечили память любимого.
Да, он теперь бессмертен.

Кланяюсь перед Вашей Большой любовью...

Рози Гранта   07.10.2013 12:09     Заявить о нарушении
СПАСИБО, РОЗИ! ТАК ДУШЕВНО, ТАК ГЛУБОКО И ПРОЗОРЛИВО МОЖЕТ ВИДЕТЬ ЛИШЬ ТОТ,У КОГО ШИРОКАЯ И ПРЕКРАСНАЯ ДУША. А ЕЩЁ ГОВОРИТЕ, ЧТО ПЛОХО ВЛАДЕЕТЕ ЯЗЫКОМ. ХОРОШИЕ, ЛИРИЧНЫЕ И ОЧЕНЬ МУДРЫЕ СТИХИ ВЫХОДЯТ ИЗ- ПОД ВАШЕГО ПЕРА. С ТЕПЛОМ И УВАЖЕНИЕМ.

Венера Азарян   07.10.2013 11:35   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Венера джан, от всего сердца.)))

Рози Гранта   07.10.2013 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.