Видение Калужской Богородицы
«Описанное событие, случившееся со мной, в действительности имело место 27 августа 2008 года в городе Калуге»
И.Е. Горолевич
Состояние изменённого сознания, когда сознание ярче всего проникает в информационные поля, лучше всего проявляется в пороговом состоянии между сном и бодрствованием. Это дрёма. Она чаще посещает нас утром, когда выходит наружу наше подсознание, оно и даёт нам те знания, о которых мы не знаем или не воспринимаем своим сознанием, когда бодрствуем. Проснувшись, ум старается избавиться от этого знания и навязать нам противоположные решения…
Такие случаи бывали у меня и раньше, правда, очень редко, когда, работая ещё инженером-конструктором в одном Головном СКТБ и активно занимаясь техническим творчеством, во сне мне являлись новые конструкции оборудования, которыми мне приходилось заниматься в рабочее время, без особого успеха. Когда, пересиливая сон, я поднимался и зарисовывал конструкцию – они позже становились изобретениями (4 решения соответствовали критерию «мировой новизны» и др. критериям) или близкие к ним (по 2 решениям подобные заявки были поданы в США на 1 и 3 месяца ранее). По тем же видениям, когда сон одерживал победу – информация полностью утрачивалась…
Были и другие редкие бытовые видения, которые реализовывались в полной мере…
Раннее утро 27 августа 2008 года в Калуге.
Утренний сон не однороден – то на мгновение пробуждаешься, то опять впадаешь в глубокое приятное состояние сонливости…
Вдруг, в мягком, слабо брезжащем свете явилась женщина в тёмном одеянии с книгой в руке. Возраст женщины трудно было определить, позднее, анализируя случившееся, мне показалось, что он находился в пределах 30 – 35 лет. Выражение её приятного, можно сказать, даже красивого лица источало спокойствие, уверенность и некую всё подавляющую власть. Говорить было нельзя, можно было только слушать, точнее, сказать – получать информацию без слов….
По каким-то признакам улавливалось присутствие Калужской Божьей Матери…
Общение началось без предисловий… Информация струилась тонкой холодной струйкой, словно родниковая вода наполняла сосуд живительной влагой… «ВРЕМЯ ОТ НАХОЖДЕНИЯ ОБРАЗА МОЕГО ДО ЭТОГО (видения – прим. Автора) ЕСТЬ ГОД ВТОРОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕГО, ЗА КОТОРЫЙ Я ХОДАТАЙСТВУЮ ПРЕД СЫНОМ МОИМ И БОГОМ» - отложились у меня в голове Её «слова», точнее, «мысли».
Не смотря на мои ощущения о том, кем является посетившая меня Женщина, я всё же сделал нелепую попытку спросить: «Кто Ты?», но, кроме немого вопроса в глазах сделать ничего не получилось. Возникло гнетущее чувство ущербности от того, что уже полученные ощущения требовали примитивного звукового подтверждения…
«Я ЯВИЛАСЬ В СЁМ ОБРАЗЕ ЕЁ (чётко осознавалось, что речь идёт о Святой благоверной царице Евдокии – прим. Автора)ЧЕРЕЗ 17 ЛЕТ ПОСЛЕ КОНЧИНЫ ЕЁ В ПАМЯТЬ О СЫНЕ ЕЁ (осознавалось, как о невинно убиенном Святом мученике царевиче и великом князе Алексее Петровиче – прим. Автора)» - дошли до моего сознания мысли Женщины.
У меня в глазах застыл недоумённый вопрос: «Как же Они могут быть Святыми, если Их ещё не канонизировали?»
«ОНИ СВЯТЫЕ В ГЛАЗАХ БОЖИИХ …» - дошли до меня её последние слова.
Женщина исчезла, словно растворилась …
Пробудился в холодном поту и в шоковом состоянии от видения, события ночи постепенно приобрели реалистические очертания…. Благодаря какому-то минутному озарению произошло дословное восстановление всего разговора … Не теряя времени записал всё происшедшее, стараясь не упустить детали…
Полученная информация разрушала сложившиеся за несколько веков стереотипы… Скажу прямо – не каждому выпадал такой груз моральной ответственности за принимаемое решение, ясно было одно – полученная информация должна быть тщательно исследована…
В книге «Богоматерь» 1909 года, часть которой находилась у меня с давних пор, имелось изображение утерянного оригинала Чудотворной иконы Калужской Божией Матери с первоначальным её описанием (вероятно 30-х годов XIX века). История самой иконы принадлежит к числу замечательнейших и одному из самых таинственных среди чудотворных описаний дел Богоматери на земле. Икона Богоматери Калужской, кроме бесценного духовного и религиозного значения, имела большую историческую, культурную, национальную, социальную, земляческую и ювелирную ценность (серебряная позолоченная риза иконы в вышину – 1 аршин 12 вершков и в ширину - 1 аршин 6 вершков была украшена 21 крупным 22 мелкими мелкими изумрудами, рубинами и сапфирами). К сожалению, в 1918 году оригинал иконы Калужской Божией Матери вместе с другими драгоценными предметами калужских храмов и монастырей исчезла…
И так, от Видения было получено два важных для калужан и жителей России известия:
1. Указана точная дата основания города-крепости Калуга на реке Оке;
2. Указано конкретное историческое лицо, в чьём образе явилась Калужская Божья Матерь.
Начну свои исследования по-порядку.
Часть 1. Сколько лет Калуге?
«ВРЕМЯ ОТ НАХОЖДЕНИЯ ОБРАЗА МОЕГО ДО ЭТОГО (видения – прим. Автора) ЕСТЬ ГОД ВТОРОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕГО, ЗА КОТОРЫЙ Я ХОДАТАЙСТВУЮ ПРЕД СЫНОМ МОИМ И БОГОМ»....
Исследование началось с сопоставления полученной информации с первоначальным описанием Чудотворной иконы, из которого следует то, что она «ЯВИЛАСЬ В 1748 ГОДУ В ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, В ИМЕНИИ БОЯРИНА ВАСИЛИЯ КОНДРАТЬЕВИЧА ХИТРОВА, В С. ТИНЬКОВЕ, В СЕМИ ВЕРСТАХ ОТ КАЛУГИ».
Если сопоставить цифры, то, если год «этого видения» 2008, а икона «ЯВИЛАСЬ В 1748 г.», то год основания Калуги, как крепости на Оке, должен быть:
1000 + (2008 – 1748) = 1260.
В настоящее время установлен только год первого упоминания г. Калуги из грамоты Литовского князя Ольгерда Гедиминовича, посланной – в 1371 году Константинопольскому патриарху Филофею...
* * * * *
Часть 2. «ОНИ СВЯТЫЕ В ГЛАЗАХ БОЖИИХ…».
«Я ЯВИЛАСЬ В СЁМ ОБРАЗЕ ЕЁ (чётко осознавалось, что речь идёт о Святой благоверной царице Евдокии – прим. Автора)ЧЕРЕЗ 17 ЛЕТ ПОСЛЕ КОНЧИНЫ ЕЁ В ПАМЯТЬ О СЫНЕ ЕЁ (осознавалось, как о невинно убиенном Святом мученике царевиче и великом князе Алексее Петровиче – прим. Автора)».
Результаты исследования первой полученной во время видения информации выглядели достаточно убедительными. Поэтому рассмотрение остальных «слов» Богородицы осуществлялось уже с некоторым смешанным чувством тревоги и исследовательского азарта…
Известно, что царица Евдокия Лопухина умерла в 1731 году, а через 17 лет, в 1748 году явился Чудотворный образ иконы Калужской Божьей Матери.
Последний русский царевич Алексей Петрович был казнён в 1718 году. Надо полагать, что год его смерти и является ключом к разгадке тайны «видения» Калужской Божией Матери, ведь суммируя все цифры этого года 1+7+1+8, получается «ключевая» цифра «17» (!). Кроме того цифра "17" может делиться только на саму себя.
Таким образом, слова Женщины: «Я ЯВИЛАСЬ В СЁМ ОБРАЗЕ ЕЁ (чётко осознавалось, что речь идёт о Святой благоверной царице Евдокии – прим. Автора)…», из видения полностью подтвердились. Явственно всплыли в памяти её первые слова: «…ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕГО, ЗА КОТОРЫЙ Я ХОДАТАЙСТВУЮ ПРЕД СЫНОМ МОИМ И БОГОМ»», особенно их концовка.
Царевич Алексей Петрович принял мученическую смерть раньше своей матери и, по словам Женщины: «ОНИ (надо понимать как Мать и Сын – прим. Автора) СВЯТЫЕ В ГЛАЗАХ БОЖИИХ …», мог быть «В ГЛАЗАХ БОЖИИХ» Святым мучеником, и, следовательно, изъявлять свою волю Святой благоверной царице Евдокии....
* * * * *
О тяготах жизни Алексея Петровича Романова, что бы не повторяться, можно прочитать в литературном произведении с названием «Последний русский царевич», обнародованным автором Игорем Горолевичем на сервере Проза.ру 30 октября 2012 года.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/10/30/842
В преддверие чествования 400-летнего юбилея Дома Романовых, по проекту И.Е. Горолевича в 2012 году была написана художницей Беляковой Т.Г. картина «Святой мученик царевич Алексей Петрович». Акварель, 47х66,5 см. Картина находится в фонде художественной галереи Некоммерческого партнерства «Калужский областной исследовательский и культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ».
* * * * *
Ознакомиться с картиной «Святой мученик царевич Алексей Петрович» и ее описанием, что бы не повторяться, можно прочитать литературном произведении с названием «Св. мученик Алексей Петрович», обнародованным автором Игорем Горолевичем на сервере Проза.ру 16 ноября 2012 года.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/11/16/2023
Поиск исторических и краеведческих материалов дал определённые результаты.
С давних времён в старинном русском городе Мещовске Калужской области ходит легенда о том, что в Георгиевском соборе города Калуги была икона Калужской Божьей Матери. Этот образ необычен, он не похож на традиционное изображение Богоматери. На Калужской иконе изображена молодая женщина в монашеском одеянии с книгой в руках (явление Божьей Матери может проявляться в разных, угодных Богу, женских образах – прим. Автора). По легенде это вовсе не икона, а портрет или, как его тогда называли «Парсуна» первой жены императора Петра I Евдокии Фёдоровны Лопухиной….
В преддверие чествования 400-летнего юбилея Дома Романовых, по проекту И.Е. Горолевича в 2012 году была написана художницей Беляковой Т.Г. картина «Святая благоверная царица Евдокия (Лопухина)». Акварель, 47х66,5 см. Картина находится в фонде художественной галереи Некоммерческого партнерства «Калужский областной исследовательский и культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ».
* * * * *
Ознакомиться с картиной «Святая благоверная царица Евдокия (Лопухина)», её описанием и жизнь Евдокии Фёдоровны, что бы не повторяться, можно прочитать литературном произведении с названием «Благоверная царица Евдокия Лопухина», обнародованным автором Игорем Горолевичем на сервере Проза.ру 17 ноября 2012 года.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/11/17/83
… Род Лопухиных в начале XVIII века имел родственные связи с родами Ягужинских, Галицыных и Хитрово, имевшими свои поместья в непосредственной близости от «…ИМЕНИЯ БОЯРИНА ВАСИЛИЯ КОНДРАТЬЕВИЧА ХИТРОВА, С. ТИНЬКОВО, ЧТО В СЕМИ ВЕРСТАХ ОТ КАЛУГИ». В связи с опасностью дальнейшего сокрытия крамольного портрета и его «легализации», вероятно, было принято решение в память об убийстве последнего русского царевича Алексея Петровича (год его смерти был ключом к тайне), «случайно» найти картину через 17 лет после кончины царицы Евдокии (монахини Елены), укрыв её под дорогой ризой.
Известный калужский краевед, заместитель директора по научной работе Калужского областного художественного музея, член Союза художников России Василий Григорьевич Пуцко высказывал своё мнение о том, что иконографический образ Богоматери Калужской необычен для византийской традиции и скорее восходит к западной гравюре: Дева Мария представлена с книгой в руке в молитвенном положении.
Следует признать, что с самого своего явления и до настоящего времени духовная и религиозная стороны иконы Калужской Божией Матери находили подтверждение во множестве проявлений Её чудотворной силы и не требуют дополнительных исследований. Сама икона Калужской Божией Матери является одним из самых ярких и почитаемых в Калужской области объектов культурного, духовного и исторического наследия Калужской земли. Постоянный рост интереса к этой иконе свидетельствует о её духовной силе и является мощным стимулом для проявления национального самосознания калужан, укрепления их земляческих чувств и самоидентификации населения Калужской области в Российской Федерации.
Рассмотрение любого вопроса начинается с изучения исходной информации по перво-источникам. Следуя установившейся процедуре, возьмём за основу описание явления чудотворной иконы Калужской Божией Матери 30-х годов XIX века, взятого из книги «Богоматерь», и восстановленный оригинал изображения чудотворной иконы предоставлен-ный Художественной галереей НП «Калужский областной исследовательский и культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ». Сравним их с современным описанием явления чудотворной иконы Калужской Божией Матери и её изображением.
Первое, что бросается в глаза, глядя на подлинное изображение иконы, то, что Калужская Богородица имеет более скромное, но дорогое, одеяние и её голову увенчивает корона, по форме напоминающая корону Российской Империи Петровской эпохи. Примечательно, что с конца XVIII - начала XIX века, корона, как обязательный элемент по неизвестным причинам исчезает со списков иконы и изображений Калужской Божией Матери, и, постепенно, она приобрела современный вид. Вместе с изображением иконы, первоначальное описание явления чудотворного Образа так же подвергалось неоднократным ревизиям. В результате, не смотря на церковную выверенность текста, была утеряна его историческая ценность для проведения исследований.
Приведём очень редкое первоначальное описание явления чудотворной иконы Калужской Божией Матери, взятое из книги «Богоматерь».
«ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА КАЛУЖСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАХОДИТСЯ НА МЕСТЕ ЯВЛЕНИЯ СВОЕГО, В СЕЛЕНИИ КАЛУЖКЕ, КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ. ЯВИЛАСЬ ОНА В 1748 ГОДУ, В ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, В ИМЕНИИ БОЯРИНА ВАСИЛИЯ КОНДРАТЬЕВИЧА ХИТРОВА, В С. ТИНЬКОВЕ, В СЕМИ ВЕРСТАХ ОТ КАЛУГИ. ДВЕ ДВОРОВЫЕ ДЕВУШКИ РАЗБИРАЛИ НА ЧЕРДАКЕ БАРСКОГО ДОМА СТАРЫЕ ВЕЩИ. ОДНА ИЗ НИХ, ПО ИМЕНИ ЕВДОКИЯ, ОТЛИЧАВШАЯСЯ ДЕРЗКИМ И ЛЕГКОМЫСЛЕННЫМ ХАРАКТЕРОМ, ВЕЛА СЕБЯ ПРИ ЭТОМ НЕПРИСТОЙНО И ГОВОРИЛА НЕПРИЛИЧНЫЕ РЕЧИ, НЕ ОБРАЩАЯ НИКАКОГО ВНИМАНИЯ НА ЗАМЕЧАНИЯ СВОЕЙ ПОДРУГИ. СРЕДИ РАЗНОГО ХЛАМА ПОСЛЕДНЯЯ НАШЛА СВЁРТОК ПОЛОТНА. РАЗВЕРНУВ ЕГО, ОНА УВИДЕЛА ЯСНОЕ, ОТЧЁТЛИВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ТЁМНОМ ОДЕЯНИИ, ПОДОБНОМ МОНАШЕСКОМУ, С БЛАГОГОВЕЙНЫМ ЛИЦОМ ЧИТАЮЩЕЙ КНИГУ. СЛУЖАНКА ПОДУМАЛА, ЧТО НА ЭТОМ ПОЛОТНЕ ИЗОБРАЖЕНА ИГУМЕНЬЯ, И УКАЗАЛА НА ЭТО СВОЕЙ НЕСДЕРЖАННОЙ ПОДРУГЕ. ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ ЕВДОКИЯ ДЕРЗКО ПЛЮНУЛА НА ИЗОБРАЖЕНИЕ И СКАЗАЛА: «ВОТ КАК Я БОЮСЬ ТВОЕЙ ИГУМЕНЬИ». НО ЕДВА ТОЛЬКО ОНА ВЫМОЛВИЛА ЭТО, КАК ТОТЧАС ЖЕ БЫЛА ПОРАЖЕНА НЕВИДИМОЮ СИЛОЮ: ОНА УПАЛА БЕЗ ЧУВСТВ, РУКИ И НОГИ ЕЁ СТАЛИ КОРЧИТЬСЯ В СТРАШНЫХ СУДОРОГАХ, НА ГУБАХ ВЫСТУПИЛА ПЕНА, И ОНА ЛИШИЛАСЬ ЗРЕНИЯ И ЯЗЫКА. ЕЁ ПОДРУГА ДОЛОЖИЛА ОБО ВСЁМ СВОЕМУ ГОСПОДИНУ. ПО ПРИКАЗАНИЮ БЕСЧУВСТВЕННУЮ ЕВДОКИЮ СНЯЛИ С ЧЕРДАКА, ПЕРЕНЕСЛИ В КОМНАТУ И ПОЛОЖИЛИ ПОД СВЯТЫМИ ИКОНАМИ В ОЖИДАНИИ ЕЁ СМЕРТИ.
В ТУ ЖЕ НОЧЬ ОПЕЧАЛЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ ЕВДОКИИ ВО СНЕ ЯВИЛАСЬ БОГОМАТЕРЬ И СКАЗАЛА:
- ВАША ДОЧЬ СВОИМ ДЕРЗКИМ ПОСТУПКОМ В ЛИЦЕ ИЗОБРАЖЁННОЙ НА ПОЛОТНЕ ЖЕНЩИНЫ ОСКОРБИЛА НЕ ИНОКИНЮ, А МЕНЯ, ИБО ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЕЮ ПОРУГАННОЕ, ЕСТЬ МОЙ ОБРАЗ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЙ ПО ВОЛЕ СЫНА МОЕГО И БОГА Я БУДУ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЗА ГОРОД ВАШ. УТРОМ ОБЪЯВИТЕ ОБ ЭТОМ СВЯЩЕННИКАМ И ВМЕСТЕ С НИМИ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ ПРЕД ПОРУГАННОЙ ИКОНОЙ МОЕЙ ОКРОПИТЕ РАССЛАБЛЕННУЮ СВ. ВОДОЮ, И ДОЧЬ ВАША ПОЛУЧИТ ИСЦЕЛЕНИЕ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КОГДА БОЛЬНУЮ ЕВДОКИЮ ОКРОПИЛИ СВ. ВОДОЮ, ОНА ИСЦЕЛИЛАСЬ. ИКОНА ПОСЛЕ ЭТОГО БЫЛА ВЗЯТА С ЧЕРДАКА, ВСТАВЛЕНА В РАМУ И ПОСТАВЛЕНА НА ПОДОБАЮЩЕМ МЕСТЕ В ДОМЕ БОЯРИНА».
Читая описание Чудотворной иконы Калужской Божией Матери, неизбежно приходишь к мысли о существовании в нём некоего элементарного набора мистических символов, окружающих нашу жизнь и, как бы наталкивающих нас на раскрытие какой-то тайны, зашифрованной в нём до определённого времени …
Известно, что исстари икона являлась своего рода «окном в духовный мир». Она обладает особым языком, где каждый знак-символ обозначает нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передаёт информацию так же, как письменный или печатный текст передаёт информацию, используя алфавит, который тоже является не чем иным, как системой условных знаков.
Из сравнения изначальное и современное описания Чудотворной иконы Калужской Божией Матери следует, что последнее претерпело значительные изменения, существенно исказившие его смысловое толкование. В современном обновлённом виде оно уже не представляет исторического интереса, но, в качестве объекта сравнения приведём и его:
«ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЛУЖСКОЙ БЫЛА ОБРЕТЕНА В 1748 ГОДУ В ТИНЬКОВО В 7 ВЕРСТАХ ОТ КАЛУГИ, В ДОМЕ ВАСИЛИЯ КОНДРАТЬЕВИЧА ХИТРОВО. ДВЕ СЛУЖАНКИ РАЗБИРАЛИ НА ЧЕРДАКЕ ДОМА СТАРЫЕ ВЕЩИ. ОДНА ИЗ ДЕВУШЕК, ЕВДОКИЯ, ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ РУГАЛАСЬ БРАННЫМИ СЛОВАМИ. ВДРУГ ОНИ ОБНАРУЖИЛИ ХОЛСТ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МОНАХИНИ, ЧИТАЮЩЕЙ КНИГУ. ВТОРАЯ ДЕВУШКА, ПЫТАЯСЬ УСОВЕСТИТЬ РАЗБУШЕВАВШУЮСЯ ЕВДОКИЮ, ПРИГРОЗИЛА ЕЙ ГНЕВОМ «ИГУМЕНЬИ», ИЗОБРАЖЁННОЙ НА ХОЛСТЕ. НО ЕВДОКИЯ, ПЛЮНУВ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ПРОИЗНЕСЛА: «ТОКО БОЮСЬ, ТАКО ЧЕСТВУЮ ИГУМЕНЬЮ ТВОЮ». ТОТЧАС НЕСЧАСТНАЯ ЛИШИЛАСЬ ДАРА РЕЧИ И ЗРЕНИЯ. ЕЛЕ ЖИВУЮ ЕЁ УЛОЖИЛИ В ПОСТЕЛЬ, НЕ НАДЕЯСЬ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ.
НО МИЛОСЕРДНАЯ ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ ИЗВОЛИЛА ЯВИТЬСЯ ВО СНЕ РОДИТЕЛЯМ ГРЕШНОЙ ЕВДОКИИ, СКАЗАВ: «НЕ ИНОКИНЮ ОБИДЕЛА ДОЧЬ ВАША, НО ВЛАДЫЧИЦУ И БОГОРОДИЦУ, НА ПЛАТЕ ПАРУСИНОВОМ ИЗОБРАЖЁННУЮ, КОТОРАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА ХОДАТАЙСТВОВАТЬ У СЫНА СВОЕГО ЗА ГРАД СЕЙ И ЛЮДИ».
УТРОМ ПРЕД ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БЫЛ ОТСЛУЖЕН МОЛЕБЕН И ЕВДОКИЯ ВЫЗДОРОВЕЛА, ПЕРЕМЕНИВШИСЬ В ДЕЛАХ СВОИХ И ПОМЫСЛАХ. А ИКОНА СТАЛА ОБИЛЬНО ЯВЛЯТЬ ЧУДЕСА, ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЯ КАЛУЖАНАМ».
О чём же может нам поведать подлинное описание чудотворного Образа?
1. «ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА КАЛУЖСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАХОДИТСЯ НА МЕСТЕ ЯВЛЕНИЯ, В СЕЛЬЦЕ КАЛУЖКЕ, КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ. ЯВИЛАСЬ ОНА В 1748 ГОДУ В ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, В ИМЕНИИ БОЯРИНА ВАСИЛИЯ КОНДРАТЬЕВИЧА ХИТРОВА, В С. ТИНЬКОВЕ, В СЕМИ ВЕРСТАХ ОТ КАЛУГИ». Род Хитрово, как и роды Ягужинских и Голицыных, имел тесные родственные связи в начале XVIII века с родом Лопухиных. Представители этих родов имели свои поместья в непосредственной близости сих мест.
2. «ДВЕ ДВОРОВЫЕ ДЕВУШКИ РАЗБИРАЛИ НА ЧЕРДАКЕ БАРСКОГО ДОМА СТАРЫЕ ВЕЩИ. ОДНА ИЗ НИХ, ПО ИМЕНИ ЕВДОКИЯ, ОТЛИЧАВШАЯСЯ ДЕРЗКИМ И ЛЕГКОМЫСЛЕННЫМ ХАРАКТЕРОМ, ВЕЛА СЕБЯ ПРИ ЭТОМ НЕПРИСТОЙНО И ГОВОРИЛА НЕПРИСТОЙНЫЕ РЕЧИ, НЕ ОБРАЩАЯ НИКАКОГО ВНИМАНИЯ НА ЗАМЕЧАНИЯ СВОЕЙ ПОДРУГИ». Очевидно, что в этих словах основной акцент делается на выделении имени наиболее «дерзкой» девушки – «Евдокии», имевшей такое же имя, как у царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной. Эта девушка обращает наше внимание назад, в прошлое. Здесь: «барин» олицетворяет полновластного правителя; «чердак …дома» - верховную власть, дворец; «старые вещи» недалёкое прошлое - от 20 до 50 лет. Упоминание в начале текста о времени «царствования императрицы Елизаветы Петровны» даёт указание на события, имевшие место в «Петровские времена», до провозглашения России Империей, то есть до 1721 года. Вторая «порядочная» и «нравственная» девушка без имени (!) исполняет роль свидетеля события, к которому мы должны испытывать полное доверие.
3. «СРЕДИ РАЗНОГО ХЛАМА ПОСЛЕДНЯЯ НАШЛА СВЁРТОК ПОЛОТНА», то есть девушка, обладающая полным доверием, в куче ненужных вещей находит не доску, не холст, а «свёрток полотна» достаточно внушительного размера: в длину – 1 аршин 12 вершков и в ширину – 1 аршин 6 вершков, что приблизительно соответствует 125 см х 98 см.
4. «РАЗВЕРНУВ ЕГО, ОНА УВИДЕЛА ЯСНОЕ, ОТЧЁТЛИВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ТЁМНОМ ОДЕЯНИИ, ПОДОБНОМ МОНАШЕСКОМУ, С БЛАГОГОВЕЙНЫМ ЛИЦОМ ЧИТАЮЩЕЙ КНИГУ», то есть девушка, вызывающая у нас доверие, не увидела ни нимба, окружающего голову Женщины, ни увенчивающую её императорскую корону (корона символизирует Царство, Богоматерь – Царица Небесная, и Её царское достоинство основано исключительно на Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. В ряде случаях корона символизирует статус высокого положения – прим. Автора), ни характерных одежд Богоматери – синее платье (туника) с красным (вишнёвым) платком (мафорием) с тремя золотыми звёздами в знак её непорочности и каймой в знак её прославления. Надо полагать, что этих атрибутов Божьей Матери, тем более «нарядного» одеяния, как на современной иконе, на Женщине в изначальном описания чудотворной иконы не было. Это подтверждает изображение на полотне монашки с книгой. Руки несут информацию о личности человека, являются главным элементом жестового языка в иконе, они передают своего рода духовный импульс – благословляющий жест. Несомненно, большое значение имеет предмет в руках изображённого святого как знак его служения или прославления, в данном случае – книга, предположительно, Евангелия. Но какой знак служения или прославления даёт нам читающая книгу Женщина? Может она объясняет предназначение города Калуги и Калужской области как центра «знания» - духовности, науки и культуры?...
Здесь следует отметить, что, учитывая степень религиозности населения России до середины XVIII века, а также значительную духовную и материальную ценность иконы такого размера, невозможно было бы представить в то время нахождение этой реликвии продолжительное время «среди разного хлама»…
5. «СЛУЖАНКА ПОДУМАЛА, ЧТО НА ЭТОМ ПОЛОТНЕ ИЗОБРАЖЕНА ИГУМЕНЬЯ, И УКАЗАЛА НА ЭТО СВОЕЙ НЕСДЕРЖАННОЙ ПОДРУГЕ». То есть девушка, вызывающая у нас доверие (!), по каким-то отличительным признакам установила, что «на этом полотне изображена игуменья». Достаточно взглянуть на оригинал Чудотворной иконы Калужской Божией Матери и на портрет монахини Евдокии Лопухиной, чтобы полностью исключить возможность ошибочного предположения….
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что девушка, вызывающая у нас доверие (!), не «пригрозила … гневом «Игуменьи», своей подруге, как трактуется в современном описании, а только «указала … своей несдержанной подруге» на то, что на полотне «изображена игуменья».
6. «ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ ЕВДОКИЯ ДЕРЗКО ПЛЮНУЛА НА ИЗОБРАЖЕНИЕ И СКАЗАЛА: «ВОТ КАК Я БОЮСЬ ТВОЕЙ ИГУМЕНЬИ». Что здесь кроется? Почему ни-кем и ничем не спровоцированная Евдокия совершила столь мерзкий и неестественный поступок? Не это ли действие девушки может приоткрыть завесу истины? Так или иначе, но именно в этот момент начинается отсчёт времени явления Святого Образа…
В те времена, аналогичное надругательство над иконой или игуменьей неизбежно приводило к наказанию и «легкомысленная Евдокия», если она была по современным нормам дееспособна, не могла не знать о последствиях для крепостной женщины.
Но если это не могла сделать простая богобоязненная и «забитая» «дворовая девка» Евдокия, то это могла сделать … насильно сосланная в монастырь, гордая и не сломленная душа царицы Евдокии (!), жены Петра I, которая до своей смерти не хотела примириться со своей участью «монахини». Вероятно, совершая дерзкий поступок, душа Царицы, в лице «легкомысленной Евдокии», хотела всенародно отречься и от своей насильственно уготованной судьбы и от своих навязанных новых имён «Евдокия» и «Елена», данных ей перед венчанием с Петром и после пострижения в монахини, и возвратить себе прежнее имя, данное ей при крещении – «Прасковья». Не в этом ли кроется причина «дерзости и легкомыслия Евдокии»?
7. «НО ЕДВА ТОЛЬКО ОНА ВЫМОЛВИЛА ЭТО, КАК ТОТЧАС ЖЕ БЫЛА ПОРАЖЕНА НЕВИДИМОЮ СИЛОЮ: ОНА УПАЛА БЕЗ ЧУВСТВ, РУКИ И НОГИ ЕЁ СТАЛИ КОРЧИТЬСЯ В СТРАШНЫХ СУДОРОГАХ, НА ГУБАХ ВЫСТУПИЛА ПЕНА, И ОНА ЛИШИЛАСЬ ЗРЕНИЯ И ЯЗЫКА. ЕЁ ПОДРУГА ДОЛОЖИЛА ОБО ВСЁМ СВОЕМУ ГОСПОДИНУ. ПО ЕГО ПРИКАЗАНИЮ БЕСЧУВСТВЕННУЮ ЕВДОКИЮ СНЯЛИ С ЧЕРДАКА, ПЕРЕНЕСЛИ В КОМНАТУ И ПОЛОЖИЛИ ПОД СВЯТЫМИ ИКОНАМИ В ОЖИДАНИИ ЕЁ СМЕРТИ». Здесь, как бы, даётся намёк на последние отношения Петра I и Евдокии, когда она справедливо возмутилась всеобщей огласке отношений своего мужа Петра с Анной Монс. Её постиг гнев мужа или, как сказано в описании, «господина» (вероятно по «докладу подруги» или новой фаворитки Царя (!) – примю Автора), по «приказанию» которого её «сняли с чердака, перенесли в комнату и положили под святыми иконами в ожидании её смерти», то есть развенчали, отстранили от власти Мать наследника престола царевича Алексея Петровича и насильственно пожизненно заточили в келье монастыря. В изначальном описании, ни о каких гуманистических отношениях «господина» и «дворовой девки», как в новой редакции: «ЕЛЕ ЖИВУЮ ЕЁ УЛОЖИЛИ В ПОСТЕЛЬ, НЕ НАДЕЯСЬ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ», речь не идёт. Вероятно, авторы новой трактовки событий уже забыли о нравах и социальных отношениях середины XVIII века и прониклись идеями социального равенства.
8. «В ТУЖЕ НОЧЬ ОПЕЧАЛЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ ЕВДОКИИ ВО СНЕ ЯВИЛАСЬ БОГОМАТЕРЬ И СКАЗАЛА: …». К сожалению, в первоисточнике не даётся пояснений о том, по каким признакам было установлено явление именно Богоматери…, а не другого святого Образа … Неужели «опечаленные родители Евдокии во сне» смогли бы отличить «ночью» Божью Матерь от царицы Евдокии в монашеском одеянии?...
Как и в моём случае, ставшем причиною настоящего исследования, явление Женщины в тёмном одеянии с книгой в руке, происходило в период сна, только в различных его фазах. Если в 1748 году Женщина приходила ночью, как бы желая оставаться в тени неузнанной, то в 2008 году, через 260 лет после первого видения, она явилась в лучах предрассветной зори, как бы говоря о своём желании выйти из этой тени и явиться Миру в своём истинном обличии…
Кроме этого невероятным образом родители «дворовой девки» Евдокии увидели «одинаковое явление» во сне одновременно (!). Даже, если бы они и могли, но в силу психофизических, умственных, половых и других особенностей каждого человека, они были бы не в состоянии дать точное описание в деталях происшедшего с ними видения Женщины, а тем более признать в ней – Богоматерь («дворовые девки», даже рассматривая изображение Женщины вблизи, не смогли этого увидеть (!) – прим. Автора). Более того, родители Евдокии не могут быть свидетелями происшедшего явления друг для друга ввиду того, что сон – дело сугубо индивидуальное. Прослеживается явное желание достичь усиление эффекта «явления Богоматери» посредством «двойного видения».
9. Главный смысл описания заключается в словах Женщины, явившейся во сне родителям Евдокии: «ВАША ДОЧЬ СВОИМ ДЕРЗКИМ ПОСТУПКОМ В ЛИЦЕ ИЗОБРАЖЁННОЙ НА ПОЛОТНЕ ЖЕНЩИНЫ ОСКОРБИЛА НЕ ИНОКИНЮ, НО МЕНЯ (Святую преподобную царицу Евдокию (Прасковью), урождённую Лопухину – прим. Автора), ИБО ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЕЮ ПОРУГАННОЕ, ЕСТЬ МОЙ ОБРАЗ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЙ ПО ВОЛЕ СЫНА МОЕГО (Святого мученика царевича Алексея Петровича – прим. Автора) И БОГА Я БУДУ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЗА ГОРОД ВАШ …». Как говорится – всё встало на свои места.
Современное описание имеет несколько иную искажённую трактовку: «НЕ ИНОКИНЮ ОБИДЕЛА ДОЧЬ ВАША, НО ВЛАДЫЧИЦУ И БОГОРОДИЦУ, НА ПЛАТЕ ПАРУСИНОВОМ ИЗОБРАЖЁННУЮ, КОТОРАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА ХОДАТАЙСТВОВАТЬ У СЫНА СВОЕГО (Бога – прим. Автора) ЗА ГРАД СЕЙ И ЛЮДИ». Надо полагать, что корректировка описания святого Образа была вызвана теми обстоятельствами, что в его оригинале, не было однозначного доказательства явления Бо-городицы. Замена слов «Женщина» и «Меня» на «Владычицу и Богородицу» и «Сына Моего и Бога» на «Сына Своего» полностью изменяют первоначально заложенный (или зашифрованный – прим. Автора) смысл. Дорогие царственные одеяния Богородицы никак не согласуются со скромным одеянием монашки, изображение которой открылось «двум дворовым девушкам»…
В оригинале описания святого Образа мы узнаём Богородицу в Женщине по факту чудесного исцеления Евдокии, в современной же трактовке «Владычица и Богородица» предстаёт перед нами сразу, как бы ставя нас перед свершившимся фактом. Чудесное исцеление Евдокии представлено, как обычный случай – «УТРОМ ПРЕД ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БЫЛ ОТСЛУЖЕН МОЛЕБЕН И ЕВДОКИЯ ВЫЗДОРОВЕЛА». Если словосочетание «СЫН МОЙ» имеет земное начало, а словосочетание «СЫН СВОЙ» - явные признаки божественного, то выражение «СЫНА МОЕГО И БОГА» может трактоваться по разному, в частности, может быть отнесено к двум разным лицам…
10. «…УТРОМ ОБЪЯВИТЕ ОБ ЭТОМ СВЯЩЕННИКАМ И ВМЕСТЕ С НИМИ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПОРУГАННОЙ ИКОНОЙ МОЕЙ ОКРОПИТЕ РАССЛАБЛЕННУЮ СВ. ВОДОЮ, И ДОЧЬ ВАША ПОЛУЧИТ ИСЦЕЛЕНИЕ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КОГДА БОЛЬНУЮ ЕВДОКИЮ ОКРОПИЛИ СВ. ВОДОЮ, ОНА ИСЦЕЛИЛАСЬ. ИКОНА ПОСЛЕ ЭТОГО БЫЛА ВЗЯТА С ЧЕРДАКА, ВСТАВЛЕНА В РАМУ И ПОСТАВЛЕНА НА ПОДОБАЮЩЕМ МЕСТЕ В ДОМЕ БОЯРИНА».
Здесь «свёрток полотна» с «изображённой игуменьей» в первый раз предстаёт перед нами в качестве «иконы». Тут может возникнуть вопрос: «Какую «Евдокию окропили св. водою» - дворовую девушку или метущуюся душу опальной Царицы?»
«…молитвы перед поруганной иконой …» совершили священники на «чердаке барского дома» на месте своего явления, после чего она «была взята с чердака, вставлена в раму и поставлена на подобающем месте в доме боярина». Возможно, после окропления девушки Евдокии, олицетворяющей метущуюся душу опальной Царицы, её душа успокоилась с новым Именем (Святой преподобной царицы Евдокии – прим. Автора), и, хоть и потеряла власть Земную «была взята с чердака», но приобрела власть Небесную «вставлена в раму и поставлена на подобающем месте»…в Российском государстве «в доме боярина». Вероятно, здесь идёт речь о времени, связанном с восшествием на престол, после смерти Екатерины I, юного императора Петра II Алексеевича – внука царицы Евдокии Фёдоровны. Её жизнь и положение в обществе существенно изменились и, даже, после безвременной смерти внука Петра II, ей предлагали взойти на трон, но Евдокия Фёдоровна отказалась…
Следует отметить, что хотя «Евдокия выздоровела», первоисточник не приводит данных о том, что она «переменилась в делах своих и помыслах», как утверждает новая редакция описания.
11. Известно также, что после чудотворного выздоровления единственной дочери боярина Евдокии (новое лицо с тем же именем - Евдокия (!) – прим. Автора). Василий Кондратьевич Хитрово украсил икону «серебряною позолоченною ризою с драгоценными камнями» и «с подобающей честью перенёс её в приходской храм во имя Рождества Богородицы в селе Калужке…». Не ставя под сомнение чудотворное выздоровление Евдокии и искреннее чувство благодарности Богородице счастливого отца, украсившего икону, следует отметить, что дорогая риза, оставив открытыми только лик и руки, полностью изменила изначальное изображение иконы, скрыв под собой «отчётливое изображение Женщины в тёмном одеянии, подобном монашескому» и сохранив только «благоговейное лицо читающее книгу».
На дорогой ризе в Женщине мы уже однозначно узнаём Богородицу по её характерному одеянию и сиянию вокруг головы. Особый интерес вызывает изображение императорской короны, времён первой половины XVIII века, увенчивающей голову Богородицы и исчезнувшей с последующих её списков. На взгляд беспристрастного исследователя императорская корона могла быть знаком, указывающим на принадлежность Женщины к императорскому Дому Романовых. Если это так, то Василий Кондратьевич Хитрово не мог не знать о «свёртке полотна», спрятанном на чердаке его дома, и о Женщине, изображённой «в тёмном одеянии, подобном монашескому».
12. Оригинал описания даёт много примеров Чудотворной силы новоявленной иконы по защите города Калуги и его жителей от напастей и болезней. Но одно из них требует особого внимания: «ВИДЕТЬ ЭТУ ИКОНУ НА ВОЗДУХЕ ОКРУЖЁННОЮ НЕБЕСНЫМИ СИЛАМИ УДОСТОИЛАСЬ ТАКЖЕ КРЕСТЬЯНКА ГРАФА РАЗУМОВСКОГО ПАРАСКЕВА АЛЕКСЕЕВА. ОБ ЭТИХ ВИДЕНИЯХ БЫЛО ДОЛОЖЕНО ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ I. ПО ЕГО ПОВЕЛЕНИЮ И ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВ. СИНОДА БЫЛО УСТАНОВЛЕНО СОВЕРШАТЬ ЕЖЕГОДНО 12 ОКТЯБРЯ ПРАЗДНЕСТВО ЧУДОТВОРНОЙ КАЛУЖСКОЙ ИКОНЕ С КРЕСТНЫМ ХОДОМ ВОКРУГ ГОРОДА В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ ОТ НАШЕСТВИЯ ФРАНЦУЗОВ». Сам этот текст окутан мистикой. Почему крестьянку, которая видела «эту икону на воздухе окружённою небесными силами» упоминают полным именем «Параскева Алексеева», хотя крестьяне в то время ещё не имели ни фамилий ни отчеств? Почему оно состоит из первого имени царицы Евдокии – «Прасковья» (!) и имени царевича Алексея (!) Петровича?
Вспоминая последние слова Женщины из моего видения: «ОНИ СВЯТЫЕ В ГЛАЗАХ БОЖИИХ …» возникает неожиданный вопрос: «Может это видение «Параскевы Алексеевой» был неверно истолкованный намёк на необходимость приведения в соответствие святость в глазах Бога и в глазах людей через канонизацию Святой преподобной царицы Евдокии (Прасковьи) и Святого мученика царевича Алексея Петровича»? Может быть уже тогда «икона на воздухе окружённая небесными силами» символизировала их присутствие?
Цепь замкнулась… Женщина, в образе которой явилась Божия Матерь Калужская, с большой долею вероятности, была Прасковья Илларионовна (в замужестве за Петром I - Евдокия Фёдоровна – прим. Автора) Лопухина, в монашестве – Елена, закончившая свой жизненный путь в Вознесенском монастыре Кремля в 1731 году в статусе бабушки императора Петра II Алексеевича.
В период чествования 200-летнего юбилея Победы России в Отечественной войны 1812 года, по проекту И.Е. Горолевича в 2012 году была написана художницей Мухановой Е.М. картина «Калужская Божия Матерь в окружении небесных сил, покровителей и заступников Калужской земли. 1812 год». Гризайль акварель, линер, 54х69,8 см. Фонд художественной галереи Некоммерческого партнерства «Калужский областной исследовательский и культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ».
С картиной «Калужская Божия Матерь в окружении небесных сил, покровителей и заступников Калужской земли. 1812 год» и её описанием можно познакомиться в литературном произведении с названием «Явление калужской богоматери в 1812 году», обнародованным автором на сервере Проза.ру 17 ноября 2012 года.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/11/17/239
Игорь Горолевич, директор НП
«Калужский областной исследовательский и культурно-просветительский центр
«ГАРАЛЬ»,
Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб).
Для тех, кто хочет знать больше зайти на:
Раскрытая тайна Калужской Богородицы
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2013/05/21/694
Последний русский царевич.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/10/30/842
Явление калужской богоматери в 1812 году.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/11/17/239
Калуга: новая гипотеза основания города.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/11/04/198
Благоверная царица Евдокия Лопухина.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/11/17/83
Явление калужской богоматери в 1812 году.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/11/17/239
Святой мученик Алексей Петрович.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2012/11/16/2023
Свидетельство о публикации №212111700270