Воля

Тем временем приготовления в станице и частые занятия с касаками воинским делом, не ускользнули от внимательного взгляда  старого служаки Уланова. Он , выбрав вечернее время, пришёл в станичное правление, но она было закрыто и капитан направился к дому Араповых. Атахан сидел один на крыльце летней кухни и  что-то обдумывал.
-Добрый вечер, господин атаман! - приветствовал мирно   капитан.
-Будьте здравы! - ответил атахан.-Только у нас господ нету, все одинаковы. Это вы у себя поделили людей на господ да холопов, чтобы править  и грабить было легче.У нас все равны. Все под одним солнцем ходим.
-Я смотрю, всё-то вы  сторонкой от России хотите, всё по особенному. Чудно! Говорите по-русски, а русскими себя не считаете.
- Да  мы и не русские. Русские у вас славяне, да немцы, а мы, руссы, карасаки ,  а это отдельная нация.
-И в чём же ваша разница?- спросил капитан.
-Вон коня у коновязи видите?- и атаман указал на пегого  мерина, привязанного к плетню у соседнего двора.
-Да, вижу! – проговорил капитан, не понимая к чему разговор.
-Стоит привязанный, хвост и гриву до земли  распустил, ждёт своей участи:- то ли запрягут, то ли  заседлают, а может и  на  махан киргизцам  продадут. Голову и круп опустил, дремлет. Сама покорность, что ваш солдат. А отпусти его в степь и  не лови до осени и увидишь потом, что это за зверь- гордый да непокорный. Вот так и мы. Волю мы познали с детства,  её чтим более всего, а потому и не хотят касаки в маштаков для господ ваших превращаться. Оттого и цену себе держат -  вольными быть. Худо ли, бедно ли, только сами живём, как того душа желает. На того, кто познал волю - хомут не оденешь. А Воля, она всем живущим нужна. Деревцо и трава в тени и придавленное камнем - криво вырастает. Вижу, однако, не поймёте Вы. Мудрено слишком, как и для топографа вашего. Однако, прощевайте.-Атахан  встал и направился к своему дому.
-Погоди, атаман!-остановил его капитан.- Вижу я, что жизнь справедливую для всех вы хотите сохранить. Только так не бывает. Люди разные.У одного всё горит в руках, а другой всё тяп-ляп делает.А потому и живут по разному.Одни бедней,  другие  -богаче.И у вас по домам и то видно, кто какой хозяин. У одного дом рубленный из сосны да дранкой и тёсом крытый, другой-  в саманном домишке под соломенной крышей мокнет. Не похоже это на ваше братство.
-То Ваша правда!! Живут люди по разному. Для всех у нас есть одна степь, луга и река. Живи да пользуёся всем, к чему душа лежит!Потому один днями на Гиике сидит, пескарей ловит, другой  скотину  пасёт, землю пашет, пчёл  держит. Оттого и живут по разному. Можности то  у всякого есть, знать и жить могут равно. Однако кроме богатства и душа у человека есть. Вот по душе и живём.
-Вот и живите при нас справно. Мы вас станем от киргизцев охранять, а вы на земле трудиться. На то мы и посланы сюда, чтобы рубежи державные хранить и тем величие империи нашей преумножить - посоветовал  Уланов.
-Справной хороша скотина перед убоем! А мы люди и нам кромя брюха ещё душу да волю иметь хочетца-парировал на то атахан. - Величие державное приумножать, сказываешь? А кому то величие впрок идёт, коли народ силой в рабство да нищету гоните? Бывал я недавно в деревнях ваших, видывал то величие. Народ в нищете  как скотину помещики держат. У касаков скотина вольней себя чувствует, чем крестьяне в деревнях под ярмом помещиков живёт. Как собаками торгуете крепостными мужиками и девками, а Вы о величии каком-то говорите. Не рубежи вам нужны, а земли и души наши…. Да и киргизцы здесь не живут. Они народ кочевой и в наши края заходят редко, а коли шалят, то и мы в долгу не остаёмся..Так что, не от ково нас охранять рубежами вашими. Да и заступники вы несправные! Бражничать да к бабам приставать- вот и вся ваша заступа.
-Ты не серчай на меня, атаман. Не ругаться я к тебе пришёл. Не из господ я, из русичей. Род мой службой издревле промышляет. Отец  под Симбирском  хозяйство держал, а я солдат и дело своё делать  должон по уставу. Однако и совесть по вой-нам не растерял,народ ваш понимаю.А потому, предупредить хочу:-дела  в краю  вашем Москва затеяла  великие .Земли  помещикам да немцам велено раздать, а вас силой в крепостные записать .Указ я получил, чтобы следить, да  не дать вам уйти в степи киргизские.Не по душе мне это, потому и сказал, а там  сам решай, что де-лать-проговорил  капитан и направился в крепость.


Рецензии