Мысли о кинотрилогии Кристофера Нолана Бэтмен

Автор просто высказывает свои личные мысли и впечатления, и не стремится обидеть или задеть чьи-то чувства, не навязывает никому своего мнения, не преследует рекламных или антирекламных целей.
Данный текст одобрен Силами Света, Силами Тьмы и Брюсом Уэйном.

Бэтмен: Начало

Режиссер: Кристофер Нолан
Продюсеры: Эмма Томас, Чарльз Ровен, Лари Дж. Франко
Авторы сценария: Кристофер Нолан и Дэвид С. Гойер (комиксы – Боб Кейн, Билл Фингер)
В главных ролях: Кристиан Бэйл, Кэти Холмс, Кириллиан Мерфи, Лиам Нильсон, Майкл Кейн, Гэри Олдмен, Рутгер Хауэр, Морган Фримен, Том Уилкинсон
Композиторы: Ханс Циммер, Джеймс Ньютон Ховард
Страна: США
Кинокомпания: Warner Brothers, DC Comics
Жанр: боевик, триллер, фантастика
Год: 2005

Итак, «Бэтмен: Начало». Еще один перезапуск саги о Темном Рыцаре. Сколько их было? Считая комиксы, мультфильмы, сериалы… Пальцев не хватит, придется у друзей занимать. Но считать ничего и не надо. Потому что трилогия Кристофера Нолана – абсолютно самостоятельный продукт, опирающаяся на оригинал (то бишь – комиксы) лишь в общих чертах. Нолан четко ухватил основную суть личности Бэтмена – его трагедию, мотивацию и… человечность. Уже одно отсутствие суперспособностей сближает героя в черном плаще и маске с остальными людьми. Добавить к этому невероятно сильную личность Брюса Уэйна, его целеустремленность, ум, боевые качества… О самом герое я могу говорить очень долго. И никто не переубедит меня в мнении о том, что Бэтмен – один из самых проработанных и самых человечных персонажей за всю историю историй (простите за тавтологию!) о супергероях.
Но давайте поговорим о фильме. Как я уже сказал, Нолану удалось ухватить то, что подняло новую серию фильмов о Бэтмене из УГ, в которой прошлая оказалась стараниями Джоэля Шумахера. В «Бэтмен: Начало» упор сделан не на красочность костюмов, не на захватывающие экшн-сцены (хотя их тоже хватает, и, поверьте, они обалденные!), а на историях персонажей. Даже второстепенные герои, вроде комиссара Лоэба или продажного коллеги Джима Гордона, здесь не являются безликими. Все они взаимодействуют между собой, все их действия связаны в одну нить, которая замечается не сразу, но раскрывается по ходу сюжета. Даже, казалось бы, абсолютно не связанные друг с другом действия порой приводят к совершенно непредсказуемому результату. Но это не смотрится абсурдно или наигранно. Наоборот, от первой до последней минуты фильма ты следишь за развитием событий и пытаешься понять, что же произойдет в следующий момент.
Сами персонажи, как я уже сказал, четко продуманы и все их действия, так или иначе, логически мотивированы. Даже злодеи здесь не желают уничтожить мир ради самого процесса или захватить власть так, ради прикола. Нет, у всех у них есть четкая цель и философия. Вас никто не просит соглашаться с ней (тем более что у протагонистов всё это тоже есть), но при просмотре фильма вы не будете думать: а почему этот персонаж поступил так, а не иначе? Нет, все будет понятно сразу, или прояснится по мере развития сюжета.
При этом интрига в фильме – будь здоров. Сама история Брюса Уэйна, главного героя (понятно, что ей уделено больше всего времени), которая подается нам кусками, вперемешку с его обучением в реальном времени, захватывает, заставляет сопереживать герою, разделять его чувства и наблюдать, как из мальчика, потерявшего родителей он становится мужчиной, стремящимся отстаивать свои идеалы и вытащить родной город из болота преступности. Не ради мести как он хотел в начале, но ради торжества справедливости и равновесия. Что любопытно – этому его учат те, кто в будущем станет его злейшими врагами.
Да, кстати, враги. Забудьте о маскарадных костюмах и облегающих трико! Главный антагонист – импозантный мужчина в костюме-тройке, с тростью, а не в зеленом плаще и с дурацкой прической (которая меня всегда бесила), как в комиксах и мультфильмах. И здесь он не бессмертный, а обычный человек. Кстати, эта фишка с бессмертием Рас-Аль-Гула, которым он обладал в оригинале, обыгрывается в сюжете довольно занимательно. Да и костюм Бэтмена – прототип снаряжения для спецназа, а не специально разработанная броня, как в оригинале. Бэтмобиль (этакая помесь Ламборджини и танка) тоже один из прототипов военной техники, разрабатываемой компанией «Уэйн Индастриз».
Иными словами, все в этом фильме, начиная от образов персонажей и заканчивая пейзажами города, максимально приближенно к реальности. Даже Готэм-сити здесь показан не в готичном стиле, как в большинстве остальных версий, а вполне себе американским городом-миллионером. «Бэтмен: Начало» и все остальные фильмы трилогии – это фильмы о супергерое без супергероя. И это делает их, как минимум, оригинальнее. Если говорить, скажем, о «Бэтмене» Тима Бертона, то это был перенос комиксов на киноэкраны. Перенос хороший, качественный, со своими нововведениями, но… Это было копирование продукта. И после первого фильма серия начала скатываться в УГ, где прочно и остался «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» Шумахера, не к ночи будь помянуты. Трилогия Нолана – это новый взгляд на мир Бэтмена. Я не читал все комиксы о Темном Рыцаре, может, где и было что-то подобное. Но, все равно, подход Нолана явно оригинальнее и продуманнее, именно тем, что отходит от оригинала, не становясь при этом хуже, а, наоборот, обретая новые краски и новый смысл.
Недаром фильм называется «Бэтмен: Начало». Весь фильм – это история становления Брюса Уэйна сначала – как мужчины, а потом – как Бэтмена. И эта история рассказана настолько ярко и логично, что в нее хочется верить. В фильме нет фантастики как таковой. Там не летают инопланетяне в разноцветных плащах, не стреляют из лазеров. Даже Пугало здесь не выходит за рамки реального мира. Эта же тенденция сохранилась и в продолжениях, что очень хорошо. Фильм – не только противостояние супергероя и суперзлодея. Даже не борьба просто героя и злодея. Кино раскрывает для нас персонажей, как личностей, их принципы, философию, причины тех или иных поступков, оставляя зрителю право выбирать – чья позиция ему ближе? В этом кино не навязывается принцип «добро всегда победит зло». Наоборот, здесь говорится о том, что зло никогда не будет уничтожено, но это не значит, что с ним не нужно бороться. Диалог Джима Гордона и Бэтмена в конце фильма ставит точку в этом вопросе. А весь фильм подводит нас к этой точке, показывая, что бывает, когда даже самые честные и порядочные граждане ничего не делают для того, чтобы помешать преступности захватывать город, рушить экономику и «плодить новых Джо Чиллов». Ведь, и, правда, для того, чтобы зло торжествовало, достаточно, чтобы добро ничего не делало.
Также очень интересно, трагично и жизненно показаны отношения главного героя и его возлюбленной – Рейчел Доуз. Показаны с самого детства до момента последней схватки с «Лигой теней». Рейчел – одна из немногих, кто продолжает что-то делать, чтобы не дать вконец зарвавшимся бандитам, совсем распоясаться. И ей очень грустно оттого, что Брюс, которого она знала еще ребенком, и кого считала и считает отличным человеком, плюет на все и вся, ведя жизнь разгульного миллиардера и беззаботного плейбоя. Она не знает о том, что именно это – альтер-эго Уэйна, его маска, а настоящее его лицо наводит ужас на преступный мир Готэм-сити. И если бы она узнала это, стало бы ей легче?
Еще одна тема фильма – преодоление своих страхов. Показать, что страх – это тоже сила, если совладать с ним и направить против своих врагов. Что и сделал главный герой. Панически боящийся в детстве летучих мышей (более того, в этом фильме это стало косвенной причиной гибели родителей маленького Брюса), он переборол себя, заглянул своему страху в глаза и стал вселять ужас в преступников своего родного города, одев костюм летучей мыши. Показывая всему миру – я смог, значит, сможете и вы. И не важно, что это кино. В жизни все точно также. И впрямь, трилогия Нолана – как будто биография реально существующего человека. Смотря на Бэтмена в исполнении Кристиана Бэйла, ты не веришь, что этот герой сошел со страниц комиксов. Нет, думаешь ты, где-то и впрямь улицы ночного города рассекает крылатая тень, заставляя преступников прятаться по углам и подворотням.

Темный Рыцарь

Режиссер: Кристофер Нолан
Продюсеры: Эмма Томас, Чарльз Ровен, Кристофер Нолан
Авторы сценария: Кристофер Нолан, Дэвид С. Гойер, Джонатан Нолан (комиксы – Боб Кейн, Билл Фингер)
В главных ролях: Кристиан Бейл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Майкл Кейн, Гэри Олдмен, Мегги Джилленхолл, Морган Фриман
Композитор: Ханс Циммер, Джеймс Ньютон Ховард
Страна: США
Кинокомпания: Warner Brothers, DC Comics
Жанр: боевик, триллер, драма, криминал
Год: 2008

Что можно сразу сказать о «Темном Рыцаре», не вдаваясь в подробности? То, что это редкий случай, когда вторая часть оказывается лучше первой! Причем, из-за кого? Из-за злодея! Да, Джокер в исполнении Хита Леджера бесподобен! Нет, поймите правильно, мне нравятся и другие образы этого персонажа. Ну, например, из мультсериала 90-х или в исполнении Сизара Ромеро в сериале 60-х. В мультсериале (как и в игре «Batman: Arkham asylum») Джокер – типичный клоун-маньяк из комиксов. Доставляющий своими ужимками, безумством, дикими шутками (особенно в игре) и озвучкой Марка Хэмилла. Джокер из сериала 60-х ничем, вроде бы, не выделялся, он даже не был основным злодеем, но было в нем какое-то обаяние. И это был единственный Джокер, чья улыбка не пугала, тем не менее, и не вводила в заблуждение насчет сущности персонажа. Если говорить об образах Джокера, которые мне не нравятся – это фильм Тима Бертона, где Джокера играл Николсон (слишком уж типичным и тряпочным получился персонаж, хоть и не был лишен определенной харизмы и обаяния, да и сыграл Николсон, в общем-то, хорошо, но вот все равно – не цепляет). И Джокер из мультсериала 2005 года мне тоже абсолютно не нравится. Сделали из него какого-то босоногого панка.
Ну а если говорить о Джокере в исполнении Хита Леджера – бесподобно, бесподобно, бесподобно! Ни один из вышеперечисленных образов не подошел бы к фильмам Нолана. Леджер превратил персонажа из безумного клоуна в олицетворение хаоса. «Я – носитель хаоса», так он говорит Харви Денту, и это чистая правда! Его цель – победить Бэтмена, сломить его. Еще одна – превратить Харви Дента из белого рыцаря Готэма в безжалостного психопата. Зачем ему все это? А просто так, потому что интересно! И это единственный на моей памяти случай, где мотивация «сотворить хаос ради хаоса» не вызывает желания покрутить пальцем у виска и выключить фильм. Да и вообще, все это – промежуточные цели. А главная – да-да, вы угадали, посеять хаос. Любыми способами! И наблюдать за людьми, оказавшимися в эпицентре круговорота. Просто потому, что это ему интересно.
Помните, выше я писал, что все персонажи в трилогии Нолана обладают своей историей, доступно, понятно и красочно рассказанной? Так вот – Джокер, исключение. Как и всегда, впрочем. Но, опять же, это делает его персонаж только более интересным и загадочным. Джокеру не нужна история! Персонаж Хита Леджера – это именно «сейчас», а не «раньше» или «потом».
В целом же фильм продолжает линию первой части – показать историю Брюса Уэйна не с угла зрелищ, драк и ярких костюмов, а сделать упор на личности и переживаниях героев. Бэтмен и Джим Гордон прилагают неимоверные усилия, дабы очистить Готэм-сити от преступности, в этом фильме к ним присоединяется новый окружной прокурор – Харви Дент, и у них это почти получается! Почти, пока не приходит Джокер и не погружает город и героев в полный и тотальный хаос. И, хотя, в конце концов злодея удается остановить, и люди, в итоге, оказываются не подонками и сволочами, даже преступники, жизнь героев, да и всего города, никогда уже не будет прежней. В фильме ставится вопрос: отними у человека самое дорогое, и что с ним будет? И то, как каждый из героев переживает эту потерю, и открывает зрителю истинную сущность этих людей. Кто-то приложит все усилия на исправление злодеяний клоуна-маньяка, а кто-то направит все на месть, и будет упиваться своей болью и утратой.
Джокер переворачивает город и всех его жителей с ног на голову, показывает им мир со своей точки зрения. Этот момент, кстати, очень интересно обыгран во время финального поединка на крыше небоскреба. И, некоторым это видение мира приходится больше по душе, чем то, что было раньше. И речь не только о мафиози и психопатах.
В «Темном Рыцаре», как в «Бэтмен: Начало», нет четкого разделения на черное и белое, правильное и неправильное. Каждый делает то, что считает нужным и приемлемым, для того, чтобы отстоять свои позиции и убеждения. Как далеко сможет зайти Харви Дент – Белый Рыцарь Готэма? И на что пойдет Темный Рыцарь ради поимки Джокера? Зрителю, как и в предыдущем фильме, оставляется свобода выбора и не навязывается чья-то позиция. И еще об одном заставляет по-настоящему задуматься данный фильм, особенно во время сцены на паромах и во время ломки личности Дента – а как бы сам я поступил в подобной ситуации?
Нить отношений Рейчел Доуз и Брюса Уэйна получает новый виток. Новый окружной прокурор также интересуется своей коллегой, а Рейчел пытается сделать выбор. Она пытается понять, насколько сильны ее чувства к Брюсу, как он отнесся к тому, чем стали их отношения после событий первого фильма. А еще она хочет понять, каковы ее чувства к Харви? Не скажу, что ее окончательный выбор меня сильно удивил, но что было после этого…
Визуальная составляющая фильма так же сильна, как и в прошлой части, и даже еще лучше. Захватывающие (но, при этом, без перебарщивания и надоедания!) экшн-сцены. Музыкальные темы всегда к месту и ко времени. В общем, есть не только о чем подумать при просмотре, но и на что посмотреть. Тем более, что накал страстей и перипетии сюжета не отпустят вас с первых минут фильма до финальных титров.
Итак, «Темный Рыцарь» является достойным продолжателем своего предшественника. Все, что в «Бэтмен: Начало» было сделано на пять – здесь на пять с плюсом. Все новые нити и истории показаны отлично, ярко и интересно. Атмосфера в фильме тяжелая, но захватывающая. Противопоставление человеческих ценностей, принципов, убеждений всепоглощающему хаосу. Борьба духа, которая оказывается сильней и тяжелей борьбы тела. Насколько далеко способно зайти добро, чтобы остановить зло? И не станет ли оно само при этом злом? Где грань между справедливостью и местью? Кто больше безумен – Бэтмен или Джокер? Что же все-таки символизируют стороны моменты Харви Дента? Действительно ли вера важнее правды?
Фильм не просто ставит перед зрителем эти и другие вопросы. Он дает возможность найти ответ. И каждый человек ответит по-своему и увидит на экране нечто свое. То, что отражает его душу, его суть. Скажете, всегда так? Позвольте не согласиться. Только по-настоящему мастерская работа актеров, сценаристов и съемочной команды позволят добиться этого. Не просто смотреть фильм, а примерять на себя ситуации, в которые попадают герои. И думать – а чтобы сделал я сам?
«Темный Рыцарь» - не просто стоящее или хорошее кино. Это один из тех фильмов, как и «Бэтмен: Начало», которые хочется пересматривать не раз и два. И каждый раз смотреть на происходящее на экране по-другому. Может быть, совсем чуть, но по-другому. Эти два кинофильма хороши не только для любителей комиксов, супергероев, или, конкретно, Бэтмена. Каждый человек, который хоть раз задумывался о том, насколько хрупок, казалось бы, устоявшийся мир, и какова, порой, бывает истинная сущность людей, найдет в «Темном Рыцаре» нечто интересное и полезное для себя.

Темный Рыцарь: Возрождение легенды

Режиссер: Кристофер Нолан
Продюсеры: Кристофер Нолан, Эмма Томас, Чарльз Ровен
Авторы сценария: Кристофер Нолан, Дэвид С. Гойер, Джонатан Нолан (комиксы – Боб Кейн, Билл Фингер)
В главных ролях: Кристиан Бэйл, Том Харди, Майкл Кейн, Гэри Олдмен, Энн Хэтэуэй, Морган Фриман, Джозеф Гордон-Левит, Марион Котийяр
Композитор: Ханс Циммер
Страна: США
Кинокомпания: Warner Brothers, DC Comics, Legendary Pictures, Syncopy Films
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Год: 2012

Что ж, вот мы и подобрались к ложке дегтя в бочке меда. Да, по сравнению с первыми двумя частями, «Темный Рыцарь: Возрождение легенды» оставляет унылое впечатление. По-моему, этот фильм просто недоделан. Ощущения после его просмотра такие же, как после знакомства с Windows Vista. Разработчики хотели сделать хорошую операционную систему, делали-делали, сделали процентов эдак 80, устали и забили – хомячкам, мол, и так сойдет. А все недоделанное пространство забили глупостями и нелепостями. Вот также и в «Возрождении легенды». Единственный доставляющий персонаж здесь – это Бэйн, и то, только до тех пор, пока не открывается его истинная роль. Все остальные начинают творить черти что! Нужно выкурить Бэйна из подземки? Что мы для этого сделаем? Может быть, отправим туда несколько групп спецназовцев с дымовухами, гранатами и прочей шумной фигней для этого самого выкуривания негодяев? Нет! Давайте-ка лучше пошлем туда все имеющиеся у нас силы, чтобы их там и заперли, обвалив все выходы и отрезав от мира. Я понимаю, у комиссара Гордона, после побега от Бэйна, мозги могут и не так хорошо работать, но у остальных-то его людей куда они делись? Хотя бы у того же детектива Блэйка, который весь фильм показывается нам этаким идейным последователем Бэтмена и, вроде бы, довольно здравомыслящим человеком. Во всяком случае, он хоть что-то полезное делает. Бэтмену нужно сразиться с Бэйном? Каким же образом это сделать? Может быть, нашпиговать последнего своими многочисленными Бэт-штучками? Нет! Давайте лучше схватимся с ним в рукопашную! Мы всего-то 8 лет забивали на свою физическую форму, да и противник всего-то раза в 3-4 сильнее и опытнее нас! В итоге, город остается без полиции и без Бэтмена, которому выбивают позвоночник и сажают в тюрьму, а-ля зиндан, выкопанный людьми с ярко выраженным комплексом неполноценности, не иначе.
Город оказывается в руках остатков «Лиги теней», отрезается от мира… Сюжет возвращается к тому, от чего Брюс Уэйн уберег Готэм в первом фильме. Но в «Возрождении легенды» этот конфликт показан куда более примитивно и неинтересно. И куда более пафосно, что тоже печалит.
Да, фильм является логическим завершением всей трилогии, заканчивает сюжетные линии, начатые еще в первой части, но делает это, в лучшем случае, на троечку. Нет того накала страстей, той интриги, того захватывающего ожидания:  а что же будет дальше, как в первых двух фильмах. Персонажи начинают совершать глупые поступки. Смотря «Возрождение легенды» я не раз мысленно кричал: ну какого черта??? Зачем??? Зачем пафосно идти строем, парадным маршем, я бы сказал, на воинство Бэйна, когда можно расстрелять его к чертям собачьим с крыш домов! Даже если у полицейских не осталось винтовок, пистолеты-то у них при себе есть! Бэйн торчит на площади перед мэрией, на открытом пространстве, полицейские превосходят его людей числом, зачистить пару окрестных домов и расстрелять супостата массовым огнем. Хоть несколько пуль, но попали бы. Поверьте, это торжественное шествие полицейских смотрится ни разу не красиво, а просто глупо. Внимательный зритель при просмотре, помимо крупных ляпов и проколов, насчитает еще много мелких, как минимум, странных сюжетных ходов. Фильм как бы говорит нам: я устал, хочу побыстрее свести все к хэппи-энду, и отвяжитесь от меня!
Пожалуй, самый сильный момент фильма – это попытки Брюса Уэйна выбраться из Ямы – тюрьмы, в которую он попал, благодаря Бэйну и своей собственной глупости. Нам снова показываются переживания и борьба с самим собой разбитого и побежденного, казалось бы, человека. Но это делается здесь несколько под другим углом, чем в «Бэтмен: Начало». И, да, это, наверное единственный момент в фильме, который смотришь с напряжением и даже перестаешь жевать попкорн.
Я не буду перечислять минусы третьей части и дальше, чтобы не вдаваться в подробности сюжета. Скажу лишь еще одно по этому поводу: даже интрига с главным злодеем сразу (ну, или почти сразу) перестает быть таковой для всех, кто читал комиксы или смотрел мультфильм, а также просто для внимательных людей, умеющих следить за тем, что происходит на экране.
К плюсам можно отнести, например, отсутствие Робина. В самом деле, этот персонаж только еще больше убил бы атмосферу и придал бы фильму абсурдности и гротескности. Правда, нам «как бы намекают» о том, что Джон Блэйк – отличный кандидат на роль Робина, но, слава кинематографу, в фильме он им не становится и не одевает этот глупый костюм. Также «Возрождение легенды» действительно является логическим завершением всей трилогии. Да, окончание получилось на троечку, но оно есть, что в наше время само по себе большая редкость.
В любом случае, третья часть новой саги о Бэтмене заслуживает просмотра. Хотя бы для того, чтобы узнать – чем же все закончилось. Фильм смотрится с интересом, без желания плюнуть и уйти из зала или выключить телевизор-компьютер-планшет-с чего вы, в общем, смотрите. Но того накала страстей, той завораживающей атмосферы, той интриги и проработанности персонажей и сюжета, которые были в первых двух частях, здесь нет. Как я уже сказал выше – все на троечку. Это же касается и философии, и мотивации, и поступков героев. На уровне остались только экшн-сцены, сделанные с тем же мастерством, что и в прошлых частях. Но, при всем при этом, «Возрождение легенды» умудряется не скатится в полное УГ, а остаться вполне смотрибельным кино. Но если первые части хотелось смотреть и пересматривать как раз из-за их проработанности, то третью интересно посмотреть, в первую очередь, из-за того, что в этом фильме действительно заканчиваются все сюжетные линии из прошлых фильмов. 
Таким образом, можно сказать о том, что «Темный Рыцарь: Возрождение легенды» фильм, безусловно, не лишний в трилогии, но сделанный на порядок хуже и безыскуснее прошлых частей. Мотивация и философия многих персонажей (особенно новых) заставляет иронично ухмыляться и не верить им, не верить в их действия. Атмосфера, хотя и не исчезла полностью, но пошатнулась изрядно. Тем не менее, фильм, в отличие от, скажем, все тех же «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» способен доставлять интерес при просмотре, хотя и не такой острый, как в прошлых частях трилогии.
Но, честно скажу, от фильма ожидал гораздо больше. После такого, не побоюсь этого слова, шедевра, как «Темный Рыцарь», даже стыдно должно быть заканчивать многолетний труд вот так уныло. Но мыслей о том, «что лучше бы этот фильм вообще не снимали», не возникает, а, значит, со своей задачей – подвести итоги сказанному в прошлых частях, кино справляется, хоть и далеко не так изящно и ярко, как могло бы.

Резюме

В целом, трилогия Кристофера Нолана – лучшая экранизация саги о Темном Рыцаре, раскрывающая персонажей, даже злодеев, с человеческой стороны. Показывающая и объясняющая, почему тот или иной герой поступает так. Что вообще лежит в основе личности героя и что им движет. Объясняющая, что истории о супергероях, да и вообще, фантастика – это всего лишь отражение реальности и реальных проблем, а не красивые костюмы, суперспособности и лазеры из глаз, ушей, рта и не пойми чего еще.
Отличное начало, заданное в первом фильме, фееричное продолжение во втором, и стремительное скатывание с вершин в третьем. Тем не менее, даже многочисленные недостатки третьего фильма не отнимают значимость и интерес трилогии.
Одна из самых ярких, интересных и проработанных, на мой взгляд, историй. А «Темный Рыцарь» - один из лучших фильмов, когда-либо виденных мной. Из своего жанра – так, наверное, самый лучший.
Каждый сможет найти в этих фильмах отражение самого себя. И каждый получит возможность переосмыслить свои принципы, понять, чья позиция ему ближе. Ничья сторона здесь не навязывается. Говорится не о том, что такое хорошо, а что такое плохо. А о том, почему что-то хорошо и правильно для одного, и в тоже время, недопустимо для другого.
Не думаю, что вы пожалеете о проведенном за просмотром времени. Фильмы захватывают и увлекают (хотя последний гораздо меньше), и абсолютно не оставляют впечатления, что происходящее на экране – не реально. Фильмы о супергерое без супергероя. Фильмы не о человеке в костюме летучей мыши, но о человеке. Рассказывающие историю не пришельца с далекой звезды, не избранного, получившего огромные способности, а обычного человека. И все способности, которые у него есть, он развил в себе сам.
Для того чтобы стать защитником слабых, чтобы отстаивать справедливость совсем не обязательно одевать броню, маску и плащ. Для этого, в первую очередь, нужно быть человеком. Но если ты решишь встать на этот путь, будь готов к тому, что приедтся очень тяжело и не каждый может нести этот груз. Но решаешь ты сам. И ответственность за последствия своего выбора нести должен тоже только ты. Эти мысли и старается донести до нас кинотрилогия Кристофера Нолана.
Спасибо за внимание и приятного просмотра!


Рецензии