Структура момента. Морализаторское

       Мы, в массе своей не боимся попасть в Ад, поскольку постоянно и уже давно находимся в нём. Окружающее инферно стало настолько привычным, что уже и замечать его в целом перестали, только «отдельные проявления». Да, русскому человеку не привыкать жить в постоянном социальном аду.

            Какой круг готовимся пройти сейчас, какова, так сказать, структура момента. Все выглядит, в целом, логично и последовательно. Если всевластие развращает элиты, то бесправие деморализует массы. В итоге получается общая безответственность и крах. За предыдущие несколько лет ростки гражданских прав, зачатки свобод и робкие перспективы модернизации были с радостью обменяны на чечевичную похлебку потребительских кредитов, некоторой сытости и видимости социальных гарантий. Именно, видимости, так как при ближайшем рассмотрении выяснилось, что «доступное жилье»,  «нацпроект «медицина» и прочее  - это, в основном,  сплошные фикции. Хотя, надо признать, что если бы продолжали рулить «чистые либералы», то каннибализм проявлялся бы в более откровенном виде.

      Теперь вот «вечеринка заканчивается» и поднимающееся цунами неизбежного кризиса грозит разрушить существовавший «общественный договор», трогательный сговор воров и халявщиков, разметать как карточный домик их «Стабилизец».

            Надо бы спасать то, что еще можно спасти, как-то сохранить страну от окончательного краха, но вместо этого грабеж ее ресурсов идет с удвоенной энергией (воистину, «после нас хоть потоп»), а для «народа» они на полную мощность заводят шарманку своего тупого агитпропа-развлекухи.

            Да и «народ», несмотря на мучащие его смутные тревоги, вовсе не стремится поднять глаза от еще не опустевшего полностью корыта и осмотреться вокруг. Так хочется продлить момент удачи.

 
Я не психолог, но даже на мой непросвещенный взгляд, российское общество нуждается в усиленной психотерапии. Оно серьезно больно. Массовое сознание нужно успокоить, население привести в чувство. С помощью идеологии и пропаганды этого не добиться. Нужна психотерапия правды и справедливости, но без истерик эпохи «гласности».

Увы – «не дождётесь». Агрессивная и тупая реклама, «черный пи-ар», вкрапления НЛП. Еще «пи-ара»: кто срубит побольше бабла, кто заморочит больше голов?! Эта безумная гонка продолжается. Нервные болезни российского социума от этого еще более усугубляются, а нежелание признать факт их наличия, загоняет патологии внутрь, делает их смертельно опасными.

Сейчас просто-напросто нет социального субъекта, который бы взял на себя функцию духовного оздоровления нации. Много надежд было на возрождение Церкви. Ох, не сбылись они… Раньше худо-бедно эти функции выполняла интеллигенция. Именно «худо-бедно», но хоть как-то. При всех своих минусах интеллигентский элемент отчасти был все же честен и бескорыстен, хотя – увы -- часто наивен и глуп.

Сейчас не то. «С кем вы, мастера культуры?». С теми у кого власть и кто даст денег. Литераторы, киношники и прочие образованцы стали отличными «баблонавтами» (словечко В.Пелевина).
 
Кто же даст успокоение и надежду измученным безвременьем душам? Потребность огромна -  вопрос открыт. Сознание дорогих россиян тяжело больно, а подходящих лекарей не хватает.  Я о литературе и искусстве, конечно. Они, да еще искренняя и глубокая вера могли бы помочь страждущим душам. Однако – не помогут.

Когда было иначе? Очевидно, что я пишу про постсоветский период. Значит, не про «5-10 лет» назад. Друзья! Читайте внимательнее, тогда и ряд вопросов отпадет. В советские времена при всем плохом, что тогда было, существовали нравственный авторитеты. Для кого-то Валентин Распутин или Виктор Астафьев, для кого-то  - академик Сахаров. Я не о конкретных фигурах, о феномене.

Не всегда это было хорошо. Появлялась какая-то квазирелигия. Век  с лишним назад, например, пресловутое толстовство, представители которого впадали в маразм вместе с великим графом. Но ведь – было.

«Не то» - это когда все вопросы перекрывает вопрос о деньгах, о «бюджетах». С этих позиций  фильм «Ночной дозор» - крупный успех. Серьезное кино, литература оказались на положении маргиналов. Область их влияния резко сократилась. Как и честных, серьезных СМИ, кстати.

Промежуточные итоги усиленной коммерциализации литературы-искусства и политики оболванивания «пиппла, который хавает», неутешительны. За какие-то два десятка лет российский  политико-культурный ландшафт превратился в тёмную пещеру, куда провалились все надежды и чаяния на улучшение и обновление. Как будто все выгорело или спряталось от невыносимого давления. В пробивающемся сверху неясном свете видны лишь смутные очертания нашего будущего.

Не хочется, совсем не хочется писать здесь о политике, но гонишь ее в дверь, а она в окно.  Сейчас  в неосовковых СМИ внешняя политика совершенно вытеснила внутреннюю, превратив ее в «смутный объект идеологии»...


Рецензии