ч. 183 Жертва хождения

                §183. Жертва хождения

                Хожденье по мукам, что видел во сне -
                С изгнаньем, любовью к тебе и грехами.
                Но я не забыл, что обещано мне
                Воскреснуть. Вернуться в Россию стихами.
                Георгий Иванов.

 

  В Древней Греции во многих случаях смертная казнь заменялась изгнанием.
Таким образом, хождение есть насильственное странствие. В связи с этим нельзя не вспомнить тверского купца Афанасия Никитина который в итоге ограбления со стороны астраханских татар стал неким «очарованным странником» /эпитет Н.Лескова/.
Книга, описывающая мытарства Славянского торговца и написанная им самим, носит название «Хожение за три моря».

   «Хождением в народ» пытались русские революционные демократы 19-го века изменить «порядок вещей», при котором один человек работает на другого.
За уважение к народу народовольцы поплатились здоровьем и даже самой жизнью.

   Несмотря на это, а может быть, благодаря трагической участи, заслуги этих жертвенных личностей признаны всеми, и в том числе крупным русским философом в изгнании Г.П.Федотовым.
«Душа этой религии /атеизма и анархизма/ впрочем, не в догмате: она в жертве, которая составляет неотъемлемую основу народнического мировоззрения интеллигенции» 1

   Народ Израиля, вышедший из Египта, был подвергнут Богом 40-летнему хождению по пустыне, в течение которого этнос принес множество вольных и невольных жертв.
Ежедневное обхождение храма с воскурением благовоний именуется «каждением». Таким образом, «каждение» представляет собой хождение пред Господом.
Паломничество верующих ислама в священный город Мекку называется «хадж»
Слышится созвучие.  Хадж - хождение. Слова эти не случайно схожи не только по звучанию, но и по смысловому значению.

   В исламе придается большое значение жертве. В большие праздники, например, в Идул или Курбан - Байрам, правоверные обязаны оделять нищих и недужных пищей.

   В Православии милостыне придается огромная весомость. - Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня и ничто не производит в уме такой тишины, как произвольная нищета -  говорит великий подвижник Православия. 2

   Однако нелишне вспомнить, что жертва должна быть добровольной, само собой разумеющейся, а не введенной законодательно.

 1Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции. //Судьба и грехи России.-СПб.,1991.-
2  Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические.-М.:Правило веры,1993.-С.286


Рецензии
Весьма интересно,Сергей!
Спасибо.
С улыбкою.

Лев Воросцов-Собеседница   20.11.2012 18:29     Заявить о нарушении
Очень рад, Лев, что затронул. До встречи!

Сергей Владимирович Жуков   20.11.2012 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.