Посткомпозитор конца эпохи? Владимир Мартынов

 Владимир Мартынов. «Пёстрые прутья Иакова», «Казус «Vita Nova” и др.

Книги В.Мартынова читать гораздо интереснее, чем «Вопросы философии», а сам музыкант – оригинальный современный мыслитель. В размышлениях о конце «композиторской музыки» он выходит далеко за пределы скучного и узкого музыковедения. Рассуждает историософски, можно сказать. Это стоит внимания. Читал его, а потом на время позабыл.

Случайно уведенной на стене вырезки достаточно, чтобы проснулся старый интерес к композитору и философу В.Мартынову, упорно утверждающему, что время композиторов прошло. Ценю его тексты. Особенно «Opus post». Когда бываю в «Фаланстере, эта книга постоянно попадается мне на глаза, но текст у меня уже есть. Хороши «Пёстрые прутья Иакова». Посмотрел запись «Детей Выдры» Владимира Мартынова. Противоречивые впечатления. Опус на «стихи» В.Хлебникова. Исполняли пермские хористы, конечно же, Opus post, тувинский ансамбль горлового пения. Можно восхититься, можно ухмыльнуться. Некоторые моменты (особенно к концу) впечатляют, иногда попытки разнообразить звукоизвлечение кажутся ерундой. Эклектика дикая, дичайшая. Звуки «параллельны» тому, к чему привыкло наше ухо. Поскомпозиторский поставангард поствырождения.

Мартынов – музыкальный евразиец? Кто его знает. Не чужд он «геополитики». Слушал его «геополитическую» симфонию «Сингапур». Да-а. Кантата какого-то советского музыкального бонзы «Призрак бродит по Европе» (на слова из «Коммунистического манифеста» - это мелочь по сравнению с распеванием данных о Сингапуре из справочника. Минимализм опять же. А может Мартынов над всеми издевается? Извлекает случайные звуки, цитирует огромный музыкальный материал, который неплохо знает. Но как музыкант, кажется, демонстрирует творческую немощь.

Не он такой, время такое. Время эклектики, стеба и постмодернизма. Такова и опера «Вита нова», которую обругали критики, но которая была исполнена и записана за рубежом, дирижировал Юровский – представитель влиятельного еврейского музыкального клана. После провала сего произведения Мартынов разразился очередным опусом. Текстовым, а не музыкальным. Ранее я уже читал "Казус Vita Nova" .Ораторию по Данте тоже скачал из Интернета и слушал фоном. Кошмар! Какая-то эклектика мусорного контейнера, куда бросили остатки цветов и яств, некогда прекрасного пиршества.

 Очень остроумно он пишет. Книги и статьи, дает интересные интервью. Мне даже кажется, что тексты из букв получаются у ВМ куда лучше, чем тексты из нот. Собственно музыковедческую сторону книги оценить я не могу, так как не обладаю достаточному знаниями для этого, но утверждение о "смерти композиторов" кажется любопытным. Автор призывает к самопознанию. А со стороны посмотреть можно? Вот детство-юность музыкального барчука. В стране нищета и перенапряжение, а у обитателей советского музОлимпа почти коммунизм (Чтоб я так жил - "классовая ненависть").

Пацаны из простых называю детей из элитного дома "композиторы" и - и со всех сторон: музыканты и композиторы. Плюс сказочные для совка культурные возможности: пластинки старинной музыки - папа достал, ни у кого в Москве нет; папа же – секретарь СК - может заказать любую книгу, выходящую в СССР, плюс общение с уникальными людьми. Казус Володи Мартынова уникальный - колоссальные возможности для развития. Кем стать? Композитором, кем же еще, ведь вокруг все музыканты. Но не сыграли ли эти безумные шансы с Мартыновым злую шутку? Вдруг по природе своей он был предназначен для другой деятельности?

И отрицая композиторов, он занимается отрицанием композитора в себе?! На мой музыкально-примитивный взгляд, быть композитором - это не писать, а "записывать", когда звуки, темы, гармонии переполняют мозг и душу. А когда этого нет, то остается комбинировать чужое, используя свою бешеную эрудицию, добытую с уникального жизненного старта. Скрестил минимализм и церковное пение, вот вам "Плач Иеремии"? Странно, однако. Коммунистическая власть дала таким как Мартынов очень много, а они от нее отвернулись. Большинство "детей Арбата" кинулось искать свет на Закате. У ВМ тоже есть элементы "низкопоклонства перед Западом" - превозносит битлов, роллингов, Кейджа, но сам он убежал к попам, ушел в церковную музыку. Поколенческие метания. Да. А способен ли Мартынов сочинить что-нибудь мелодичное, типа «То березка, то рябина», столь презираемого им советского музыкального «генерала»?

Многое в мартыновских рассуждениях интересно. Очень! Разрушение прежнего музыкального мира ВМ связывает с крахом западной колониальной системы. Но - может быть, дело глубже. Ведь империалистический порядок рухнул из-за гражданской войны европейцев между собой (1914 - 45), а потом были закономерные следствия, в т.ч. и для музыки. Творческий потенциал истощился, музыку силы Баха или Чайковского уже написать никто не может. (Сергей Стадлер похоже высказался однажды). Противопоказаны почтенно возрасту сильные страсти. Засыпая под минималистский «Сингапур» подумал: «И это – «музыка»? Где архитектура времени Баха, гармонии Моцарта, соединение музыки и действия в великих операх и балетах. Осталось лишь цитирование и формалистические эксперименты, а также старческое брюзжание по поводу творческой немощи нашей эпохи – кануна новых Темных веков.

Впрочем, может не все так плохо. Рассуждать о «конце (композиторской) музыки можно ведь на разных уровнях. На вопрос «кто убил классическую музыку» Норман Лебрехт в своей одноименной книге отвечает в коммерчески прикладном духе. «Убийцами» стали жадные фирмы грамзаписи, избранные звезды» (типа Караяна и «трёх теноров»), ломившие «немереные» гонорары, а главное – изобретатели цифровых дисков и  свободное скачивание в Сети. Но это – не ответ по существу. Может статься, что пока великие маэстро и виртуозы изощрялись в исполнительском мастерстве и делали эпохальные записи, Классика была уже мертва. «Рекорды» лишь продлили ее агонию.

Великую музыку перестали писать, потому что перестали ее Слышать. Для обычного («нормального») меломана, «классика» – это, как правило, романтизм и еще немного до и после. Есть любители старины и избранного авангарда, но и всё! (Для «нормального» человека, а не сноба или узкого профи). Однажды попробовал послушать записи современных молодых композиторов на «Классике-онлайн». Бедные! Как они мучаются в стремлении к оригинальному звукоизвлечению, завороженные примером ложных кумиров, типа Губайдуллиной или Шнитке. Поймали бы котов и таскали за хвост.
- А коты то зачем?
- На польты (сонаты) пойдут.
Выпускники консерваторий «конец композиторства» демонстрируют явно и наглядно своими опусами. Но почему? Почему? «Поляна вытоптана» и все темы и мелодии уже открыты и записаны, добыча мелоса стала жутко трудоемкой и нерентабельной. Так однажды заметил социолог Леонтий Бызов – знаток и любитель классики. Но поверить в это трудно. Может дело в искалеченной душе европейской культуры (по моей «теории» это случилось вследствие Великой войны, когда ужас и страдания искалечили и зрение, и слух европейских творцов. Как дилетант и профан я, конечно, ни на чём не настаиваю!). Но ведь и мировая война была следствием духовного кризиса, который стремительно нарастал во внешне прекрасную эпоху.

В Новое время в Европе проявилось личностное (авторское!) начало, которое означает смертность культуры? Может быть, это объясняет конец, в том числе, и западной музыки. Хотя выводы в духе Шпенглера не кажутся мне всегда плодотворными. Ведь тот же Мартынов рассуждает о конце именно авторской (индивидуальной) музыки, а как коллективное, безличностное явление  музыка продолжается. И – жизнь тоже. Смена эпох, разумеется, предстоит. Возможно, прежняя эпоха («композиторская» по Мартынову) была многовековым умиранием христианства. И вот – как некогда «умер великий Пан!» - оно уже стало светом погасшей звезды. Культурный выверт в две тысячи лет преодолевается. В целом – это прекрасно! Но ценой является жуткий кризис во всем, и в музыке тоже. Но это не окончательный конец. Космос (мир!) будем слышать теперь по-другому. Учиться ИНАЧЕ улавливать музыку сфер.  Если для разлагающегося христианства умаление личностного музыкального начала – это знак беды, то для пифагорейства – ничего  страшного. Древняя мудрость сокрушит изуверские наслоения, возникшие на пустынных берегах Мертвого моря. И – поделом! Наконец-то.

Мартынов и коллеги, воспитанные на авторстве великих музыкантов,  лишь приспосабливаются к ситуации – жутко для музыкантов, привычных к старым догмам,  некомфортной. Впрочем, ОНИ СПАСЛИ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ! В 1973 г. Владимир Мартынов реализовал акцию «Охранная от кометы Когоутека». Тогда астрономы предсказывали возможную природную катастрофу из-за попадания Земли в зону кометного хвоста. Музыка Мартынова должна была послужить заклинанием-оберегом от этого ужасного события. Сыграли ансамблевую пьесу всего-то на секции камерной музыки в Союзе композиторов. Но помогло: вскоре стало известно, что тяготение Юпитера изменило траекторию кометы.

Итак, композиторская посткомпозиторская музыка времен европейской «постфилософии». Расслабьтесь и получите наслаждение.
Автор этих строк так и делает. Недавно слушал у Мартынова «Осенний бал эльфов». (Исполняла, конечно, его жена и «Опус пост»). Произведения для скрипки не очень люблю; сам инструмент часто ставит ограничения «метафизического плана». Но здесь такой «крутой» (пост)минимализм. Проняло. Но, может быть, это был не «осенний бал эльфов», а, скажем, «летний ужин гномов». (Депрессия и эскапизм подталкивают к чтению фэнтези). Послушал ещё. Нет, вроде, в  самом деле, эльфы. И была осень.


Рецензии