письма суворовца

ПИСЬМА К СУВОРОВЦУ.
Автор Дарков С.К.

Три века династии Романовых.

Публикуемый текст был представлен на междунар. конф-цию по данной теме, которая состоялась в марте 2013 в РГГУ, но был отклонен под надуманным предлогом, что льстит автору.
            
 Дарков Сергей Константинович
     «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО
    ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В 18–20ВВ.»
     Во все времена существования государства на территории, ограниченной рамками Российской империи, государи в качестве постоянной своей заботы считали охрану от внешней опасности. Совершенствование орудий убийства привели к совершенствованию военного искусства. Наступили времена, когда военное искусство потребовало создания системы военной подготовки командиров (офицеров). После ряда военных поражений Петр I, в молодости имевший некоторый опыт управления молодёжными военными формированиями, пришёл к неизбежному выводу о необходимости подготовки собственного офицерского корпуса взамен наёмного иностранного. Результатом  поисков явилось открытие в Москве Навигацкой школы, предназначенной для обучения не просто специалистов, а таких, которые «будучи солдатам, яко отцы детям», смогут способствовать укреплению российской государственности. Со временем это учебное заведение стало родоначальником целой системы подготовки офицерских кадров. Далее приведена некоторая хронология развития этой системы. Автор намеренно не касается вопроса возникших в середине XIX века военных училищ (юнкерских) и военных академий, поскольку внимание сосредоточено на главном – воспитании офицера с детства. Естественно, что система создавалась при непосредственном участии или руководстве со стороны членов правящей династии Романовых.


ИМПЕРАТОРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ  В ПРОЦЕССЕ
СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ  СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИИ.

ПЁТР I АЛЕКСЕЕВИЧ                1696–1725
МОСКОВСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА         (1712–1731)
МОСКОВСКАЯ ПУШКАРСКАЯ (АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ) ШКОЛА         (1701)
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК                (1701–1715)
МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ                (1715–1752) 

ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА                1725–1727

ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ                1727–1730

АННА ИОАННОВНА                1730–1740
КОРПУС КАДЕТОВ ШЛЯХЕТСКИХ (ДВОРЯНСКИХ) ДЕТЕЙ (1732–1743)
САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ШКОЛА (1731–1758), преобр.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА                1741–1762
МОРСКОЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1752–1802), преобр.
СУХОПУТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1743–1766), преобр.
СОЕДИНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ШЛЯХЕТСКАЯ (ДВОРЯНСКАЯ) ШКОЛА                (1758–1762), преобр.

ПЁТР   III  ФЁДОРОВИЧ                1761–1762

ЕКАТЕРИНА II  АЛЕКСЕЕВНА                1762–1796
ИМПЕРАТОРСКИЙ СУХОПУТНЫЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1766–1800), преобр.
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ И ИНЖЕНЕРНЫЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1762–1800), преобр.
ГИМНАЗИЯ ЧУЖЕСТРАННЫХ ЕДИНОВЕРЦЕВ (ГРЕЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ)                (1775–1792) при 2–м КК
КОРПУС ЧУЖЕСТРАННЫХ ЕДИНОВЕРЦЕВ, ГРЕЧЕСКИЙ        (1792–1796 ) преобр.
ГОРНОЕ УЧИЛИЩЕ                1773–1804
КАЛИШСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1793–1831, ПОЛЬША)


ПАВЕЛ  I  ПЕТРОВИЧ                1796–1801
МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1802–1867), преобр.
ШКЛОВСКОЕ БЛАГОРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ. ШКЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1778–1800)
ОТДЕЛЕНИЕ КАДЕТСКОГО КОРПУСА ГРОДНЕНСКОГО (1800–1807)
1–Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1800–1864), преобр.
2–Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1800–1863 ), преобр.
ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЕННО–СИРОТСКИЙ ДОМ (1798–1829) (ПавлКК)
ТУЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1801–1844)

АЛЕКСАНДР  I   ПАВЛОВИЧ                1801–1825
СМОЛЕНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1807–1824)
МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1824–1838)
ГОРНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1804 – 1833), преобр.
ВОЛОНТЁРСКИЙ КОРПУС                (1807–1808)
ДВОРЯНСКИЙ ПОЛК                (1808–1855), преобр.
ПАЖЕСКИЙ  ЕГО  ИМПЕРАТОРСКОГО  ВЕЛИЧЕСТВА КОРПУС      (1802–1918)
ШКОЛА ГВАРДЕЙСКИХ ПОДПРАПОРЩИКОВ (1823–1826)
ФИНЛЯНДСКИЙ (Топографический) КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1812–1903)
ТАМБОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1802–1865)
1–ЫЙ СИБИРСКИЙ ИМП. АЛЕКСАНДРА I КАДЕТСКИЙ КОРПУС  (1813–1922)

НИКОЛАЙ  I  ПАВЛОВИЧ                1825–1855
по его почину заведены были в инженерных войсках ротные и батальонные школы, а в 1819 г. учреждено Главное инженерное училище (Николаевская инженерная акад.); его же инициативе обязана своим возникновением «Школа гвардейских подпрапорщиков» (Николаевское кавалерийское училище).
1–Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС             (1838–1863), преобр.
2–Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС          (1849–1864)
МОСКОВСКИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СИРОТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                1850–1863
ИНСТИТУТ КОРПУСА ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ  (1834 – 1866), преобр.
ПАВЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1829–1863), преобр.
ШКОЛА ГВАРДЕЙСКИХ ПОДПРАПОРЩИКОВ И КАВАЛЕРИЙСКИХ ЮНКЕРОВ                (1826–1859), преобр.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГРАФА АРАКЧЕЕВА КАДЕТСКИЙ КОРПУС    (1834–1918)
ПОЛОЦКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1834–1919)
ПЕТРОВСКИЙ  ПОЛТАВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1840–1920)
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1842–1863) (БРЕСТ–МОСКВА–ВИЛЬНО)
ОРЛОВСКИЙ БАХТИНА КАДЕТСКИЙ КОРПУС  (1843–1919)
ОРЕНБУРГСКИЙ НЕПЛЮЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1844–1920)
ВОРОНЕЖСКИЙ ВЕЛ. КН.  МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1845–1918)
ВЛАДИМИРСКИЙ КИЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1851–1920)

АЛЕКСАНДР II  НИКОЛАЕВИЧ                1855–1881
Будучи в.к., управлял военно–учебными заведениями. Под его руководством была проведена военная реформа  (преобразование всех кадетских корпусов в военные  гимназии – военный министр Милютин Д.А.)
МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ                (1867–1891), преобр.
1–Я  МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ         (1864–1882), преобр.
2–Я  МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ           (1864–1882), преобр.
3–Й  МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ         (1874–1892)
4–И  МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ          (1868–1892)
КОНСТАНТИНОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1855–1859), преобр. Дворянский полк
1–Я САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1864–1882), преобр.
2–Я САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1863–1882), преобр.
3–Я САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1873–1882);
ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПАНСИОН НИКОЛАЕВСКОГО КАВАЛЕРИЙСКОГО УЧИЛИЩА (КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ В РАМКАХ  УЧИЛИЩА)                (1864–1882), преобр.
СИМБИРСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1873–1918) до 1882, затем корпус
ТИФЛИССКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1871–1918) до 1882, затем корпус
ЯРОСЛАВСКАЯ  ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1866–1918) до 1882, затем корпус
ВОЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ПРОГИМНАЗИЯ (1859–1918) до 1882, затем корпус
ИРКУТСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1880–1922) до 1882, затем корпус

АЛЕКСАНДР  III  АЛЕКСАНДРОВИЧ                1881–1894
Атаман казачьих войск. С военной службой и строевыми требованиями А. ознакомился сначала в I кадетском корпусе, а затем в рядах гвардейских частей; теории воен. искусства обучался под руководством преподавателей–специалистов (в числе их был  М. И. Драгомиров). В 1864 г. А. вместе с Велик. Кн. Владимиром был прикомандирован к Учебному пехотному батальону (впоследствии офицерская стрелковая школа), где очень ревностно занимался службой. После этого А. последовательно командовал сперва небольшими строевыми частями, а затем лейб–гвардии Преображенским полком, 1–й гвардейской пехотной дивизией, гвардейским корпусом и, наконец, войсками гвардии и Петербургского военного округа.
МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1891–1906), преобр.
1–Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС            (1882–1903), преобр.
2–Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1882–1907), преобр.
2–Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС              (1882–1896), преобр.
3–Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС               (1892–1908), преобр.
1–Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1882 –   1907), преобр.
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС         (1882–1903), преобр.
НИКОЛАЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1882–1918), преобр.
2–ОЙ ОРЕНБУРГСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС       (1887 –1919)
ПСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1882–1920)
ДОНСКОЙ ИМП. АЛЕКСАНДРА III КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1883–1918)
ХАБАРОВСКИЙ ГРАФА МУРАВЬЁВА–АМУРСКОГО КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1888–1922)

НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ                1894–1917
МОРСКОЙ КОРПУС (1906–1914), преобр.
МОРСКОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА  КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1914–1916), преобр.
МОРСКОЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА УЧИЛИЩЕ (САНКТ–ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАД – АВГУСТ 1916 – МАРТ 1917), преобр.
1–Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1903–1918), преобр.
2–Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1896–1918), преобр.
3–Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1908–1911), преобр.
ПЕРВЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (17 ФЕВРАЛЯ 1907– МАРТ 1918), преобр.
2–Й КАДЕТСКИЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА КОРПУС          (1907– 1910), преобр.
2–Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС         (1910–1912), преобр.
2–Й КАДЕТСКИЙ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО КОРПУС (1912–1918), преобр.
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1903–1917), преобр.
ВАРШАВСКИЙ СУВОРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1899–1918) 
ОДЕССКИЙ ВЕЛ. КН. КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1899–1919)
СУМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС             (1899–1919)
ТАШКЕНТСКИЙ НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС                (1900–1918)
ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС      (1901–1919)
    
     Фактически кадетские корпуса явились первыми в России высшими учебными заведениями, поскольку в 18в. университеты не стали ещё местом получения надёжного образования и дворяне предпочитали обучение детей  в других странах Европы. В подтверждение этого достаточно вспомнить жизнеописания полководцев П.А.Румянцева, А.А.Прозоровского, Ф.Ф.Ушакова, М.И. Кутузова, А.В.Суворова (посещал занятия в кадетском корпусе и исполнял некоторые виды внутренней службы), которые другого образования не получали.
     По–разному складывалось формирование учебных программ кадетских корпусов, постоянно шёл поиск оптимального сочетания военных и гуманитарных дисциплин. Большой вклад в развитие интеллектуальной составляющей образования был внесён И.И.Бецким1, который немало энергии употребил на становление Екатерины II как правительницы России.   Хотя Бецкой обучался в Копенгагенском кадетском корпусе, его педагогические труды нашли в России благодатную почву. «Крепкая государству подпора и тишины его ограждения суть солдаты», так формулировал Бецкой свою главную идею. Но армия без дисциплины есть «тело без души», а потому первая и главная задача военного училища – приучить питомцев своих к способности «повиноваться», то есть не прекословить и не обсуждать никогда приказов своих начальников, ибо «кто умеет повиноваться, тот умеет и повелевать сам», что по мнению автора рассуждений является неоспоримой истиной. Здесь нельзя не вспомнить более позднее по времени поучение А.В.Суворова: «Научись повиноваться сам, прежде чем повелевать другими».
         Ввиду того, что дети являются самыми искусными «копиистами» всего, что видят и слышат, особенно от людей, которых они любят и почитают, то весь успех воспитания будущих граждан в военной школе лежит на строгом и отличном выборе как «главного» директора корпуса, так и всех офицеров и учителей, ибо «без хороших воспитателей тщетны все старания и предписания о достижении благонравия и успехов. Без таких учителей, совершенных офицеров никогда произвести не можно!»
         Ввиду такого взгляда на высокое значение учебно–воспитательского персонала для успешности выполнения школой задач воспитания, Бецкой обращает особое внимание на соответственный выбор надёжных людей для кадетского корпуса, рекомендуя выбирать лишь таких, которые по душевному своему складу и умственному развитию наиболее подходят под условия, самым тщательным образом перечисляемые им. Он формулирует требования к личности  как генерал–директора корпуса, так и ко всем начальствующим над кадетами лицам, особенно рекомендуя избегать при назначении в должность по воспитательной части людей «чванливых, педантичных», ибо «педантство есть сущая пагуба воспитанию». «Кротость, обходительность, ласковость и только в воинских упражнениях кажущаяся строгость, опытность в воинском деле и собственное трудолюбие» – вот те качества, которые следует искать в характерах всех воспитателей и начальствующих лиц. Но видя, что найти людей, по качеству характеров вполне подходящих под намеченные условия, если не вовсе невозможно, то во всяком случае затруднительно, Бецкой рекомендует заведению заботиться о сохранении и поддержании должной энергии у тех из них, которые показали уже себя способными к педагогическому делу.
         Существенные изменения в военное образование были внесены М.И.Кутузовым, когда он в звании генерал–поручика был назначен директором 1–го кадетского корпуса в 1794г. Он поставил своей целью подготовку военных, солдат в высоком смысле этого слова, а не светских львов. Иными словами, он «военизировал» кадетский корпус. Этот подход оправдал себя в войне 1812г., когда победа была обеспечена в основном слаженностью офицерского корпуса. Как отмечал Ф.Н.Глинка (питомец 1–го кадетского корпуса): «…Общество офицеров в этом полку прекрасное, солдаты отменно хороши. Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родные. Кто же такие эти прекрасные люди? — спросишь ты.— Общие наши товарищи: кадеты! — О! как полезно общественное воспитание! Никакие уставы, никакие условия обществ не могут произвести таких твердых связей между людьми, как свычка ранних лет. Совоспитанники по сердцу и душе встречаются везде с непритворным, сердечным удовольствием... Многие из товарищей наших уже полковниками и в крестах; по обхождение их со мной точно то же, какое было за 10 перед этим лет, несмотря на то, что я только бедный поручик! Как сладко напоминать то время, когда между богатыми и бедными, между детьми знатных отцов и простых дворян не было никакой разницы; когда пища, науки и резвости были общими; когда, не имея понятия о жизни и свете, мы так сладостно мечтали о том и другом!.. Помнишь, как, повторяя бессмертные слова Екатерины, что корпус кадетский есть рассадник великих людей, мы любили воображать себе, что все до одного будем полезны Отечеству. Но сколько из юных растений этого рассадника, поверженные в бури случаев, утратили способности свои от бездействия, сделались бесполезными от несправедливости людей и увяли от бедности или в тени неизвестности, лишенные спасительных лучей — ободрения!..»2.
     Два века существования военных образовательных заведений, где дети с раннего возраста обучаются в отрыве от семьи и фактически мало соприкасаются с проблемами внешней общественной среды, привели к формированию особой касты, «военной косточки», представители которой имели твёрдые духовно–нравственные основы, несмотря на то, что в обществе шли иногда совершенно противоположные процессы падения нравов.  Содержание нравственного воспитания включало нравственные категории (честь, совесть, справедливость, милосердие и др.) и обязанности (по отношению к товарищам и равным себе; по отношению к начальникам и подчиненным; по отношению к другим людям; по отношению к царю и Отечеству; по отношению к самому себе и др.).
     В военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный морально–нравственный кодекс поведения, нацеленный на воспитание необходимых русскому офицеру общечеловеческих и профессионально–этических качеств личности.
     Цели и задачи эстетического, трудового, патриотического и других видов воспитания военнослужащих понимались как нерасторжимые от нравственных. С этими основаниями связывалось воспитание любви к труду и своему Отечеству, искренней веры и любви к Богу, развитие любви к прекрасному и возвышенному и т. д.
     Благодаря относительной многочисленности сообщества этих людей (вместе с их семьями), сформировался некоторый военный социум, который жил по законам внутренним, подчиняясь правовым основам государства. Началось воспроизводство подобных людей, что подтверждается существованием военных династий. Нравственные ограничения, налагаемые этими внутренними законами социума, способствовали формированию характера отношений гражданского общества к представителям военного социума. Исторически в России сложилась такое положение, когда носителем и хранителем духовных ценностей являлось православие, а нравственные ценности сохранялись и развивались военным социумом. Достаточно будет упомянуть о питомцах кадетских корпусов, которые прославили имя России: А.П. Сумароков, В.И.Даль, Н.И. Гродеков,  Г.Н. Потанин, Г.В. Плеханов, П.А Кропоткин, Н.А. Бердяев, В.С. Иконников и многие другие3.
     Постоянное участие в опасном деле защиты государственных интересов на поле брани требовало наличия определенных кодексов чести. Со временем эти неписанные законы чести переросли в правовые документы: уставы и военные предписания, а также педагогические методики.
     Пребывание в рядах кадет, нередко во время лагерного времени великих князей, внимание к кадетам самого государя и других членов царской семьи оказывало благотворное влияние на развитие у питомцев корпусов уже с малых лет чувства беззаветной любви к членам царствующего дома. Посему это стимулировало кадет заслужить благоволение высочайших особ и содействовало тем самым правильному развитию их нравственного образа. Хотя, следует заметить, что участие в лагерных сборах высочайших кадет носило иногда чисто номинальный характер, что подробно описано в книге П.Ф.Лузанова "Августейшие кадеты и их участие в лагерных сборах военно-учебных заведений" 1902 года издания.
     Со вступлением на престол Павла I (1754–1801) начались коренные преобразования во всём строе военного управления в духе укрепления и поддержания воинской дисциплины и поднятия боевого значения армии. Естественно, что эти преобразования распространились и на кадетские корпуса, служившие рассадниками офицерских чинов армии. Придавая последним особое значение для боевой подготовки армии, император Павел I желал ближе познакомиться с порядками, бывшими в кадетских корпусах, и взял их в своё непосредственное ведение. Он требовал личных докладов от директоров корпусов о всех нуждах последних, о ходе внутренней жизни каждого корпуса, о всех выпускаемых из корпуса кадетах, о принятии в корпус новичков, о производстве в чины и наградах корпусных офицеров и т.д. Такое отношение к делам кадетских корпусов самого монарха естественно должно было сильно отразиться на корпусной жизни. Определяемые в корпус на различные должности офицеры если не лично, то косвенно (по докладу директоров) были известны самому государю, от внимательного глаза которого не могло укрыться, как никакое упущение с их стороны, так равно и особенное рвение их по службе. Часто посещая кадетские корпуса, император Павел входил каждый раз во все подробности и мелочи корпусной жизни кадет.
     Особую заботу императора Павла вызывала лучшая подготовка питомцев кадетских корпусов к военной службе, с этой целью были усилены занятия фронтовой выправкой и установлена б?льшая строгость к нарушениям со стороны кадет, воинская дисциплина.
     О том, насколько серьёзно было отношение монарха (Александр I) к воинскому воспитанию, свидетельствует грустная история отчисления поэта Е.А. Баратынского из Пажеского корпуса.
     Наиболее активно система кадетских корпусов развивалась при Николае I. Император Николай Павлович уделял особое внимание кадетским корпусам. По воспоминаниям питомца Горного кадетского корпуса профессора Н.И.Кокшарова  (1818–1859)  Николай Павлович в 1833 году семь раз посетил с инспекцией это учебное заведение. «24 мая 1834 года он остался очень доволен осмотром и при своём отъезде сказал: «Наконец–то я все корпуса привёл к одному знаменателю!» Кстати, Горный кадетский корпус был первым в России высшим техническим учебным заведением. Первый избранный Президент Российской Академии наук (1917–1936), Карпинский Александр Петрович, Тайный Советник, успел пройти полный курс этого учебного заведения. Его усилиями Академия наук была спасена от уничтожения после 1917г..
     К сожалению, не всегда меры, предпринимаемые к развитию системы военного образования, и осуществляемые под  патронатом членов императорской фамилии, приводили к положительным результатам. Так реформа военного образования, происходившая по инициативе военного министра графа Д.А.Милютина, привела к значительным потерям в деле духовно–нравственного и воинского воспитания. Преобразование кадетских корпусов в военные гимназии с хорошей целью сделать обучение более гуманным, на 20 лет затормозило процесс и привело к невосполнимым утратам в военной педагогике. Как отмечал известный военный педагог В.Г. фон Бооль (1835–1899): «Записки мои, со времени описания реформы кадетских корпусов, едва обнимают двадцатилетний период, и уже мне приходится говорить вторично о преобразовании военно–учебных заведений. Переменились лица, – изменились и взгляды, там время требовало перемены в системе воспитания, здесь лица требовали возвращения к старому. От старого ушли и к старому вернулись; впрочем, это уже не в первый раз: при Екатерине роты в корпусе заменили возрастами и офицеров дежурных – воспитателями, при Павле возрасты заменили ротами, воспитателей дежурными офицерами и ротными командирами, при Александре II роты заменили возрастами, ротных командиров и дежурных офицеров – воспитателями, при Александре III снова вернулись к старому; будем надеяться, что придёт время, когда опять вернутся к воспитанию. Такая уж участь русского юношества, постоянно подвергаться экспериментам»4.
     Постепенное уничтожение системы военного образования и воспитания началось после октябрьского переворота 1917г.5.
     Подводя некоторый итог сказанному можно сделать следующие обобщения:
     1. Наиболее эффективным является духовно–нравственное и военное воспитание в обществе в том случае, когда руководителем государства (России) является человек, с детства прошедший некоторую военную школу, что возможно только в условиях монархии, поскольку в ином случае руководителем государства становится человек случайный, который если и прошёл военную школу, то готовил себя к военной карьере и не мог с ранних лет думать о будущем страны и о сохранении духовно–нравственных ценностей. С этой точки зрения образцом для российской правящей верхушки может служить пример Президента Беларуси, который своего малолетнего сына приучает с детства к особой линии поведения. Будет естественным, если его сын получит образование в Минском суворовском военном училище.
     2.  Особое состояние военного социума требует понимания руководителем государства той роли, которая принадлежит этому социуму в России в результате длительного процесса его формирования как элиты общества. К элите общества можно относить не тех людей, которые владеют большей частью материальных благ, а тех, кто находится в постоянной готовности к защите Отечества на поле брани и постоянно подвергает свою жизнь и жизнь своих близких опасности потери здоровья или самой жизни. Это не только вооружённые силы.
     3. Для того, чтобы сохранять постоянно высокий духовно–нравственный уровень хотя бы определённой части общества, необходимо знать многие исторические и материальные аспекты, этот социум формирующие. Такое знание, позволяющее производить системное государственное управление с учётом в том числе и интересов военного социума, может обеспечить, по определению автора, научная область знаний под условным названием «армиология». Концептуально свои идеи автор сформулировал в своей работе6. Понимание идей «армиологии» выразил только профессор Е.В.Старостин, который получил в этой области отличное образование. События последних дней, связанные с военным министерством, лишь подтверждают правильность курса на развитие этой идеи.
     Для иллюстрации некоторых принципов армиологии можно привести пример. В последнее время в оборот введён термин «контрактная» служба в армии. Для русского человека слово «контрактник» ассоциируется со словом «наёмник». Исходя из национальных традиций правильнее ввести термин «добровольная» служба в отличие от службы по призыву. В этом случае армия приобретает характер добровольческий. Наёмник или доброволец? Выбор очевиден. Что касается военной униформы, то попытки унифицировать внешний вид русской армии в угоду западным лекалам свидетельствуют о том, что реформаторы имеют весьма смутное представление об истории русской армии.
     Предложенная выше хронология  может быть дополнена выборочными данными об участии других представителей правящей династии в процессе.
     МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ,  1798 – 1848 гг., Великий князь, четвёртый сын императора Павла  I. Был Генерал–инспектором по инженерной части (с 1825г.); присутствующим в Государственном Совете (с 1826 г.) и в Сенате (с 1834г.); главным начальником Пажеского и всех Сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка (с 1831г.;   и главнокомандующим гвардейским и гренадерским корпусами (с 1844г.). В 1814г. Участвовал в военных действиях против Наполеона; в 1817—19гг. совершил путешествие за границу с образовательной целью, под руководством Лагарпа. В 1826—28гг. в звании командира гвардейского корпуса участвовал в Турецкой войне, а в 1830—31г. — при усмирении Польского мятежа (отличился при штурме Варшавы). Облеченный званием генерал–фельдцейхмейстера со дня рождения, Михаил Павлович фактически вступил в управление артиллерийским ведомством в 1819г.; при нём произведён в этой части целый ряд преобразований и улучшений.   Как начальник отличался строгостью, но часто был добр к подчиненным. Вообще со вступления в звание главного начальника ВУЗ Михаила Павловича предпринимается ряд мер с целью улучшения как содержания кадет, так и их нравственного и умственного совершенствования. Почти каждый приказ в.к. вносил новое указание в дело воспитания юношества. Так, обращается особое внимание на чтение воспитанниками в свободное время книг, как на важный фактор в деле воспитания. С этой целью пересматриваются и дополняются каталоги книг ученических библиотек, а с 1836г. при штабе ВУЗ начинает издаваться особый «Журнал для чтения воспитанников военно–учебных заведений» с периодичностью 24 книжки в год при объеме 5–7 печатных листов каждая. Этот журнал предписывается рассылать в каждое ВУЗ из расчёта один экземпляр на 5 человек. В 1847г. изданы правила о порядке составления учебников и руководств для кадетских корпусов. До того времени вследствие недостатка печатных учебников по общеобразовательным и военным предметам воспитанникам выдавали литографированные лекции в особых тетрадях с чистыми страницами для дополнений их самими воспитанниками со слов преподающих лиц.  С 1864г. было начато издание «Педагогического сборника», заменившего указанный «Журнал…»7.
     КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ, 1858–1915, великий князь. Предназначаемый своим родителем, генерал–адмиралом, к службе во флоте, Вел. Кн. в 1856г. был вверен воспитателю своему, лейтенанту И. А. Зеленому, а с 1870г. начал ежегодно плавать на судах учебной эскадры Морского училища («Громобой», «Пересвет», «Гиляк» и «Жемчуг»). В 1874 г., по достижении 16 лет, произведен в гардемарины и 3 июня 1875г. отправился на фрегате «Светлана» в первое дальнее плавание, в порты Средиземного моря, а в 1876г., произведенный в мичманы, — и в порты США. 19 июня 1877г. «Светлана» вернулась из своего двухлетнего плавания, а уже в начале июля её команда вместе с Вел. Кн. К. К. отбыла на Дунайский театр военных действий с Турцией. Здесь Вел. Кн. принял непосредственное участие в деле под Силистрией в ночь на 3 октября 1877г., лично спустив брандер против турецкого парохода, стоявшего на Дунае у о–ва Гоппо. С 1900г. до кончины находился на должности Главного Начальника военно–учебных заведений.
     Дополнительным подтверждением тезиса о полезности военного воспитания при монархическом правлении, могут служить некоторые выборочные данные из истории других стран.
     В 1925–1930гг. будущий шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви (1919–1980) учился в Персидском кадетском корпусе, затем в школе–пансионе Institut Le Rosey в Швейцарии, в 1936 –1938 годах – в офицерском училище в Тегеране.
     Нынешний наследник Престола Великобритании также получил военное образование.
     Король Югославии Александр Карагеоргиевич учился в Пажеском корпусе в Петербурге.
     Карл Маннергейм, генерал–лейтенант русской армии, Президент Финляндии, учился в Финляндском кадетском корпусе и окончил Николаевское кавалерийское училище
    

1 Бецкой И.И. УЧРЕЖДЕНИЯ И УСТАВЫ, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. В 2–х тт. Спб, 1774г. Факсимильное издание. Москва.  2010г.
2  Ф.Н.Глинка. Письма русского офицера. Серия:  Литературная летопись Москвы.  Москва. Моск. рабочий. 1985г.
3 Дарков С.К. Не только чиновники и командиры. Материалы к истории российской цивилизации. В 2–х тт. Москва, 2009г.
4 Дарков С.К. (составитель) Кадетские мемуары. Воспоминания питомцев кадетских корпусов.  Москва. 2010г. с.405.
5 Дарков С.К. Кадетские корпуса. Суворовские военные училища. Продолжение традиций?
ISBN 978–5–904748–04–3. Тип. ЕВСТИ. Москва. 2011г.
6 Дарков С.К. Не только чиновники и командиры. Материалы к истории российской цивилизации. В 2–х тт. Москва, 2009г. с.7–8.
7 Систематический Указатель статей, напечатанных в неофициальной части ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СБОРНИКА за пятьдесят лет (1864–1914). Составлял С.А.Переселенков. Петроград. 1916. Факсимильное издание. 2010г.

Работы автора, имеющие отношение к данной теме:
1. Дарков С.К. Кадетский биографический справочник. 1701–1918. 3–е изд., в 6–ти тт. Москва, 2010г.
2. Дарков С.К. Кадетская библиотека. Возвращение к истокам.
ISBN 978–5–904748–03–6. Тип. ЕВСТИ. Москва. 2011г.
3. Дарков С.К. Композиторы. Военная косточка.
ISBN 978–5–904748–02–9. Тип. ЕВСТИ. Москва. 2011г.
 

*******************************

Захарыч, здорово!
Посмотрел я на днях отрывки из нового фильмы "Батальонъ". Искал обрывки истины. Истиной в данном случае я называю реальные черты времен 1-й Мировой. И не нашёл. Если ты помнишь, во времена, когда мы готовились к парадам и участвовали в них на Дворцовой, некоторые наши офицеры как-то странно для тех времен (50-60-е годы)произносили слово батальон. Только нынче, занимаясь вплотную со старой литературой до 1918, я понял в чем дело. В те далёкие времена это слово при письме выглядело так: баталiонъ ( иногда с двумя л). Если вслух произнести, то звучит гораздо изящнее, чем привычное для всех "батальён". Этого как раз в фильме и не хватает. Если произносить "баталион", то почувствуешь время. А многие наши офицеры так произносили, потому что ещё успели послужить с "бывшими". И в военных училищах и академиях иногда преподавали "бывшие".

  А устроители этого фильма не очень сильно озаботились проблемой русского языка. Ведь с реформой 1918г. из русского языка ушло правильное произношение. Язык стал грубее, топорнее. Это как раз к моей теме "люмпенизация". Они даже название написать не могут правильно. О чём тут говорить!
Эта ситуация с произношением несколько напоминает пару  "биллиард-бильярд"
 Жду от тебя очередных рассказов о житье-бытье. Твой СД.

**************************
2.02.2014
О возрождении Воронцовского дворца

Леня, благодарю тебя за сообщение о закрытии Воронцовского дворца (Пажеский корпус - СпбСВУ)на капитальный ремонт. Здание не ремонтировалось более 100 лет. Правда, я не совсем представляю, как будет проводиться кап. ремонт в условиях существования домового Православного Храма. Уже 50 лет назад, когда мы там учились, состояние конструкций было весьма ненадёжное. О том, до чего довели здание после 1917 года, свидетельствует интересный факт из истории. В 1953 году Лен. Пех. училище посетил выпускник 1896 г. ген.-лейт. Игнатьев А.А.(автор книги "50 лет в строю"). После экскурсии по помещениям и залам дворца он оставил на память крылатую фразу "Засрали!" Об этом рассказал мне Лешин Г.М., который служил там в то время.

После капитального ремонта в здании откроют "Дворец коррупции", в котором разместится Комитет по борьбе с коррупцией во главе с самым честным борцом. В окружении Александринского театра, Гостиного двора, Российской Национальной библиотеки и ресторана "Метрополь" в здании воцарится справедливость и честность. Это если в качестве фантазии. А ближе всего вариант, при котором Верховный суд РФ поместят после косметического ремонта "временно" во дворец, а после постройки нового здания на краю земли оставят в нём представительскую часть. Хотя непонятно, как будут использовать баню, огромный спортзал, тир, гаражи, футбольное поле.

Нынешние "жильцы" дворца не внушают уважения особенно после "украшения" скульптурой типа "девушки с веслом", у которой даже не может быть автора, поскольку она не является произведением искусства. Наследники художника Решетникова уже готовят иск о нарушении авторских прав и возмещении морального ущерба. А платить кто будет?

Я могу только пожелать им начать новую жизнь в здании б. Константиновского арт. училища. Было бы неплохо, если бы руками суворовцев для музея СВУ была изготовлена масштабная копия здания Воронцовского дворца с интерьерами.

Будем надеяться на самое лучшее. Не всё ещё потеряно. Твой Сергей.
************************
31.12.2013
Неслучайные совпадения
 
Дорогой Юра, ты помнишь, как однажды во время диктанта или какой-то контрольной работы, когда мы учились в ЛнСВУ, кто-то из нашего взвода отлёживался  в шкафу, который был сделан между двойными дверями. По-моему даже двое их было. В шкафу этом были сделаны полки и мы там хранили спортинвентарь, книги и пр. Недавно я делал для себя копию книги Б.Захавы «Кадетский корпус» о его житье-бытье в Московском кадетском корпусе. Там описан эпизод, совпадающий в деталях с тем, о чём я тебе напомнил.  Тоже скрывались кадеты в шкафу от какого-то мероприятия. Свой эпизод я описал в 2001 г. в книге «Кадетские записки суворовца N***» в рассказе «Глубокоуважаемый шкаф». Это совпадение в деталях лишний раз подтверждает гипотезу о том, что неважно при каком общественном строе происходит военное обучение с детства. Воспитание идёт определённым путём. В этом я вижу причину, почему суворовские училища фактически были за-крыты маршалом Малиновским (коммунистическая идеология там не сильно нас захватывала), а сейчас их пытаются воссоздать во многом довольно топорно. Вот почему я считаю своё копание в истории кадетских корпусов таким важным занятием. Такое со мной уже было в 1976г. Я учился на дневном отделении патентного института, а тема дипломной работы была «Лицензионная политика капиталистических фирм». На меня смотрели, как на сумасшедшего: кому дескать такая экзотика нужна? Там было много материалов на английском, что меня не тормозило по известным причинам. Там мне встретился термин “show-how” наподобие “know-how”, но впоследствии он как-то не распространился, хотя в нём был заложен хороший смысл. Вот такие дела. Думаю, что это может быть заставит тебя хоть немного заняться своими воспоминаниями, потому что не оставить после себя ничего ты не имеешь права. Желаю тебе творческих успехов. Дерзать не поздно, но надо успеть. Твой Сергей.
***********************
28 мая 2013.05.28
Володя, приветствую тебя.
Попробую сразу снять все твои сомнения относительно обсуждаемых нами с тобой тем. Ты упомянул, что однажды слышал от суворовца-«семилетки», ставшего большим генералом, признание в том, что он когда-то стеснялся носить знак об окончании СВУ. Для тебя это стало неожиданным  откровением. К сожалению, было время, когда пришедшие в войска молодые лейтенанты из суворовцев столкнулись на службе с офицерами, прошедшими войну и не получившими достаточно приличного образования. Они были хорошими людьми, но весьма посредственно грамотными. Это была их беда. Были среди них и заскорузлые «дубы». Это характерно вообще для Красной армии, в которой ценились не начитанность и интеллигентность, а рабоче-крестьянское происхождение. Ход мысли у них был примерно такой: «Что вы тут хотите показать, что самые умные?» или «Не думайте, что вы тут самые грамотные!». Воспитанные суворовцы, не желая портить отношения с сослуживцами, молча снимали свои знаки. Иногда на больших начальников эти знаки действовали как красная тряпка на быка. Мы в своё время встречались с первыми суворовцами, которые к 60-м годам стали капитанами и их рассказы как-то по-своему откладывались в наших молодых головах. Я всё больше убеждался в никчемности высокой образованности для офицера Советской армии.
Скепсис наших старших товарищей я почувствовал и в академии, где наши старшие товарищи из суворовцев деликатно опекали нас, неопытных выпускников СВУ. Тогда же я впервые столкнулся с низкой нравственностью офицеров-однокашников, которые запросто «закладывали» друг друга, что для нас, суворовцев, всегда было высшим позором. И в академии офицеры из суворовцев подвергались дискриминации со стороны нач. курсов.
Что касается двух-трёхлетнего обучения в СВУ, то даже наши бывшие офицеры-воспитатели и преподаватели отмечали в своё время резкое снижение уровня подготовки и общей культуры. С тех пор прошло достаточно много времени и я подумал: а кто-нибудь из выпускников «подготовительных» суворовских училищ проанализировал педагогический опыт своего времени? Ответ у меня готов, а попробуй-ка ты ответить на этот  вопрос.
Самое страшное наступит тогда, когда кто-то из этих ребят напишет повесть о суворовцах-семилетках. Это невозможно даже сочинить, не прожив в определённых условиях. И ведь ему поверят. Был у меня один хороший знакомый, который всю войну прослужил в НКВД сержантом. Охранял даже Ливадийский дворец во время встречи в Крыму Рузвельта, Черчилля и Сталина. Но свои повести и романы он писал о событиях на фронте так, как будто сам там побывал. И среди коллег-графоманов слыл участником войны, благо, что до 1958 г. за 10 лет службы давали «За боевые заслуги», а за 15 - «Красную Звезду». А в 1985 г. всех, кто числился участниками войны, наградили орденом «Отечественной войны» (при этом инвалиды войны получили I степень). Но в его сочинениях была совсем другая война.
К сожалению, после выпуска в 1970 году последних суворовцев-«семилеток», закончилась история СВУ «по типу кадетских корпусов». За 42 года вымерли все, кто хранили в памяти богатый педагогический опыт. Сейчас новая публика, пользуясь неведением правящей верхушки, надувая щёки «совершенствует кадетское образование». Жалки их потуги, достойна лучшего применения их фантазия. Флаг им в руки!
Я вижу свою задачу в том, чтобы собрать по крупицам утраченную информацию и попытаться сформулировать набросок картины будущего, опираясь на богатый опыт (в основном из архивов).
Так что не всё ещё потеряно окончательно.
Сергей

********************
Спорт в СВУ и КК


Александр Васильевич, здравствуйте. Не так давно я к стыду своему впервые почитал «НАСТАВЛЕНИЕ  ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ ДЛЯ СУВОРОВСКИХ   ВОЕННЫХ, НАХИМОВСКИХ ВОЕННО-МОРСКИХ, ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ, МОРСКИХ КАДЕТСКИХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ  КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 2004г. Их утверждал С.Б.Иванов, то есть они досердюковские. Ну, думаю, там такие требования, что должны получаться богатыри. Я ошибся. К сожалению, современные «радетели» кадетского образования радеют о другом. Не знаю о чем, но догадываюсь, что о чём-то своём. Мы, «старые суворовцы» можем радоваться, что успели позаниматься спортом. Помните, как мы в 5-м классе бегали на лыжах 3 км? А в 11–м классе лыжный кросс на 10 км был почти каждую субботу. Чтобы получить «5» надо было иметь 3-й спортивный разряд. А легкоатлетический кросс на 3 км? Я тогда только ощутил «второе дыхание». Правда, кроссом назывался бег на Марсовом поле. То есть это, конечно, лукавство. Но всё-таки это 3 км, а не 1км. Но так было в Питере. Может, в других училищах было иначе. В общем, я понял, что целью современных суворовских училищ не является подготовка физически здоровых и выносливых мужчин. А помните наши ученья в марте 63-го, когда при 35-градусном морозе мы совершали лыжный марш-бросок на 40 км с ночевкой в палатках? На Карельском перешейке. Такое было и  в Калининском (Тверском) СВУ в 1957. Очень советую обратиться к этому уникальному тексту. Там ещё и не «кадет», а «кадетов». Все общественные организации, занимающиеся суворовцами и кадетами, вопросом подготовки кадет не занимаются. Их понять можно. За это кость из корыта не достанется. Жалко современных суворовцев, которым не дано испытать чувство преодоления себя. Таково, видимо, современное видение воинского воспитания. Начальству виднее… Дегенераты нужнее в том обществе, которое строится в России.
Сергей.
30 сентября 2013
*********************

25 июня 2013. Любезнейшая Мария Львовна, отдаю на Ваш суд свои соображения по поводу французских и европейских зигзагов в области половой ориентации. Поскольку Вы как блестящий переводчик современной французской литературы чувствуете дух народа, то и суд Ваш будет справедливым. Когда-то давным-давно, в 1976 году мне посчастливилось побывать на творческом вечере Сергея Иосифовича Юткевича (1904-1985) в Доме учёных на Пречистенке. Он много и интересно рассказывал о кино, о своих встречах с легендарными людьми, и тепло отзывался о французах. Когда он сказал, что «во Франции три основные правящие силы: евреи, коммунисты и педерасты», то по залу прошёл многозначительный шумок и кто-то даже хлопнул в ладошки. Тогда это звучало достаточно смело. Вы понимаете ход моей мысли. Коммунисты ушли с политической арены, лишившись помощи КПСС, а освободившееся пространство не осталось пустым. Поэтому, вероятнее всего, происходит то, что мы наблюдаем. Однополые браки стали нормой для большой части Франции. Не надо их осуждать, как мне представляется. Ленин был прав относительно загнивания капитализма. Французы и в 1812 году были не очень разборчивы, когда поедали своих собратьев в заснеженной России. У них давно наблюдается сильное забегание «впереди паровоза», но они соскочили с рельсов и бегут уже по чистому полю, а на их место медленно вползает другая цивилизация.
Как Вы считаете, чем всё это может грозить России? Или нам можно не беспокоиться, мы же не поедали полуживых на фронтах 2-й мировой.
 С уважением, Ваш искренне С.К. Дарков.

20 июня 2013.
Коля, спешу ответить тебе по вопросу моего отношения к шуму вокруг Академии наук, Минобразования и другим смежным темам. Именно ты как доктор пед.наук, сможешь корректно оценить мой подход. Начитавшись по теме куль-туры и пропустив через себя биографии тысяч кадет, сло-живших российскую цивилизацию последних трёх веков, могу, как мне кажется, вполне трезво оценить спектр шума вокруг науки и образования.
Министр Ливанов по большому счёту прав. Просто продажные СМИ (а другими они быть не могут в эпоху отсталого капитализма в совокупности с холодной гражданской войной) максимально исказили его мысли вслух. В одном из архивов я набрёл на следующий любопытный документ. Это записка Л.Троцкого (!) в военный журнал. Привожу её дословно.
«Сов. Секретно. Из примечания к статье Смысловского по артиллерии я вижу, что Редакция вставляет в статьи авторов мысли, которые ими самими не высказывались. Мне кажется это не правильным. Редакция может делать примечания (хотя ними не следует злоупотреблять), но вставлять свои мысли в авторский текст - это не лойяльно. Предревоенсовета Л.Троцкий. 23.03.1922».
Кстати, Смысловский  окончил кадетский корпус.  Я ради эксперимента показал этот текст анонимно семи докторам наук, общественных и военных. Они предполагали в качестве автора Ленина, Сталина, Фрунзе и др. лиц, но никак не Троцкого. По моему твёрдому убеждению, после октябрьского переворота 1917г. (терминология В.Ленина) академии наук навязали учёных, занимающихся не гуманитарными, а политическими науками (марксизм, ленинизм, научный коммунизм, философия, история и т.д.). Первый избранный Президент академии наук питомец Горного кадетского корпуса А.П.Карпинский пытался противостоять этому, но «против лома нет приёма». Почитай его биографию. Постепенно на академию «навешали»  множество профильных институтов, которые к 1991 году стали настоящими паразитами, поскольку в них размещали блатную братию. Достаточно вспомнить ИМЭМО, директор которого Иноземцев застрелился в своё время. Например, институт Дальнего Востока занимался в основном обработкой агентурных данных по Китаю. Тем же занимаются и другие институты. То есть к фундаментальной науке они отношения не имеют. В советское время они были "крышей" для военных разработок. Прямо страус в песках! А это привело к созданию научной мафии. Ты понимаешь, что я имею ввиду. Любой научный журнал в области не технических наук настолько искажал и искажает мысли авторов, что даже Троцкому стало бы страшно. Я это испытал на своём опыте.  Благо, что я самодостаточен в своих исследованиях и могу публиковаться самостоятельно.
В советское время невозможно было себе представить публикацию, не соответствующую «генеральнй линии» партии. По инерции они живут и сейчас по советским правилам. Правомерно все эти институты философии, социологии, экономики и т.п. перевести в качестве лабораторий в ВУЗы, где учёные смогут преподавать, если у них хватит на это знаний и опыта, и вести свои исследования. Заодно прибавится площадь полезных помещений в учебных заведениях, а также станет возможной конкуренция научных школ и на-правлений. В этом смысле я согласен с Ливановым, что академия в нынешней своей структуре отстает от мировых трендов, а потому неэффективна. В советское время умудрялись блюсти генеральную линию даже в естественных науках. Известен случай в Пущино, когда покончил жизнь самоубийством доктор наук, разработавший «искусственную» кровь в Институте то ли биофизики, то ли Белка.
Большинство докторских по общественным наукам сохраняют до сих пор свою действительность, хотя основаны на ложных основах. И эти «учёные» определяют направления академических исследований, огромные ресурсы уходят в песок. А президент надувает щёки и ставит задачи диверсификации экономики, при этом отечественная промышленность, как и отечественная наука становятся абстрактными предвыборными терминами. А что ты думаешь по этому по-воду? Жду твою скорую реакцию. Сергей.

26 апреля 2013.
Владик, наконец-то я стал самым богатым среди суворовцев!
Дело в том, что когда я недавно обратился к питомцу славного Московского СВУ В.С.Груздеву с предложением о сотрудничестве (не просил деньги)  в издании моего «Кадетского биографического справочника», он ответил: «Сообщаю Вам, что Федеральный закон от 8 мая 1994г №3-ФЗ «О статусе Члена Совета Федерации и статусе депутата Гос. Думы Фед. Собр. РФ» не предусматривает такой формы депутатской деятельности, как оказание финансовой помощи. Кроме того, в течение ряда лет я перечисляю часть средств из своего ежемесячного денежного вознаграждения Московскому СВУ, «МГИМО» и региональной общественной организации инвалидов «Равноправие». Но поскольку я издал на свою московскую пенсию не только справочник, а целую «Кадетскую библиотеку», то его с женой доход в  2012г. в размере 1200000000р. ничто по сравнению с моим. Ура! Жаль только, что наши суворовские объединения стесняются об этом известить кадетское движение. Сейчас ищу, где лежат мои денежки. Когда найду, обязательно соберу всех наших питерских на банкет. Мне кажется, что в год 70-летия СВУ это событие достойно упоминания. Хотя понимаю, что возникнут большие проблемы с налоговой инспекцией.  Желаю тебе заработать так же много. Сергей.
*****************************
3 марта 2013
 Дорогой Марк,
В твоём предложении я слышу что-то давно знакомое. На днях один мой однокашник, который представляется всем как Советник какого-то комитета, обратился с открытым воззванием ко всем «братьям-суворовцам» с просьбой дать предложения для заседания некоей «патриотической платформы». Всё бы ничего, если бы речь не шла о современных кадетских корпусах. Есть же добрые люди, которые хотят «улучшить, углубить и т.д.» кадетское образование. Ну, думаю, наконец-то кто-то где-то как-то начал читать всё написанное по деградации военного образования в России. А подумав, я засомневался: как же кто-то где-то как-то будет улучшать, если собственно «улучшителей» не приглашают, то есть посредники скорее всего делают пиар на этой теме. Когда-то лет 25 назад, когда создавалось объединение суворовцев в виде суворовско-нахимовского клуба, было решено не лезть в политику, чтобы не вызвать раскола среди суворовцев. Если тянет тебя в такое ароматное место, пожалуйста, лезь, но без ссылок на наше объединение. С тех пор, многие в политику полезли, вляпались и даже преуспели на благо себя любимого. Вот и платформа решила на эту тему проехаться, а наши товарищи, забыв о законах корпоративной чести,  рады стараться  перед лучшими представителями лучшей из партий. Почти в тот же день обратился ко мне и другой суворовец с предложением выступить с докладом (конечно, в соавторстве с ним)  на конференции какого-то технического вуза по подозрительно похожей теме. По-моему ноги растут из одного мягкого места. Одно мне непонятно: радетели наши пекутся об улучшении кадетского образования, а того что уже в этой области сделано и сделано в результате большой работы, они знать не хотят. Я имею ввиду литературу по истории суворовских училищ и кадетских корпусов. Поскольку на заседании «платформы» будут все директора кадетских образовательных и просветительских учреждений, для них было бы полезно поучаствовать в презентации книг Гурковского, Толокольникова, Кунца, Владимирова и моих. Пригласили бы авторов, спросили бы их мнение. Тем более, что мои книги как раз в тему и в интернете все лежат почти полностью. Но нужно ли это участникам «высокого собрания» на Охотном ряду? Вопрос риторический. Достаточно посмотреть на организаторов. Можно только поздравить организаторов с точным выбором аудитории. Электорат расширится. А добрые намерения приведут как раз по адресу. Так что, Марк, всё развивается по дуге деградации. Прав был Ленин: кухарки управляют не только в «женском батальоне смерти», но и в кадетском образовании. Твой Сергей.
*************
Здравствуй, Гена.
Держу в руках большую книжку,изданную Шалимовым А. (КкСВУ), под названием «Сборник анекдотов про Даникова». Интересна она не только по содержанию, но в большей степени по её месту в истории СВУ. Ты помнишь из истории кадетских корпусов, что в некоторых заведениях кадеты вели подпольные сатирические журналы. Начальство про них знало, но в процесс писания не вмешивалось. Журналы переходили из поколения в поколение и от них остались только воспоминания. Кое-что, по моим впечатлениям, осело в поздних известных литературных произведениях, написанных кадетами. Одно из дошедших до потомков названий звучит как «Звериада». Так вот, «Сборник анекдотов» очень близок по содержанию такой «Звериаде». Это единственное пока проявление традиций кадет. Написано, конечно, взрослыми людьми, но полностью соответствует концепции «звериад». Стало быть, семилетний срок обучения в СВУ позволяет сформировать определенный тип человека. Независимо от государственной идеологии. Этот тип для советской действительности был непонятен и даже чужд. Это доказано многими судьбами суворовцев. Порядочные бескорыстные «дураки», по мнению обывателя, на которых ездили и которых подставляли, но которые не утратили своих нравственных ориентиров. Но это возможно только при соблюдении многих параметров воспитательной системы, заложенной и развитой в кадетских корпусах. Если где-то увидишь эту книжку, почитай, от души повеселишься.
Будь здоров и сохраняй оптимизм. Сергей. 1.03.13

Февраль 24, 2013
Лёня, приветствую тебя.
Ты спрашиваешь, каково моё мнение по опубликованному на сайте СпбСВУ «Публичному отчёту за 2011-2012гг.». С твоей стороны это была злая шутка: отчёт многословен и бестолков. Я всё-таки дочитал его до конца и так и не нашёл автора сего «мудрого» текста. Начну с самого на-чала. Учредителем «учреждения» указана Российская Федерация. Такого не может быть.
Когда я обозревал текст и пытался вникнуть в содер-жание, то невольно поймал себя на мысли, что опираюсь на опыт нашего ЛнСВУ, а также на известный уже давно и многим опыт кадетских корпусов.  Видно невооружённым глазом, что большая часть отчёта списана с посторонних отчётов, поскольку почти везде фигурирует определение «Учащийся, обучающийся, ученик», но не «суворовец». «Суворовец» встретился несколько раз - значит это писано составителями  текста. Имя составителя незвестно… Как я узнал, в задачу учреждения входит «формирование интеллигентной личности»…   Я согласен с тобой, что текст изобилует грамматическими ошибками. Чего стоит слово «оценивание»! В орфографическом словаре такого слова нет.  А "мелкокалиберная винтовка" как тебе нравится? Это беда не только СпбСВУ. Очень жаль, что нынешние начальники не знакомы с опытом кадетских корпусов. Это видно по тексту. Я нигде не нашёл упоминания об ознакомлении суворовцев и педагогов с историей кадетских корпусов и СВУ. Такое ощущение, что «кадетская библиотека», состоящая почти из 20 книг, вообще отсутствует в училище. Год назад я уступил всю коллекцию Кулдыкину за чисто символические деньги с условием, что это будет его подарок СпбСВУ. В том числе, там несколько уникальных книг по войне 1812г. Поскольку где-то прошла информация, что Кулдыкин прочитал суворовцам лекцию на эту тему, я решил, что все книги уже «в учебном процессе», и порадовался за его порядочность. Но, скорее всего, книги лежат совершенно в ином  месте. А жаль… Питомцы нашей «альма матер» издали не одну книгу воспоминаний, но никому это в воспитательном процессе не нужно.
Из отчёта я не узнал, есть ли спортсмены-разрядники по разным видам спорта, проводится ли диспансеризация, организована ли лечебная физкультура и умеют ли суворовцы петь строевые песни. Уверен, что строевой смотр для них нечто экзотическое. Я не нашёл распорядок дня.  Недавно я посетил музей Академии РВСН («дзержинка»). Удивился, что в музее не знают о происхождении некоторых очень ценных своих экспонатов. Наверное то же и на Садовой 26. «Новый век пришёл и правит бал…»  Костя Лазарев не раз перевернулся бы в гробу, узнав, во что превратилось его любимое детище. Ты помнишь, как он здоровался с нами в строю: «Здравствуйте, дорогие мои суворовцы!» Не «товарищи суворовцы», как требует устав, а  именно так. Все условия для режима преемствености «кадетский корпус - сву»  есть. Нет умения, нет желания, а амбиций много.
Если уровень подготовки снижается, а это видно из таблицы показателей уровня знаний, то имеет место процесс деградации, о чём я написал в своей новой книжке. Ты помнишь, что мы в начале 11-го класса сдавали экзамен в ГАИ на права? А теперь - тренажёры.
Увлечение борьбой в детском возрасте способствует развитию болезней позвоночника. Но в то же время в одной из статей в «Педагогическом сборнике» офицер-воспитатель пишет о том, каким видом спорта он исправлял сколиоз у кадет (19 век). А как побеждать изжогу написано у В.Даля.
Что касается объёма отчёта, то из 47 страниц текст с таблицами умещается на 24. Остальное - «фотопоказуха», как это было принято в доблестной Советской Армии. Все сюжеты - постановочные.
Грустно осознавать, что дилетанты будут и дальше калечить детей под лозунгом «удовлетворения разнообразных интересов личности, создания целостного культурно-образовательного пространства, привлекающего воспитанников возможностью творческой самореализации, интеллектуального, физического и духовного самосовершенствования, интересной организацией досуга, атмосферой душевного тепла и понимания».
Если я неправ, ты найдёшь  подходящие слова. Твой Сергей. Февраль 2013г.


Здравствуй, дружище!
На днях под Челябинском с неба прилетел метеорит. Судя по видеосвидетельствам, зрелище страшное. Не зря некоторые из свидетелей решили, что это ядерный взрыв. От такого можно и свихнуться. Но меня ещё более поразили комментарии. В первые же часы было сообщение, что скорость была близка к первой космической, т.е.  около 8 км/сек. Но всем известно, что при столкновении двух тел на такой скорости они превращаются в пар, такова суммарная кинетическая энергия. Даже создано оружие, которое может поражать космические объекты (спутники) без применения взрывчатых веществ. Но это требует суперточного наведения на цель. Обычная болванка, попавшая в спутник, превращает его в облачко безобидного пара. А что началось в Челябинске? Самые остроумные предложили купить обломки метеорита, водолазы полезли искать куски в озере Чебаркуль. Очень борзую прыть продемонстрировало МЧС (водолазы, создание подразделения по защите от метеоритов). Можно смело предположить, что должность начальника этот подразделения будет не ниже полковничьей, а займёт её чья-нибудь дочка или жена. А ущерб в виде миллиарда целковых (2000 стёкол  х 500р. = 1млн р.) вполне годится для "распила". Вот она - новая российская реальность.   Не горюй! Твой Сергей. 17.02.13

Саша, рад хорошим вестям от тебя.
Как жаль, что суворовцы не читают книги по истории кадетских корпусов. В любой книжке по этой теме повторяется, что кадеты - это дети в возрасте от 12 до 18 лет. Смысл обучения в военном заведении со столь раннего возраста обусловлен физиологией и психологией. Например, известно, что иностранным языкам лучше всего обучаться, начиная не позднее 12 лет от роду. С этого же возраста человек лучше впитывает нравственные ценности. К 14-15 годам юноша вполне прагматичен и моральные устои практически сформированы. Такова накопленная за столетия педагогическая мудрость. А у суворовцев произошла подмена понятий. В 1970 году был последний выпуск суворовцев-кадет. После этого СВУ превратились в заурядные подготовительные училища со средненьким уровнем общей подготовки. В 90-х годах, когда, благодаря "перестройке", началось объединение суворовцев в общественную организацию, все суворовцы стали называться кадетами, то же название прилипло и к питомцам различных подготовительных школ и училищ. Даже Манилова причислили к кадетам. Всё бы было неплохо, если бы "подготы" (по терминологии И.Федоровского) не стали активно поучать всех в области кадетского образования, традиций и т.п. Так же некорректно считать питомцев зарубежных "кадетских корпусов" российскими кадетами. Я отношусь к этим людям с большим уважением, но они родились вне России, учились в другой стране, любят свою настоящую родину и до истории России им по большому счёту нет никакого дела. Я убедился в этом, когда пытался обсуждать с некоторыми из них вопросы кадетской истории. По какому учебнику они изучали историю России? Может ли гражданин США или Аргентины, никогда не бывавший в России, защищать её интересы? Для него Россия - это град Китеж и не более. Он патриот той страны, где проживает, иначе он будет изгоем.
Я бы не хотел, чтобы мою позицию исказили, обвинив меня в своеобразной сегрегации. Скорее наоборот. Я бы хотел, чтобы "подготы" начали просвещаться и заниматься самопознанием.
Это полезно всем, я этим занимаюсь постоянно.
                твой Сергей. 17.02.13

Здравствуй, Андрей!
Мы так давно не общались, что получив твоё письмо, я не сразу понял, кто мне пишет. Поскольку ты по специальности социолог, то хотел бы поделиться с тобой своими соображениями по смежным вопросам. Когда я наблюдаю за разными общественными течениями среди суворовцев, то удивляюсь создавшейся неразберихе. Уже лет 25 мы участвуем в гонке за звание самого любимого властью. Некоторые пытаются, и не безуспешно, сколотить определённый  политический (и не только) капитал на наших слабостях. А объясняется всё, по-моему, довольно просто. Правящая верхушка разработала неплохую стратегию приручения общественных течений. Не надо запрещать, как в СССР. Можно поощрять преданных людей. Разработана система грантов общественным организациям. Как в своё время любая зарубежная организация, подчёркивая свою социалистическую (коммунистическую) ориентацию, начинала пользоваться безвозмездной финансовой поддержкой КПСС (за счёт советского народа). Сколько тогда прибывало гостей на съезда КПСС "на халяву"! А сегодня и суворовские объединения разругались за право стать фаворитами власти. Конечно, есть в этом и положительная сторона. Благодаря этой любви появился клуб "КАДЕТ" в Черёмушках. Но ведь кому-то хочется и в депутаты, и в члены разных общественных советов "ПРИ..." и т.п. Даже внутри наших объединений приходится сталкиваться со странными вещами. Недавно получил приглашение на сбор питерских у памятника Суворову. "Форма одежды: костюм и т.д...." Это что? Нас уже строить собираются? По-моему, это обычное хамство. Но неосознанное, а органичное. Как ты думаешь - я прав, или заблуждаюсь и у меня начинается маразм?
Пиши всё, что думаешь. Приму любую твою оценку.
                Твой Сергей. 16.02.13

Здравствуй, П.!
Насколько я понял тебя, ты сейчас на распутьи: начинать или не начинать писать воспоминания. Когда-то, лет 15 назад, я очень сомневался в том же направлении. Но один Хороший историк, Вячеслав Сергеевич Лопатин, подбодрил меня: пишите, не сомневайтесь, это всегда хорошо. Если Вы не напишете, никто не узнает о тех событиях, что были вокруг вас. Косвенно меня стимулировал мой однокашник Валерий Иванович Кононов. Он мне сказал: "Напиши книжку, я первый её куплю". Если твою книгу хотят купить, значит она действительно интересна. Он умер рано, в 56 лет (2001г.) и несколько дней не дожил до книги.
Много ли воспоминаний осталось от людей, которые учились в кадетских корпусах, а при Советской власти были подавлены и преследуемы? Они и не могли издавать ничего. Печатное слово охранялось полуграмотными церберами с партбилетами.
Так что не сомневайся и пиши. Я для себя вывел правило: писать не о том, как Я участвовал в каких-то событиях, а о тех событиях, свидетелем которых мне довелось стать. Никому не интересны твои личные переживания. Интересны события.
Если же тебе придётся упоминать кого-то из твоих друзей, знакомых, учителей, то не поленись и дай о них максимум информации. Потому что простое упоминание: "майор Боровиков" никому ни о чём не сообщит, а строка "Александр Никитич Боровиков, который столько-то лет был тем-то, читал лекции в университете, написал учебник и т.д." значительно повысит интерес к твоему писанию.
В начале 60-х годов 20 в. советский генералитет "прорвало" на мемуары. Писали все, кому не лень. Причем поливали друг друга помоями за военные дела. Получалась картина не очень радостная. Когда Хрущева Н.С. отправили на отдых, началась другая история. Все стали хвалить друг друга и картина войны стала очень радостной: непрерывные победы. То есть партийная идеология быстро поставила забор. После 1991 открыли архивы и что-то стало проясняться.
То же было с ГУЛАГОМ.
Но если тебе представится возможность покопаться в архивах, то цепляйся за шанс сделать свои мемуары интересными не только для твоих "окопных" друзей-товарищей.
Так что не сомневайся. Дерзай, заодно поймёшь, добросовестно ли ты изучал родной язык.

Здравствуй, В.!
Ты мне рассказывал о каком-то ветеране, который по своей доброй воле помогает воспитателям нашего училища в деле патриотического воспитания. Что это за человек? Может быть, ему нужна помощь "стариков-суворовцев"? Сообщи и побыстрее. Пока он ещё живой, судя по твоим словам, ему за 80. Я знаю одного нашего суворовца, который активно его финансирует в благотворительности. Наверное, их связывает большая дружба. Жду. Заодно, пожалуйста, подари ему мою книжку и расскажи, как он среагировал. Мы постараемся написать о нём интересный материал, может быть это его морально поддержит и придаст новые силы.



Здравствуй, В!
Я уж решил, что ты позабыл о моей просьбе. Жаль, что такие серьёзные болячки начали тебя мучить. 60 - ещё не возраст для склероза, маразма и отсутствия аппетита. Я уяснил задачу. Завтра же поеду в архив, там есть небольшие возможности для ускорения. Но первое, что выглядит несколько странно, так это то, что в его выступлениях в прессе он настаивает на том, чтобы суворовские училища готовили по двухгодичной программе, видимо у него ввиду учебы в спецшколе других вариантов не возникает. Вот что значит учить, пройдя определенную школу! Когда мы били во все колокола за 7 лет, это странно слышать. Я думаю, что не пройдёт и недели, как ты получишь полную информацию. Наверняка, биография его интересна и поучительна. Обычно такие люди ведут себя скромно и стесняются рассказывать о своих заслугах. Наберись терпения и жди.


Здравствуй, В.!
У меня волосики встали дыбом. Этот человек не тот, за кого себя выдаёт. По запросу на Воробьёва Александра Степановича, с датами его рождения и другими исходными данными мне выдали послужной список, наградной лист и несколько справок. То есть то, что не составляет личной информации. Моя же биография лежит в интернете! И твоя тоже. Интересно, что в первые месяцы войны ещё до блокады (8.09.41) он где-то уже числился. Это понятно, хотя сразу после школы в армию не брали в это время. А с 27.12.41 он уже в запасе на год. В феврале 1942 спецшколы с трудом эвакуировали из Питера в Тобольск, в Алтайский край. Он как раз в декабре стал курсантом Томского арт.училища. Потом как-то стал курсантом Ростовского арт.училища и там пробыл до сентября 1944г. Потом его положили в госпиталь до апреля 1945г. Так что три года готовился к фронту, но тут его свалил тяжёлый недуг. А после войны всё шло как по маслу. Комсорг по военным госпиталям, даже в Лениградском пехотном училище был начальником библиотеки два года.
Но самое странное - это его орден "Красной Звезды", полученный в 1946г. Формулировка странная: " После выбытия из строя командира подразделения, принял на себя командование подразделением и вывел его в район расположения наших частей. Получил контузию и остался в строю." Обычно о подвиге сразу пишут донесение и представляют к награде. А тут через 5 лет без документального подтверждения, судя по всему - с подачи виновника торжества, представляют к ордену. В войну получить "Красную звезду" часто стоило жизни. В представлении есть фраза: "Отлично поставил комсомольскую работу в ряде госпиталей". За орден в 1946 году нужно было, как минимум, раскрыть шпионский заговор с целью покушения на товарища Сталина. Можно только догадываться, какую услугу он оказал своему начальнику. Обычно, у совестливых людей бывают угрызения совести.
Я вспоминаю наших офицеров-воспитателей, которые мальчишками за полгода стали лейтенантами и успели повоевать и под Питером и в войне с Японией. Помнишь нашего Августова Н.А.?, царство ему небесное! А сколько среди них было калек! Один майор Селявин чего стоил!
Бог с ним, с его медалями за выслугу ("Боевые заслуги" за 10 лет), беда в том, что суворовцы перестанут верить ветеранам вообще. Детский максимализм - все вы такие!
Уволился он майором в 1966г. Потом всем участникам войны в запасе прибавили звание. В 1985 орден "Отечественной войны" давали всем ветеранам. Именно давали, а не награждали.
Мы хотели помочь человеку в благородной его миссии, а попали на мошенника. Похожая ситуация была в 1965-64 годах в Питере. Я был тогда слушателем академии, со мной учился парень, у которого дед был участником революции, работал даже в ЧК, но вовремя оттуда ушёл. Он рассказал мне, что как-то решили проверить участников революции. Почти все они встречались, по их воспоминаниям, с Лениным. Оказалось, что они все придумывали, чтобы не остаться в одночестве. Один умирал, а его сосед присваивал себе его деяния, благо никто не проверит. Тогда же начали их усиленно проверять, Отсюда и идея создания объединеий ветеранов воинских частей. Все друг друга знают, и там не придумаешь.
Как-то в 80-х годах я приметил одного мужика, он вертелся все время перед телекамерами, шибздик такой, в форме старшего сержанта, какая-то медаль и возраст вполне подходит. Прошло 30 лет, он уже в форме майора, вся грудь в наградах, очень бойко раздаёт интервью. Артисты были всегда, народ наш доверчивый и жалостливый.
В нашем случае я выхода не вижу. — Надежда на то, что у человека может быть остатки совести где-то обнаружатся и он не будет выступать как ветеран.
Я как-то познакомился с автором романа, который когда-то был полковником МВД, а на пенсии стал писать про войну. Он не писал, что участвовал, но так подробно расписывал события (благо много мемуаров и научной литературы), что подразумевалось его непосредственное участие в них. Мне он рассказывал, что служил в охране, даже охранял Конференцию в Ялте (Сталин, Рузвельт, Черчилль) в 1945. Но всегда был охранником. Не врал, но и не отрицал, если верили. Политрабочим вообще свойственна такая "скромность".
Пусть живёт. Но теперь все знают истинную картину. При случае передай ему привет и пожелания долгих лет и крепкого здоровья. Жду твоих новых идей. Я думаю, что эпистолярный жанр возьму в свой арсенал. До Сумарокова А.П. конечно не дотяну, но буду стараться.

                Дарков С.К.

Июль 2012.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Вы просили меня побывать на съезде моей общественной организации и поделиться своими впечатлениями. Спешу изложить всё по порядку.
   Как это ни странно, но подготовка к съезду и само мероприятие проходили в самых заскорузлых советских традициях.  Начиная с того, что предсъездовская дискуссия отсутствовала вообще. А текст тезисов председателя совета мы получили только в зале заседания. Народ (человек 100)приехал из разных российских городов. Это жалкие ос-татки той некогда живой организации, которая за последние годы усилиями нынешнего председателя совета преврати-лась в старческие посиделки.
   Зал заседания был выбран в недоступном для прессы месте. К середине заседания стало ясно, для чего.
   Хотя зал находится в самом "логове" власти на Старой площади, он выглядит настолько старым, что чувствуешь себя как минимум в середине 20-го века. Лампы накаливания (200 штук) в тёмном потолке. Какая уж там модернизация! Почти 12 квт греют бестолковое помещение. Поскольку я плотно увлечен светодиодными источниками света, то чув-ствую полную беспросветность нашего светлого будущего.
   Отчётный доклад не содержал ничего конкретного. Я ждал хотя бы одной фразы о 200-летии Отечественной войны. Ни слова о том, что делали рядовые члены нашей всероссийской организации. Посмотрел в тезисы на 44 страницах. Там фамилия председателя упомянута раз 40.
  Делегаты - москвичи едва сумели отстоять право на само-стоятельные выборы лидеров, поскольку в предложенных для обсуждения изменениях Устава организации записано, что они назначаются председателем центрального совета. Это даже не сталинизм. Что-то очень дремучее.
  Особенно мне стало весело, когда я прочёл о работе воен-но-исторической секции. Они даже не знают, что в Москве написаны ряд книг по военно-исторической тематике и это видно на сайте Московской организации. Я помню, как обращался в Центральный совет со своими материалами о моих книгах, но там глухи абсолютно. Слава Богу, что меня слышат специалисты, а книги хранятся в крупнейших библиотеках.
   Понятно, почему из организации ушли специалисты по музыкальной культуре, искусствоведы, историки религии, краеведы. Их даже на съезд не пригласили. Прав тысячу раз Козлов, что создал Союз краеведов.
    Ни слова не было сказано о музейной педагогике, скорее всего чиновники общества не слышали об этом.
    В прениях, как на партсобрании, всё было отрегулировано и прочитано. Я в перерыве обратился в президиум, но сказать пару слов не дали. Даже официальный представитель Москвы еле пробился на трибуну.
    Я уверен, что Ленин порадовался бы за своих последова-телей: кухарки вполне освоились на верхушке власти и около неё. Это уровень директора провинциального дома культуры, попавшего в столицу на руководящую общественную работу. 
    Конечно, всё закончилось лёгким фуршетом, но скорее это поминки, чем победный банкет. Вы были правы, предполо-жив, что интеллект уходит с исторической сцены и наступает вполне "конкретная" серость.
    Вот такой невесёлый получился рассказ, но я думаю, что это относится почти ко всем общественным организациям, которые когда-то возникли на волне искреннего, а не официального  патриотизма. Жду Ваших вопросов.
Дарков С.К.


Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович.
 Каждый раз, когда я вижу трансляцию военного парада на Красной площади, в памяти невольно всплывают моменты моего участия в парадах на Дворцовой в Питере. Мы с Вами прошли там раз по десять. Наши батальоны строились из 9 шеренг по 19 человек. В наше время это построение постепенно перешло в колонны по 9-10 человек. И конечно широкий строй смотрится намного величественнее. Я давно не шагаю в строю, и слава Богу. Парад 9 мая 2012 года был, как всегда, динамичен и красив. Ребята, как офицеры, так и курсанты и солдаты не зря тренировались. Можно только удивляться тому, как при такой короткой срочной службе удаётся подготовить неплохих строевиков. Про оркестр и говорить нечего, играют всегда на одном высоком уровне, независимо от политического устройства.
Но в этом году во время парада случились несколько весьма странных событий, о которых можно бы и не вспоминать, если бы они не показались столь важными для армии.
1. Когда шла морская пехота, игралась мелодия песни, в которой есть строки: "…и гордые слова: Москва за нами мы помним со времён Бородина"… Казалось бы, что тут такого? Дело в том, что дирижер Халилов согласовывал каждую ноту на самом высоком уровне, и поэтому упоминание Бородина сопряжено с 200-летием Отечественной войны 1812г. Но диктор, сопроводительный текст которого согласован тоже на самом высоком уровне, молчал об этом юбилее. Далее. Оркестр начал движение под марш на мелодию старинной солдатской песни "Бородино" (слова М.Лермонтова). Мы её пели в строю 50 лет назад. Диктор опять молчит. Ни слова, ни реплики. Это не случайно. Вывод полярный: либо дурак писал дикторский текст, либо такова была команда "сверху". Меня это покоробило, поскольку в последнее время я так глубоко "влез" в тему 1812 года, что чувствую себя в ней как современник. Для русского уха событие оскорбительное.
2. Перед началом парада на весь мир были показаны в прямой трансляции унизительные для русской армии кадры: какие-то представители спецслужб в черных пиджаках бесцеремонно вошли в строй батальона курсантов с фронта и стали открыто проверять наличие патронов в автоматах. При этом диктор прокомментировал это именно так.
Я человек гражданский, но это грубейшее нарушение всех уставов. А нарушение строя, минуя командира, есть выражение полного презрения к армейским законам и традициям. Как должно быть сделано? Только командир может подать команду: "Оружие к осмотру", по которой все дружно поднимают оружие перед собой и открывают затворы. Затем после прохода командира отпускают и делают контрольный спуск. Это правило не может нарушаться никем, даже главнокомандующим вооружёнными силами. Тем более, какими-то пусть и важными лицами, но посторонними. Или кто-то из правящей верхушки так боится армии, что и на параде (впервые в истории) устраивает "шмон"? Если российская армия это проглотит (при том, что все это видели), то она действительно ничего не стоит.
О каком единоначалии можно говорить? Вашингтонский обком отметился большим успехом.
Я очень расстроился и поэтому решил сразу написать Вам. Может быть я преувеличиваю значение каких-то мелких событий? Вы уж меня, пожалуйста, поправьте, ежели мне померещилось что-то не очень хорошее.
Ваш всегдашний читатель и справедливый критик. май 2012


Рецензии