Герои своего времени

Из книги "Всяк по-своему Бога славит")

Действующие лица

МАКСИМ МАКСИМОВИЧ – ветеран Великой Отечественной войны
ИВАН МАКСИМОВИЧ  – его сын, пенсионер интеллигентного вида
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ – его внук, предприниматель, он вечно что-то  подсчитывает на калькуляторе, кому-то звонит.
ГРИГОРИЙ он же ПАУК – его правнук, 17 лет, учащийся 11 класса
ВЕРА ПЕТРОВНА – мать Григория, домохозяйка, дама полусвета, лет на 10 моложе мужа
МЭРИ, она же МАША – одноклассница Григория, хорошенькая девушка
ГРУШНИЦКИЙ , он же ВЕПРЬ – одноклассник и приятель Григория
ЛИГОВСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА – классная руководительница Григория, пожилая дама
ДОКТОР ВЕРНЕР – фюрер скинхедов
Старший лейтенант милиции
Прокурор
Сержант милиции
Судья
Санитары, скинхеды, охранник
Врач «Скорой помощи»
Адвокат
Секретарь суда
Свидетель

Место действия - небольшой провинциальный  город.
Время действия – 2010 год.


Действие 1

     Столовая в доме Печориных. Вся семья собралась за празднично накрытым столом. Максим Максимович в солдатской гимнастёрке времён Великой Отечественной войны, на груди – награды, он сутулится под их тяжестью. Слышна песня «День Победы». Максим Максимович встаёт с бокалом в руке, обращается к собравшимся:

МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Что ж, давайте выпьем за святой праздник – День Победы. Для меня сегодняшнее 9 Мая 2010 года – особый день. Ровно 68  лет тому назад я стал солдатом. 29 апреля 1942 года мне стукнуло 18, а 1 Мая вместе с другими призывниками уже в кирзачах и в пилотке я шагал по площади нашего города в парадном строю. Потом вокзал, теплушка, курс молодого бойца и - два года чудовищной войны. Не думал я тогда, что через 70 лет буду пить за Победу, не думал, что жив останусь: всех моих друзей сожрала война одного за другим. А меня ни разу даже не зацепило. Видно, сильно моя маменька молила Бога обо мне, единственном сыночке. 
ИВАН  МАКСИМОВИЧ   (встаёт). Давай, батя, за Победу, за тебя! Вставайте, молодёжь. За это надо пить стоя.
     Все встают, выпивают из бокалов и снова садятся.
ГРИГОРИЙ (обрит наголо). Дед, ты же говорил, что отец у тебя большой шишкой был – секретарём горкома. Что ж он тебя, единственного сыночка, от армии не откосил, на смерть послал, а сам всю войну в тылу просидел?
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  (стучит кулаком по столу) Не сметь! Не сметь так о моём отце! Во время войны бронь у него была. Он отказывался от неё, просился на фронт. Да кто ж его отпустит? Три военных завода в городе было, железная дорога, госпиталь – всё должно было работать, как часы, а отвечал за это он – первый секретарь. С 1941 года я не видел отца отдыхающим. Он приходил домой, когда я уже спал, а уходил на работу, когда я ещё спал. Он умер в 1946 году: сердце отказало. Откосить, как ты говоришь, от армии ни мне, ни ему и в голову не пришло. Мы ведь нормальные люди были, а не какие-нибудь подонки.
АЛЕКСАНДР  ИВАНОВИЧ (хмуро) Дед, а ты считаешь, что только подонки в армии служить не хотят?
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ (резко) Да! Служба в армии при любом строе есть священный долг мужчины. Ты ведь учил в школе Некрасова, помнишь:
  Не может сын глядеть спокойно
  На горе матери родной.
  Не будет гражданин достойный
  К отчизне холоден душой…
ГРИГОРИЙ  Ну, началось! Ты бы, дед, ещё вспомнил моральный кодекс строителя коммунизма. Давай, Вепрь, нам пора сваливать отсюда!
ВЕРА ПЕТРОВНА  Григорий, веди себя прилично!
ГРИГОРИЙ  Да ладно, мам, лучше бабла подкинь. Праздник ведь, оторваться охота.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ  Я же вчера давал тебе приличную сумму. На что ты потратил? На причёску что ли?
ГРИГОРИЙ На прикид и на причёску тоже.
ИВАН МАКСИМОВИЧ  Во, мода пошла. Я твоего отца в таком возрасте, как у тебя, ночью во время сна стриг ножницами, а то он такие патлы отрастил, что его в школу пускать не хотели. Он стричься не желал, хотел быть на битлов похожим. А ты добровольно обрился. В армию что ли готовишься?
ГРИГОРИЙ  Чо я там забыл? Я же не больной на всю голову. Да, мам?
ВЕРА ПЕТРОВНА  Ну, конечно, сынок. (подаёт ему деньги) На, только давай без фокусов. Нам визиты милиции ни к чему.
ГРИГОРИЙ  Ладно, ладно. Вепрь, я через пять минут буду готов (уходит).
МАКСИМ  МАКСИМОВИЧ (показывая на правнука и Вепря) Да, и ради этих вот мои дружки Андрюха Похил и Жора Горидзе девятнадцатилетними в землю легли!
ИВАН МАКСИМОВИЧ  Полно, батя, не расстраивайся. Это другое поколение, и страна совсем другая, не та, за которую ты воевал. Давай лучше споём твою любимую (запевают: «Бьётся в тесной печурке огонь»…)
               
Появляется Григорий. Он весь в чёрном: футболка, кожаная куртка с заклёпками, тяжёлые солдатские ботинки на толстой подошве со шнуровкой.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Это и есть твой прикид? Кого-то ты мне в нём напоминаешь.
ГРИГОРИЙ Да, а что, тебе не нравится? По-моему, стильно. Пошли, Вепрь.
ГРУШНИЦКИЙ  (Вставая) Пошли. Ко мне только заскочим, я тоже переоденусь. До свидания, Вера Петровна (целует ей руку )
ВЕРА ПЕТРОВНА  До свидания, Димочка. Вот, Гришка, учись, как надо вести себя в обществе.
ГРИГОРИЙ (уходя вдоль сцены, говорит по мобильному) Мэри, привет! Через полчаса мы с Вепрем будем у тебя. Собирайся, поедем к нашим в Заречье.
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Вера, что же,  Григорий в армию не пойдёт?
ВЕРА ПЕТРОВНА  Нет, конечно. Мы же не нищие какие-нибудь. Да, Саша? Пристроим его в какой-нибудь институт. Лишь бы он определился.  По-моему, учёба его вообще не интересует. Но в институт надо. Иначе – армия.
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Что ж ты, Саша, так сына воспитываешь? Какой же из него защитник Родины будет?
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ  А никакой. Сейчас, дед, вовсе не обязательно каждому парню в армии служить. Вы с бабушкой, царство ей небесное, за всех нас перед Родиной долг выполнили.
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Ты думаешь, что ты говоришь? А если на нас американцы нападут, кто страну будет защищать?!
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ( смеётся) Ой, дед, ну, ты совсем устарел. Американцы уже давно на нас напали и победили. Ты посмотри кругом: машины по улицам ездят американские, шмотки в магазине – из-за океана, продукты – оттуда же; а в аптеке каких лекарств больше, а фильмов по ящику?
                Максим Максимович досадливо машет рукой.               
ИВАН МАКСИМОВИЧ  Ладно тебе, Саша, не расстраивай деда. Сегодня, как-никак, его праздник. Батя, расскажи лучше, как ты Кенигсберг брал.
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Да я уже сто раз рассказывал.
ИВАН МАКСИМОВИЧ А ты ещё раз.
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  (патетически) Да, Ваня, этот военный эпизод стал судьбоносным не только для всего освобождённого от фашизма человечества, но и для меня лично!
 (Меняет тон) До сих пор у меня сохранилось в памяти лицо того пацана из Гитлерюгенд, который хотел  фаустпатроном твою будущую маму, а мою Катеньку, жизни лишить. Пока эту чёртову крепость брали, много я погибающих людей видел, но только это лицо мне в память врезалось навсегда: глаза синие в пол-лица, сам маленький, худенький, в нашу санитарную машину целится из бойницы, у самого слёзы по щекам текут, а палец на спусковом крючке. Срезал я его очередью из автомата в момент выстрела, но он сумел-таки попасть в колесо.  Легкораненые сыпанули кто куда, а девчонка-медсестричка тяжёлораненого из горящей машины тащит, надрывается, а вытащить не может. Причитает в голос: «Боженька, миленький, помоги!»
  Ну, я и помог. Так и познакомились. В день Победы поженились. А теперь моя Катенька ждёт меня там (показывает пальцем вверх, тяжело вздыхает)
ИВАН МАКСИМОВИЧ (обнимает отца за плечи) Ладно, батя, не грусти. Сегодня ведь большой праздник. На улице гулянье, фейерверк. Пойдёмте-ка все гулять!
ВЕРА ПЕТРОВНА Ну, нет. Не люблю я эти народные гулянья. Мы с Сашей в ресторан. Приглашены нужные люди, партнёр по бизнесу. Надо кой-какие дела обговорить. Саша, я только сумочку возьму.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Хорошо, жду тебя в машине (все уходят).
               
Занавес

Действие 2

Подвал. Собрание скинхедов. Толпа молодых людей в скинформе слушает выступающего.

ДОКТОР  ВЕРНЕР Соратники, гордитесь! Нас, «белых воинов», по официальным данным уже  более  60 000. У нас есть свои СМИ, стиль музыки, форма одежды, герои и кумиры, фильмы. Разве этого не достаточно, чтобы общество признало наличие новой культуры, а самих скинхедов не бритоголовыми молодчиками, как нас называют  в официальной печати, а полноправными членами общества?!
     Скинхеды кричат: «Фюрер, ты прав!», свистят.
МЭРИ  (ярко накрашена, пробирается к трибуне, кричит с неё) Я – скингёрл, и горжусь этим!
Наша учительница, рассказывая о профашистских организациях, возмущалась: как это в стране, потерявшей столько народа от рук фашистов, могут быть скинхеды? Она не понимает: времена изменились, изменилась страна. Сейчас в России кучка олигархов прибрала к рукам все богатства. Большинство из этих богатеньких буратин – нерусские. Нам надоело видеть на рынках чёрные рожи азиатов, обжуливающих русских.
В стране нет денег для детей и стариков , на развитие образования и медицины, а в Чечню ежегодно, как в прорву, уходят миллионы долларов на обустройство жизни тех, кто повинен в смерти тысяч русских мальчиков.
 Мы, «белые воины», хотим, чтобы Россия была, прежде всего, для русских!

         Скинхеды кричат: «Верно!», свистят. Звучит тяжёлый рок, скинхеды танцуют. Мэри протискивается к Григорию и Грушницкому, которые стоят у самого края сцены.

ГРИГОРИЙ (целует Мэри, Грушницкий нервничает) Ну, ты, подруга, и речугу толканула, прямо «железная леди»! А чего в школе за сочинения одни трояки?
МЭРИ Так ведь там надо писать не то, что думаешь, а что тебе в учебнике втирают. Да и почерк у меня сам знаешь, какой. Вот Надежда Ивановна, чтобы не мучить своё и без того ослабленное зрение, и ставит мне «три», не читая.                (Все трое хохочут)

    Грушниций берёт Мэри за руку и тянет к себе

ГРУШНИЦКИЙ  Слушай, скингёрл, ты хотела у меня с Интернета какую-то информацию для доклада скачать. Пойдём ко мне.
ГРИГОРИЙ Мэри, я не понял,  а у меня что, всемирную паутину моль побила? Почему обязательно к Вепрю тебе надо идти?
МЭРИ  Ну, Гриня, я Грушницкому обещала новую игру в комп скачать с моего диска, а заодно загляну в Инет: мне доклад по английскому завтра надо делать.
                Подошёл один из скинхедов

СКИНХЕД  Эй, парни, пошли по общагам прогуляемся: надо узкоглазым напомнить, кто здесь хозяин.
ГРУШНИЦКИЙ  Нет, нам с Мэри нужно идти: дела у нас.
СКИНХЕД  А-а, ну-ну! Презерватив одолжить?
ГРУШНИЦКИЙ  Пошёл ты к чёрту! Сказал же – дела!
СКИНХЕД (гогочет)  Да ладно. А ты-то, Паук, идёшь?
ГРИГОРИЙ  (нервно закуривая) Конечно, давно пора этим черномазым мозги вправить.
                Уходят все, кроме Мэри и Грушницкого

МЭРИ  Дима, я заметила, что ты стараешься не принимать участие в акциях. Зачем же ты с нами?
ГРУШНИЦКИЙ (обнимает  Мэри) Из-за тебя. Ты давно мне нравишься. Но я вижу: Гришка для тебя – свет в окошке. Он ведь такой крутой, да и деньги у него всегда есть, как-никак – сынок бизнесмена.
МЭРИ  Пусти! Я думала, что ты Гриньке – друг. Да пусти же, а то не пойду с тобой никуда. (Грушницкий отпускает её, стоит, повесив голову). Ладно, пойдём. «Пара» по английскому мне совсем не нужна.

   Грушницкий снова обнимает её, пытается поцеловать. В это время возвращается Григорий
 
ГРИГОРИЙ Оба-на! Вы ещё не дома, а любовь уже валит с ног! ( Мэри вырывается и прячется за спину Григория) Ну, что, друг Грушницкий! Дуэли, я вижу, нам не избежать! А ты, женщина, отойди. Ты будешь принадлежать тому, кто выживет в этой схватке.

    Григорий бросается на Грушницкого, они дерутся. Мэри пытается их остановить

МЭРИ  Гриня, перестань! Ничего же не было! Ну, пожалуйста, перестань! Сюда доктор Вернер идёт.
        Входит доктор Вернер с двумя скинхедами
ДОКТОР ВЕРНЕР  (сопровождающим) Растащите их. Я вижу, вы настоящие викинги, просто тигры. Девушку не поделили? Сейчас мы эту проблему решим. Девочка, давай, сделай свой выбор прямо сейчас.

Мэри бросается к Григорию, вытирает ему лицо платком. Грушницкий вырывается из рук скинхеда, пытаясь достать кулаком Григория. Его опять хватают

Ну, хватит! Не годится товарищам по партии бить морды  друг другу. Приберегите свой пыл для акций. На улице группа бойцов, отправляйтесь с ней. А ты, девочка, пойдёшь со мной, мы поработаем над моей книгой.

Говоря это, он берёт Мэри за подбородок, осматривает её, треплет по щеке. Все уходят.
                Занавес

Действие 3

Комната в доме Печориных. Максим Максимович в кресле читает книгу. Александр Иванович , лёжа на диване, смотрит телевизор. Вера Петровна накрывает на стол. Входит  Лиговская.
ЛИГОВСКАЯ  Здравствуйте.
ВЕРА ПЕТРОВНА Здравствуйте, простите, имени-отчества Вашего не помню.
ЛИГОВСКАЯ  Меня зовут Татьяна Николаевна. А то, что я – классный руководитель вашего сына, Вы помните?
ВЕРА ПЕТРОВНА  Ну, да, конечно. Садитесь. Саша, тут из школы пришли. К тебе, наверное. Саша!  (Лиговской) Опять что-то для класса нужно?

          Подходит Александр Иванович, небрежно кивает и усаживается на стул

ЛИГОВСКАЯ  Нет, я пришла по другому поводу. Вашего сына сегодня не было в школе. С ним это уже не в первый раз случается. Кроме того, сегодня им интересовались из милиции. Вы в курсе, что Гриша пропускает уроки?
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ  Как это  пропускает? (жене) Где Гришка?
ВЕРА ПЕТРОВНА  Ну, дома, наверное. Гриша!

Появляется Григорий, под глазом у него синяк. Он молча останавливается возле отца, повернувшись тем боком, где нет синяка.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Григорий, ты почему в школе не был? Я тебе что говорил: ты можешь рассчитывать на финансирование с моей стороны только в том случае, если меня не будут беспокоить по поводу твоей учёбы и поведения. Тебе что, деньги не нужны?
ГРИГОРИЙ  (мрачно) Проспал я. Вчера на дискотеке оторвались по полной программе, устал, ну и будильника не услышал.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ  Та-ак! А «фонарь» откуда?
ГРИГОРИЙ  На косяк налетел в темноте, когда домой возвращался.

  В это время входит Грушницкий. У него синяк под другим глазом.

ГРУШНИЦКИЙ  Здрасьте. Гриша, поговорить бы надо!
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ  Ба, похоже, что вы на один и тот же косяк налетели, друзья!
ГРИГОРИЙ  Пап, я сейчас, ладно? (уходит с Грушницким)

 Входит Иван Максимович. Он очень возбуждён. Кричит

ИВАН МАКСИМОВИЧ  Вы слышали: сегодня ночью в нашем городе бритоголовые устроили погром в общежитии, где живут иностранные рабочие, нескольких человек ранили, а помощника управляющего, его жену и девятилетнюю дочь зарезали в подъезде собственного дома. Говорят, они возвращались с банкета, который директор завода устроил для своих служащих по поводу Дня Победы.
ВЕРА ПЕТРОВНА (хватается за голову) О, Господи! Какой ужас!
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  (бросает книгу, быстро подходит к учительнице)
Вот – плоды воспитания! Куда школа-то смотрит? Чему вы их там учите-то?
ЛИГОВСКАЯ  (с горечью) Эх, уважаемый Максим Максимыч! Школа-то тут при чём? С ней уже давно делают  что хотят. Новому государству не нужны образованные люди.
 Вот Вы – ветеран  Великой Отечественной войны. Ваши сын и внук знают о ней очень много, они знают и помнят героев этой войны, с почтением относятся к Вам. Но всё это не только потому, что Вы воевали. Просто они учились в другой школе,   в  советской. А Вашему правнуку, хоть он и заканчивает одиннадцатый класс, вряд ли известна о Великой Отечественной войне хотя бы половина того, что известно сыну и внуку. Вы бы знали, по каким учебникам  нас заставляют изучать историю!
ИВАН МАКСИМОВИЧ   Да, отец, дело тут не в школе, а в государственной политике. Молодёжи промывются мозги на всех уровнях. Ты посмотри, что показывают по телевидению, какие книги издают огромными тиражами! Пиво, секс, деньги – вот три кита современной идеологи плюс американизация всей страны.
                Входят два милиционера
СТАРШИЙ Григорий Александрович Печорин здесь проживает?
ВЕРА ПЕТРОВНА  Да, здесь. Сын у себя в комнате. А что случилось?
СТАРШИЙ Он подозревается в участии в ночных беспорядках. Мы должны обыскать его комнату и задержать его. Вот постановление следователя (показывает бумагу)
ВЕРА ПЕТРОВНА  Гриша?  Гриша!

Вера Петровна и  милиционеры  уходят. Пауза. Слышно, как диктор телевидения сообщает информацию: «Сегодня ночью в городах ряда стран СНГ, а также в Москве, Петербурге и Волгограде  прошли факельные шествия бритоголовых. Ими совершены акты вандализма на братских могилах, где захоронены останки участников Великой Отечественной войны»
Появляются милиционеры,  Вера Петровна, Григорий и Грушницкий. В руках старшего куртка и ботинки Григория.
СТАРШИЙ (обращаясь к Александру Ивановичу) Это вещи Вашего сына?
(Григорий из-за спины милиционера изо всех сил отрицательно мотает головой)
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ  (растерянно) Да…нет…не знаю…
СТАРШИЙ  Вам известно, что такую одежду носят скинхеды?
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ Как! Мой правнук – фашист?!
СТАРШИЙ  Да, может быть, и так. На ботинках у него обнаружены следы, похожие на кровь.
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ (хватается за грудь) Мой правнук – фашист и убийца?!(падает).
ИВАН МАКСИМОВИЧ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
 ( бросаются к нему, в один голос): Отец! Дед!
ИВАН МАКСИМОВИЧ Саша, «Скорую!»
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Алло! «Скорая»! (разговаривает по телефону)
ВЕРА ПЕТРОВНА Гриша! Как ты мог?! (плачет)
ГРИГОРИЙ  (кричит) Как мог? А почему же не мог? У нас в стране сейчас для молодых выбор богатый: я мог бы стать наркоманом, или гомиком, или пивным алкоголиком, или компьютерным придурком. Но я сделал свой выбор. Я – скинхед! Я – тот, кто вытащит нашу страну из помойки, в которую её опустили Горбачёв и Ельцын.
Не рыдай, мамочка. Вы с отцом никогда ведь не интересовались, чем забиты мои мозги. Вы делали деньги, вы сделали их много. И если я вам дорог, употребите их в мою пользу.

  Появляются санитары и врач, грузят на носилки Максима Максимовича, уносят. С ними уходит Иван Максимович. Голос врача:  «В реанимацию!»

СТАРШИЙ Сержант, уведи их! (милиционер, Григорий, Грушницкий, Вера Петровна выходят)
ЛИГОВСКАЯ Игорь, что же теперь будет с ребятами?
СТАРШИЙ Суд решит. Вы мне, Татьяна Николаевна, как  учитель истории  бывшему ученику, лучше вот что скажите: как у нас в стране могли появиться последователи чокнутого фашиста с косой чёлкой?
ЛИГОВСКАЯ  Как случилось, что в стране, победившей нацизм, культовой фигурой для большого количества молодёжи стал Адольф Гитлер?
А всё просто. Власти сами это сделали. Молодёжь много лет подряд слушала бредовые рассказы СМИ о том, что ни Александра Матросова, ни Зои Космодемьянской вообще не было. Всё это, дескать, выдумки проклятой советской пропаганды. В стране выходят миллионными тиражами книги изменника Родины Резуна, доказывающие, что «Гитлер был невинной жертвой сталинской агрессии».  Биографии фашистских вождей, в том числе и «Майн кампф» Гитлера, издаются, и не составляет труда их купить. Фильм процветающего ныне режиссёра Сокурова «Молох», очеловечивающий этого выродка, получил в России все мыслимые призы и стал культовым для скинхедов.
СТАРШИЙ Что же делать-то, Татьяна Николаевна? Как детишек уберечь от гнусностей нашего мира?
ЛИГОВСКАЯ  Изменить этот мир в лучшую сторону. Думаю, что ради детей это сделать стоит!
Занавес


Действие 4
Вечер в доме Печориных. За столом, накрытым к чаю, Иван Максимович, Александр Иванович и Вера Петровна. Она в чёрном платье и таком же шарфике.

ВЕРА ПЕТРОВНА Саша, деда мы похоронили. Его жаль, конечно. Но теперь о сыне надо думать: как Гришу спасать от тюрьмы? Скоро суд, а ты ничего не делаешь, чтобы вызволить нашего сына!
ИВАН МАКСИМОВИЧ  Вызволить?! Григорий – позор нашей семьи! Скинхед! Убийца! Из-за него умер замечательный человек – ваш дед. А вы его вызволять собрались?!
ВЕРА ПЕТРОВНА  Гриша, прежде всего, - наш сын и Ваш внук! Ему только 17 лет! Вы хоть представляете, что с ним сделают в тюрьме?
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ  Погоди, отец! Вера! Не надо ссориться. Нам всем сейчас нелегко. Мне жаль деда, но его уже не вернёшь. Мне жаль сына. Я отказался от услуг предоставленного следствием защитника, нанял дорогого адвоката. Тебе ведь это известно, Вера. Ты же  знаешь: адвокат сказал, что за соучастие в преступлении несовершеннолетний может получить срок условно. Тем более, что Гриша в выпускном классе.
ВЕРА ПЕТРОВНА Вот именно, что в выпускном! Господи! Даже если условно, ведь могут не разрешить никуда выезжать. А мы в Петербургский институт собирались его устраивать.
ИВАН МАКСИМОВИЧ  Что же вы за люди-то такие?! Что ж вы всё о себе, да о себе? Убитой девочке было всего девять лет! В чём её вина? В том, что она армянка? Разве можно убивать за национальность, за цвет кожи, за язык? Наш Гришка жив и здоров. Физически. А что с его душой? Откуда там эта фашистская зараза?
ВЕРА ПЕТРОВНА Ну, знаете, Иван Максимыч, мы в него эти идеи не закладывали. Мы с Сашей, как все родители, хотели, чтобы он был сыт, одет, ни в чём не нуждался.
ИВАН МАКСИМОВИЧ  Да, конечно, он ел, что хотел. Но ведь не хлебом единым жив человек! Проглядели вы мальчика, ребята! Другой, злой дядя ему мозги обработал, пока вы из кожи вылезали, чтобы сыну сытую жизнь обеспечить.        Вспомни, Саша, как ты категорически был против, чтобы дед и я побольше общались с Гришей: боялся, что мы «заразим» его коммунистическими идеями. Ты хотел, чтобы сын вырос свободным от идеологии бизнесменом. Но человек ведь тем от животного и отличается, что у него душа есть. И она должна быть чем-то заполнена,  чтобы он ощущал себя счастливым. А тут уж всё зависит от духовного наставника: либо он эту душу заполнит светлой любовью к людям, либо чёрной к ним ненавистью. Помнишь, тебя в твоём пионерском детстве учили одному из коммунистических постулатов:
« Человек человеку - друг, товарищ и брат»? А фашисты утверждают, что лишь арийцы – люди, остальное же население планеты – недочеловеки. И похоже, что наш Гриша это хорошо уже усвоил.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Ну, хорошо. Что ты предлагаешь, отец?
ИВАН МАКСИМОВИЧ  Конечно, у тебя много денег, и ты можешь «отмазать» сына. Но я считаю, что Гриша должен быть наказан. Пусть он крепко подумает над тем, что сделал.
ВЕРА ПЕТРОВНА  Да Вы, Иван Максимыч, рехнулись, что ли? Родного внука – в тюрьму?!
            В это время появляется Мэри. Она вся в чёрном. Очень бледна, потеряна. Робко здоровается со всеми
МЭРИ  Здравствуйте.
ВЕРА ПЕТРОВНА  А, Машенька, здравствуй, садись к столу. Чаю выпьешь? 
МЭРИ (садится) Спасибо. Вера Петровна, мне с Вами поговорить надо.
ВЕРА ПЕТРОВНА  Саша, ты, кажется, хотел посмотреть счета за этот месяц?
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Да, Верочка, я пойду к себе. До свидания, Маша.
ИВАН МАКСИМОВИЧ  И я пойду, лягу. Что-то устал я. Всего хорошего, дамы.
                Мужчины уходят.
ВЕРА ПЕТРОВНА  Что-то ты, девочка, плохо выглядишь. Не заболела?
МЭРИ  Вера Петровна, Вы ведь знаете, отца у меня нет, а у мамы жизнь – вечный праздник. Трезвой она редко бывает. Мне со своими проблемами идти некуда. Я обычно сама их решаю. А тут такое дело, что, наверное, одной мне решение принимать нельзя… Я беременна. Отец ребёнка – ваш Гринька.
ВЕРА ПЕТРОВНА  Что?! О, Господи! Гриша знает?
МЭРИ  Нет ещё. Что мне делать, Вера Петровна? Я ведь уже не маленькая, понимаю, что одной мне не потянуть, ребёнка не вырастить. А Гриньке теперь тюрьма светит.
ВЕРА ПЕТРОВНА Типун тебе на язык! Что же ты, немаленькая, не убереглась от беременности? Вы ведь все теперь такие продвинутые в вопросах секса.
МЭРИ  Ну, так получилось.
ВЕРА ПЕТРОВНА  Грише всего ещё 17 лет! Это тебе уже 17. А он ещё сам ребёнок. Зачем ему такая головная боль? Я дам тебе денег, сделай аборт.
МЭРИ  (решительно встаёт) Не надо мне Ваших денег!
ВЕРА ПЕТРОВНА Подожди, Маша. Что ты надумала?
МЭРИ Не знаю пока. Я только одно понимаю: убить Гришиного ребёнка я не могу.
ВЕРА ПЕТРОВНА Откуда мне знать, что это его ребёнок? У вас, молодых, сейчас ведь всё просто: сегодня один сексуальный партнёр, завтра – другой. Залетела. А жить-то не на что. Ну, ты и решила воспользоваться ситуацией и подоить богатеньких родителей бойфренда. Так?
МЭРИ  Эх, Вы! Зачем только я пришла к Вам?! (убегает, закрыв лицо руками).
ВЕРА ПЕТРОВНА О, Господи! Что же мне делать?! 
Занавес

Действие 5
Судебное заседание. В зале суда находятся Вера Петровна, Иван Максимович, Александр Иванович, Лиговская, Грушницкий, Мэри, прокурор, адвокат, секретарь суда. Под конвоем вводят Григория. Он в наручниках, садится на скамью подсудимых, опускает голову, ни на кого не смотрит. Вера Петровна вскакивает, сдавленно кричит: «Гриша!», но муж хватает её за руку, усаживает, обнимает за плечи, что-то говорит успокаивающее. Григорий поднял голову, смотрит на Мэри, та – на него, она пытается улыбаться. Входит судья.

СЕКРЕТАРЬ Прошу всех встать, суд идёт!
СУДЬЯ (занимает своё место) Здравствуйте, господа. Прошу садиться. В суде рассматривается уголовное дело об убийстве трёх граждан Российской Федерации: Саакянц Муслима Ованесовича, его жены Саакянц Анны Ицхаковны и их дочери Мариэллы. Все они в ночь с 9 на 10 мая 2003 года подверглись нападению со стороны группы лиц в подъезде дома № 38 на улице Лермонтова. Потерпевшие были доставлены в городскую больницу с тяжёлыми ножевыми ранениями, от которых и скончались.
Секретарь, доложите суду: все ли участники процесса по рассматриваемому делу явились в суд?
СЕКРЕТАРЬ  Все, Ваша честь.
СУДЬЯ  Ну что ж, тогда начнём. Объявляется состав суда. Уголовное дело № 384 рассматривается под председательством судьи Иванченко Андрея Богдановича. Сторону защиты представляет адвокат Лунц Михаил Измаилович, сторону обвинения – прокурор Абакшин Александр Георгиевич. Потерпевших в суде представляет двоюродный брат Анны Саакянц  Сихварт Адам  Александрович.
Переходим к судебному следствию. Слово для обвинения предоставляется государственному обвинителю.
ПРКУРОР  Уважаемый суд, подсудимый Печорин Григорий Александрович обвиняется в соучастии в убийстве трёх человек. По показаниям свидетеля  Бойцова Фёдора Ивановича, подсудимый Печорин в момент нападения на потерпевших с применением холодного оружия находился вместе со своими подельниками Пряниковым и Стуловым, вина которых уже доказана. Кроме того, сторона обвинения располагает предметами одежды подсудимого, на которых обнаружена кровь потерпевших, что является вещественными доказательствами.
   Прокурор показывает суду ботинки и куртку Григория
СУДЬЯ Секретарь, пригласите свидетеля обвинения Бойцова.
СЕКРЕТАРЬ Вызывается свидетель обвинения Бойцов Фёдор Иванович.
                Входит Бойцов
СУДЬЯ  Здравствуйте, свидетель. Вы – Бойцов Фёдор Иванович, 1957 года рождения, проживаете по адресу: у. Лермонтова, д.38, к.83 ?
БОЙЦОВ Да, Ваша честь.
СУДЬЯ Предупреждаю Вас, что за дачу заведомо ложных показаний или отказ от показаний Вы будете нести уголовную ответственность.
БОЙЦОВ  Да, Ваша честь.
СУДЬЯ Фёдор Иванович, Вы – свидетель обвинения, но обязаны правдиво отвечать как на вопросы государственного обвинителя, так и адвоката.
Прошу Вас, Александр Георгиевич, задавайте свои вопросы.
ПРОКУРОР  Свидетель, расскажите суду, где Вы находились в момент совершения преступления?
БОЙЦОВ  У меня гаража нет, и свою машину я оставляю на ночь под окнами квартиры. Времена нынче неспокойные, автомобили у людей часто угоняют. Ну, я по ночам регулярно и проверяю, на месте ли мой «Жигулёнок». Вот и в ту ночь спускался я по лестнице с третьего этажа, вдруг слышу, внизу, в подъезде, женщина закричала, да так страшно. Я на всякий случай  позвонил в знакомую квартиру, попросил хозяина милицию вызвать, а сам бегом на первый этаж. Смотрю, на лестнице спиной ко мне вот этот молодой человек стоит. Он, видно, шаги мои услыхал, обернулся, потом крикнул что-то тем, кто был внизу, и побежал вон из подъезда, а впереди него ещё двое выскочили. В подъезде не очень светло, и я чуть не упал, споткнувшись о тело мужчины, которое лежало у самой лестницы. А потом, когда я стал осматриваться, то увидел ещё женщину и девочку, у них было горло перерезано, а у мужчины из груди торчала рукоятка ножа. На полу было много крови.
АДВОКАТ Свидетель, видели ли  Вы в руках моего подзащитного какое-либо оружие и далеко ли он находился от потерпевших?
БОЙЦОВ  Нет, в руках у этого парня ничего не было, это я хорошо рассмотрел. А стоял он метра на три выше площадки, где всё происходило.
СУДЬЯ  Есть ли ещё вопросы к свидетелю?
АДВОКАТ  Нет, Ваша честь.
ПРОКУРОР  Ваша честь, позвольте задать вопрос подсудимому.
СУДЬЯ  Спасибо Вам, Фёдор Иванович, Вы можете присесть. Пожалуйста, Александр Георгиевич. Посудимый, встаньте.
ПРОКУРОР Подсудимый, Вас застал на месте преступления свидетель, Ваши ботинки и куртка в крови потерпевших. Что Вы скажете на это?
ГРИГОРИЙ Я никого не убивал. Я стоял на лестнице, перекрывал ход наверх и следил, не идёт ли кто. Никто никого убивать не хотел. Мы только попугать хотели этих  людей. Но девчонка Стула за палец укусила, когда он её схватил. А он психованный, ну, и полоснул её ножом. Мать и отец на него кинулись. Тут ребята их и порешили. А в крови я измазался, когда из подъезда убегал.
ПРОКУРОР  Ваша честь, у обвинения есть версия, что Печорин, Стулов и Пряников выполняли задание своего руководителя, доктора Вернера. Позвольте задать вопрос этому человеку.
АДВОКАТ  Ваша честь, я протестую.
СУДЬЯ  Протест отклоняется. Секретарь, пригласите свидетеля защиты доктора Вернера Владимира Францевича.
СЕКРЕТАРЬ  Вызывается свидетель защиты господин Вернер.
       Доктор Вернер занимает место свидетеля
СУДЬЯ  Вы – Вернер Владимир Францевич, 1953 года рождения, проживаете на у. Молодёжной, д.53, к. 35. Предупреждены о даче ложных показаний?
ДОКТОР ВЕРНЕР  Да, Ваша честь.
ПРОКУРОР  Свидетель, Вы являетесь руководителем городской организации скинхедов?
ДОКТОР ВЕРНЕР  Да, и хочу заметить, что наша организация законом не запрещена. Мы – «белое воинство», убийствами не занимаемся. Проводим акции протеста. Да. Как и всякие другие партии, т.к. у нас есть своя программа и основополагающие идеи. Ребята в организации разные. Есть, конечно,  и такие, у которых в критический момент крышу срывает; они могут и драку затеять. А что у них в карманах, я не проверяю.(Явно ёрничает)  Права не имею обыскивать, мы ведь в демократическом государстве живём. (Строго)Задание группе было дано одно – напомнить нерусским жителям города, что их ждут у них на родине, а в России и своих безработных хватает. Убивать я никого не приказывал. У меня всё.
АДВОКАТ  Ваша честь, у обвинения нет доказательств, что Печорин, Пряников и Стулов выполняли приказ доктора Вернера об убийстве семьи Саакянц. Это всего лишь версия прокурора. Преступление произошло стихийно, так сложились обстоятельства.
СУДЬЯ   У сторон защиты и обвинения есть ещё вопросы к свидетелю?
ПРОКУРОР  Нет, Ваша честь.
АДВОКАТ  Нет, Ваша честь.
СУДЬЯ   Владимир Францевич, Вы можете сесть. Судебное следствие окончено. Слово предоставляется  государственному обвинителю.
ПРОКУРОР  Ваша честь, подсудимый Печорин Григорий Александрович стал соучастником страшного преступления, в результате которого погибли три человека. Один из них – девятилетняя девочка. Преступление совершено на почве национальной розни. Я прошу суд признать Печорина виновным и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием в колонии строгого режима.
СУДЬЯ  Слово предоставляется защите.
АДВОКАТ  Ваша честь, мой подзащитный никогда не состоял на учёте в милиции и не привлекался к уголовной ответственности. Всего лишь два месяца он числился в организации скинхедов. Он не был активистом этой организации. Григорий Печорин – совсем ещё молодой человек, из хорошей семьи, его прадед – участник Великой Отечественной войны, орденоносец. Наконец, Печорин – школьник, он учится в одиннадцатом классе. В организации его привлекала лишь внешняя атрибутика: одежда и причёска, выделяющие его из толпы, собрания, на которых можно потусоваться и покричать. Он – не убийца. И участие в преступлении не вина, а беда его, ошибка молодости. Я прошу суд быть снисходительным к моему подзащитному и назначить ему наказание условно.
СУДЬЯ  Подсудимый, Вам предоставляется последнее слово.
ГРИГОРИЙ  Я никого не убивал, свидетель доказал, а то, что я скинхед – это вовсе не причина в тюрьму меня сажать. У нас демократия:  какую хочу партию, такую и выбираю!
СУДЬЯ  Прошу всех встать. Суд удаляется для  вынесения приговора.

 Все встают, судья уходит. Григорий сидит на скамье, низко опустив голову и обхватив её руками. Адвокат что-то недовольно выговаривает ему. Мэри плачет.
Вера Петровна подходит к ней, берёт её за руку и выводит на авансцену.

ВЕРА ПЕТРОВНА  Послушай, девочка, мы с тобой плохо тогда расстались, но у меня было время подумать, и я решила так: какой бы приговор Грише не вынесли, ребёнка ты сохрани. Не хочу ещё один грех на душу брать: сына не уберегла от зла, а теперь ещё и внука сгубить? Нет, пусть он родится. Мы тебя не оставим.
СЕКРЕТАРЬ  Прошу всех встать. Суд идёт.
СУДЬЯ Уважаемые господа, суд рассмотрел все обстоятельства дела и установил, что, согласно статьи 105, часть 2, пунктов А, Ж, И, Л           Уголовного кодекса  РФ, Печорин Григорий Александрович виновен в соучастии в инкриминируемом ему преступлении и назначил  наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет. Но, учитывая молодость обвиняемого, суд уменьшил ему срок до 3 лет.
Та и другая сторона (обвинения и защиты) в течение десяти дней с момента объявления приговора имеют право на обжалование решения суда.
   Подсудимый, встаньте. Григорий Александрович, Вам всего лишь 17 лет. Это самое начало юности – прекрасной поры человеческой жизни, когда люди по-настоящему влюбляются, строят фундамент своей биографии. А  Ваша юность омрачена соучастием в страшном преступлении. Дорога, которую Вы выбрали, привела Вас прямиком в уголовный мир, где нет места человеческим отношениям, где люди живут по волчьим законам. У Вас будет время подумать над тем, по той ли дороге Вы шагаете.
  Вам понятен приговор?
ГРИГОРИЙ  (Подавленно) Да, Ваша честь.
СУДЬЯ  В таком случае судебное заседание объявляется закрытым!
 
Судья  стучит молотком
Занавес

Действие 6
Тюремная камера. Ночь. Григорий лежит на нарах. Он спит. Высвечивается дальний угол камеры. В круге света появляется прадед Григория. Некоторое время он молча смотрит на спящего. Григорий, словно почувствовав его взгляд , открывает глаза, медленно садится на нарах.
ГРИГОРИЙ  Дед? Ты ведь умер!
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Ты тоже умрёшь, если продолжишь отказываться от еды.
ГРИГОРИЙ  Не могу я эту баланду есть, да и на душе так погано, что кусок в горло не лезет. Девчонка эта с перерезанным горлом в каждом углу мерещится.
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Слава Богу! Дошло до тебя, раз ты так маешься. Испытание это тебе, внучек. Мне было испытание страшной войной, тебе – тюрьмой. У каждого из нас свой крест. Выдержишь испытание, останешься человеком – спасёшься.
ГРИГОРИЙ  Дед, ну ты прямо, как поп заговорил.      
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Да, какой я поп? Я – русский солдат. Это прапрадед твой –  отец твоей бабушки -  священником был. Расстреляли его за веру в тридцать седьмом.
ГРИГОРИЙ  Ничего себе! А я и не знал.
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Откуда ж тебе знать? Тебя с 10 лет только компьютер интересовал. Хороших книг ты не читаешь. А в них – мудрость поколений.
ГРИГОРИЙ  Хорошие – это какие, например?
МАКСИМ МАКСИМОВИЧ  Например, Евангелие.

Свет гаснет. На сцене остаётся один Григорий. Он вскакивает с нар, кричит:

ГРИГОРИЙ  Дед, где ты? Не уходи! Не оставляй меня здесь одного! Прости меня, дед!

Бросается на нары лицом вниз. В камеру входит охранник. В руках у него пакет.

ОХРАННИК  Печорин, тебе передачу принесли.
ГРИГОРИЙ  Кто принёс?
ОХРАННИК  Девушка. Сказала, что жена она тебе.
ГРИГОРИЙ  Мэри! Почему свидания не дали?
ОХРАННИК  Карантин у нас. Скажи спасибо, что посылку передали.
ГРИГОРИЙ  Спасибо.
 
Охранник уходит. Григорий достаёт из пакета продукты и Библию. Из неё выпадает лист бумаги. Он поднимает листок, читает вслух

«Гринька, любимый, я так соскучилась по тебе, сил нет. Учёба вообще в голову не лезет. К скинам не хожу. Опротивели они мне. Почему-то часто плачется. Хорошо хоть твоя мама взяла надо мной шефство. Может, тебе не понравится то, что мы сделали, но я расскажу. Мы с Верой Петровной после суда пошли в церковь. Ну, а куда же ещё нам было идти? Поставили свечку за тебя, плакали. Батюшка увидел, подошёл, стал спрашивать, какое горе у нас. Вера Петровна всё ему и рассказала. Батюшка сказал, что будет молиться о тебе,  и подарил вот эту книгу. Я в Инете прочитала, что Библия – это Книга Книг и что она многих спасла. Хочу, чтобы она спасла и тебя».   
Григорий целует письмо, садится за стол,
открывает Библию

Занавес


Рецензии
"15. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его". (Бытие. Глава 4.)

Сергей Анатольевич Фоминцев   18.07.2015 15:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.