Охота на льва

  Орёл или решка? - Гвардии лейтенант Сучков, лётчик, командир экипажа бомбардировщика А-20В “Бостон» положил пятак на согнутый указательный палец.  Щёлчок ногтя большого пальца – и пятак, блеснув в лучах утреннего солнца, взлетел ввысь. Достигнув верхней точки, монета звеня и бешено вращаясь начала падать на раскрытую ладонь лётчика. Стрелок – радист Иван Михайлов и стрелок Илья Попугаев заворожено смотрели на вращающуюся монету, а Алексей Шалютин – штурман бомбардировщика, наблюдая через плечо за действиями лётчика, шутя подтолкнул его правую руку. Пятак проскочил мимо открытой ладони и, упав на утрамбованный армейскими сапогами снег, вонзился в него, застряв до половины. На ребро упал, не считается – подумал поднимая пятак лётчик, но гадать на удачу  больше не стал - экипаж уже бежал к самолёту. Бомбардировщик вылетал на разведку дислокации войск противника западнее города Жлобин. Было утро 15 декабря 1943 года.

  Немецкий ас стоял возле своего самолёта и задумчиво наблюдал за тем,  как  техники готовят машину к вылету. “Мессермит-109F” прекрасный истребитель. Немецким конструкторам удалось воплотить в нём самые передовые идеи, конструкция получилась очень удачной и перспективной в плане модернизации. Пушка MG-151 калибра 20мм  и два пулемёта MG-17 калибра 7,92мм обеспечивали высокую огневую мощь. С расстояния в сотню метров он очередью из пушки мог перерезать краснозвёздный бомбардировщик “Пе-2” пополам. В тоже время 8-и миллиметровая броня надёжно защищала лётчика снизу и сзади от пуль и осколков, а фонарь кабины, где впереди и сзади стояло 60-и миллиметровое бронестекло, не брали в лоб пулемёты краснозвёздных истребителей. В кабине этого самолёта немецкий ас чувствовал себя защищённым,  как тевтонский рыцарь в своих доспехах. Именно тевтонский  рыцарь и был нарисован на кабине его самолёта.  С опущенным забралом, с копьём наперевес мчащийся в атаку рыцарь - крестоносец. На этом самолёте ас одержал уже много побед, но сегодня будет бой особый, сегодня предстоит “охота на льва”. Уже несколько дней над этим участком фронта появляется краснозвёздный самолёт - разведчик. Вообще-то воздушные разведчики на фронте не редкость, без них штабы ослепнут, их разведданные нужны для подготовки любой боевой операции. Но этот самолёт особый - американец по происхождению, редкий на восточном фронте бомбардировщик “Бостон”. На борту его красуется разъярённый лев – достойный трофей для тевтонского рыцаря. Сегодня будет настоящая охота, сегодня будет смертельная схватка между тевтонским рыцарем и львом! И победит сильнейший!

  Бездонное синее небо, ни единого облачка и лишь лёгкая дымка на горизонте. Одинокий самолет на предельной высоте был почти не видим и не слышен с земли. Экипаж самолёта - лётчик, штурман, стрелок-радист и стрелок были опытными воинами. Каждый начал свой боевой путь с началом войны, каждый воевал на нескольких типах самолётов, но в этом экипаже судьба их собрала перед началом Курской битвы. Полученные по ленд-лизу  американские бомбардировщики А-20В “Бостон”, которыми перевооружили их полк, были прекрасными машинами. Они вполне отвечали требованиям современной войны. Просторные кабины, обогреваемые кресла, лёгкое управление-всё это делало полётные условия более комфортными, чем на наших отечественных бомбардировщиках. Мощные моторы “Райт-Циклон”, крупнокалиберные пулемёты “Кольт-Браунинг” (спаренный у стрелка–радиста в турели и одиночный у стрелка), протектированные бензобаки – всё  это обеспечивало  “Бостону” скорость, маневренность и высокую живучесть в бою. На киле – бортовой  номер 25, на кабине пилота - изображение разъяренного льва с занесённой для удара лапой. Американцы большие любители украшать боевые машины яркими картинками с вызывающим сюжетом. На самолётах их полка изображения красовались разные, кому-то они нравились – кому- то нет, а это изображение всем  сразу пришлось по душе – разъярённый лев поднимал боевой дух экипажа. Курская битва была для экипажа прекрасной школой в которой оттачивалось их боевое мастерство, закалялась дружба, крепло взаимопонимание. За полгода совместных боевых действий экипаж много раз вылетал на боевые задания - бомбометание и разведку и судьба была благосклонна к ним. Задание, которое они выполняли сейчас, было им хорошо знакомо и привычно. Действия всех были слаженными и чёткими, каждый был профессионалом в своём деле и полёт проходил без осложнений. Линия фронта извивалась змеёй вдоль реки Днепр у белорусского города Жлобин. Нанесены на карту и сфотографированы позиции артиллерии и танков противника в районе населённых пунктов Гармовичи и  Коротковичи. Через час эти данные получат в штабе дивизии, а через два часа здесь появятся бомбардировщики груженные бомбами  и на земле станет жарко от пылающей техники, взрывающихся складов боеприпасов и топлива. Ровно гудят моторы, бомбардировщик стремительно мчится на восток, навстречу невысоко сияющему солнцу.
 
  Немецкий ас вёл свою эскадру “охотников” на поиски самолёта-разведчика. “Мессершмит-109”- самолёт-убийца. Равных ему не было и нет как в небе Испании так и на западном и восточном фронтах. Немецкий ас был уверен в своём превосходстве и эта “охота на льва” разжигала в нём азарт погони и жажду кровавой победы. И хоть побед на его счету было много, таким трофеем он будет гордиться всю жизнь. Моторы “мессеров” сердито рычали на максимальной мощности, самолёты упорно набирали высоту.

  Командир экипажа гвардии лейтенант Сучков внимательно всматривался в горизонт – встретиться с истребителями люфтваффе совсем не хотелось. Земля с большой высоты выглядела живописно. Солнце слепило глаза  отражаясь от хрустальной поверхности недавно замёрзшего Днепра. Заснеженные поля создавали фантастический, сказочный пейзаж в котором терялась глубина пространства. Самолёт казался невесомой частицей парящей в бескрайнем небе. И только резкие очертания крыльев и ровно гудящие моторы возвращали в реальность. Вращающиеся трёхлопастные винты слились в прозрачный серий  диск с жёлтой каёмкой. Зрелище завораживало. Самолёт казался гигантской птицей парящей над бездной. Настроение у лейтенанта было приподнятое.  В голове назойливо завертелась мелодия песни американских лётчиков - последний шлягер Леонида Утёсова. И поддавшись настроению, он начал тихонько напевать:

                "Мы летим, ковыляя во мгле,               
                Мы ползем на последнем крыле.               
                Бак пробит, хвост горит и машина летит               
                На честном слове и на одном крыле..."   

  -Командир, за нами след инверсии! – прозвучал в наушниках встревоженный голос стрелка-радиста.  Инверсия возникает на большой высоте – это водяной пар, который становится видимым в разрежённом воздушном потоке над крыльями или за винтами самолёта. Высота, на которой возникает инверсионный след, зависит от температуры, давления и влажности воздуха. Обычно для самолёта он никакой опасности не несёт, но только не сейчас.  По белому следу самолёт видно за десятки километров. Командир резко направил самолёт вниз  и выровнял на высоте 4000 метров – здесь инверсия не возникает.

  Белая полоска высоко в небе выдала самолёт-разведчик. Наземные наблюдатели сообщили по радио координаты самолёта  и стая “мессеров” развернувшись, пошла на перехват. Самолёт обнаружили на высоте 4000 метров, гораздо ниже чем ожидали. Но преимущество в высоте даёт преимущество в скорости. Расстояние между самолётами стало быстро сокращаться.
 
  -Командир, вижу “Мессеры”, шесть штук, преследуют нас - доложил стрелок-радист.   
               
                “Так что ж, друзья, коль наш черед,-
                Да будет сталь крепка!
                Пусть наше сердце не-е замрет,
                Не задрожит рука”.

  -всё ещё находясь в лирическом настроении, настраивая экипаж на предстоящий бой, словами песни сказал в переговорное устройство командир.

  -Экипаж, к бою!
               
  У немецкого аса был свой план охоты - вначале самолёты его эскадры “охотников” гонят бомбардировщик как охотничьи псы, изматывают его беспрерывными атаками, а затем, когда они все выдохнутся, настанет его черёд - он мастерски прикончит этого льва.

  Всё шло по плану. “МЕ-109” атаковали парами. Первая пара подошла на дистанцию выстрела и открыла огонь. Огненные трассы пуль стремительно протянулись  к” Бостону”.   “МГ-17” хороший пулемёт, но” Кольт Браунинг” мощнее. Коротко огрызнулась турель “Бостона” отрывая куски обшивки с  “мессеров” и у них сдали нервы,  пришлось отстать. Снизу тоже близко не подобраться – метко бьёт пулемёт стрелка. Сделав две атаки и расстреляв боеприпасы двойка “мессеров” отвалила, уступив место следующим. Стрелки на “Бостоне” знали своё дело, близко не подпускали. Но боекомплект ограничен. Всего патронов - на длинную очередь в полминуты. А шесть настроенных на победу “мессеров” – это много, ох как много. Отбивались короткими очередями. Лётчики на” мессерах” почувствовав  мощь “Кольт-Браунинга”,   держались подальше пытаясь издалека поразить ненавистный бомбардировщик. Длинные очереди пуль и снарядов прошивали фюзеляж бомбардировщика, но самолёт летел. Повреждения были незначительные.  Атака сменялась атакой, и патроны уходили как вода в песок. Пятая атака была для пилота люфтваффе успешной.  Точно выпущенная  очередь из  “MG-17” поразила стрелка и стрелка-радиста.  Их пулемёты замолчали.
 
  Несколько секунд по внутренней связи были слышны сначала сдавленные стоны, а затем трёхэтажный русский мат. Командир забеспокоился:
  -Иван, вы живы?
 
  -Живы, но Илье руку разворотило, а меня в ногу зацепило! - скороговоркой прокричал стрелок-радист.

  - Командир, плохи наши дела, у меня патроны кончаются, а на нас ещё один заходит, размалёванный. Он нырнул нам под брюхо, берегись!

  Час пробил, пора завершать охоту – промелькнула мысль в голове аса. Его напарники, трусливо расстреляв боекомплект с большой дистанции, не смогли свалить льва. Но лев обессилел, порядком потрёпан и самое главное - ему уже нечем драться. Зайдя снизу, он не встретил сопротивления. Быстро догнал “Бостон”, ручку на себя - самолёт задрал нос вверх и перед ним предстал разъярённый лев, слабый и беззащитный. Дальше всё выполнялось отточенными до автоматизма движениями.  Прицелился в правый двигатель  - огненный пунктир очереди впился в мотор.  В мотогондоле бомбардировщика  глухо ухнуло, из приоткрывшихся створок ниши шасси полетели куски резины. Довернул самолёт и поймал в прицел левый двигатель - короткая очередь. Селектор выбора оружия переключил на пушку, поймал в прицел фюзеляж и нажал на спуск. Пушка MG 151, стреляющая через полый вал винта изрыгнула из носа “мессера” огненный смерч снарядов, который подобно копью тевтонского рыцаря проткнул фюзеляж “Бостона” от хвоста до носа. Ох, какое это было наслаждение – пронзать огненным копьем дымящееся чрево льва!  Полетели в разные стороны куски обшивки и обломки  хвостового оперения, самолёт окутался дымом и начал медленно сваливаться в пике. Душа аса ликовала от ощущения победы. Охота удалась на славу, лев повержен!!!  “Мессер” вынырнул из-под брюха “Бостона” возле левого крыла и ас развернул машину так, чтоб лучше насладиться лицезрением агонии умирающего льва. Посеченное пулями и осколками изображение  разъярённого льва потускнело,  лев уже не казался ему таким грозным. Через рваные дыры в обшивке струился дым, в кабине лётчика и штурмана стоял  белесый туман и не видно было никакого движения. Турель стрелка-радиста скрылась за белыми космами вырывающегося дыма, самолёт потерял управление и сейчас устремится к земле.     И вдруг… то что ему открылось заставило замереть от ужаса. Сквозь дым и закопченный плексиглас турели на него смотрели злые глаза стрелка-радиста. Перепачканная в крови и саже физиономия не сводила с него пристального взгляда.   Но ужасней всего то, что этот взгляд был направлен на него через прицел пулемёта. “Какая ужасная ошибка. Напрасно я…”- обожгла мозг мысль и разлетелась разноцветным фейерверком. Хлёсткая как удар львиной лапы очередь прошила кабину ”мессера” и бронестекла кабины изнутри окрасились в красный цвет.

  Боль в ноге от остывающей в плоти пули нестерпимо терзала душу и тело, но ярость схватки заглушила боль. Удобное для атаки мгновение длится доли секунды, и Иван не упустил его. Едва в дыму мелькнула кабина “мессера” - быстро развернул турель и поймал в прицел улыбающуюся физиономию немецкого аса. Взгляды их встретились и он увидел, как самодовольная улыбка мгновенно сменилась гримасой страха.  “П..п..получи фашист!”  – шептал Иван, нажимая на спуск пулемёта и содрогаясь вместе с ним. Его сдвоенный “Кольт – Браунинг” грозно рявкнул последними патронами на тевтонского рыцаря и замолчал. Да и стрелять было больше не в кого – размалёванный “мессер” завалился на левое крыло и вошёл в штопор. Остальные отстали.

  ”Бостон” падал как осенний лист.

  Когда самолёт перестал вздрагивать от разрывов снарядов и через дырявый как решето фюзеляж  выдуло дым от пороховых газов и горелой электропроводки, экипаж ещё некоторое время приходил в себя после пережитого стресса. Пассивная защита - броня спасла жизнь лётчика и штурмана, на них ни единой царапины. И хоть ситуация была далеко не штатная, паники не было.  Командир  быстро оценил обстановку: пожара нет, левый двигатель вибрирует – отключить, дотянем на одном, хватило бы топлива – правый бак пробит. Правое шасси разбито – сядем на “брюхо”. Половина приборов на приборной доске не работает, переговорное устройство молчит – не беда, долетим вслепую - штурман пальцем ткнёт куда лететь. Хвостовое оперение разбито, самолёт едва слушается рулей – это плохо, очень плохо. Стрелки ранены - прыгать с парашютом не могут, да и под самолётом – глубокий тыл противника, в плен нельзя. А посему команды “Покинуть самолёт” не будет!  И с большим трудом он медленно вывел непослушный самолёт из пике. Лев из живучей кошачьей породы, значит, будем жить – подумал лётчик.  Высота - 800 метров, до своего аэродрома оставалось 160 километров. Один мотор ровно ревел за двоих. В голове опять завертелся назойливый шлягер Утёсова:

                “ Мы ушли, ковыляя во мгле,
                Мы к родной подлетаем земле.
                Вся  команда цела, и машина пришла         
                На честном слове и на одном крыле”.


  P.S.
  За успешное выполнение боевого задания экипаж получил боевые награды:
Лётчик Сучков А.М………………….…...Орден Отечественной войны 1-й степени.
Штурман  Шалютин А.Н..................Орден Отечественной войны 1-й степени.
Стрелок-радист Михайлов И. И..……Медаль “За боевые заслуги”.
Стрелок Попугаев И. А…………….……Медаль “За отвагу”.


Рецензии
Лихо и достаточно достоверно.

С уважением

Евгений Пекки   13.03.2014 21:50     Заявить о нарушении