Новогодняя традиция

(Байки от Филиппыча – рассказ)


- Не-е! Я отошел от организации праздников. Хорош уже!.. Пусть мои дамы теперь что-нибудь придумают; я буду только - «за!» - говорил на ходу Родион Филиппыч своему приятелю. – У нас ведь, Сань, было традицией ходить 31 декабря в театр.

Знаешь, однажды мне просто стало невмоготу видеть  свою – Полину Петровну, простоявшую целый день на кухне «у станка», с бигудями на голове, в домашних тапочках, зажимающую плечом  телефон,.. а к десяти вечера уже готовую покусать кого-нибудь! Ну… и мне доставалось. То за зелёным горошком, то ещё за чем… словно нас целый год не кормили.

- Знаю, Родь! Сам страдаю от этого. – И друзья, поддерживая друг друга, полезли по лестнице, выводящей их из метро.
На улице хорошо дышалось, шёл лёгкий снежок, искрясь в свете фонарей. Когда кончилась возлеметрошная «каша», он знакомо заскрипел под ногами.

- Айда через сквер! Подышим чуток, - предложил Филиппыч, хмыкая себе в усы, видимо, вспоминая что-то. И, в продолжение разговора, добавил, - театр стал не тот, Сань, да и постановки… уж о-очень экстравагантны! Представляешь, даже в классическом «Ревизоре» трудно бывает угадать,  кто есть кто, тем более, если действие происходит в «тюремной камере» и все артисты одеты в арестантские робы…

- Одурели, что ли? А то у нас этого добра и так мало? - Сан-Саныч аж начал задыхаться, видимо от быстрой ходьбы, и привычным движением полез в карман за валидолом. Друзья присели на скамейку. – А что там у вас в прошлый-то Новый год стряслось? Вы же, вроде на музыку ходили?

- Ой, друг, я тебя счас рассмешу. Тебе же нужны положительные эмоции...
Сан-Саныч – вовсе не театрал, но полностью доверявший в этом вопросе приятелю, все же лукаво прищурился произнеся: - что, и тут история приключилась?

- А то!.. Как-то я подумал, что классическую музыку им вряд ли удастся испортить, и мы стали ходить на концерты. Это бывало прекрасное окончание года.
В приподнятом настроении семейство шумно возвращалось домой, любуясь по пути украшенной Москвой. Эти предновогодние или рождественские концерты стали праздниками, к которым мы готовились заранее: надо было купить билеты, продумать гардероб, маршрут и… «кто повезёт».

Сунувшись в билетные кассы в начале декабря, я поёжился, как от холода, который ещё и не наступил. Цены кусались!..  Билеты стоили от 10 до 20 тысяч рублей за штуку. Для семьи из четырёх человек, где два пенсионера – дороговато будет, мягко выражаясь.
Можно, конечно, музыку и дома послушать,.. у нас хорошие диски есть, но ведь - традиция!..  К тому же все настроились.  Да и вечер «у станка» ещё в памяти.

Поехал искать по всем залам консерватории – может выступление студентов – они такие молодцы ребята,.. там бывают настоящие самородки! 
А вот и удача - читаю в афише: «Зимний путь». В концерте принимают участие: одна известная дама – скрипачка, вовсе неизвестный – Мартынов, ещё «Аукцыон», да «Академия старинной музыки «OPUS POSTH».
И все они – с уникальной музыкальной композицией из сочинений Преториуса, Перселла, Корелли, Шуберта и этого самого - Мартынова. Малый зал, цены обычные - по 1650 рублей… Ура! Беру. Это будет прекрасный новогодний подарок семейству.

Кто такой Мартынов - я не знал, имена других авторов обещали чудесный новогодний вечер, название концерта – тоже. Дома все порадовались.
И вот мы, нарядные, заняли места в восемнадцатом ряду партера.

Публика хорошая. Все в чёрно-белом. Узнаваемые, почти родные лица, с которыми не раз встречались на концертах. На душе ощущение праздника. Склонясь к тёте, рассказываю про этот чудесный зал с хорошей акустикой.

А вот уже на сцену, под аплодисменты, выходят исполнители.
Только выходят они… как-то странно. В домашней одежде, я бы сказал - в нарочито небрежной одежонке, уж вовсе не соответствующей ни случаю, ни заявленным именам  композиторов.

Все недоумённо переглядываются. Музыканты вроде бы застеснялись. Тётя шепчет:  «Бедняги, наверно у них машина с фраками в пробке застряла.»
Но мы-то, Саш, по пустой Москве ехали. Тётя снова шепчет:  «А может, что-нибудь случилось непредвиденное, сейчас выйдет конферансье и всё прояснится.»

Зал, на всякий случай, зааплодировал, думая точно также. Но не вышел конферансье, не вышел и дирижёр. Странный оркестр заиграл Шуберта. Контрабасист ехидно улыбался, первая скрипка, одетая в пляжно-полосатый свитерок, сексуально покачивала бёдрами, а у альтиста распахнулась клетчатая рубаха  из-под которой нагло вылезла мятая, псивая футболка. Внутри у меня шевельнулось нехорошее предчувствие. Я вытянул шею – порты на нём были под стать футболке.

Семья поглядывала вопросительно на меня, а я, как дурак старый, хлопал глазами и пожимал плечами.
Первому произведению зал жиденько поаплодировал, сердобольная моя тётя - тоже, остальные наши сникли в молчании.

Вдруг, из-за спины раздались гитарные звуки. То по проходу шёл молодой, упитанный парень в расстёгнутой рубахе, из которой выглядывал оголённый торс.  Он что-то бренькал на гитаре – вроде, как настраивал её. Так и вышел на сцену. Мужик этот, судя по программе, и был - Мартынов. И пытался он петь.

Голос у него был глухой и слабенький. К тому же, ёлки зелёные, было ощущение, что он пьян, потому, что слов  не выговаривал, в ритм не попадал, и о чем он там вещал – никто не понял, да и музыки не было.

Оркестр стоял на сцене и с пониманием смотрел на мужика. Аплодисменты были неуверенные, несколько человек встали и с оскорблёнными лицами, молча ушли. Я виновато сказал: «Девочки,.. с меня причитается. И довольно - надо уходить! Ещё одна такая выходка, и я набью ему лицо, чтоб консерваторию не позорил.»

Но тут оркестр быстренько заиграл Перселла и, из уважения к нему, мы остались. В зале работали два оператора, снимавших это действо на камеры.
За Перселлом Мартынов снова поднялся на сцену. Поскольку за первую «песню» с ним ничего не сделали, он уже осмелел, гитара его звучала погромче, да и голос малость окреп. И тут мы услышали, о чём же он кричит. А орал он с академической сцены, прости меня, Саш - про блевотину в самолёте и  «дайте мне девку!».

Тут я не выдержал и, скрипнув зубами и сжав кулаки, прорычал: «Я его сейчас убью!»
Дочка поддержала: «Наверное, нас посадят обоих, потому, как за «консерву» и мне обидно.»
Ах, Царица Небесная!... Что тут началось!..
Половина зала хлопала, пытаясь «захлопать» эту гадость. Часть встали, и с возмущением пробирались между кресел, некоторые увещевали, что мы ничего не смыслим в современном искусстве. Музыканты посмеивались.

Дочь встала и, хорошо поставленным «юридическим голосом», произнесла: «Мы требуем прекратить это безобразие!» – Часть зала зааплодировала.
Горе-певец отступил от микрофона. Но тут на нас опять зашикала другая часть зала: «Если  не понимаете, то нечего ходить на такие концерты, и не мешайте слушать!»   Какие «такие», Саш? – мы же на классику шли…

Операторы вертелись, переводя камеры то на сцену, то на зрителей. 
Наши поднялись, чтобы уйти, кроме тёти. В это время оставшаяся половина зала разделилась: одни недоумённо хлопали глазами, другие стали бурно аплодировать и кричать «браво».
Тётя неуверенно пролепетала: «Наверно мы не правы, я останусь до конца.»

– Ну-ну!.. - Съехидничали наши и сочувственно посмотрели на меня. Сопровождать-то её мне предстояло.  – Найдёте нас в кафе.
Я покорно принял это бремя, поскольку чувствовал себя виноватым перед родственниками, которым испортил новогодний праздник.

Чуда не произошло. Классика чередовалась этим окаянным Мартыновым и через два номера программы и тётя, наконец, поняла, что сидеть тут больше не стоит, тем более, что зал опустел на три четверти, если не больше.

Мне было обидно за себя,.. за тётю-предательницу,.. за то, что нас «развели» самым наглым образом в этот праздничный вечер. И не где-нибудь - на экспериментальной сцене, где такие выкрутасы возможны, а в святая святых классической музыки – в консерватории.

На выходе возмущённые зрители пытались найти администратора, шумели, возмущались,.. но всё было тщетно. Администрация была уже дома. Билетная касса закрыта. Впереди было десять дней новогодних праздников и стало совершенно очевидно, что кто-то всё это очень точно просчитал.

Я вел свою тётю по мраморным ступеням и вспоминал Булгакова. С описанных им времён, мало что изменилось. Зашли в кафе.

Дамы мои тяпнули кофе с коньяком и повеселели. Они уже подсчитали заработок лохотронщиков и обиды на меня за испорченный праздник вовсе не держали, даже наоборот – старались поддержать и успокоить. Шутили по поводу того, что могли бы и в «обезьяннике» оказаться - театралы!.. 

А Москва готовилась к встрече Нового года, выставляя напоказ свой праздничный наряд. Глыбы зданий были подсвечены прожекторами, светились гирлянды огней.
Было торжественно-монументально, как в президиуме... – Столица!
И не было в ней ни уважения, ни  милосердия, ни жалости  к человеку. Это просто не заложено в её каменные мозги. «Даёшь народное гулянье!» - и всё тут!

- Что-то, Родь, смех наш – сквозь слёзы получился. Пошли, что ли?, пока хвосты не приморозили. - Друзья покряхтели, покачали головами, поднялись со скамейки и направились к дому.
Поскрипывал  под ногами снег, в разрывах быстро бегущих облаков проглядывала горбушка луны.

2009 г.


Рецензии
Очень правильный рассказ вы написали. Меня особенно раздражает, когда современное, так называемое, искусство берётся интерпретировать классику. Мол, это для молодёжи, они так лучше поймут. Это безобразие окончательно портит и без того испорченный вкус у молодёжи. Пишите свои пьесы, дотянитесь хоть немного до Чехова, Островского. Ан нет, проще изгадить и извратить.

Ольга Море   27.08.2019 08:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга! Сначала мы возмущены, потом начинаем посмеиваться, а по прошествии времени воспринимаем это с юмором. Такие эксперименты вечны, как само лукавство.
С теплом, солнышком и осенним праздником!

Нина Степ   28.08.2019 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.