Гейша, Кэндзи Мидзогути

Фильм "Гейша" Кэндзи Мидзогути. Чуть-чуть мыслей. В русской литературе существует традиция "любви к проституткам". По-моему, шедевром, почти социологическим исследованием, можно назвать повесть Куприна "Яма" (я, кстати, недалеко от "Ямы" жил в детстве). Конечно, известны иные работы, например, "Воскресение" Толстого или, увы, более безнадежный роман Достоевского "Преступление и наказание". Европейскую литературу перечислять не имеет смысла. Те же "Манон Леско" Прево, "Нана" Золя, великие романы Франса и Мопассана. У А. Жолковского известна статья "Топос проституции в литературе" критик рассматривает историю "темы" от ;Гоголя, Некрасова, Чернышевского до Гаршина, Чехова, Горького с Юшкевичем и Андреевым, Бабеля.
В двух словах, наверное, "проблематику" этой темы можно свести
к следующим "гендерным" вопросам: мужчина требует от возлюбленной наличия некоего экзистенциального опыта в любви (по простому, в сексе - печальная история А. Блока и его жены, Маяковского с Л. Брик и т.д.; счастливая история любви - Есенин и Айседора Дункан). Но это "мужское", безусловно, амбивалентное (потому что такая "жертвенная" любовь не проста) требование наталкивается на реальность жизни. Когда женщина вынуждена играть в "чувство", а мужчина погружается в бесконечные размышления: где начинается "настоящая" женщина, прекращается потворствование мужским инстинктам. Любит ли "вообще" женщина секс, что она ждет от "сексуального" и т.д.
Совсем по новому взглянули на эту тему феминистки, если интересно, см. ниже ;";Неукротимая Д. Истон из шестидесятых: Секс, коммуны и феминистский рок-н-ролл"
Истон, безусловно, отвечает на все "мужские" вопросы, но ее ответ вызывает сложные чувства: право на секс у женщины связано с правом на одиночество, независмость от мужчины.
Внизу - «Гейша», фильм режиссера Кэндзи Мидзогути, вышедший на экраны в 1953 году. Экранизация романа Мацутаро Кавагути.
Это потрясающая картина, потому что японцы беспощадно, пусть и чуть-чуть романтизируя через "красоту" фотографии, зафиксировали какой-то отрезок времени своей истории.
В "Гейше" нет "проблематики" в русском смысле слова: отношение к проституткам на Востоке отличается от европейского или американского.
Мацутаро Кавагути рассказывает о других "вопросах": выгодно ли любить, сколько стоит любовь, какие "правила" существуют в любви и чем высокооплачиваемая любовь отличается от "подзаборной".
Немного о режиссере. ;Мидзогути родился в токийском районе Хонго в семье кровельщика. Старшую сестру Сусомо (Судзу) пришлось отдать в чужую семью; через некоторое время приёмные родители продали её в гейши. Это событие глубоко повлияло на мировоззрение Мидзогути, предопределив главную тему его творчества — «несчастья женщин в мужском мире», в том числе их прозябание в домах терпимости


Рецензии