Живой Бог

    Живой Бог!
   - Что же такое Бог? Почему он «в трёх лицах»? Для чего столько ипостасей? 

   - Бог - Творец всего сущего. Закон всех законов. Но так как Его творящая сила не просто разумная, а сверхразумная, (благая и вседобрая, ибо постоянно поддерживает, укрепляет и развивает сотворённое), так как Он был, есть и будет вне времени, вне всех ограничений, а в наше «время» -  в поле (пространстве) земного совершенства – Царь и Владыка всех людей и народов, любой живой души, любого животного и любой былинки растительного мира, а также всей Вселенной и каждой пылинки, атома, любой энергии, любого движения, то мы Бога почитаем за личное, Высшее, «Небесное» Существо, о Котором говорим «Кто», а не «что», и пишем с большой буквы. /Но и Христос подтвердил (когда учил нас, как молиться), что это не мешает нам обращаться к Нему «на Ты»./ Если искать определение «живого», то Бог, безусловно, живой, творчески активный, деятельный. Но эти определения на самом деле только умаляют существующее величие: Бог прост, неизменяем, о нём лучше нам не сказать, как – Сущий. Так и говорится в Библии.

                О Лицах и Ипостасях

   А теперь поговорим о Лицах и Ипостасях.

   «Бог» это – слово. /Сейчас говорится о семантике, а не о Логосе (Слове)./ Оно (слово) самостоятельное и ипостасное. Ипостась – вид, смысл. Самого Бога никто видеть не может, так как Он иной природы, чем сотворённый Им мир. Но, как говорит Соломон, жалки те, кто за красотой и величием мира не видят характеристику Сотворившего. /Премудрость Соломона 13.  5 и др./

   Впрочем, Он превыше и этого. Человек не в силах описать многое, и потому что в его языке нет слов для описания заматериального и завременн;го, кроме общих слов. Мы можем Его характеризовать по Его воздействию на нас, например, Солнцем, Светом. Можем сказать «Отец». И, уподобив родным ;бразам, говорить о Его «очах», «деснице», «одеянии», «порыве» и тому подобном. Мы говорим о Его «благоволении», «гневе», «суде».

   Невидимое не значит непознаваемое. И завет нам дан всё испытывать  /об этом - во многих местах. Например, 1 Фес.5.21. В главе «Об инославных» будем подробней говорить на эту тему./, обо всём иметь своё непредвзятое мнение, иметь добрую волю, и веровать в Отца и Сына и Святого Духа. Откуда это последнее? От Евангельского откровения. Не всё мы познаём своим разумом. Господь открывает многое и неразумным тварям законами природы: «знает» река как и куда течь, "знает" корень куда тянуться, чтобы добыть питательные соки для растения, «знает» растение куда повернуться, чтобы было ему хорошо. И внутренним чувством: знает животное приближение сроков благоприятных для продолжения жизни и продолжения рода, знает не разумом, не памятью об опыте.

   А мы многое познаём верою. У нас, слава Богу, есть Святое Писание, Благовестие. Наша вера отверзает нам глаза и уши, двери в горнее. Освещает все дороги жизни. Всякий помысел, всякое слово, всякое дело.

   Только верою мы воспринимаем Триединство Божие. Нераздельное и неслитное. Прозреваем основу Триединства: Любовь. В этом новозаветная Истина раскрывает ветхозаветную Истину. И когда мы поклоняемся Христу, то поклоняемся и Богу Отцу, и Духу Святому. Когда на нас нисходит Дух Святый, то нас благословляет и Христос, и Отец наш небесный.

   А можем ли мы как-то мыслимо подойти к тайне трех ипостасей?

   А почему бы и нет? Мы живём во времена, когда в школьных учебниках говорится о «двух ипостасях» света. Смотря по тому, с какой «смотровой вышки» практики рассматривать это явление /свет/, мы говорим то о фотонах, мельчайших корпускулах (телах), то о волнах определённой длины. И все формулы для расчётов проявления этих «ипостасей» различны, и все проявления отличные. А говорим об одном и том же явлении физического мира.

   О каждом человеке можно говорить как о телесном, душевном и духовном. Всё гармонично взаимосвязано в общую симфонию. Всё зависит одно от другого. Не слитно, но и не раздельно. Мы так свыклись с этим, что не видим в этом чуда.

   У Бога много ипостасей. Мы можем вместить только понятие о Трех Лицах Единого Творца. Этот Образ для нас предельно достаточен. Не будем искать то, что не касается нас.

   - "Отче наш" все знают. А что в ней главное?
   - Ну, скажи, а что в человеке, когда с ним общаешься, главное? Сердце, печёнка, почки, ноги, руки или ещё что?

    Главное то, что – живой! Вот и в Этой молитве каждая буква дорога (составляющая общего). Но главное, что мы обращаемся к Богу живому.  Мы это должны исповедовать каждый раз, дерзая повторять вслед за Христом слова "Отче наш...". И не просто живого Бога, а Вселюбящего Отца нашего. И мы должны безотчётно Его любить. Это как в семье. Обратите внимание, что родители круглосуточно знают, что у них есть дети, что  надо постоянно заботиться о благосостоянии детей. Это им диктует любовь.  А дети, просыпаясь, не сомневаются, что у них есть рядом любящие защитники, и, в свою очередь, безотчётно любят своих родителей, бегут к ним при всякой нужде, ищут помощи и защиты. Тянут к ним свои руки. /Не случайно именно эту стену нашего бытия пытается прежде всего разрушить дьявол. Он врывается в нашу жизнь, положив вражду между родителями и потомством, заменив любовь и заботу на расчёт и ненависть, что особенно явно в жуткие времена перемен./

   Написаны толстенные книги, разбирающие каждое слово, каждый знак этой великой Молитвы, в которой исчерпывается всё нужное миру, в целом, и каждому человеку, в отдельности. Но что толку сотрясать воздух любой молитвою, если не имеешь любви. Любовь - это имя Бога. А если нет Бога, то бесполезна и молитва к Нему. Бог должен быть всегда для тебя живым помощником. Поэтому так и любима верующими Псалтырь, что она напоминает, насколько жив и близок всем Бог.

   Господь не зависит от наших молитв. И воля Его будет, потому что - есть. Будет ли Он в нас, зависит от того, насколько мы в Нём нуждаемся. Но не введи нас, Родной, в искушение!

   - А когда нужно принять св. Крещение? Надо ли крестить детей, в том возрасте, когда они не могут сами принимать решение?

   - Если "православные" родители отрекаются от своего чада, то надо ждать добровольного решения раба Божьего. Если же родители, обязанные воспитывать своих детей, пребывают в лоне Церкви, если они не мыслят, что в их семье появится инакомыслие, и не собираются для этого сами готовить почву безбожия, то крестить дитя желательно, по благочестивой традиции нашей, как можно раньше. Мы восхищаемся, когда дети таких родителей отказываются, к примеру, от мороженого: «Что Вы, сегодня же постный день!» Мы хвалим родителей, что воспитывают своих подопечных в Православии. Как же должны отреагировать, что эти же родители не окрестили ещё своих детей, то есть и на литургии верных им нельзя присутствовать?
У Бога обителей много, но за членов земной церкви ходатайствуют и вспомоществуют своими молитвами к их спасению все святые небесной Церкви, находящиеся во взаимном общении с Ангелами и между собой. (Апок. 8, 3 - 4. Догм. Богословие Филарета Черн. ч. 2. стр. 356 - 430). И причащать детей надо, без всякого сомнения, с младенчества.

   И причащать детей надо «с пелёнок». Да, он ещё не понимает величия происходящего. Но на то и дано ему детство, чтобы познавать полноту всего. Каждому возрасту своя пища, а мы разве знаем, как ребёнок усваивает «Небесные глаголы»?
 
   - А каков венец совершенства всего человечества?

   – Воцерковление всего человечества. (Церковь – Тело Христово). Причастность к божественной жизни Святой Троицы. Жизнь во Христе, пребывающем в нерасторжимом единстве Святой Троицы, жизнь в Духе Святом, усыновляющем нас Отцу /стяжание Духа Свята и собственное об;женье каждого/.

   Ты, брат, поднял сложный вопрос. Надо бы разобраться, что есть история как таковая. Изменение пространства для совершенства. Оно изменяется с рождением новых людей, а они творят в этом пространстве во исполнение добра или зла. Люди, как и вся природа, претерпевают воздаяние за свою деятельность. Так слияются судьбы людей с судьбами народов. И с положением, состоянием, всего мира. Когда-то, в историческом «далеко», нам было сказано: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, /и над всяким скотом, и над всею землёю,/и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». И сказано было: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя. Вам сие будет в пищу. /«… А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу». (Быт. 29и и 30)/. И было сказано «позднее», когда пространство для совершенства изменилось: поститесь и бодрствуйте. «Всему своё время». Всё оправлено в ситуацию для совершенства. «Всякой вещи своё время». (Экклезиаст 3. 1).

   Любой цветок – океан красоты! А перед нами бескрайние цветущие поля и дремучие дебри. Любая бабочка – неисчерпаемое изумление, любая пчёлка – искуснейший кулинар и врач. Коровы, козы, куры – наши кормилицы. Любое животное может приносить нам пользу! И хлеб на наш стол поставляют хлебородные поля. И другие  разнообразные плоды земли украшают наш стол. Мы наслаждаемся пением птиц, мы плещемся в летних водоёмах, дышим ионизированным воздухом водопадов. Мы могли бы пребывать в вечном восхищении! Но, нет! Наше восхищение перечёркивается суетой и блудодейством. «Проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (Исаия 24. 6.).


Рецензии