Платоновский минимум
ЧТО ТОЛКАЕТ ЧЕЛОВЕКА К ПОЗНАНИЮ? Можно ли через познание докопаться собственно до причин и истоков познания? Веками философы ищут ответ на этот вопрос. Читая диалоги Платона, ведущиеся от имени Сократа, и главные из них - "Государство", "Пир", "Парменид", "Теэтет" и другие, я натолкнулась на ясные, логически обоснованные ответы Сократа своим ученикам. Они мне показались убедительными.
Каждый учёный, приступая к исследованиям, дабы не увязнуть только в позитивистском отношении к науке, ограничивающем её познавательную ценность, должен в первую очередь обратиться к Платону, который вот уже более двух с половиной тысяч лет ведёт нас к ВЕЧНОМУ БЛАГУ.
Не стоит сосредотачиваться лишь на прикладном значении науки, которое Платон относит к способам удовлетворения человеческих вожделений (потребностей плоти).
Платоновский минимум для студента и молодого учёного не замахивается на адаптацию Платоновской диалектики. Это - попытка показать, насколько чистыми и высокими могут и должны быть источники вдохновения ученых.
Уважаемые профессиональные философы (если таковые зайдут на мою страницу), не судите меня строго.
ПЛАТОНОВСКИЙ МИНИМУМ
Вся европейская философия, в том числе и теория познания, и натурфилософия, уходит корнями в Платонизм. Платон вслед за своими соотечественниками – великими метафизиками Гераклитом и Парменидом искал истоки истинного познания, его сущность и мотивы.
Сущность и исток познания, понимания Платон полагал в мире идей.
"Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, сама же причастность вещей идеям заключается ни в чём ином, как только в уподоблении им." "ПАРМЕНИД, т.2, стр 354
Идеи – объективные сущности вещей. Им принадлежит сверхчувственное бытие, мир высший, невидимый. Идеи являются прототипами, образцами, по которым создан "мир видимый". Несовершенные, лишь сходные, но не тождественные изображения идей содержатся в "телесных вещах" Если подходить к идеям с точки зрения познания, идеи можно назвать также наивысшими понятиями, обладающими объективной реальностью и предопределяющими собой чувственное бытие.
Истина, справедливость, красота - понятия, составляющие идею БЛАГА, иерархически высшую в мире идей. Для процесса познания БЛАГО также необходимо, как свет для процесса зрения. Без него познание будет блуждать в темноте небытия, или ограничиваться промежуточным знанием, которое Платон называет мнением или представлением. Это" нечто среднее между пониманием и невежеством".
" Познаваемые вещи не только могут познаваться лишь благодаря БЛАГУ, но оно даёт им и бытие и существование, хотя само БЛАГО не есть существование, оно за пределами существования, превышая его достоинством и силой". "ГОСУДАРСТВО", т.3, стр. 291.
Идея БЛАГА - причина знания и познаваемости истины – "то, что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать". "ГОСУДАРСТВО" ,т.3, стр. 291.
Способность познания Платон называл разумностью души. Он противопоставлял восприятие и мышление (понимание, образование понятий) как два совершенно отличных по своему существу и происхождению вида познания. Причём истинное познание полагал не в восприятии. Восприятия дают лишь повод, вызывающий умопостигаемые понятия, но не служат их источником. Истинное познание начинается с образования понятий, в которых множественность эмпирических данных восприятий сводится в единое и общее.
Итак, понятия сами по себе не содержатся в восприятиях. Объекты восприятий и объекты понятий различны. Если восприятия направлены на мир "видимый" по определению Платона, то понятия своим объектом познания делают более высокую реальность, мир идей, который и отражается в них.
Мышление - " беседа души с самой собою". "ТЕЭТЕТ", Том 2, стр 339.
Оно есть отражение бытия в сознании через понятия, приводящее к знанию - соответствию между представлением и его объектом, то есть отражение бытия в объективном представлении. Представление идёт вслед за восприятием как мнение о воспринятом. Оно является элементом сознания, связывающим чувственный образ – восприятие - с понятием.
Истинные представления являются только путём к истинному знанию. Истинное знание заключается не в мнениях, которые касаются чувственных образов, преходящих и изменчивых, но в понятиях, и достигается оно лишь путём диалектического мышления, то есть путём рассуждения и размышления.
Таким образом, понятия, которыми оперирует разум, не черпаются из восприятий. По Платону понятия выражают "воспоминания" такого содержания, которым душа обладала изначально. Они возвращаются в сознание через ассоциации по сходству, и повод к ассоциациям дают восприятия. Восприятия – лишь повод для воспоминания.
Учение о познании Платона следует понимать таким образом, что знание, выражающееся в понятиях, есть припоминание содержаний, познанных душой в предсуществовании, когда душа созерцала мир первообразов в чистоте и совершенстве.
" ... мы восстанавливаем прежние знания…Познавать означает восстанавливать знания уже тебе принадлежащие. И называя это "припоминанием" мы, пожалуй употребили бы правильное слово. " " ФЕДОН", том 2, стр. 30
Благодаря тому, что душа носит в себе первообразы-идеи, она стремится вновь созерцать их, "… узрев подлинное бытие, хотя бы и ненадолго", душа "ценит его, питается созерцанием истины, и блаженствует. " "ФЕДР", том 2, стр. 156
Душа опять может прорваться от чувственного мира к сверхчувственному в процессе познания. Это стремление и прорыв являются истинными мотивами познания и в частности науки.
Сущность науки, её высшая цель заключается в правильном мнении, которое выделяется из восприятий и обосновывается разумом через диалектику, то есть в истинном знании.
Кроме стремления разумной души к блаженству от созерцания идей мотивом познания является желание понять противоречивость качеств предмета познания.
В противоположность зрению мышление рассматривает свойства предмета не в их слитности, а в их противоположности.
"…Кое-что побуждает рассудок к деятельности, а кое-что – нет. То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил, как побуждающее, а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль". "ГОСУДАРСТВО, т.3, стр. 307.
… Если нечто единичное достаточно хорошо постигается само по себе, будь то зрением или каким-либо иным чувством, то не возникает стремления выяснить его сущность.
Если же в нём постоянно обнаруживается и какая-то противоположность, так что оно оказывается единицей, не более, чем её противоположностью, тогда требуется какое-либо суждение; в этом случае душа вынуждена недоумевать, искать, будоражить в себе самой мысль и задавать вопрос." "ГОСУДАРСТВО", т.3, стр. 307
Платон, устами Сократа говорит о том, как через познание противоположностей также выясняется сущность, выяснение сущности ведет к созерцание бытия, созерцанию первообразов-идей, которым принадлежит бытие, а значит, и достигается блаженство души.
Занятие науками, взятое в целом "ведёт прекраснейшее начало нашей души ввысь, к созерцанию самого совершенного в существующем". Однако науки на этом пути являются только "помощниками и попутчиками" диалектического метода, который, "минуя ощущения, посредством одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности БЛАГА" . "ГОСУДАРСТВО", т.3, стр. 316.
"Никто не докажет нам, будто можно сделать попытку каким-нибудь иным путём последовательно охватить все, что есть сущность любой вещи, ведь все другие способы исследования имеют отношение к человеческим мнениям и вожделениям, либо направлены на возникновение и сочетание (вещей), или целиком на поддержание того, что растёт и сочетается." " ГОСУДАРСТВО". т.3, стр. 317.
Людей, стремящихся к познанию, Платон называл "беременными духовно" и в духовной беременности видел проявление бессмертного начала души. "Беременный духовно, вынашивающий то, что душе и подобает вынашивать… разумение и прочие добродетели" "ПИР", т.2, стр.119. по Платону является высшим типом человека.
Справедливым для такого типа людей является наличие возможности заниматься познанием с помощью науки и диалектики.
Мы видим, что мотивом познавательной деятельности Платон считал только само познание БЛАГА, а его главным методом - диалектический метод.
В диалектическом методе он разделял мышление и мнение, мышление относится к сущности, мнение – к становлению. Мышление пользуется познанием и рассуждением, мнение – верой и уподоблением.
Особо стоит подчеркнуть, что Платон настаивал на недостаточности только научного способа познания. Одним наукам без диалектического метода никогда не стать знанием, но только лишь мнением. "Им всего лишь снится бытие, а наяву им невозможно его увидеть, пока они, пользуясь своими предположениями, будут сохранять их незыблемыми и не отдавать в них отчёта. " И далее: " У кого началом служит то, чего он не знает, а заключение и середина состоят из того, что нельзя сплести воедино, может ли подобного рода несогласованность стать началом знания. " ГОСУДАРСТВО, т.3, стр. 317
Наука у Платона является ступенью на пути стремления к самому прекрасному, к идее прекрасного, которая входит в идею БЛАГА. Заниматься наукой необходимо "чтобы увидеть красоту наук и стремиться затем к красоте во всём её проявлении". Созерцая прекрасное само по себе, только и может жить человек его увидевший" "ПИР", т.2, стр. 122.
Мы видим, что познание имеет этическое и эстетическое обоснование как искание БЛАГА. Человечество призвано найти своё высшее БЛАГО в истинном знании. Истинное знание по Платону является высшей ценностью. БЛАГО в таком понимании является одновременно источником, причиной и целью познания. Наука, исполненная стремлением к БЛАГУ, есть платоническая любовь к мудрости, любовь к красоте знания. Осуществление этого стремления к платоническому предмету любви и есть истинный, главный мотив научной деятельности.
ВЫВОДЫ
Заниматься наукой стоит только для того, чтобы познавать.
На познание человека толкает стремление к высшему наслаждению – созерцанию идей и удивление, недоумение от противоречивости свойств вещи, будоражащее мысль.
Стремление к высшему наслаждению через созерцание идей есть платоническая любовь – любовь к мудрости, любовь к прекрасному самому по себе.
Наука, как ни одно иное занятие человека, позволяет ему идти от частного к общему, от феномена к картине мироздания, от опытного познания к диалектическому.
Люди, стремящиеся к истинному познанию, согласно Платону, должны обязательно обладать следующими душевными качествами: острой восприимчивостью к наукам, быстрой сообразительностью, благородством, трудолюбием, любознательностью, правдивостью, неприятием невежества, рассудительностью, мужеством, великодушием - то есть теми добродетелями, которые отличают людей избранных.
Практическое использование познанного, в том числе и научных открытий второстепенно. Оно должно быть предоставлено иерархически более низкому типу людей, не способных к созерцанию идей.
Высшее предназначение человека, окончательная цель, как на деле, так и в познании – "устремить ввысь свой духовный взор, на то самое, что всему даёт свет. Увидев БЛАГО само по себе, взять его за образец. Упорядочить и государство, и частных лиц, и самих себя на весь остаток своей жизни." "ГОСУДАРСТВО" , т.3, стр. 325
Свидетельство о публикации №212111901593
Валерий Кувшинчиков 18.01.2018 18:05 Заявить о нарушении
Ева София Байрон 18.01.2018 18:30 Заявить о нарушении
Валерий Кувшинчиков 18.01.2018 19:01 Заявить о нарушении
Ответ уважаемому гегельянцу. Как раз платонизм лежит в основе европейской философии идеализма. Через познание мира (особенного), через диалектическое развитие и становление понятий идёт восхождение к понятию Единого, к абсолютной, чистой идее - понятию, постигающему самое себя.
Красота - способ существования Истины. Читать Диалоги Платона - эстетическое удовольствие, читать творения Гегеля - мука.
Марина Стрельная 19.01.2018 14:18 Заявить о нарушении
Да, о Гегеле я это мнение слышала не раз. Ненавистный и презираемый Артуром современник Шопенгауэра.
Ева София Байрон 19.01.2018 14:30 Заявить о нарушении
Кому-то нравится идея Абсолюта и Истины и т.п. сопутствующее...
Кто против?
Чтобы клеймить Гегеля - его по меньшей мере читать надо...
А не регенерировать чужие постулаты... Или своего мышления не достаточно?
Нравится вам Платон (Сократ) в первозданном виде - "зеленый свет"::))
Только радует, что есть люди, читающие Платона...
Валерий Кувшинчиков 19.01.2018 17:41 Заявить о нарушении
Марина Стрельная 19.01.2018 18:10 Заявить о нарушении
Меня не интересует мнение того, кто в чём-то хорошо разбирается, меня интересует мнение того, кто что-то сделал сам (с)
Кто он, этот пустозвон. Цитатник?
Уважаемый, что вы лично написали в тему философии. Вы можете подтвердить свою легитимность вести диалог в этом ключе как самостоятельный актор, а не как клоун, воспроизводящий чужой сценарий.
Нет, не можете. Тогда не раскрывайте рот, а тренируйтесь по возможности способностей самостоятельно артикулировать личностное видение мира и его компонентной базы на всех возможных доступу вашего ума уровнях. И только тогда, после верификации, можете вступать в диалог на таком уровне, который прорисован здесь.
Рассказывать же, пусть и косвенно, о своей начитанности - это не по адресу, здесь видели не таких, и опускали гораздо более разумных и амбициозных.
Советую учитывать это при написании своих заученных мужицких пассажей.
Ева София Байрон 19.01.2018 18:25 Заявить о нарушении
одновременно и свой настоящий уровень покажете...
вы кто? аноним, изображающий мыслителя?
смешно...
где вы там публиковались? да и кто вас читает, ваш этот оснащенный тяжелой артиллерией псевдофилософских рассуждений в смеси с претензией на психологию, бред?...
Что же это, вы, такой уважаемый персонаж, на недостойной для научной литературы площадке - Проза.ру - пытаетесь "поднять себе хвост" и набрать авторитет?
Вы кто?
НИКТО... и такой и останетесь::))
ваш упрямый бред, навязываемый и так азартно и грубо защищаемый этим победоносным Автором - Евой Софией- вызывает только улыбку, как жалкие потуги выглядеть умным человеком::))
И такие резкие переходы от научных выражений на личные оскорбления - это яркое и бесспорное подтверждение, что имеем дело не с мыслящим человеком, а с клоном и клоуном...
Вы бы уже - это... помолчали... Вам мат больше подходит, он как раз отлично раскрывает вашу сущность...
Кому вы нужны?
Валерий Кувшинчиков 19.01.2018 22:09 Заявить о нарушении
Как можно судить о Гегеле, не читая его...
:)
Валерий Кувшинчиков 19.01.2018 22:11 Заявить о нарушении
Всего хорошего.
Ева София Байрон 19.01.2018 22:19 Заявить о нарушении
Анекдот, а не автор о философии...
Валерий Кувшинчиков 19.01.2018 23:26 Заявить о нарушении