Отпуск

(из жизни Кольки Петренко, рассказ 2)
Прошло несколько месяцев с тех пор, как чета майора Петренко покинула воинскую часть и уехала в Киев. Сдав вступительные экзамены выездной комиссии, майор был зачислен слушателем в военную академию. Приехав в столицу советской Украины, Николай с утра до вечера пропадал в академии, а придя домой, шел с семьей гулять по городу. После длительного проживания в таежном лесу его домочадцам было интересно все: они гуляли в парках, катались на каруселях, ездили в метро, ходили на выставки, посещали музеи и кинотеатры, другими словами - гуляли на всю катушку. Но, как говорят в народе, всему хорошему приходит конец. Закончился этот период и у семьи майора. За два месяца учебы в военной академии Николай нахватал неудовлетворительных оценок по прикладной математике, как собака блох. На очередном подведении успеваемости начальник курса сделал Николаю предупреждение. В течение следующих трех недель он должен был не только исправить полученные двойки, но и зарекомендовать себя как твердо успевающим слушателем. Если этого не случится, он будет заслушан на партийном собрании факультета.
- Вот тебе и погуляли, - выйдя из аудитории, прокомментировал вслух свои похождения Николай. – Надо будет проконсультироваться о последствиях у слушателей выпускного курса. Сегодня же зайду к соседу по общежитию.
Домой пришел Николай не в настроении.
Что случилось Микола? – Спросила Лена, накрывая стол для ужина.
- Да так, ничего особенного....
- Маруся и Тараска, - обратилась Лена к детям, - быстро за стол, будем ужинать.
Когда дети уселись за стол, Николай продолжил:
- Ваш папка попал в список двоечников. На исправление дали три  недели. Не уложусь – буду заслушан на партийном собрании факультета.
- Это что все преподаватели, генералы и старшекурсники будут присутствовать?... – Лена прикрыла рукой рот.
- А как ты думала? Это же собрание факультета, а не курса. – Николай начал нервничать.
- Все, Микола, успокойся, не надо поднимать давление себе и мне, - Лена начала успокаивать мужа. – Давай ужинать.
- Да я спокоен, Ленуся, - майор обнял одной рукой жену за плечи. – Все будет тип-топ. Вот только с  прогулками по городу придется повременить. С завтрашнего дня начну усиленно учить прикладную математику.
- Это что за зверь? – спросила жена.
- Ленуся, это такая муть, которую еще свет не видывал. И зачем ее в академии преподают, не знаю. Наука хуже теории вероятностей в несколько раз. И самое главное, никто из слушателей не поймет, где она применяется на практике. В академии ее знают только два человека: заведующий кафедрой и его заместитель, причем заместитель разбирается в этой самой математике лучше кого-либо. Во всех академиях слушатели учат прикладную математику по учебникам, написанным именно им.
- А если не сумеешь все исправить, что будет? – Поинтересовалась жена.
- Вот об этом я и хочу узнать у соседа. Он кажется на последнем курсе учится?
- Давай сходи, а я пока посуду помою. – Ответила Лена, а затем обратилась к дочери:
- Маруся, помоги маме убрать со стола.
Николай вышел из комнаты. Отсутствовал он ровно полчаса. Когда пришел от соседа, Лена сразу же поинтересовалась полученной информацией:
- Микола, и что тебе поведал сосед?
- Сказал, что собрание – очень серьезное мероприятие. На нем даже могут принять решение о ходатайстве перед командованием академии об отчислении. Лучше будет, если на нем меня не будут заслушивать.
- Ну, а ты и постарайся, чтобы тебя не заслушивали. Занимайся дома по вечерам. С детьми я сама буду гулять.
- Да уж надо, а то не дай Бог опять отправят в Сибирь.

***
Три недели пролетели незаметно. Николай усиленно занимался математикой, но все же все неудовлетворительные оценки к указанному сроку не ликвидировал и попал в черный список.
- Что же теперь будет? – переживала Лена. – Только что все наладилось на новом месте, я даже работу нашла и на тебе, все в одночасье может рухнуть.
- Мать не причитай раньше времени. – Пытался успокоить жену Николай, хотя сам изрядно волновался. – Надо надеяться на лучшее. Все у нас будет хорошо.
В конце ноября состоялось партийное собрание. Последним вопросом повестки дня было заслушивание офицеров с низкой успеваемостью.
Николай страшно волновался. В черном списке он оказался последним. Всем офицерам, которых заслушивали на собрании до него, объявили по выговору. Дошла  очередь и до него. Он вышел вперед и стал лицом к аудитории. Его лицо покраснело так, что не было видно веснушек, на лбу появилась испарина.
Председатель собрания обратился к начальнику курса и попросил его дать характеристику коммунисту Петренко.
Информация начальника курса было краткой и сводилась в основном к тому, что коммунист Петренко зарекомендовал себя в стенах академии с положительной стороны. Что касается успеваемости, то здесь начальник курса остановился на прикладной математике, по которой слушатель получил несколько неудовлетворительных оценок. В течение последних трех недель он пытался их исправить, но все же в полном объеме с этим не справился.
- Коммунист Петренко, - обратился к нему председатель собрания, - что на это скажите?.
- А что я могу сказать? – Николай еще больше покраснел. – Товарищи коммунисты, сами посудите: после училища по распределению я был направлен для прохождения службы в отдаленный гарнизон Забайкальского военного округа. Там родились дети. Кроме леса ничего не видели. Когда переехал с семьей в Киев, естественно они были в шоке от всего увиденного. Посудите сами. Как-то раз повел я их в зоопарк. Так они осла приняли за слона. Когда я с детьми подошел к вольеру, у осла вывалился его Божий дар почти до самой земли. Увидев осла, дочь сразу же завизжала от радости.
- Папа, папа, смотри какой маленький слоник.
Я удивился, но не подал виду.
- А это его хоботок? – Продолжала пытать меня дочь. – Что он им делает?
- Травку щипает, - ответил я.
Вся аудитория грохнула от смеха. Николая бросило в краску. Когда смех стих, он продолжил.
 - До сих пор жене приходится водить детей в школу и встречать из школы. Ну, а по вечерам я их каждый день катаю на метре. - На лице майора появилась простодушная улыбка, так как последняя фраза им была сказана умышленно.
Все присутствующие в аудитории коммунисты опять засмеялись.
- Сейчас я уже не катаю детей на метре, - в аудитории вновь раздался смех.
- Не на метре, а на метро, - поправил Николая начальник курса.
- Ну, да. Я так и говорю – на метро..., - офицер еще больше разволновался.
Но я заверяю вас, товарищи коммунисты, что с этим злом уже все покончено. В настоящее время я усиленно занимаюсь математикой, и в ближайшее время оставшиеся неудовлетворительные оценки исправлю.
- У кого будут вопросы к коммунисту Петренко? – Обратился к присутствующим председатель собрания.
- А как же дети? – Раздался вопрос из аудитории.
- В настоящее время с детьми полностью занимается жена.
- Еще вопросы, товарищи коммунисты, - председатель собрания устремил свой взгляд на присутствующих коммунистов.
В аудитории воцарилась тишина.
- Какие будут предложения? – Продолжал председатель собрания.
- Сколько времени Вам необходимо дать, чтобы ликвидировать оставшиеся "хвосты" по математике? – Задал вопрос начальник факультета генерал-майор Коновалов.
- Еще две недели, - ответил майор.
- Хорошо. Если так, то у меня есть предложение, - генерал обратился к коммунистам, - учитывая изложенные здесь причины и обещания, ограничиться на первый раз в отношении коммуниста Петренко замечанием.
- У кого будут другие предложения? – Вновь обратился к коммунистам председатель собрания.
Предложений не последовало. Все единогласно проголодали за предложение коммуниста Коновалова.
На этом партийное собрание факультета было закрыто.

***
В течение отведенных для пересдачи недель майор Петренко грыз гранит науки, не покладая рук, и кропотливый труд дал свои положительные результаты. Все неудовлетворительные оценки по прикладной математике были исправлены. К зимней сессии майор был допущен. Сдав сессию, Николай решил во время двухнедельного отпуска навестить своих родственников в Москве.
Жену, которая совсем недавно устроилась в академическую столовую, в отпуск не отпустили, и Николай поехал в Москву с двумя детьми. За несколько дней пребывания в столице они успели посетить ВДНХ, кукольный театр, Красную площадь, зоопарк и многое другое. Каждый день был расписан по часам. Последний день, а это была пятница, Николай решил посвятить хождению по магазинам. Встав рано утром, он отправился первым делом в ГУМ. Ходил долго, но не зря. Практически все заказы Лены были выполнены. Когда Николай с радостной улыбкой на лице и с пакетами в руках стал выходить из магазина, его остановили двое мужчин в штатском.
-  Гражданин, - обратился к Николаю один из них, - предъявите, пожалуйста, свои документы.
- А в чем дело? – Николай достал удостоверение личности офицера и предъявил его мужчине.
- Товарищ майор, а вы почему не на службе? – Вновь задал вопрос мужчина в штатском.
- Я слушатель военной академии. В настоящее время нахожусь в отпуске.
- А где отпускной билет?
- Остался дома, - ответил Николай, оглядываясь по сторонам. Рядом с ним такие же мужчины в штатском проверяли документы у других покупателей, которые выходили из магазина.
- Вам нужно будет пройти с нами.
- Это куда?
- В автобус. Следуйте за мной. – Мужчина пошел на улицу. Николай поспешил за ним.
В автобусе уже достаточно много было пассажиров, среди которых присутствовали и женщины, и мужчины. Через несколько минут весь автобус был заполнен. Водитель завел двигатель, и автобус тронулся с места. Ехали долго, практически через весь город. Когда автобус остановился, всем присутствующим объяснили, что они прибыли на овощную базу. В связи с тем, что в рабочее время каждый из них не находился на своем рабочем месте или был без соответствующих документов, всем предстоит поработать на благо общества. Вечером все будут отпущены по домам. В овощехранилище предстояло перебирать картошку.
В17 часов уставшие и перепачканные все задержанные были отпущены.
- Во дает Юрий Владимирович, - заметил вслух мужчина с бородкой.
- И правильно делает, давно так надо, а то развели бардак во всей стране, - высказала свою точку зрения одна из женщин. Ей явно вся эта затея с картошкой понравилась.
- Может так и надо, но зачем цены на товары повышать? -  Задала вопрос еще одна женщина.
- О каких ценах идет речь? – Вмешался в разговор мужчина в очках. – Если говорить о водке, то она стала значительно дешевле.
- У вас мужиков только одно на уме – водка. Когда вы уже упьетесь? Прости меня Господи.
- Не твоего ума дело, баба, - возмутился собеседник. – "Андроповка" – то, что надо, и цена нормальная.
- "Андроповка" говоришь, - поддержал разговор еще один мужик. – А вы знаете как теперь расшифровывается слово "водка"? – И сам же продолжил. – "Вон Он Добрый Какой Андропов".
- Тьфу ты, - женщина с горяча сплюнула. – Кто про что, а вшивый про баню. У вас мужиков одна только водка на первом плане.
Слушая эту перебранку, Николай молча вышел из овощехранилища.  Конечно, такая затея была ему не понутру. Но ничего иного предпринять было нельзя. Теперь у него оставалось всего несколько часов до отправления поезда Москва-Киев. Когда Николай добрался до дома, было поздно. Взрослые  встретили его с тревогой. Дети радовались возвращению отца. За ужином Николай рассказал о своих приключениях.
- То ли еще будет, - подвела итог разговору хозяйка дома.
Поблагодарив за ужин, Николай стал быстро собираться в дорогу. Когда все было собрано, по русскому обычаю все присели на дорожку.
- Ну, все пора, - Николай встал, поблагодарил хозяев дома за гостеприимство и вместе с детьми направился к выходу.

***
Когда Николай с детьми возвратился в Киев, их ожидал сюрприз: в гости приехала теща. Наталья Васильевна, так звали тещу, приехала к зятю не с пустыми руками. Она привезла с собой множество мясных деликатесов. Таким подаркам обрадовались все члены семьи майора. В знак благодарности Николай с Леной решили показать Наталье Васильевне достопримечательности города. Гуляя по городу, теща увидела большую афишу с нашумевшим фильмом "Маленькая Вера".
- Микола, а не хочешь ли ты сводить тещу в кинотеатр, - обратилась Наталья Васильевна к зятю. – Страсть как хочу посмотреть "Маленькую Веру".
- Это мы в миг организуем, - с улыбкой на лице ответил Николай. – Я вижу все вы уже устали от прогулки по городу. Ленуся, поезжайте домой, а я крутанусь за билетами. На тебя брать?
- Пожалуй, нет. Фильм для взрослых, поэтому я побуду дома с детьми, а ты с мамой сходи.
Через полтора часа Николай вернулся домой.
- На сегодня билетов не достал, - еще с порога объявил он. – Взял два билета на завтра. У меня последний день отпуска. Пока дети будут в школе мы с вами, Наталья Васильевна, сходим в кинотеатр "Русь", Он не далеко от нас, всего три остановки на троллейбусе.
- Спасибо тебе, Микола, за то, что уделил немного внимания теще, - поблагодарила его Наталья Васильевна.
- Мне то что, это вам огромное спасибо за подарки. А билеты – это пустяк.
   
***
На следующий день, отправив детей в школу, Николай с тещей отправился в  кинотеатр. Наученный горьким опытом он на этот раз взял с собой отпускной билет и не прогадал. Когда зрители просмотрели добрую половину фильма, в зале включили свет, и мужчины в штатском начали проверять у зрителей документы, одновременно спрашивая, где кто работает или чем занимается.
- Микола, ты как в воду смотрел, когда брал с собой отпускной билет, - порадовалась за зятя Наталья Васильевна.
- Береженого Бог бережет, - ответил Николай, подавая документы для проверки.
На этот раз для майора Петренко и его тещи все обошлось без каких-либо эксцессов, а вот некоторым из присутствующих в зале зрителям не повезло. С ними произошло то, что уже пришлось испытать Николаю в Москве. Вот только куда их повезли, никто не знал. Оставалось только догадываться.


Рецензии