утро

Красота видимого мира. Раннее утро, краснеющий горизонт неба, готовящийся к восходу солнца, свежесть, парящая в воздухе, чудо пробуждающейся тишины – картина из окна влечет меня к себе и заставляет выйти на улицу. Шаги по влажной траве, обувь становится более черной и блестящей,  выхожу на поле и пробегаю несколько кругов. Воздух холодит кожу,и я наслаждаюсь легкой усталостью и пружинистостью в ногах. Возвращаюсь домой, срывая у дороги спелую вишню . иду и вдруг ощущаю свое тело идущим по дороге. Молодое, здоровое. Мысленно смотрю на него извне. Передо мной еще целая жизнь. Сердце  наполняется состраданием ко всему, что подлежит тлению и смерти. Вечность, стоящая передо мной, время рассвета, вечность, стучащая в двери моей души , внезапно охватывает все мои чувства. На какой-то миг приходит страх, замкнувшийся в глухом страдании и одиночестве.  Но душа обращается к Неведомому и вытесняет  нахлынувшую темноту словами молитвы. Земное притяжение, жизненные привязанности и интересы, пребывание во времени – ум умолкает, обретая в глубине сердца уже готовые мысли, обращенные святыми к Свету, к Богу. Ум, отвлекаясь от всех мысленных и зрительных форм, в этом мраке «совлечения» , находит покой от течения обыденнной жизни. Душа, поглощенная словами покаянных молитв, восходит из глубины своего падения к своему Спасителю. Бог есть Истина, Любовь, Милосердие. Но люди «возлюбили тьму»(Ин.3,19). Спасение от этой «тьмы кромешной» возможно через покаяние, через изменение ума, обращенность к Богу. Душа отвлекается от всех материальных образов, через благодать покаяния, в благоговейном страхе и в свете надежды предстает  в полной обнаженности своего существа. И Свет Духа Святого не дает умереть душе в бессмысленном мраке своего невежества, дает увидеть ту тьму, «закон греха»(РИМ.8,2), от которой нужно очиститься, чтобы войти в Царство Истины и Света(Откр.21,27).

Солнце уже взошло и его яркие теплые лучи тоже напоминают о присутствии иного Света, ведущего в вечность. Огонь небесный проникает внутрь, касается сердца, желая дать ему светоносную беспредельность. Ничего невозможно скрыть. «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы»(Лк.12,2-3). Когда мы исповедуем свои грехи, Бог очищает нас от всякой неправды, от прикосновений недобрых помыслов и поступков. Божественным вмешательством, соединенным с покаянием человека, воссоздается полнота жизни, излечиваются негативные последствия греха.

Тело, получившее достаточно сильную утреннюю встряску, идет вперед  с зарядом бодрости , в душе рождается радость от физического и духовного сопротивления сонной неге, преодоления лености и желания утонуть в дремлющих мечтаниях. Бег в предрассветной тишине, восторг и удивление мирному спокойствию природы. Молитва, то нерушимое, нетленное бытие, которое забывает о шуме житейской суеты. Различные пути покаянного изменения и преодоления себя в движении к цели...   Бег по кругу, напряженная работа духа , несущая физическое тело к конечному флажку. Выбор с готовностью пожертвовать энергией мышц для духовной свободы в пробуждении. Бег по кругу, сознание пронизано надеждой и стремлением пребывать в том благодатном состоянии преодоления и внутреннем движении к энергии изменения . Солнечные лучи мягко поднимаются от горизонта, душа тянется к свету, согреваясь в его теплых прикосновениях.

Духовная жизнь всегда носит динамичекий характер, как показатель нашего несовершенства и стремления через покаяние к единству с Живым Светом истины. Мир приближается к моменту, когда все «мы изменимся в мгновение ока». Человечеству будет дано пребывание в Божественной динамичной неизменяемости, «вечный покой».

«Царство Небесное силою , и употребляющие усилие, восхищают его». Предмет искания человека – куда идет человечество, что им достижимо и где конец его существования. Внутренние метания во мраке неведения прекращаются Христом, который сказал «Я есмь путь, и истина, и жизнь». Здесь перед каждым человеком встает вопрос о единоборстве со всем миром. «Дерзайте, Я победил мир». Начало покаяния, изменение ума, из кромешной тьмы через смирение восход к Всевышнему, конец этого пути – в совершенном уподоблении Христу –Богу. Бег по кругу и усиление дыхания рождает жажду. Так ум и сердце в покаянной молитве жаждет обрести Святого, жадно тянется к искомому Господу. И в бездну тьмы проникает Свет Солнца, который утешает душу, умиряет сердце и просвещает ум. Душа воспринимает нетленную жизнь, умирая для всех страстных интересов. Вера во Христа дает духовное мужество перенестись из бездны безнадежности осужденных на смерть к свету вечности в Боге. И невидимая рука Живого Бога дает устоять в условиях жизненных бурь, которые обступают душу, идущую над пропастью. Всякий человек, верующий в Христа, побеждающий в подвиге покаяния действующий в нас «закон греха», становится, подобно Христу, надмирным.

 Бегущее тело, нагревающееся от напряжения мышц, освежает холодный утренний воздух. В сердце, изнемогающее в горестной молитве, приходит прохлада небесного утешения.

 Мир представляется бессмысленным, погруженным в мрак смерти, если бы не свет благовествования Христа, и с ним видение немеркнущего Света «грядущего града».

В мире пребывает благословение Творца. Христос Своим явлением на земле творит нас подобными Ему, вселением в нас Духа Святого мы становимся также сынами Вышнего. «Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину» - обетовал нам Господь перед исходом на крестную смерть. Апостол Павел преклоняет «колена пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа», чтобы нам было дано «Духом Его утвердиться во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы нам исполниться всею полнотою Божиею».

Жизнь человека начинается в теле, «взятом от земли», которое зависит от природных сил и энергий. Но дух человеческий, непостижимым путем творимый Богом, по природе своей стоит выше материи. Возрастая от встречи со Христом, он перестает зависеть от естественных законов земли. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8, 31-32). Вся тварь стремится к освобождению от рабства тлению в свободу богосыновства. «Тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих, потому что покорилась суете недобровольно»(Рим.8, 19-20). Человек познает свободу в молитве, соединенной с жизнью по заповедям. «Где Дух Господень, там свобода». В своей абсолютной форме свобода свойственна только Богу. «Поскольку дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству»(Евр.2, 13-15).


Рецензии