Там, в Предуралье. Глава 11. Собака

    Где-то в начале октября объявился  Левка . Тот самый, кому вместе  с Редой, Николаем и Сашей  довелось испытать в Зоне одно из самых ярких переживаний. Оказалось, что он только что вернулся из Зоны.

Осень, осень…

    Вид у Саши был мрачный. Он сидел напротив меня в кресле и тонкими длинными пальцами нервно перебирал свои чётки. «Какой он теперь веры?» - думала я. Эти буддийские чётки и эти вечные еврейские праздники по субботам. Христос на стене в его комнате и еврейские молитвы по утрам в углу на коврике с кипой на голове… Наши редкие встречи, не чаще раза в год, а то и в два, каждый раз ставили меня в тупик. И не только из-за космополитизма его верований. Больно уж странным был этот тип – Левка .
    - Ну, что?! - не выдержала я.
    - Вышибли пинками! - вполне традиционно ответил он. -  Представляешь! Как дурак туда притащился - и вышибли...
    - Не видел, кто? - спросила я.
    - Смешно сказать! Собака! - ответил Левка возбуждённо.
    Удивительное это место - Зона; кого казнит, кого милует; одних привязывает к себе пожизненно, а других - то приласкивает, а то, вот так - «пинком»!
    - И, ну? - стала я подталкивать его к разговору.
    - Снег выпал в Зоне, - начал он. - Добрался почти без проблем. Проспал на полке до самого Кунгура - так меня сморили последние дни в Петербурге. Устал от этих хлопот денежных. Грязное это дело,  ну его...
    Электричка-то от Кунгура нынче редко ходит, еле дождался. Пол  дня убил впустую, зато на попутку сразу подсел. В деревню почти в темноте приехали.
    Стоит Молёбка, как стояла. И речка Сылва  у ног  плещется. Меня что-то, аж, слеза пробрала, как реку нашу увидел. А тут мужик подвернулся - давай, говорит, перевезу. Я, как дурак, обрадовался, а он такую сумму за перевоз завернул, что я сам в ледяную воду полез. Еле живой выскочил, зубами стучал, пока одевался, а как пошёл вдоль реки, так радость такая нахлынула; всё забыл, будто жизнь другая началась.
    Он замолчал, погрузившись в воспоминания. Наверное,  и сейчас он шёл по осенним полям, слушая как чавкает под ногами мокрая земля, как разговаривает на перекатах Сылва, слышал, как высоко в небе кричат в сумерках  последние журавли, как шумит пихтовый лес...
    Я завидовала ему. Я завидовала всем и каждому, кто ехал в Зону. Завидовала и зимой, и летом, и весной, и осенью - всегда... Завидовала и мчалась на крыльях, будто звал меня кто-то, и всегда чувствовала, что никто и ничто не может остановить меня в этом бесконечном стремлении туда - в Зону. Сколько раз я шла её тропами - сто? больше?.. Мне кажется, я жила там всегда. Я знала там каждую кочку, каждую пихту, каждый цветок на сияющих полянах её, каждый камушек под прозрачной холодной водой реки. Да и Левка не первый раз мотался туда. Кажется, это была его четвёртая поездка.
    - А дальше? - нетерпеливо спросила я.
    - Дальше? – откликнулся он - Дальше я прошёл глубокий лог и заблудился. Ты знаешь, там вечно такая история - испытание, что ли?.. Долго искал тропу, рюкзак меня совсем сгубил, а тут ещё и снег повалил. Я совсем было скис. От радужных надежд ничего не осталось. Но, знаешь, красиво вокруг было, необычно как-то. Отвык я от этих странностей. Травы на лугах так и стоят - опять не косили нынче, дожди всё  шли. Картина была - чудо. Снег валит чистый, крупный - и прямо на цветы, на ромашки там всякие, васильки последние. Я такого никогда не видел. Листья с берёз тоже почему-то до сих пор не осыпались. Лес золотым под снег уходил.

Пришла ко мне Собака…

    Он замолчал, снова погрузившись в воспоминания. Потом продолжил:
    - К реке совсем в темноте вышел. Смотрю - три палатки стоят; в любое время года чудаки вроде нас в Зоне пасутся. Я к костру присел, новости узнал, да и дальше пошёл к своему месту - одному побыть хотелось. Палатку поставил. Костерок развёл. Сижу,  мечтаю, чай в котелке закипает. А снег идёт и идёт. Красотища такая. Уж и тент над палаткой от снега провис. Встал я, поправил его и опять к костру. Сижу, да своё думаю.
    Вдруг вижу - собака из темноты к костру вышла. Вся спина снегом завалена. Стоит, смотрит на меня, и хвост чуть-чуть из стороны в сторону ходит. Большая собака, беспородная. Я ей говорю: «В гости пришла, гостьей и будешь! Иди, не бойся!» А она в темноту отпрянула. Мяса или рыбу я не ем, сама знаешь, угощать вроде бы и нечем. Сухарь из рюкзака достал, сижу, жду. Через пару минут опять к костру приблизилась. Я сухарь ей бросил.  Не стала есть, опять в темноту отступила. А потом подошла к костру с другой стороны, потопталась на месте, как собаке положено, и улеглась клубком - спать вроде как устроилась, даже глаза прикрыла... Я молчу, чтобы не спугнуть её - чего мне, думаю, - пусть отдыхает. Уже третью кружку чаю допивал, как вдруг меня как дёрнул кто - что же это я раньше не заметил:  лежит собака почти у огня, а снег на её спине не тает, она уже в снежный ком превратилась. И только я так подумал, как она вскочила. Постояла, встряхнулась и вроде как ко мне пошла. Я тихо сижу, смотрю, что будет...
    Саша  вдруг сильно разволновался:
    - Ну, скажи ты мне, ведь я ей ничего плохого не говорил. Ведь так?! А она! Не могу спокойно говорить, когда вспоминаю про это!.. Слушай, что дальше было.
    Подошла она ко мне близко-близко, посмотрела мне прямо в глаза. Я ей говорю: Ты чего? - а она тут на меня прыгнула и - вот, смотри, за щеку укусила. Я даже заслониться не успел!
    Сашка повернул голову на бок, и я, действительно, увидела уже заживающую рану.
    - Ну, и дальше? - теперь уже я сгорала от любопытства.
    - А, что дальше!.. - заговорил Саша упавшим голосом. - Она отпрыгнула от меня и исчезла в темноте, прямо в снегопаде растаяла. Снег как-то почти сразу прекратился - минуты не прошло. Я всё ещё сидел, держась за щеку.
    Обидно было - ты не представляешь! Такое чувство... за что она меня так? Может, я в детстве собак обижал? Так, вроде бы, не было такого. Равнодушен я к ним как-то - это да, но чтоб обижать - да я и муху не обижу, комара - того прибить совестно...  В общем, даже досада какая-то появилась, даже  обозлился немного  на её неблагодарность.
    Как пришёл в себя, решил следы её посмотреть. И что ты думаешь?! - Их не было! Их не было даже около меня. И не было той ямки, где она лежала. Ничего не было. Следы от моих сапог нашёл, а её следов не было. А ведь снег уже не шёл...
    Кто это был?! Может и не собака, вовсе? Может биоробот какой?.. - задумчиво предположил  Левка, поглядывая под стол на мою собаку Кляксу.
    Успокоившись, он продолжил:
    - Ночью мне сон приснился про эту собаку. Когда костёр погас, мне что-то боязно стало. Залез в спальник с головой  и «отчалил».
    Так вот, снится мне, будто я в городе уже. На остановке стою. Тут подходит парень, закурить просит. А какое курево у некурящего!... Оглянулся я по сторонам, смотрю - ещё мужик подошёл. С собакой на поводке. Пригляделся я - ну точно - ТА собака, из Зоны. Только чистая, выхоленная и ошейник по последней собачьей моде. Но всё равно ОНА, та самая. Я, как увидел её, так сразу всё вспомнил - и костёр, и снег, и палатку, и как она меня укусила ни за что. А как только всё это из памяти моей выплыло, услышал я в своей голове голос. И наговорил он мне что-то вроде  нотации, да так складно. У меня в памяти так все и отпечаталось. А прозвучало  так: «Ну, что, парень, урок-то ты получил, а вот экзамен не сдал - сердишься еще на меня, обижаешься. Хорошую-то собаку, добрую, да некусачую легко полюбить. А вот ты плохую полюби, обидчицу свою беспородную, злую да нелюдимую. Она-то,  ведь, тоже душа живая...»
    Представляешь?! Я хотел  было парня спросить, где он собаку эту взял, а тут собака на газон отошла, присесть ей понадобилось. Поводок у парня из рук выпал и так за нею по земле и волочился. Я испугался - вдруг убежит. Парню говорю:
    - Собачку-то потерять не боишься? Он посмотрел на меня как на чокнутого:
    - Ты что, - говорит - какая ещё собака?
    - Твоя, наверное, - говорю ему... Обернулись мы с ним, а собаки и след простыл. Тут и парень на троллейбусе укатил, а я... Я в палатке своей проснулся, да так и не заснул до утра. Всё про собаку думал, да про экзамен этот, который не сдал...
    Утром из палатки вылез - холодно вокруг, одиноко. Худо так на душе стало. Пошёл к ребятам, у которых давеча останавливался. Дай, думаю, про собаку спрошу, не видел ли кто. Да, уж какой там! Зоновская это была собака. Не настоящая! Только ко мне и приходила. У каждого тут свои «собаки» и у меня  своя. Подумал так и успокоился.
    Ещё ночь прождал; никто больше ко мне не пришёл. Понял я, что урок уже получил и делать мне здесь больше нечего. Ну, рюкзачок и собрал... Так-то, вот, Зона наша... вечно со своими заморочками - закончил он уже с улыбкой.

…А вслед за Собакой ко мне пожаловала Совесть.

     Через неделю Левка  позвонил мне снова и сообщил, что не зря мучился - разгадал урок про собаку. «
     - Сволочь я, - кричал он радостным голосом - сволочь ужасная! Приеду - расскажу. Вечером он был у меня. Бледное лицо его совсем вытянулось за эти дни, но чёрные глаза возбуждённо блестели. И, вот, что он мне поведал.
     - Понимаешь, перед поездкой в Зону я совершил довольно пакостный поступок. В школе меня всё время задирал один парень - евреем дразнил и всё такое. Детдомовский он был, беспородный, значит. Дрались мы с ним почти каждый день, и я никогда не выходил победителем. Дома меня тоже драли за это, а его драть было некому. Это было, где-то, обидно! Школу кончили, разошлись, и слава Богу. А тут звонит мне приятель его!  Вот! - говорит - Васька в беду попал, выручать надо; если есть деньги, помоги. У меня кое-что было, но как-то неуютно в душе эта просьба откликнулась: я, оказывается, обиду-то свою всё в себе носил. А как вспомнил, так и нашел причину для отказа. Вот такой гад!
     На днях опять его приятель звонит,  совета просит, как Ваське деньгами помочь. Меня аж подбросило - Васька - вот кто собака та кусачая. Ну, вот, теперь все понятно - вслед за Собакой ко мне Совесть пожаловала. Я ему с перепугу все деньги и отдал, что были. Привет Ваське передал.
     А вчера узнал, что деньги-то ему на лекарства были нужны. Диабетик он и аллергик. Не всякое лекарство ему подходит. Мне, идиоту, и в голову не пришло спросить, зачем ему деньги могли понадобиться. Я к  Ваське сразу прибежал в тот день и про собаку всё ему рассказал, и про Зону, и про чудеса... Может, вместе в другой раз поедем!
    Левка задумчиво замолчал, а я  долго не могла придти в себя после его рассказа с продолжением. Мы уселись пить кофе, и все говорили, говорили – про  Зону и ее мудрые уроки.


Рецензии