Христианские ценности

В видимом мире нет ничего равноценного человеческой душе. Человек ориентируется в видимом мире с помощью мысли. Человеческий дух – чудотворная лаборатория, в которой чувственные впечатления преобразуются в мысли. Человеческий дух тянется к бесконечному знанию, к бесконечной жизни, стремится преодолеть смерть, обеспечить бессмертие, жизнь вечную.
Стремление к бесконечности заключается в природе человеческого духа. Созданный по образу вечного Бога, человек стремится к вечности в Боге. Стремление к Божественной бесконечности познания - образ бесконечного Разума Бога.
Объявляя Божественное совершенство главной целью человеческого существования в мире, Господь Иисус Христос ответил на основную потребность богоустремленного человеческого существа. «Будите убо совершенни, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5;48).
Господь Иисус Христос как абсолютная Истина, добро, справедливость, любовь, мудрость в совершенном единстве с человеком есть «едино на потребу» (Лк.10;42). Воплощением Бога Слова в человеческую природу вошла Божественная Мудрость, всесовершенный Божественный Ум, Логика. «И слово плоть бысть» (Ин.1;14). Все трансцендентные Божественные ценности стали имманентны природе человека. Человеческое сознание от Богочеловека Христа и только Им познает, что есть добро и что есть зло. Там, где движется человеческая мысль, Богочеловек – высшая ценность. Божественная разумность разлита по всему творению: «вся тем быша…еже бысть» (Ин.1;3). В Богочеловеке началось оздоровление твари, поврежденной грехом и злом ( см. Рим.8;19-23).
Богочеловек Христос есть истина как всесовершенная и вечно живая богочеловеческая личность. «Аз есмь истина» (Ин.14;6).
Образ Богочеловека Христа – высшая ценность Церкви. Все остальные ценности она получает от Него, как лучи от солнца. Церковь – это богочеловеческий организм, в котором сотрудничество благодати Божией и свободной деятельности человека обессмерчивает все человеческое, кроме греха. Неизменную полноту богочеловеческих даров и сил члены Церкви получают от Того, Кто все ей принадлежащее исполняет Собою ( см. Еф.1;23).
Исповедая Богочеловека, Церковь исповедует истинного, цельного, боголикого человека. Жизнь в Церкви – соборность веры и жизни со всеми членами Церкви всех времен, «со всеми святыми» (Еф.3;18).
Бог Слово, воплотившись, «во Своя прииде» (Ин.1;11). Люди свои Богу своей боголикой душой: «Сего бо и род есмы» (Деян.17;28). Бог Слово «бе свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир» (Ин.1;9). Исповедуя Богочеловека, мы исповедуем божественное происхождение человека, божественную ценность человеческой личности.
В личности Богочеловека перед человеческим сознанием предстает вечность, соединенная со временем. Воплощенный Бог Слово показал, что время есть неиссякаемый источник богостяжательных творческих сил в человеке, с помощью которых человек созидает себя как существо вечное. Через подвиг евангельских добродетелей в душе человека умножаются очи, Которые обращены к Невидимому. Очами души человек наблюдает за всем тем, что есть Божие и вечное в мире временного существования. Мобилизуя ум и волю, человек с помощью благодати Божией может развить в себе способность к различению добра и зла, духов добрых и злых. «Всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть» (1Ин.4;2). Добро – все то, что обнаруживает себя во Христе, приходит от Него и ведет к Нему.
Главная христианская забота – обрести Царство Небесное и правду его (М.6;33). Человек создан по образу и по подобию Бога. Образ Божий состоит в силах души: духовность, разум, свободная воля, бессмертие, дар слова, способность творчества. Подобие Божие – в стремлении к истине и добру. Свою вечную ценность личность человека обретает только в Личности Богочеловека, облекаясь «во вся оружия Божия»: истину, правду, мир, веру, любовь (Еф.6;11), практикуя евангельские добродетели, человек формирует в себе образ Христов, пока образ Христов не осуществится в нем (см. Рим.8;29).
В душе человека живет врожденное стремление к святости, к украшению бессмертного духа. Высшее проявление человеческой души – исполнение заповедей Божиих, любовь к Богу и ближним. По своему творению душа является возвышенной, разумной, исполненной красоты, храмом Духа Святого.
Зримым выражением христианской святыни являются храмы (таинства Церкви), лики святых, святые мощи, богодухновенные святыни письменности. Цель евангельской нравственности, развития духовной и интеллектуальной мысли – соприкосновение с Царством Божиим через усвоение законов любви. С точки зрения вечности высшей ценностью этого мира является душа человеческая. Ее стремление к святости, праведности – источник творческого обновления, даруемого Духом Святым, согласно обетованию Божию – «Се, творю все новое» (Откр.21;5).
Совершая евангельское добро, человек соединяется с Богом, рождается от Бога и становится сыном Божиим по благодати (см. Ин.1;12-13).
Надо помнить, что Христос учит евангельской правде, раскрывая ее в притчах, заповедях блаженства, открывая Свои законы чудотворениями и исцелениями, говорит людям об относительности их законов, о значении веры, закона Божественного и о любви к Богу и ближним. Земные пространственно-временные созидания ценны по пользе, приносимой людям, но относительно изменений, происходящих с ними, не вечны. «Ищите прежде Царствия Небесного», вечного, и духовно-нравственный фундамент жизни по непреложным евангельским заповедям даст основу для сокровенного благодатного существования человека на земле как Храма Духа Святого.


Рецензии