Арестант. Легенда

(По мотивам биографии Оскара Уайльда)

Картины, дворцы – атрибуты достатка
Изнеженных внешним богатством господ…
Судьба… Но Судьба вмиг наступит на пятки,
Шепча: «Вы богаты, так это пройдёт»,
Когда искушают Судьбу от безделья,
Смеются над нищим, взирая с высот
Монетного счастья… И в этом веселье
Чужая судьба – лишь мишень для острот.
От нищего слыша молитву смиренья,
Судьба всколыхнёт силы Света и Тьмы…
Богач не узрит в этом знак проведенья,
Который разрушит зарок от сумы…
               
ЧАСТЬ 1

Тюрьма. Конвоир. Лязг железа
И камеры чёрная пасть
Разинулась словно пасть беса,
Где можно навечно пропасть.
 
Поэт в арестантской рубашке
Шагнул в холод камерной тьмы:
«Раздавлен Судьбой как букашка»
Услышали стены тюрьмы
И люди, сидевшие тихо
В безвременье камерных стен…
Ответил старик: «Это лихо
Дано бедным счастью взамен…
О, сколько страданий и горя
Любой арестант перенёс?!
Терпи, не кляни свою долю…
Пойми – был судим и Христос.
Дано и тебе испытанье:
«По вере, – сказал Бог, – воздам!»,
Ты здесь от соблазнов в изгнанье,
Быть может, чтоб выстроить храм
В душе своей, где вера – вечна,
Как вечны Любовь с Добротой…
Поверь, есть ещё человечность,
Но в людях с богатой душой…
 
Беде, как врагу, не сдавайся, –
Прервал кашлем речь свою дед, –
Присядь…, если хочешь – покайся,
Чтоб в душу проник божий свет».

ЧАСТЬ 2

Услышав слова пониманья –
Сродни утешенью, поэт
Присел, так сказав в оправданье:
«И верно – в ногах правды нет,
Как нет справедливости… Ныне
Идти мне тропой вникуда,
К той грани, где кровь в жилах стынет,
Как ночью морозной вода…
Поэт я…Судьбой отлучённый
От яркого мира – стеной…
Когда-то тот мир, утончённый
Гордился знакомству со мной…», –
Звучало поэта сказанье…
 
И люди, как стены, застыв,
Внимали слова покаянья,
Как сказочной песни мотив:
«Богатый не знается с нищим,
И бедный ему – не указ!
Своею духовною пищей
Богатство считал я… Не раз
Лелеял в ларце самоцветы
И дивной огранки бриллиант…
На бал отправлялся в карете…
А кто я теперь? …Арестант!!!
Я верил в себя безгранично,
Друзья и богатство – при мне,
На бедность смотрел – безразлично,
(Мол, есть пятна и на Луне!).
И я, утомлённый стенаньем,
С презреньем,  швырнув горсть монет
Просящим, познавшим страданье,
Уверен был: в золоте – свет,
Несущий владельцу свободу:
Ещё на земле сладко жить…
 
Я в праздник,  капризу в угоду,
Над нищим решил подшутить…».
Тут камерный хлад хладом склепа,
Тепло отбирая, приник
Уже к «новичку» и о хлебе
Подумал поэт в этот миг…
И в бок кто-то твёрдой краюхой
Толкнул, говоря: «Съешь, сынок»,
Поэт вдруг услышал над ухом:
«Не злато, а Слово есть Бог»…
«А я упражнялся словами
Искал и выбрасывал их
Бездушно…Как будто с врагами
Писал каждый новый свой стих», –
Подумал поэт просветлённый,
О хлебе насущном забыв,
Продолжив в застенке студёном
Своих откровений порыв:
«У нищих вся жизнь – поиск пищи,
Подобия Бога нет в них –
 
Так раньше судил я о нищих,
А сам ел всегда за двоих...
С презреньем глядел на лохмотья
Людишек с ненужной судьбой…
Не верил в их равенство плоти
И образа… даже со мной…
Их взгляды – печально угрюмы,
И ветер лохмотья трепал…
Мне с радостью шили костюмы,
И я устремлялся на бал…
Эстетом я слыл и педантом,
Природу за грубость клеймил…
И, видя сиянье бриллиантов,
Иначе оценивал мир…

ЧАСТЬ 3

День праздничный – день самый лучший!
Гостями наполнился дом…
Ни облака в небе, ни тучи,
Лишь ветер гулял под окном.
 
Ах, бал! Шуток было немало!
И танцы, и смех без забот…
Я вышел из шумного зала,
Устав от заезжих острот…
«Всё слышал, – сказал я скучая, –
Смешное таит новизна…»
Как будто себя отлучая
От скуки – смотрел из окна.
Близ дома увидел как нищий
На шее закручивал шарф.
Я «выпалил»: «Мыть надо чище!
Эй, нищий, ты портишь ландшафт!»
И смех услыхал за спиною:
«Удачная шутка, поэт!», –
Друзья подходили гурьбою,
Смеясь: «А финала в ней – нет?!»
Оставив гостям фейерверки,
Слуге приказал: « Всё бросай!
Там – нищий, сними тотчас мерки,
И сразу к портному ступай!
 
Костюм из английского твида
Сошьёт пусть мой лучший портной…
Эй, нищий! С таким внешним видом
Ну, кто же подаст золотой?!»
И снова – безудержный хохот,
И снова – хлопки по плечу…
Внезапный небес слышен рокот –
Пролог и начало причуд…
Костюм сшит. И я без придирки,
На брюки глядел и на фрак,
«Для смеха» решив сделать дырки:
«Без них разве может бедняк?», –
Шутил я, не ведая глада…
И вот уже нищий чудак
В костюме стоял близ ограды,
Прося «ради Бога» пятак…
 
ЧАСТЬ 4

Закончился бал. Шутка злая
Как будто ушла на покой…
Но только Судьба Роковая
Смеялась с тех пор надо мной.
За что бы не брался – всё прахом!
В рулетку играл и – банкрот!
Друзья замечали со страхом:
«Несчастье поэта ведёт».
Визиты всё реже и реже,
И вскоре – друзьями забыт…
Никто не помог, не утешил…
Голодный не друг тем, кто сыт.
Настало всей жизни крушенье:
Жена умерла… Особняк
Отторгнут судейским решеньем…
Долги, кабала…Я – бедняк…
Мне в обществе светском нет места…
Да будь я хоть трижды Поэт!!!
 
Как холоден мир звонкой лести,
Когда у тебя денег нет,
И нет жизни светлой и гладкой…
За что?! Как мне это понять?
Но помню: бедняк близ оградки
Просил «ради Бога» подать…
Я зло посмеялся,…жестоко,
В богатстве о Вечном забыв…».
«Всё видит Всевышнего Око,
И Бог как никто – справедлив, –
Старик парой фраз подытожил
Рассказ – он поэта учил, –
Тем нищим явился сын божий»…

«Так я над Христом подшутил?!!!»
25 сентября 2007 г.


Рецензии