C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Мистерия души. Психологический опыт

Языческий мистический опыт  – низшая ступень посвящения в таинства жизни. Не случайно церковь считает чувствознание  дьявольским наваждением, а рядовой обыватель его боится. Множество суеверий относительно порчи, сглаза, колдовства связывают с этим опытом. Маг и колдун – всеведущие и всесильные, но опасные личности. Опыт чувствознания считают сферой черной магии и Черных лож  оккультизма, опытом познания тьмы.
Однако опыт чувствознания – необходимая ступень для последующих уровней продвижения. Развиваемый этим опытом интеллект может и не выдержать задачи, не достигнуть более высокой ступени. Однако субъект в целом начинает лучше понимать свой организм и его способности к отображению и адаптации к внешнему миру. Кроме того, он сознает, что кроме несовершенного и неустойчивого интеллекта, у него есть стабильная и самостоятельная система ориентации – древний природный  ум, надежно направляющий организм в мире видимого и невидимого. На природный ум можно положиться, он вовремя сигнализирует о нестабильности организма и среды его обитания. Хотя это до-мыслительная форма опыта, но он может быть выражен в психологически понятных сигналах: образ, ощущение, чувство.
Второй уровень, на котором  происходят мистические феномены – это уровень психических манифестаций в области сознания и бессознательного. В мистике ее часто называют астральным и ментальными планами.
Работа с сознанием – более сложное и элитное занятие для продвинутых личностей. Адепты этой области стремятся отдалиться от черного хлеба чувствознания. Свою сферу они называют областью света. Поклонники Люцифера, иллюминаты, члены Белых лож, оккультные братства, общества психических исследований, антропософы – вот примерный круг адептов этой области мистики.
Эта область по содержанию опыта гораздо богаче и разнообразнее. Психические миры уже не так сходны у разных людей, как миры чувствознания. Они отличаются большей индивидуализацией и субъективностью. Не будет натяжкой сказать, что этот уровень – опыт ориентации личности в собственном психическом мире.
При первом взгляде на необозримое разнообразие этого опыта кажется, что в нем нет ничего, что было бы повторяемо или могло  иметь общее значение. Кажется, выделение какой-либо сущности здесь просто невозможно. Весь астральный и ментальный опыт кажется поистине беспредельным путешествием в мире личных впечатлений, эмоциональных реакций, мыслей по всякому поводу и  без оного и т.п. Кажется, весь внутренний опыт, все личностное знание является здесь материалом. Вся жизнь отдельной человеческой души в пространстве ее событий здесь обнажается. В психическом пространстве опыт может соединяться в бесконечных сочетаниях,  и этому нет конца.
Именно такое впечатление возникает у неофита, когда он впервые столкнется с этим необозримым океаном. Масса заблуждений, несущественных подробностей, споров разных школ о сущности получаемых сведений хорошо отражена в оккультной, житийной литературе, дневниках мистиков, бдений религиозных деятелей, философов и просто созерцателей.
Диона Форчун, лидер оккультного движения в Англии начала XX  века  пишет: «Средний человек оказывается выбитым из седла, когда встречается с феноменами (психическими – А.Н.). Он обычно проходит три стадии.  На первой он считает, что все суеверие и обман.  На второй он верит во все, что угодно.  На третьей стадии,  – если он вообще добирается до нее, – он научается (курсив наш – А.Н.) благодаря приобретенному опыту…».
Все-таки удача на этом уровне требует  наблюдательности, критичности, ясности мышления и контроля над чувствами и воображением. Ведь именно такие интеллектуальные процессы, как воображение, оценочное мышление, логическое мышление – эволюционно молодые и неустойчивые средства ума – принимают участие в работе на этом уровне.
Кроме удручающего эмпиризма, который ставят в упрек мистикам этого направления, их  серьезно критикуют за мистификацию сознания. Часто возникает вопрос: отчего их опыты выявляют столь странное, неизвестное нормальным людям сознание? Согласимся, что миры Д.Андреева, Р.Штайнера, Барле и т.п. как образцы  внутренних миров – это более чем странные миры. Однако они весьма типичны для этого уровня.
Отсюда возникает впечатление, что онтологически эти феномены – не более, чем иллюзии сознания, если не его патология. Именно инаковость этого опыта – основание  критики.
При этом ни один из известных нам мистиков вразумительно не пояснил, отчего результаты их исследования сознания так отличаются от  аналогичных  философских или психологических результатов. Обычным объяснением  является ссылка на что-либо вроде «более глубокое проникновение», «утонченное  изучение», «адепты мистики отмечены особой печатью» и т.п. 
Наиболее распространенными феноменами этого уровня являются: контакты с духовными сущностями, внушение мыслей, телепатия, внезапные прозрения, пророчества, воспоминания прошлых жизней, видение будущего. Это столь загадочные феномены, что их или наотрез отказываются признать, или считают не менее как доказательством существования бога.
Предваряя тему данного параграфа, мы сформулируем: в мистике сознания мы имеем дело с метапсихической регуляцией личности и спонтанной самоорганизацией поля  сознания. 
В академической науке сознание определяется как весь опыт,  подотчетный личности. Если не абстрагировать понятие «опыт», то конкретно-психологически это – вся память, которую можно помыслить, оценить и с которой возможны манипуляции в представлении.
Активация внутренней работы с сознанием  возникает при необходимости самоуправления, обострении внутренних проблем, при принятии важных решений, при психических травмах и других психологических затруднениях. Проблемы должны носить именно внутренний характер: личностная активность и свобода сталкиваются с преградами и препятствиями внутри, а не во внешнем мире. Бессилие перед собой, неспособность произвольно направить свою активность, загадочные барьеры – вот побудительные барьеры для самопознания.
В нормальных случаях для исследования поля сознания личность  использует рефлексию и самонаблюдение с обычными  интеллектуальными средствами в виде дискурсивного мышления, самосозерцания и т.п.  При нормальном самопознании личность узнает, что у нее есть творимая всеми обстоятельствами жизни «внутренняя субъективность», часто неожиданная в своих планах, стремлениях и реакциях. «Внутренний субъект» значительно различается у разных людей и достигает синтеза в индивидуальности.
Предполагается, что существует бессознательный план опыта,  и он периодически вносится в сознательную активность. Бессознательное нельзя рефлексировать или наблюдать обычным созерцанием, но его существование проявляется многообразными способами: во сне, в рефлекторных реакциях, необъяснимых предпочтениях и идеосинкразиях (отвращение), эффектах типа «де жа вю» (ранее виденного, слышанного), любви с первого взгляда и т.п.
Рефлексия позволяет установить, что человеческое сознание никогда не бывает просто пристанищем любого опыта, оно -  самостоятельная и активная сила. Эти свойства проявляются в избирательности к накапливаемому опыту, в известной устойчивости и постоянстве сознания. Способность сознания сохранять все следы памяти общеизвестна, поэтому личность в идеале может воспользоваться любым прижизненным опытом.
Есть сильное искушение истолковывать мистические феномены в подобной парадигме. Отчего бы не предположить, что мистики просто активнее и глубже исследуют свое сознание, используют более эффективные техники: медитация, трансперсональный анализ, глубинные погружения и т.п. К этой трактовке чаще и склоняются современные ученые .
Однако мистическое самопознание существенно отличается от обычной рефлексии и самонаблюдения, также от работы с бессознательным. Собственно, самопознания как активной деятельности здесь зачастую и нет. Нередко манифестация феноменов происходит у совершенно не ищущей и не исследующей  личности.  Вновь возникает типичный для мистики феномен дарованности знания. Запутавшейся или уставшей личности внезапно является видение, возникает знак, зрительно или в звучании приходит телепатический текст и т.п.
Даже критически настроенный мистик вынужден признать, что его «внутренний субъект» созидается не только всеми воздействиями внешнего мира, является не только плодом обстоятельств жизни. Живя в поле сознания, направляясь своими представлениями, мыслями, планами и идеалами, «внутренний субъект» подвергается воздействию со стороны невидимого мира и  контролю неких духовных сущностей.
Зачастую сущность незрима или проявляется в специфическом облике: благообразного старца, прекрасного юноши или милого  дитя, благородной дамы, ангела, мифического или сказочного героя, титана и т.п. Причем, это именно сущность с характерными признаками индивидуальности: возраст, пол, характер, уровень интеллекта, даже национальность и т.д.
Отметим этот важный факт: это не безликая бессознательная энергетика, это не взрыв низших сил,  это – существо. Подобные сущности обозначаются мистиками как духи. Пород,  видов и подвидов их великое множество. Классификации существ духовных планов – популярная тема мистической и религиозной литературы. Однако  эта литература исключительно описательна и совершенно не позволяет понять, что же это такое – духи?
Духи и являются мистическим компонентом в целом обычного и понятного сознания. Именно наличие этого компонента создает все эффекты присутствия, влияния, высшей воли, руководства, контроля и т.д.
Если бы не эти видимые и невидимые учителя и даже  Владыки души, опыт самопознания не обретал бы мистического оттенка, как бы сложен он ни был. Виртуозная разведка топологии  сознания – по мнению адептов – невозможна без духовного руководства, невидимых духовных наставников.
Было бы легко отбросить подобный опыт, если бы он не был столь массовым. В религиозной, духовной, оккультной практике есть тысячи добросовестно документированных примеров того, как личность годами направлялась духами, например, Платон, Сократ, Жанна д*Арк, Дж.Вашингтон, Сергий Радонежский, Е.Рерих и т.д.  Их поступки  определялись сокровенными беседами с благими духами, которые подготовляли изумленную личность к повороту судьбы за годы до знакового  события.
Сомнительность духовным явлениям придает тот факт, что помешанные и  сумасшедшие в изобилии имеют контакты с духами, подвергаются телепатическим воздействиям, а юродивые даже   признаются хорошими предсказателями.
Однако – тем лучше для нас. Значит, манифестации духов – столь естественное проявление сознания, что этому не помеха ни раса, ни пол, ни возраст, ни душевное равновесие, ни образование субъекта. Тем самым мы можем отнести их к каким-либо базовым свойствам сознания и предполагать у них универсальный, общий  механизм.
Мы полагаем, что феномены мистического сознания не будут поняты, если мы не сделаем ряда предположений.
Первое предположение – онтологического характера. Все-таки речь идет о попытках ориентации личности в пространстве ее психического опыта. Говоря языком мистерий – посвящаемой является личность, посвятителем – весь опыт сознания. Осознаваемой или неосознаваемой задачей является интеграция личности, поиск резервов, укрепление или рост личности, разрешение связывающих ее уз, поиски новых сфер приложения сил  и т.п. Таким образом, поиск себя в поле сознания является не просто уходом от действительности ради удовольствий созерцания, но зачастую является необходимым этапом жизненной активности.
Это этап внутреннего планирования, самоорганизации, упорядочения представлений – словом, создание внутренней схемы последующей  активности. Если за внутренними поисками стоит подобная нужда, то, помощь  со стороны сознания обязательно придет.
Поэтому крайне важно, чтобы мистик научался опытом своих блужданий. Если он бездумно скользит по внутреннему миру, не размышляя и не запоминая, он рискует запутаться и впасть в «ересь», невроз, фанатизм,  откровенную нелепость и худшие формы суеверия. Именно такие издержки работы с сознанием  постоянно обнаруживаются в сектах оккультизма, в школах  сомнительных духовных учителей. Из-за трудностей и неудач на этом пути возникает множество нареканий на занятия подобного рода. 
Второе предположение – гносеологического характера. Видимо, психические процессы при манифестации мистического сознания имеют иные принципы и способы функционирования, а также скрытые свойства, чем известное нам бодрствующее сознание. Мы попытались обобщить эти представления в виде «формул мистического сознания»:
1. Проявление света и тьмы как свойств сознания;
2. Существование  «чистого сознания» или чистой субъективности;
3. Структурированность  сознания: наличие в нем относительно автономных планов (сфер,схем, архетипов), способных на спонтанную  активность и самоорганизацию;
4. Наличие в сознании  иерархии: выделение высшего и низшего.
5. Центрация сознания вокруг трех «мировых принципов»:  мира природы (тела),  мира культуры (души), мира духа (разума).
Попытаемся  пояснить смысл и сущность этих формул.
Сознание в мистике понимается как воспринимаемое поле опыта. Воспринимаемое – не обязательно мыслимое, это любое отображение в ощущении, восприятии, различных видах мышления.  Это поле включает всевозможный опыт: личный и коллективный, врожденный и приобретенный, конкретный и абстрактный, и т.д. Поле сознания  можно расширить и углубить за счет микро- и макропланов. Первый включает память клеток, атомов, молекул, тканей и т.п., второй вбирает пласты системного, целостного, коллективного бытия. Поэтому сознание в мистике одной стороной повернуто к малому и частному, другой – к общему, абсолютному.
Поле сознания может быть малым или большим в зависимости от внимания и исследований личностью своего опыта. При активном внимании личности к своему опыту и работе по его накоплению, сознание может расти и расширяться.В мистическом опыте в психику внедряются такие сигналы, которые не могут быть поняты в обычном режиме психической деятельности вследствие ряда причин: они фрагментарны, оторваны от текущей реальности, движутся прихотливо и хаотично и т.п. Возникает впечатление ПОТОКА сознания, в котором субъект ничем не управляет.Однако этот поток имеет какую-то устремленность, собственную логику и его движение зачастую заканчивается озарением, прозрением, новым видением и т.д. При этом поток упорядочивается при помощи имеющихся архетипов и ментальных схем, благодаря чему психологическое содержание абстрагируется и обретает символический смысл.
Если психологическая работа идет в правильном направлении, она достигнет света сознания, просветления. Просветление – не просто лучшее понимание, прозрение. Оно воспринимается физиологически – как облегчение, оздоровление. Также оно выражается в специфичных видениях: мистик видит в субъективном пространстве  подъем или нисхождение лучей, поля света, вспышки звезд, появление светлых обликов и т.д.
Если работа не правильна, человек будет наставляем тьмой. Явление тьмы скорее негативно: путаница мысли, расстройство сознания, кошмарные видения, физиологическое отягощение, сонливость, помрачение или сужение сознания, душевная дезорганизация и хаос и т.п.
Таким образом, в мистическом опыте сознание как бы руководит личностью, исследующей ее  поле, посылая  отчетливые знаки успехов и неудач.
Свет и тьма как две сферы сознания, где личность обретает урок,   изображаются в разных символах, чаще в виде круга с белым и черным шарами в движении. В мистицизме немало сломано копий относительно толкования этого принципа. Он известен издревле, описывается в самых разнообразных школах и направлениях. Накоплен огромный эмпирический материал, подтверждающий существование этих феноменов.  Однако этот материал  имеет множество разных толкований в религиоведении, оккультизме,  язычестве и т.д.
В основном имеющиеся сейчас удачные обобщения выражаются в до-понятийной форме. Лучше всего этот принцип изображен иконографически: в огромном числе великолепных  произведений искусства, отражающих борьбу света и тьмы.  Также он выражен в иносказательной форме: в виде всевозможных мифов, легенд и символов о Прометее, Люцифере, Сатане и Боге и т.п.
На наш взгляд, материалы по обсуждаемой проблеме позволяют  сделать несколько предположений.
Первое из них – предположение о том, что сферы света и тьмы – это сферы потенциально психически отображаемого, но  не используемого личностью опыта. Тем самым мы заключаем, что тьма и свет исходят из инобытия для сознательной личности, а не инобытия человека.
Сфера света часто описывается как благая область, мифическая Шамбала, страна света. Там – божественная гармония, всяческое благо, истина, мудрость и красота. В этом значении говорится о «светлых мыслях», «светлых чувствах» как высоком качестве сознания. При манифестации духов из этой области личность видит мудрые, благородные и прекрасные облики.  Светлый опыт загадочен, непонятен, но он не вызывает у личности негативных чувств, страха и подавленности.      
Однако выявления света в себе - мистический феномен, основанный на заслугах личности. Просветление – результат терпеливого, длительного «собирания света», накапливания опыта, его упорядочивания и т.д. Указанного эффекта нельзя достичь телесными практиками, но нельзя и простым созерцанием,  манипуляцией опытом в мыслях. Эффект просветления сознания возникает как бы внезапно, вдруг, но это - итог активных усилий личности.
Тьма – область сознания, нередко оцениваемая как  сфера зла, греха, вызывающая страх и смятение. Кроме того, она плохо поддается пониманию, осмыслению. Чтобы знать тьму, мистик должен пассивно отдаться ее действию. Тогда выясняется, что это не обязательно негативный опыт: тьма содержит высшее и низшее, абсолютное и относительное, истины и парадоксы и т.д. Однако это все равно такой опыт, который очень трудно помыслить и изложить. В этом смысле тьма – область опыта,  чуждого и запредельного для  личности.
Что же, в сущности, представляют собой свет и тьма сознания?
В научных работах эти явления чаще толкуют следующим образом: тьма – иррациональное, бессознательное, инстинктивное, неразумное, низшее, свет – сознательное, разумное, высшее, совершенное. Однако данные мистического опыта с этим не согласуются. «Темные влияния» несомненно тягостны, даже физиологически.  Однако путь во тьме считается наисложнейшим достижением, подвигом высших адептов. Тайна тьмы позволяет приобщиться к беспредельности сознания, а извлекаемая из нее информация называется гласом безмолвия и даром вечности (237).
Психологически  деятельность тьмы осуществляется не столько как бессознательная, сколько как отчуждаемая от сознательных планов и целей личности, деперсонализованная, безличная или над-личная, но нередко полная мудрости и скрытого до поры до времени смысла. Великие посвященные считают тьму тайной бога.
Мистики часто указывают, что состояния света и тьмы сознания метафизичны, нематериальны. Появление света и тьмы происходит как бы в другом измерении. Появляющиеся облики видений похожи на полупрозрачные голограммы. Характерно также ощущение собственной бестелесности и прозрачности тела. Для описания своего состояния мистики часто используют термины: магниты, токи, пространственное электричество и т.п. Характерно, что эти состояния увязываются с реальными возмущениями геофизического фона на тот момент.
Интересно мнение известного антрополога Г.Бейтсона о базовых принципах строения человеческого организма и системе дублирования его жизнедеятельности, которое помогает нам понять принципы работы "потока сознания". Г.Бейтсон пишет, что структурные особенности сознания человека тесно связаны с его принадлежностью к животным с поперечной сегментацией плана строения. «Мы знаем, что между последовательными сегментами существует некоторый вид  асимметричных отношений; что каждый сегмент сформировал бы голову, если бы только смог это сделать…». Эта особенность позволяет нашему виду особую деятельность сознания: оно может пользоваться теми видами информации, которые недоступны осознанию, но существуют «изначально в виде идиомы первичного процесса, которая лишь с трудом может переводиться в «рациональные» термины. Сегодня нам кажется загадочным сознание, а вычислительные методы бессознательного (первичный процесс) кажутся постоянно активными, необходимыми и всеобъемлющими».
Подведем некоторые итоги.
Мистика как вид внутреннего опыта самопознания наиболее широко представлена такими направлениями, которые сосредоточены на исследовании сознания и обеспечивающей его психической деятельности. Мистический опыт изучения сознания значительно отличается от аналогичного в науке, так как научные исследования ориентированы преимущественно на изучении внешне ориентированной деятельности сознания. В отличие от этого мистицизм представляет собой опыт исследования внутренней жизни сознания.
Однако в мистике исследуется не рефлексивный внутренний опыт, но опыт спонтанной активности сознания под влиянием недостаточно изученных факторов. Поэтому в мистическом опыте мы имеем дело с подлинным самодвижением сознания.


Рецензии
СВЕТ это ДЬЯВОЛ
ТЬМА -это БОГ
Кто ИИСУС ХРИСТОС!?

Виктор Хажилов   10.02.2013 22:44     Заявить о нарушении