Светлана Галицина необычная обычная пенсионерка

В сочинских парках, скверах, на набережных и площадях немало скульптур и декоративных композиций. Старожилы говорят, раньше их было гораздо больше. Хорошо, когда имена авторов сохраняются в памяти потомков, и с годами не стираются из истории города. Но далеко не каждый знает их. И тем более остаются загадкой прототипы, вдохновившие мастеров на те или иные произведения искусства. Ко Дню матери в России сочинка Светлана Галицина преподнесла подарок не только себе, но и всем нам. Она освежила историческую память, рассказав историю создания скульптур «Материнство» и «Мацеста» легендарного мастера - Ираиды Яковлевны Гуслевой
С 1998 года в России после указа Б.Ельцина зародилась традиция праздновать День матери. Этот праздник принято отмечать ежегодно в последнее воскресенье ноября. Именно к этой дате одна сочинская дама решила рассказать нам прелюбопытную историю.
- Год назад ко Дню матери по сочинскому телевидению показали передачу, в которой рассказывалось о скульптуре «Материнство» И.Я. Гуслевой, - рассказывает Светлана Галицина.  - Ее выставляли в Сочинском художественном музее, и знакомили горожан с историей ее создания. А заведующая экспозиционным отделом Людмила Павлова написала материал «Скульптура в формате города».  Также было подмечено, что скульптура раньше стояла на специальном постаменте у Сочинского роддома, а теперь ее сместили под сосенку у магазина товаров для мам и малышей. Передача и статья мне понравились, но там не было ни слова о том, кто был прототипом для ее создания. Я спросила заместителя директора Сочинского художественного музея, искусствоведа  Светлану Шелихову, знают ли об этом сотрудники музея. Она ответила, что не знают, но если знаю я, они будут рады этой информации.  Я сказала, что образ матери для скульптуры «Материнство» взят с меня. Мне предложили подтвердить эту информацию письменными свидетельствами людей, знакомых со мной и со скульптором Гуслевой. Сначала я обратилась к работникам Музея истории города за информацией, вдруг у них сохранились какие-либо документы в архивах. Они ответили, что такой информации у них нет, но они с радостью помогут мне в поисках. Так началась история восстановления исторического факта.
Надо отдать должное вдохновенному упорству Светланы Львовны. Ведь с тех пор прошло полвека, и восстановить события тех лет – дело, требующее больших усилий и терпения. Прошёл год, и вот совсем недавно в архивах Музея истории города-курорта Сочи появились документы, подтверждающие тот факт, что скульптуру «Материнство» автор Гуслева создавала со Светланы Галициной. А эскизы к «Мацесте» она делала с фотографии, подаренной ей Светланой Львовной. Сочинка собрала письменные свидетельства и отдала их музею.
- Наш прекрасный курортный город меняется с каждым днём, и далеко не всегда в лучшую сторону, - замечает Светлана Галицина. – Когда-то со всей России сюда отправляли мастеров своего дела, чтобы создать город-сказку, город-сад, лучший курорт страны.  Наверное, сейчас мало кто помнит об отце моего мужа Бабенко Василии Степановиче, подполковнике связи, который служил в одной летной части с моим отцом.  Василия Бабенко в 1956 году направили из Ростова в Сочи строить радиорелейные магистрали от Туапсе до Сухума, и построенная тогда в Сочи телевышка и РРС-44 используется до сих пор. Я вышла замуж за старшего сына Василия Бабенко Юрия, у нас родилась дочь Марина. И вскоре мы переехали из Ростова в Сочи. В Ростове я с отличием окончила радиотехническое училище, до этого – политехнический институт в Краснодаре. В Сочи до поступления в медицинское училище я занималась с тренером Харитоновым прыжками в воду. Но спорт пришлось оставить, так как много времени уделяла семье и воспитанию дочери. В 1963 году в Сочи стали запускать станцию РРС-44, а специалистов не было. В 1965 году я попросила свекра принять меня работать на РРС-44, так как я радиомантажница и знакома с аппаратурой, которую когда-то делала на заводе в Ростове. Свёкр пошёл мне навстречу, но с условием, что медучилище я окончу. Для сотрудников радиорелейной был построен пятиэтажный дом на улице Первомайской, рядом с художественными мастерскими, в котором мы с мужем получили двухкомнатную квартиру. Так я стала жить и работать возле художественных мастерских и цехов на Первомайской, 26.
Традиционно дамы скрывают свой возраст. Светлана Львовна не из таких. Она родилась в 1941 году. Отец ее, Лев Михайлович Сергеев, был легендарным летчиком, сбившим во время Великой Отечественной войны больше сотни немецких мессершмитов. В военной газете написали, как его спас от неминуемой смерти комсомольский билет – осколок снаряда застрял в картоне в нескольких миллиметрах от сердца. Мама, Валентина Швеева-Сергеева была деликатной и заботливой женщиной, одаренной от природы художественными талантами. У таких родителей родилось две замечательные дочери – Светлана и Татьяна. Так вот, когда Светлане Бабенко (Галициной) было чуть больше двадцати лет, она была обворожительно красива. Молодая женщина с юности занималась художественной гимнастикой, и, как вы понимаете, фигура у нее была потрясающая. Светлана Львовна и сейчас отлично выглядит и может служить образцом для подражания для своих сверстниц. Она любознательная, творческая, активная и оптимистичная. У нее два внука и два правнука.
-  Я пенсионерка, - улыбается Светлана Галицина, показывая свои многочисленные дипломы и фотографии. – А когда-то я была молодой симпатичной мамой, которая ежедневно ходила на работу, гуляла с мужем и дочкой по городу, знакомилась с интересными людьми. Мне рассказывала знакомая Лидия Смирнова, жена Владимира Ивановича Смирнова, художника-декоратора, работавшего в художественных мастерских с 1964 по 1969 годы, что когда я шла на работу мимо художественных цехов и мастерских, молодые мастера выключали станки, выглядывали в окна, провожали меня взглядом до самой станции. Я была скромной, восхищенные взгляды не замечала, старалась быстрее дойти до работы. Когда мы жили на Первомайской, подружилась с художницей Ингой, которая занималась изготовлением мозаики для украшения остановок Сочи.  Однажды Инга сказала, что со мной хотят познакомиться скульпторы Гуслевы. Я познакомилась с ними, помню, художница хромала на одну ножку. Это было примерно в 1965 году. Меня пригласили на фотосъемки для скульптуры образа матери. Согласилась, не зная еще, что меня будут сажать раздетой до купальника на вращающийся постамент диаметром около полутора метров напротив окон цехов, где работают мужчины. Хотела сидеть одетой, но меня упросили раздеться до купальника. Позже мне в руки давали куклу, завернутую в конверт. В один из дней я взяла с собой на съемки свою 4-х летнюю дочь. Нас фотографировали вместе. Потом Гуслевы неоднократно приглашали меня в свой цех посмотреть на начавшуюся лепку скульптуры «Материнство». Дочка Мариночка иногда играла в их цеху, так как РРС-44 и наш дом были рядом с мастерскими. Ираида Гуслева давала мне на выбор фото, где я на постаменте, но я не взяла ни одной, потому что боялась ревности мужа. Время тогда было другое. Еще она попросила подарить ей лучшее фото, какое у меня есть. Как оказалось, с той фотографии она стала делать эскизы к скульптуре «Мацеста». Мне кажется, моя встреча с И.Я. Гуслевой была неслучайной.
Прошло много лет, как говорят, много воды утекло с тех пор. Замечательные сочинские мастера – художники, скульпторы, декораторы ушли в мир иной. То же самое можно сказать и об архитекторах, строителях, гидроинженерах и о сотнях людей нужных городу профессий. Время не щадит никого. Остается память более молодых современников, записи, фотографии, исторические документы. В лучшем случае. Услышав год назад о скульптуре «Материнство», Светлана Галицина вспомнила события тех лет, светлое время расцвета курорта и ее жизни, полной радостных встреч и впечатлений. По совету музейных работников она начала искать людей, которые могли бы подтвердить факты создания скульптур «Материнство» и «Мацеста».
- Я задумалась, как мне найти подтверждения того, что я была натурщицей для соборных образов «Материнства» и «Мацесты». Соборных, потому что я не могу утверждать, что была единственным прототипом. Призываю тех, кто был знаком с И. Гуслевой, позировал ей, сохранил фотографии, откликнуться, рассказать и написать об этом. Так вот, знакомые посоветовали обратиться к Юрию Дмитриевичу Прокатову, председателю Сочинского отделения Союза художников России. Благодарна ему, потому что он подсказал обратиться к старожилам Сочи и работникам художественных мастерских – к В.В. Звонову и Н.А. Березовскому, которые могли помнить Гуслеву и меня. Жаль, что в молодости я не взяла ни одной фотографии на память. Не задумывалась, что понадобится доказывать правдивость моих слов.
Ксерокопии исторических справок Светлана Львовна предоставила. Вот отрывок из воспоминаний Вячеслава Звонова, скульптора, члена Союза художников России, написанный им 10 марта 2012 года: «Начиная с 1964 года, за несколько лет до окончания средней школы, я посещал клуб художников-любителей, руководителем клуба был художник А.Вагин. Он и посоветовал мне посетить творческую мастерскую В.Глухова (скульптора), видя мою склонность к скульптуре. Так я стал посещать мастерскую В.Глухова, которая находилась рядом с мастерской И.Гуслевой. Естественно я посещал и ее мастерскую, а также мастерские других художников. Во многих мастерских в то время работали художники с натурой. В одно из занятий у Глухова я увидел, что у И.Гуслевой, которая работала над композицией «Материнство», появилась девушка Светлана. Она и позировала для создания новой композиции… Работа длилась довольно долго, и я не раз видел Светлану. Эта работа прошла большой путь от задумки до исполнения – несколько лет. И уже вернувшись из армии я увидел «Материнство» в новом качестве – белом мраморе».
А это цитата исторической справки скульптора, члена Союза художников России Николая Алексеевича Березовского от 24 августа 2012 года: «В комбинате Художественного фонда РСФСР г. Сочи я работал с 1962 года скульптором. Мастерская моя была в основном здании комбината. Коллектив комбината был очень дружный, особенной сплоченностью отличались скульпторы. Я очень часто заходил в мастерскую Гуслевой и Глухова. И однажды… зашла Гуслева и сообщила, что наконец-то нашла хорошую натуру для своей скульптуры «Материнство» и что зовут эту девушку Светлана и она работает рядом на телевышке. Помню первоначальный вариант скульптуры. Это мать с малюткой, затем в глине Ираида Яковлевна младенца чуть изменила, и в мраморе она (скульптура) имеет уже чуть-чуть иной вид».
Кроме того, Светлана Львовна попросила написать небольшие воспоминания событий 1965 года свою дочь Марину, тогда маленькую девочку, позировавшую с мамой перед фотоаппаратом художницы, и жену художника-декоратора Владимира Смирнова Лидию Архиповну Смирнову. Поиски исторических свидетельств привели Светлану Галицину к подруге, сочинской поэтессе Елене Калюжной.
- В процессе поиска свидетелей тех событий я обратилась к своей подруге Елене Калюжной, которая, как и я, стала художницей и поэтессой. Мы вместе учились на одном фельдшерском факультете в Сочинском медучилище. По словам Лены, жизнь свела ее тоже со скульптором Гуслевой, которая и ее приглашала для позирования, и скульптура «Девушка с козочками» сделана с образа Лены.
Во все времена красивые женщины (и вообще красивые люди) вдохновляли художников на создание бессмертных произведений искусства. Лиссип, Пракситель, Микеланджело, Роден, Мухина… Радостно, что мы вполне можем знать тех, кто когда-то стал прообразом тех или иных шедевров уже прошлого века.
- В своей статье «Скульптура в формате города» Л. Павлова написала, что скульптура «Материнство» одна из крупных последних работ Гуслевой в городе, - замечает Светлана Галицина. – И не всем монументальным скульптурам суждена долгая жизнь. Но эта скульптура несет замечательные особенности – интонацию спокойного доброжелательства и самоуважения.  Ее перенесли под маленькую сосенку на площадке у магазина для новорожденных, но ей требуется соответствующий ее размерам постамент и пространство.
Светлана Галицина подчеркивает, что именно тема материнства, любви и надежды всегда были главными в ее творчестве – книгах, картинах. Не зря же она – идейный вдохновитель и бессменный председатель общественной организации «Духовная академия наук». Но об этой стороне многогранной Светланы Галициной имеет смысл рассказать в другой раз.
Мы поздравляем наших читателей с Днём матери и желаем любви, здоровья, счастья, терпения и понимания!


Рецензии