Светлая память

           Вот и подросли мои внуки: Сашке - 9,а Ромке - 12 лет.Они такие разные,непохожие друг на друга.Да это и понятно - ведь братья они двоюродные.Но оба живо интересуются всем в жизни,всё хотят знать. Как-то зашёл у нас разговор о войне.
 - Там было тяжело, - рассуждает Ромка, - и убивали многих.
 - А наш деда Коля тоже был на войне,- вставляет Сашка.
          Это меня сильно задевает,как по сердцу царапина.Да что такое - неужели он должен знать всё про фронтовика деду Колю, а про участника войны деду Васю - моего родного отца и любимого дедушку своей мамы ему до сих пор никто не рассказал?! Обидно! И стадно.Пора рассказать внукам про их прадедушку.Пусть не всё останется в памяти и многое забудется по малолетству,но что-нибудь да вспомнится на уроке,или во время фильма про войну,или в разговоре со сверстниками.А иначе может оказаться поздно...И я начинаю:
 - А другой твой дедушка - мой папа,тоже был на войне.
 - Я знаю, -заторопился Сашка. - Эта война началась в 1941 году.
 - Да-да-да, - поддержал его Ромка, - началась в 1941,а закончилась в 1945 году.Я не понимаю,как они там жили?Где спали? Что ели?
 - А хотите,я расскажу вам про то,как воевал на войне ваш прадедушка,мой папа Барсуков Василий Евстафьевич?
 - Расскажи,бабуля,расскажи! - сразу заинтересовались оба внука.И я достала из шкафа красную подушечку с орденами и медалями:
 - Это ваш прадедушка заслужил на войне.Это орден Красной Звезды,это орден Отечественной войны 1 степени,а это медали.
        Дети осторожно трогают награды,рассматривают их со всех сторон. А я продолжаю свой рассказ:
 - Больше 10 лет уже нет прадедушки на свете,а мне всё кажется,что он просто ушёл куда-то ненадолго по своим делам. Ведь он был таким живым человеком,непоседливым,весёлым. Он всё умел:хорошо рисовал,пел,сочинял стихи.Сам не сумев из-за войны выучиться и получить хорошую специальность,для своих четверых детей он сделал всё,часто отказывая себе во многом.
        В семье царили любовь и взаимопонимание.Отец с мамой жили очень дружно.Никогда дети не слышали,чтобы они спорили или ругались.Обо всех своих проблемах они договаривались где-то и как-то тихо.В этом была их мудрость.Поэтому всем нам,детям этой большой семьи,жизнь в детстве казалась такой безоблачной и счастливой.Моих родителей в селе уважали,ставили в пример другим семьям. А они гордились своими детьми и считали нас своим богатством.У них не было богатого дома или дорогого автомобиля.Зато все дети хорошо учились в школе и получили высшее образование.Отец нас любил безмерно,ругал очень редко,не читал нотаций и хотел,чтобы мы сами умели находить в жизни правильное решение.
           Отец вообще любил жизнь и всех людей.Каждого человека он считал достойным хорошей судьбы.К нему часто приходили люди поговорить,посоветоваться.И многим он помог.Он разглядел,например,способности в одном молодом парне, который одно время работал рядом с ним в колхозе.Тот выучился на агронома и стал хорошим специалистом.Когда случилась беда с родной отцовой племянницей,он посоветовал ей искать выход в работе, и она стала незаменимым человеком  на сельском коммутаторе,сохранила уверенность в себе.
          На фронт отец попал в конце войны,потому что в сорок первом ему было только 16 лет. Сначала он проходил учёбу в учебном стрелковом полку.После учёбы был направлен на второй Прибалтийский фронт.Воевал в составе 28-ой Невельской стрелковой дивизии.Был наводчиком артиллерийской установки.
 - Всякое случалось на фронте.Но хорошо помню свой первый бой, - вспоминал отец. - Ворвались мы в фашистские окопы.Передо мной оказался немец - молодой,сильный,красивый парень.Наверное,он тоже был новичок.Оба мы растерялись.Глядим друг на друга.И страх у обоих в глазах и в сердце.Первым всё-таки я опомнился.Вспомнил,чему нас учили:если не ты,то тебя убьют,и...прикладом его...А ещё учили:когда идёшь в атаку,то не медли - беги быстрее и метко стреляй.Чем быстрее и чётче это делаешь,тем больше надежды остаться живым.Правильно нас учили,и мы казались смелыми,словно смерти вовсе не боялись.
 - А страшно было на войне? - спрашивали мы отца.
 - Хоть и казались мы смелыми,а всё равно страшно было.Жить хотелось всем, - отвечал отец честно.
 А ещё мы интересовались:
 - Папа,а как вы там жили,всё время на улице? Ведь там не было дома,негде было согреться,
помыться...
 - А вот так и жили - сам теперь удивляюсь, - говорил отец. - Зиму и лето в окопах или в землянках.Мылись по-разному:летом в реке купались,зимой приезжал хозбатальон. Как-то форсировали реку вплавь,документы у меня размокли,и я выбросил справку о ранении в лёгкое и о контузии.Не думал о том, что она может пригодиться - молодой был,беззаботный,здоровье отменное.
         Не очень любил отец рассказывать о войне.Только говорил,что было очень тяжело.А мы? Что мы,послевоенные дети,понимали,что знали о войне? Точно знали,что наш отец был героем - ведь у него было столько медалей и орденов! Мы их брали тайком из шкафа,когда играли в войну и некоторые из них потеряли.А ещё у нас в кладовке висела старая отцовская шинель,и мы иногда ходили на неё посмотреть.Да ещё отец долго донашивал солдатские гимнастёрки,сапоги и галифе - ведь они были такие прочные и удобные.Долгое время он был разведчиком в роте.
        Много ребят погибло на моих глазах, - сожалел отец. - И я мог погибнуть,но каждый раз выходил живым,словно заговорённый. Мать мне перед уходом на фронт на шею маленькую иконку повесила и сказала:
 - Васенька,не снимай её никогда!
          Наверное,она и спасала...Может,и спасла иконка нашего отца от гибели,только вернулся он домой дважды контуженный,раненый в руку,в ногу,в голову и в лёгкое. Врач, лечивший его в госпитале,сказал:
  - Оперировать не будем.Осколок глубоко.Проживёшь всю жизнь - он тебе не помешает.
         А жизнь брала своё.Были они тогда молодые и жили,как все люди: дружили, любили,пели песни.Остались от того времени старые фотографии и в потёртой обложке тетрадка с песнями и стихами о войне, о дружбе фронтовой и о любви. Вот отец со своим другом-казахом в обнимку возле речки - оба молодые,улыбчивые.А тут отец рядом со своим грозным орудием. А вот в новеньких фуражках со всем офицерским составом.Красивый,строгий - возле полкового знамени. В детстве мы любили рассматривать эти фотографии и делали надписи на обратной стороне "папа".
А теперь смотрю на них и вижу другие надписи "деда".Значит,и внуки любят их смотреть.
         После войны отец три года работал на восстановлении Ленинграда и совсем было хотел остаться там жить,да мать стала звать домой:
 - Стара я стала.Возвращайся.
И он вернулся.А скоро женился на нашей матери.У неё первый муж умер,и мама осталась одна с маленьким сыном.Жила у своей матери и даже не мечтала снова устроить свою судьбу - ведь мужчин после войны было мало, а тут вдова, да ещё с ребёнком...
         Только стала она замечать своего сынишку с одним видным фронтовиком.А потом сын привёл его домой и сказал:
 - Мама,я нашёл своего папу.
        Так и стали жить - уж больно настойчивым оказался фронтовик. И прожили они вместе целую жизнь.Родились ещё три дочки.Отец много работал:был директором пищепрома,бригадиром в колхозе,заведующим током,скотником на ферме,продавцом в магазине.
       Ещё мы любили смотреть,как отец с мамой гуляли в праздники в большой компании родственников и друзей.Отец рассказывал разные истории,шутил,пел песни.  У него был очень хороший голос,чувство юмора и природный артистизм. Одним словом,он был душой компании.
        Отец всё умел делать красиво,я бы сказала, талантливо.Помнится,как он ел сырое яйцо.Это было целое представление.Отец брал яйцо,ложечкой разбивал его верхушку,выливал содержимое в блюдечко,солил и начинал есть,макая кусочком хлеба в содержимое на блюдечке.Нам со стороны это казалось так вкусно,что мы считали тогда,что ничего вкуснее просто нет. Мы тоже делали также,но это уже не было так вкусно,как у отца.
          Он был очень аккуратен в одежде.Всегда сам чистил пиджак,гладил брюки, до блеска начищал обувь.
          Когда с возрастом его стали одолевать болезни,он решил комиссоваться на группу,но врач,закончив осмотр,сказал:
 - Откуда я знаю,где ты получил своё ранение,а,может,на охоте.Справки ведь нет.
          Так и не получил он группу инвалидности и работал в колхозе до самой старости,хотя было уже тяжело...А звали его в деревне смолоду по имени-отчеству.
Была в нём врождённая интеллигентность,чуткость,мудрость и доброта.
        Вот так и прожил отец свою жизнь,красиво прожил,словно какая-то большая сильная сильная птица пролетела по небу.И светлую память оставил о себе.
       Вот приду я весной снова на кладбище,к могиле отца - а там чьи-то цветы у изголовья,кроме моих.Значит,помнят ещё нашего отца в деревне...
 - А я тоже был на его могилке, - вспоминает Ромка. - Мы приезжали туда с мамой.
 - Я тоже ездил на его могилку с бабой Верой на машине и видел дедушкину фотокарточку на памятнике, - неожиданно вспоминает Сашка,хотя было это довольно давно, и он был ещё совсем маленьким.Значит,не всё забывается и не всегда.Самое главное остаётся.      


Рецензии