Притча о жизни

Маленького человечка поставили в начало пути. Взяли за руку, привели, указали направление и оставили одного. Человечек сделал первый неуверенный шаг, потом следующий, потом радостно побежал, понимая, что с этого момента способен принимать решения сам. Он подрастал, продолжая бегать по коридорам, открывая двери, попадая в тупики, находя все-таки выходы. И двигался он быстро, стремясь как можно больше узнать, увидеть, испытать и почувствовать. Шли годы, и комнаты начали повторяться, неожиданные повороты - предугадываться, коридоры перестали удивлять. Взрослый человек поник, прижатый опытом и прошлыми разочарованиями. Разве путь мог принести еще что-то новое? Человек сомневался, а потому устало брел по коридорам, подолгу задерживался в комнатах, даже если они не сильно привлекали и впечатляли его. Он ведь знал, что в остальных закоулках ничего интересного его не ждет. Ему казалось, что он давно понял и прочувствовал все, что могла предложить ему жизнь. Он грустил, но смирялся. И в этом смирении, пройдя большую часть пути, ожидал его окончания в пыльной серой комнате. Цвета для него давно уже не имели значения. И однажды за ним пришли. Взяли за руку, повели знакомыми коридорами. Он шел за проводником, ступавшим целенаправленно и уверенно. Человек думал, неужели есть рядом какое-то место, которого он не приметил, не сумел найти. И тут его взгляду открылся сияющий, радужно переливающийся свет. За проводником он впервые вышел из коридора, и его взору открылся прекрасный, яркий, незнакомый ему мир. Человек недоуменно посмотрел на проводника. "Это рай?" - спросил человек. "Нет",- ответил проводник и повел человека дальше, мимо лучезарных пейзажей, по которым шли счастливые, улыбающиеся люди. "Тогда что это?"- настойчиво спросил человек. Проводник посмотрел на него долгим взглядом, думая, стоит ли открывать правду, а потом все же произнес: "Это мир, в котором ты мог бы жить". "Но меня привели в другое место, почему меня не привели сюда?"- негодовал человек. "Сюда приходят сами",- ответил проводник. "Объясните",- взмолился человек. "Ты потратил свою жизнь на блуждание по лабиринту вместо того, чтобы найти из него выход и попасть сюда",- отрезал проводник. Ошарашенный человек сыпал вопросами, почему его не предупредили, откуда такая несправедливость, как они могли обесценивать его жизнь, но проводник молчал. А мир между тем все отдалялся. Когда человек оглянулся на него в последний раз, он увидел другого человека, который вышел из лабиринта коридоров один, без сопровождения. Он нашел выход. Человек не мог разглядеть, но точно знал, что тот, вышедший за рамки выдуманных ограничений, счастливо улыбался.


Рецензии
Очень правильно Вы подметили механику дряхления интереса и вкуса к жизни.
А дальше - сплошные сомнения и несостыковки.
Судите сами:
Первый человек у Вас получился почти живой, из плоти. Отсюда и ограничения. Плоть стареет, здоровье покидает, реакции замедляются. В конце инсульт, инфаркт, Альцгеймер, маразм, рак, диабет... А пока биологический ресурс не исчерпан, к жизни его привязывают вкус, интерес и его полезность окружающим - это пока он их ощущает. Когда не останется ни одного, ни другого, ни третьего - с жизнью его не будет связывать ничто, и уйдёт он из неё без лишних сантиментов.
Ваш человек прожил интересную жизнь. Выход из лабиринта в новый мир - это тоже элемент лабиринта. Он мог его обнаружить (почти случайно), ведь он с таким энтузиазмом познавал лабиринт, потратив немалую часть жизни и интереса, упорства.
Если бы он его-таки обнаружил, то к лабиринту прибавился бы ещё один, в виде "нового" мира, который бы он так же эффективно изучил рано или поздно. Всё бы повторилось, только с отсрочкой.
Это как ещё один язык. Через ограниченное время совокупный словарь от обоих языков был бы усвоен. Набор грамматических правил уложился бы в его мозгу тоже от обоих языков. В минуту рассеянности он даже мог бы не вспомнить, на каком языке была прочитана последняя фраза.
Его ошибка в том, что он ищет виноватых, за то что он не объял механически необъятный мир. Ведь Вы же сами пишете, что нить и компас не снаружи, а внутри. Или о том, что большее в самих людях.
Именно! Владеть вселенной нельзя, все лабиринты не обойдёшь: жизни не хватит, да и повороты станут похожими, как похожи храмы и мечети для пресытившегося путешественника, но вместить огромный мир в голову можно. Кант всю жизнь просидел в одном месте, но вряд ли ему было скучно. Земная цивилизация накопила всего так много, а природа поставляет всё новые и новые загадки. Где уж тут скучать? Чтобы в этом мире было интересно, нужно от родителей получить гены подходящего темперамента и навыки к организации умственной деятельности. И мы видим, что у героя это всё было.
Вероятно, в первом лабиринте не оказалось хорошей библиотеки или человеку не повезло на неё наткнуться. Кого ж в этом винить?
А второй Ваш герой - это по большому счёту схема, манекен. Мы о нём ничего не знаем. Вся его заслуга, что он-таки наткнулся на второй вход в лабиринт. Случайно. И скорее всего, вышел из первого лабиринта лишь частично успев его обследовать.
Как говорит Станислав Ежи Лец: "Ну пробил головой стенку. Что теперь будешь делать в соседней камере?"
Так что мои симпатии на стороне героя, с которым удалось ближе познакомиться. Осуждать его - рука не поднимается.

Геннадии Полубесов   19.09.2013 00:55     Заявить о нарушении
Наверное, я не совсем то подразумевала, когда описывала другой мир. Или не так его передала. Просто для наглядности я сделала его физическим, хотя подразумевала душевный, и именно он начинается в нас, и именно до него так часто "не доходят руки", пока мы ищем правильные пути в лабиринте жизни. А за симпатию к герою - отдельное спасибо. И за такие глубокие, вдумчивые отзывы!

Алиса Белоусова   19.09.2013 19:55   Заявить о нарушении
***Алиса Белоусова 19.09.2013 19:55
***для наглядности я сделала его физическим, хотя подразумевала душевный, и именно он начинается в нас, и именно до него так часто "не доходят руки", пока мы ищем правильные пути в лабиринте жизни.

- Это, разумеется, так и было понято.
Но раз уж мы "ищем правильные пути", значит всё идёт, как надо.
То есть "Делай то, что можешь, и пусть будет, то, что будет"
В "Колыбели для кошки", кажется, Курт Воннегут приводит текст молитвы: "Господи, дай мне упорства в преодолении того, что я могу преодолеть, мужества - принять то, что я не могу изменить, и мудрости - не путать одно с другим"
Нам ведь никто не обещал, что наше барахтанье обязательно приведёт к взбиванию масла в комок. Ваш первый герой честно и вдохновенно искал, обыскал весь лабиринт.
А дальше Вы поразительно точно обрисовали процесс старения. Но ведь он объективно неизбежен. Кто-то может его лишь отодвинуть на более поздний возраст. Это - счастливые люди, но зачастую, как я упоминал, это их счастье иметь благоприятный темперамент подарено им с генами их родителей и дополнено формированием навыков душевно трудиться, находя в этом восторг узнавания нового как награду за труды. Формирование это, как правило, обеспечивается теми же родителями, семьёй. Сам человек потом продолжает этот вектор, но не порождает. С этим у первого героя всё в порядке.
Просто не повезло, и его мир оказался уже, чем мог бы стать.

***А за симпатию к герою - отдельное спасибо.
- Это моя корыстная симпатия к себе самому. Я считаю, что человек должен любить и уважать себя, чтобы с ним было легко и приятно другим людям. Не путать с чванством.

Геннадии Полубесов   20.09.2013 02:42   Заявить о нарушении
Я пыталась описать не столько процесс старения, сколько внутреннего отказа от дальнейшего поиска. Ведь возраст физический не есть показатель возраста душевного и духовного. Кому-то удается пронести молодость, открытость, инициативу и позитив через всю жизнь, а кто-то и в двадцать ничем из этого не обременен. Люди разные, хотя на самом деле, во многом очень похожие. Спасибо Вам за интересную дискуссию!

Алиса Белоусова   21.09.2013 17:33   Заявить о нарушении
***Алиса Белоусова 21.09.2013 17:33
- Я, как и Вы, не привязывался к физическому возрасту.
Я тоже согласен, что душевное старение настигает людей в разном возрасте.
Классическая модель - "Ионыч" Чехова

Так что и я не вижу разногласий в наших оценках. А рассказ-притчу на эту тему написать труднее, чем придираться к написанному другим.
Успехов Вам!

Геннадии Полубесов   21.09.2013 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.