Философские тетради. Часть 7-1

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


Философские тетради. Часть VII-I.

Корлисс Ламонт «Иллюзия бессмертия», М., 1984 г. Краткие тезисы.

Книга впервые издана в США в 1934 году.

Создавались целые религии и философии, в основу которых была положена мысль о существовании загробной жизни в царстве бессмертия, где люди будут наслаждаться вечным блаженством или подвергнутся адским мучениям за свои грехи.

Православная церковь и мусульманская религия проповедуют «учение» о воскресении тела после смерти.

Говоря словами архиепископа Кентерберийского, убийство миллионов людей водородными бомбами вполне приемлемо в свете христианской веры, согласно которой смерть есть прямой путь в царство небесное – более желанное, чем земное существование.

Субстанциальное «Я» бессмертно и поэтому способно снова наслаждаться обществом любимых друзей и родных и принимать участие в других сферах жизни сверхъестественного царства.

Сократ, если верить «Диалогам» Платона, был одним из первых философов, выдвинувших гипотезу бессмертия души.

Сократ, согласно платоновскому диалогу «Федон», называл философию размышлением о смерти, что означает размышление о том, смертен человек или бессмертен.

Св. Августин учил, что «только христиане верят в воскресение из мертвых; и эта вера отделяет… христиан от всех других людей.

Воскресение Иисуса из мертвых к вечной жизни было не только признаком его божественности, но и залогом того, что люди вообще также восстанут из своих могил. Эта решительная и драматическая победа над смертью – по-видимому, самым великим врагом человечества – доказала не только то, что Иисус – это сын божий, но и то, что все люди – дети божьи.

Христианство возникло прежде всего и главным образом как религия, побеждающая смерть.

Потусторонняя жизнь стала сложным и запутанным калейдоскопом различных небес, адов и чистилищ; между тем посюсторонняя жизнь стала бесконечной последовательностью таинств – таких, как крещение, конфирмация, епитимья, соборование и причастие, которые все осуществляются ради будущего мира.

Евхаристия, или причастие – это по преимуществу таинство, приносящее бессмертие; Для верующих оно является доказательством бессмертия души – путем мистического акта действительного сопричастия к природе вечного бога.

Забота о загробной жизни сильно стимулируется и католической практикой посредничества живых в пользу душ, пребывающих в чистилище – путем заупокойной мессы, системой индульгенций или с помощью индивидуальных молитв.

Немало католических авторитетов утверждают, что души мертвых могут помочь живым своими молитвами. Ежегодное празднование дня поминовения всех усопших – вариация на ту же тему.

Во многих католических странах верят, что духи умерших снова посещают свои дома в ночь поминовения всех усопших и едят пищу живых. В Тироле для них оставляют на столе молоко и пироги, в Бретани с наступлением ночи люди собираются на кладбище и льют молоко или святую воду на надгробные плиты.

Подобные обычаи соблюдаются и в день всех святых, праздник в честь святых церкви.

В царстве бессмертия добродетельный человек будет наслаждаться удивительным счастьем и будет полностью вознагражден за все беды здешнего мира. Высшая радость, возможная в раю, это встреча лицом к лицу с богом, союз с ним в блаженном видении, описанном Данте в последней песне «Божественной комедии». Именно это верующие и имеют в виду, когда они в экстазе говорят о наслаждении богом на веки вечные.

Первостепенным является вечное блаженство святых душ.
Бог – это высший объект потустороннего мира, дающий наслаждение. Бог представляет собой также высшее лицо загробного мира. Он чистая и совершенная личность, свободная от всяких земных ограничений и колебаний; и как таковой он свободен, счастлив и бессмертен – чудесный пример всего того, о достижении чего может мечтать человек.

Людвиг Фейербах: «Бог есть духовное небо, а небо есть чувственный бог», «между абсолютной жизнью, которая мыслится как небо, нет никакого различия, так как все, что в небе распространяется в длину и ширину, в боге сосредоточено в одной точке».

Джордж А. Гордон: от наличия бессмертия зависит в конечном счете разумность или неразумность, мудрость или бесчеловечность силы, которая ответственна за наше существование».

Доктор Джордж Лоунгоп: «Спириты интересуются духами и всеми деталями загробной жизни. Общение с духами, их «святыми», для них намного желательнее и проще, чем связь с богом».

Существует различие между телом и личностью, или душой. Сновидения и трансы подкрепляют свидетельства ежедневной жизни. Смерть дает самое убедительное и драматическое подтверждение этого взгляда: личность исчезает (куда – это тайна), но тело остается, твердое и реальное. Очень трудно представить себя несуществующим.
Существует врожденный животный импульс, заставляющий нас цепляться за жизнь и избегать смерти со всей решимостью, накопленной в ходе вековой борьбы видов за существование.

Человек, видя неминуемую смерть, пытается увильнуть от своей судьбы, прячась в убежище трансцендентального самосохранения по ту сторону могилы.

Древние евреи решили, что существует загробная жизнь, но что она есть непривлекательна.

В США, где смертность сравнительно невелика, ежегодно умирает больше 1,5 млн. человек; для всего мира эта цифра достигает примерно 50 млн; в день умирает не меньше 100 тыс. человек.

Как говорит «Книга общих молитв», «в самой жизни мы находимся среди смерти».

Концепция вечной жизни вызвала к жизни тот этический взгляд, который противопоставляет дух плоти и рассматривает инстинкты и желания естественного тела как явления дурные, унижающие человека и подлежащие подавлению. Эта концепция была основной предпосылкой всей христианской философии потусторонности, согласно которой подлинная судьба человека находится в другом мире, за этой земной юдолью слез.

Человек проснется в потусторонней жизни в значительной степени в таком же смысле, как человек просыпается каждый новый день здесь на земле. И в том, другом мире человек проснется, как и здесь, для новой деятельности среди друзей и семьи. Память там не сохранит всех подробностей прошлой жизни человека, так же как на земле он не все помнит изо дня в день или из десятилетия в десятилетие, но она сохранит достаточно, чтобы дать человеку определенное ощущение тождества и непрерывности. Это имеет коренное значение, ибо личность, которая не имеет сознательной связи ни с чем, что происходило раньше, со всех точек зрения будет другой личностью.

Метемпсихоз, или переселение душ – понятие бессмертия через перевоплощение на этой земле в будущих человеческих или других живых формах; это учение имело большое влияние у древних народов (греки, египтяне, буддийская и индуистская религии, теософы).

Представление о бессмертии, состоящее в том, что все вещи возвращаются снова и снова во всей конкретности своего облика – учение о вечном круговороте, защищавшееся стоиками в древности и возрожденное в ХIХ столетии немецким философом Ницше.

Кладбища считаются излюбленным местом, посещаемым призраками.

Мыслители, которые подчеркивали различие между телом и личностью и власть личности над телом, старались доказать, что личность есть субстанция другого порядка, что это нематериальная или нефизическая душа, которая обитает в теле и использует его как свое орудие. Когда тело умирает, эта душа отделяется и может продолжать свое существование в другом месте. Согласно некоторым воззрениям, она существовала и до того, как ее земное тело вообще стало существовать.

Будет ли личность функционировать в потусторонней жизни в качестве чистой души, лишенной плоти, или же она и там будет нуждаться в неком телесном орудии – например в воскрешенном естественном теле согласно принципам традиционного христианства – или же в каком-нибудь сверхъестественном «небесном», «духовном» или «эфирном» теле.

Это бессмертное тело не является тем естественным телом, которое известно нам на этой земле. Ибо даже в случае воскресения, хотя из могилы поднимается будто бы старое, земное тело, оно в то же время коренным образом преобразовано, стало нетленным, бессмертным.

Ветхозаветные евреи с их шеолом, гомеровские греки с их Гадесом, ранние римляне с их орком, вавилоняне с их Аралу. Все они полагали что души умерших, когда их тела разлагались и они лишались земной оболочки, отправлялись в мрачный и темный подземный мир, лишенный этического значения, чтобы печально, бесцельно и бесконечно бродить по нему в качестве бедных, слабых призраков своих собственных прежних «Я».

Люди думали, что тени умерших обитали в самих могилах или гробницах, где помещались тела. Куда уходили тела умерших, туда же уходили и души.

Воскресение тела или телесное перенесение перед смертью в другой мир, как это случилось с Енохом и Илией.

При уничтожении тела дух прекращает свое существование и в шеол опускается одна душа, которая чрезвычайно ослаблена, поскольку она больше не объединена с духом. Душа больше не может продолжать свою прежнюю полную и энергичную жизнь.

Тело настолько важно для полнокровной жизни личности, что без него также нельзя обойтись в потустороннем мире, как и в посюстороннем.

Гомеровские греки: в тленной обители холодного Гадеса (загробном мире) скитаются слабые тени усопших, покинутые и ничтожные; у них слабые голоса и вялые телодвижения. Они настолько бессильны, что только стимулирующее воздействие естественной животной крови дает Одиссею возможность говорить с ними во время посещения им подземного царства.

Для Гомера и древних греков быть бессмертными означало не умирать, продолжать жить, как боги, которые одни были «бессмертными».

Древние египтяне – роль, которую играло тело в удовлетворительной загробной жизни. По крайней мере в какую-то эпоху как для царей Египта, так и для их подданных считалось возможным некое желательное бессмертие. Но такое бессмертие неразрывно связано с практикой мумификации и соответствующего сохранения естественного тела.
Внушительным свидетельством этого факта являются великие пирамиды Египта, построенные первоначально с целью укрытия тел царей. Знатные люди и богачи отдавали громадные суммы специалистам на бальзамирование своего тела после смерти и на повседневную и вечную заботу об этих телах. Мумии тщательно обертывались материей, часто их клали в два и даже в три гроба, входящих один в другой. Для того, чтобы навсегда сохранить личную идентичность умершего, на верхнем слое ткани, которой обертывалось тело, часто изображали его черты или прикрепляли к его голове маску, снятую с него. Перед окончательным захоронением делались усиленные попытки вернуть телу, насколько это было возможно, то, что оно потеряло при смерти..

Во время церемонии оживления рот, глаза и уши усопшего с помощью магических орудий и заклинаний, открывали для того, чтобы он мог снова видеть, говорить, есть и слышать. Добивались также подвижности его членов, чтобы он мог двигаться и ходить; влажность тела и его теплота восстанавливались с помощью каждения и возлияний. Иногда эта церемония оживления распространялась и на статую умершего, которая помещалась в могилу в качестве дополнительного средства сохранения его личного тождества.

Для древних египтян был невозможен потусторонний мир без сотрудничества со старым земным телом.

Подобные обычаи – у инков.

Предполагаемая тесная связь между личностью и естественным телом даже после смерти – верование, будто душа не найдет покоя и, чувствуя себя несчастной, вернется на землю, чтобы являться живым и докучать им, если тело не будет схоронено, подвергнуто кремации или другому обряду.
Избавиться от тел умерших – наилучший способ избавиться от их призраков.
У многих племен – обычай выносить тело из жилища через какой-нибудь другой, а не через обычный выход, с тем, чтобы дух не смог найти путь обратно.
Всякое действие по отношению к мертвому телу серьезно повлияет в ту или другую сторону на остающуюся в живых душу.
Крайняя форма применения этого принципа – намеренное калечение мертвых тел, наблюдаемое у многих первобытных народов. Боясь вреда, который может причинить мертвец, они связывают члены его тела, хоронят его под высоким холмом земли и накладывают сверху тяжелые камни.
Некоторые племена связывают у мертвецов вместе пальцы обеих ног, большие же пальцы рук связывают за спиной или вонзают в пятки шипы, чтобы дух не мог ходить. Если же они имеют дело с телом врага, то предпочитают прибегать к самым чрезвычайным мерам. Чтобы помешать призраку сражаться, они ломают спинной хребет трупа или выкалывают глаза и отрезают уши.
Некоторые дикари думают, что они могут уничтожить душу врага, если они съедят его тело или уничтожат его кости.
Некоторые племена распространяют такие же предосторожности на убитых ими животных, боясь, как бы призраки этих жертв не отомстили им каким-либо неприятным образом.
Эта наивная практика напоминает применявшиеся на протяжении веков методы защиты от упырей – оживших мертвецов, которые выходят из могилы и поддерживают существование тем, что сосут кровь живых людей. Самый обычный способ избавиться от упыря состоял в том, чтобы загнать ему в тело и в сердце кол.
Состояние мертвого тела в значительной степени будет влиять на состояние оставшегося в живых духа.
По тем же причинам у некоторых племен существовал обычай убивать людей до того, как они достигнут дряхлости, поскольку иначе они не смогут вести здоровую и активную жизнь в потустороннем мире.

У безголового тела окажется и безголовая душа.
Тени убитых мечом носят на себе следы насильственной смерти, а тени умерших от горя всегда сохраняют следы горя.

Древние и первобытные народы считают, что обитатели потустороннего мира более или менее точно воспроизводят черты, которые отличали их в момент смерти.

В Индии тело умершего сжигается через несколько часов после смерти, пепел высыпается в реку и навсегда рассеивается. Не остается никакого тела, никакой могилы, на которых человек мог бы сосредоточить свои мысли об умершем. Если он будет думать об усопшем, он не может думать о его теле, а должен думать о его душе.

Согласно религии индусов, души умерших безвозвратно оставляют свои прежние естественные тела и скоро входят в другие естественные тела и становятся их владельцами. Их души оказываются перевоплощенными в грядущие поколения людей и всякого рода животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых и рыб. Для индуса лучше жить в образе и плоти коровы, вороны или кобры, чем вообще не иметь никакого тела.

Новый завет обещает человеку воскресение, ибо только таким образом он может иметь достойное бессмертие.
Когда распятый на кресте Христос восстал из мертвых, он обладал тем же телом, которое у него было прежде на земле, хотя в то же время оно стало другим, нетленным.
Восставши из гроба, Христос ел, говорил, ходил, был видим, его можно было потрогать руками, но он также внезапно появлялся в комнатах с запертыми дверьми, а иногда мгновенно исчезал. Итак, его бессмертное тело было чудесным образом одарено как естественными, так и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно как посюсторонней, так и в потусторонней среде.

Согласно католическому вероучению, дева Мария после своей смерти также телом и душою вознеслась на небеса.

Апостольский символ веры II столетия н.э. прямо говорит о том, что будет воскресение плоти.
Тридентский собор в ХVI ст. утверждает, что «тождественное тело» будет восстановлено «без искажений или добавлений».
Папа Пий Х уже в ХХ ст. заявлял, что «бог желает воскресения тела, дабы душа, творившая добро или зло, будучи единой с телом, могла ныне вместе с ним получить вознаграждение или наказание».
Святой Августин: «При воскресении субстанция наших тел, как бы они ни разложились, будет целиком воссоединена. Да не побоимся мы того, что всемогущество творца не может для цели воскрешения и оживления наших тел собрать все части тела, ставшие добычей зверей или огня, или превратившиеся в пыль и пепел, или растворившиеся в воде, или испарившиеся в воздух».

Воскресение будет означать также воссоздание половых различий, без которых телу недоставало бы полной целостности, хотя эти различия будут «приспособлены не для старого употребления, но для новой красоты».
Святой Фома Аквинский: «Мы не можем называть воскресением такое положение, когда душа не возвращается в то же самое тело, поскольку воскресение есть второе возникновение… И, следовательно, если душа приобретает не то же самое тело, то это будет уже не воскресение, а скорее приобретение нового тела».

Та серьезность, с какой христианская церковь относится к вопросу о воскресении, подтверждается ее постоянным и глубоко укоренившимся отвращением к кремации мертвых.
Сожжение тел умерших было широко распространенным обычаем у греков и римлян в начале н.э., но к V столетию н.э. сфера действия этого обычая сузилась.
Во времена раннего христианства у враждебных христианству язычников существовало обыкновение бросать тела мучеников-христиан в огонь, чтобы уничтожить веру в воскресение.

Бессмертная личность в промежуточном состоянии (между смертью и воскресением) и наслаждается, и страдает от значительного числа переживаний, которые были бы просто невозможны без участия чего-то очень похожего на земное тело.
Какая-нибудь материальная субстанция играет роль тела в промежуточном состоянии.

Смерть освобождает личность, для того чтобы личность могла продолжать свою, по существу, благородную и духовную жизнь. Окончательное освобождение души от ее телесной обители-тюрьмы придает бессмертию его главное достоинство и значение.

Религиозные секты, связанные с греческими культами Орфея и Диониса, уничтожали мертвое тело с помощью огня, для того чтобы душа не могла вновь войти в него и снова попасть в заключение. Тогда воскресение естественного тела или любая другая связь с ним сверхъестественного «Я» становится и ненужной, и нежелательной. Исчезает вера в единство человека, тела и личности, существующих в полноте человеческой природы.

Улыбка чеширского кота («Алиса в стране чудес») имеет удивительное свойство продолжаться и после того, как сам кот полностью исчез.

Англия, начало ХVIII столетия. Кауэрд, Хэллет и Додуэлл заявляли, что человек по своей природе смертен, но что бог воссоздает его в день всеобщего воскресения. До этого момента отошедшая в иной мир душа будет временно мертвой, заснувшей или потерявшей сознание.

В конце ХVIII в. известный философ и богослов Джозеф Пристли выступил в поддержку таких же взглядов.
В начале ХIХ в. эта идея была представлена в трудах Сэмюэля Дрю. Этот автор утверждал, что в естественном поле имеется зародыш, медленно зреющий и готовящий в могиле воскресающее тело. Как семя должно быть зарыто на какое-то время, чтобы взойти полным совершенной жизни, так и человеческое тело должно быть схоронено до «Судного дня».

США: религиозные секты расселитов и адвентистов седьмого дня придерживаются того представления, что душа со дня смерти тела до дня его воскресения спит или находится в бессознательном состоянии.

Епископ Б. Уэсткотт: «плоть», которая должна воскреснуть, это не та материальная субстанция, которую мы можем видеть, которую мы можем пощупать и которая может быть измерена с помощью чувств.

Епископ Чарлз Гор: мы в лице наших собственных «Я» будем вновь одеты в некое духовное тело, которое мы признаем как наше собственное тело – оно как бы примет форму и отпечаток наших собственных неизменившихся «Я».

Настоятель У. Метьюз: тело рассматривается теперь как сложная энергетическая система. Деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое отличается от наличного тела, но является преемственным по отношению к нему.

Святой Павел: «Восстает духовное тело».

Каноник Б. Стритер: мышление и действие в потустороннем мире требуют наличия «некоего центра сознания»; такой центр следует представить себе как связанный с некой сущностью или приданный ей, которая может притязать на титул «тела» больше, чем в чисто символическом смысле. Это тело невидимое и неосязаемое для земных чувств, хотя и видимое и ощутимое для более острых восприятий в будущей жизни.
В течение нашей земной жизни мы, хотя это нам и неизвестно, создаем некое невидимое небесное тело, которое является своего рода слепком с нашего земного тела и более точно приспособлено для выражения характера, вырабатывающегося все это время с помощью наших мыслей и нашего поведения.
Смерть этого тела является актом рождения нового тела. Это тело отражает природу «Я» яснее, чем бывает в этом мире. Оно будет прекрасным и сильным, когда характер хорош, подлым и слабым, когда характер плох. Если в будущей жизни произойдет какое-нибудь улучшение или изменение характера, то это будет сопровождаться соответствующим улучшением или изменением в «духовном» теле и отражаться на нем.

Доктор С. Макконнелл: прежде чем это разрушение (смерть) произойдет, душа окажется способной создать как бы мозг в мозгу, тело в теле – нечто вроде того, что на Востоке в течение веков называли «астральным телом». Когда плотское тело рассыплется, останется тело, несомненно, материальное, но сложенное из материи, ведущей себя совершенно иначе, чем та, с которой имеют дело наши обычные чувственные восприятия. Оно свободно, без помех и задержек, проходит сквозь обычную материю.
«Есть тела небесные и тела земные», и каждое имеет свой собственный образ действий.
Эфирные тела, состоящие из живых душ, по необходимости будут обитать в своей собственной вселенной, хотя бы эта вселенная занимала то же самое пространство, которое занимает эта.

Преподобный Роберт Норвуд: «Как материя входит в наше сознательное «Я» путем пищеварения, точно так же внутри физического тела постепенно формируется духовное тело для потребностей души на тот период, когда она вступит через врата смерти в другую плоскость жизни».
«Мы не должны думать, что душе дается новое тело в момент, когда смерть разрушает старое, ибо есть естественное тело и есть духовное тело. Они существуют вместе. Они есть у нас теперь. Смерть есть только устранение этого внешнего плотского тела, которое приспособлено к нашей нынешней материальной среде. Когда мы переходим в блаженное состояние усопших, нам это тело более не нужно. Мы продолжаем существовать с духовным телом, которое есть у нас теперь, хотя оно не проявляет себя, как это будет после того, как смерть разрушит физическое тело».
Одни говорят о духовном теле, а другие – о небесном, астральном, неземном, эфирном или хрустальном теле.
Спириты верят в существование некоторой промежуточной формы между материальным телом и сознательным духом. После физической смерти эта форма становится телом вечного духа, которому нужно орудие для собственной индивидуализации и для осуществления отдельного существования и обретения личности.

Сэр Оливер Лодж: «Материальное тело, которое мы видим и которое осязает,… не является всем телом; у него должен быть некоторый эфирный двойник, для того чтобы оно могло сохранять свою целостность. Именно этот эфирный двойник является подлинно одушевленным, когда речь заходит о живых существах. Жизнь и психика никогда прямо не связаны с материей; они имеют возможность действовать на нее только косвенно, с помощью своей более непосредственной связи с некоторым эфирным орудием, представляющим собой подлинный орган их действия, эфирным телом, которое взаимодействует с ними, а также воздействует на материю. Эфирным телом мы обладаем теперь, независимо от его чувственного придатка – связанной с ним материи, и этим эфирным телом мы будем по прежнему обладать долгое время после того, как материальная часть его будет устранена. Наши нынешние органы чувств не подвергаются воздействию ничего эфирного».

Доктор Юджин Крауэлл: «Все спириты единодушно заявляют, что их духовные тела имеют ту же самую общую форму и черты, как и их земные тела; у них есть полностью все члены и органы; они способны испытывать в основном такие же эмоции, чувства и желания, как и мы, и так же требуют питания для поддержания жизни. Сублимированные нервы передают впечатления их мозгу, и сублимированная кровь циркулирует по их кровеносным сосудам». Существование таких потусторонних тел позволяет даже получать отпечатки пальцев усопших «с той стороны».

Теософы утверждают наличие не только потустороннего тела, но по меньшей мере четырех таких тел – эфирного, астрального, умственного и духовного. Они как бы вставлены друг в друга; когда распадается одно тело, его место занимает другое. Когда человека в его потусторонней форме покидает физическое тело, не происходит никакого разрыва в сознании; он просто стряхивает более тяжелый сосуд, и его более не гнетет эта тяжесть.

Таким же образом сведенборгианцы постулируют наличие нетленного и непреходящего внутреннего тела, некоего эфирного организма, который является орудием духа в другом мире. Когда человек просыпается в потустороннем царстве, «он обладает телом и оказывается в мире, столь же полном во всех отношениях, как тело и мир здесь. Все там субстанциально и реально. Это все так естественно, что человек не представляет себе, что он перешел в другой мир, пока ему об этом не скажут».

Те народы, которые, подобно древним евреям и грекам, не верили в желательное потустороннее существование обычных смертных, были не в состоянии представить себе даже свои отталкивающие подземные миры без того, чтобы не обеспечить усопшие души слабым и бледным дубликатом их посторонних тел.

Аристотель: душа, или личность, представляет собой форму, действительность или функцию тела; душа – неотъемлемый спутник тела, она есть самая жизнь тела. Душа для тела – то же самое, что зрение для глаза. Тело и душа – вместе, однако они и отдельны друг от друга, как воск и отпечаток на нем.
Нечто, т.н. деятельный разум, бессмертно и переживает смерть. Вся остальная душа, включая память и любовь, гибнет вместе с распадением тела.

Физическое строение тела: основную массу его составляют около двухсот костей и двухсот шестидесяти пар мышц. В бицепсе имеется 600 тысяч волокон. Каждое волокно состоит из меньших единиц (фибриллы).

Лукреций: «Ум одновременно с телом родится, и одновременно с ним растет, и стареет с ним вместе. Дух с его мыслью у детей слабы, в возраст придя, возмужают они и окрепнут, больше рассудка у них, и растет их духовная сила. Когда расшаталось от старости тело и одряхлели от лет всесильных разбитые члены, разум хромеет, язык заплетается, ум убывает».

Люди могут достигнуть глубокой старости и полностью сохранить бодрость и ясность духа до самого конца.

Тесная зависимость личности от тела: врожденные характерные телесные особенности и духовные способности каждого индивидуума в значительной степени определяются многочисленными и чрезвычайно малыми генами, передаваемыми через зародышевые клетки каждого родителя в нитеобразных групповых структурах (хромосомах). Гены – важнейшие частицы, передающие наследственность у людей и всех живых существ. На них могут воздействовать или дополнить их действие другие физические факторы. Некоторые сочетания генов создают несовершенных представителей человеческого рода – слабоумных, уродов, чудовищ. Плохая наследственность лежит в основе примерно 90% всех случаев умственной дефективности детей (решающая роль генных типов на ум).

Ничтожные шансы на появление какого-либо конкретного «Я». Во время акта оплодотворения любой из 300-500 млн. сперматозоидов отца может соединиться с яйцом матери. Каждое такое возможное соединение создало бы различное сочетание генов и привело бы к созданию особого индивидуума. За время жизни мужчины его половые железы могут произвести 500 млрд. и более зародышевых клеток, а яичники женщины – около 17 тысяч клеток или яиц. Из этого числа созревают только около 400.
Не только личность человека зависит от единственного в своем роде сочетания генов, но и появление этого сочетания в первую очередь зависит от единственного в своем роде стечения обстоятельств, захватывающего давно прошедшие времена. Появление каждого человека в этом мире зависит от бесконечно сложного сочетания событий.

Религиозная точка зрения: душа, носящая в себе основные определяющие черты личности, создается особым и отдельным актом бога для каждого зародыша, когда тот входит в царство существования.

Некоторые патологические состояния надпочечных желез могут вызвать у женщин появление низкого голоса, бороды, мужских вкусов и инстинктов.

Гермафродиты – люди, родившиеся физически неполноценными, не являются ни подлинно мужчинами, ни настоящими женщинами, а представляют собой телесно своеобразный промежуточный пол и обладают соответствующей личностью. Род личности, имеющийся у человека, в значительной степени обусловлен тем, какое тело он имеет.

Смерть не есть необходимое или всеобщее явление; она возникла только после того, как живые существа достигли некоторого прогресса в процессе эволюции. Существовали и существуют различные одноклеточные организмы – амебы, грибки, морские водоросли – которым внутренне не присущи старость и смерть; они погибают только вследствие внешних случайностей – нападения врага или чрезвычайно неблагоприятной внешней среды.
Отдельные клетки в теле умирают не потому, что смертность внутренне присуща их структуре, они представляют собой части очень сложной системы, которая постоянно предъявляет к ним большие требования; один из органов этой системы, малый или большой, раньше или позже губит все остальные органы.

Биология не исключает полностью возможность бессмертия для человеческих личностей. Любое бессмертие должно иметь в качестве основы естественные тела.

Если бы у нас была полная карта всех связей во всех телефонных, телеграфных и кабельных линиях мира, она была бы гораздо проще схемы обычных нервных связей у одного человека.

Кора головного мозга представляет собой тонкий внешний слой серого вещества, изрезанный бороздами, образующими извилины, и покрывающий почти весь головной мозг, как плащ или мантия. Кора составляет примерно половину общего веса головного мозга; мозговой ствол и мозжечок, которые управляют менее сложными функциями, составляют вторую половину. У низших животных нет коры головного мозга, она начинает появляться лишь у пресмыкающихся; ее размеры и сложность увеличиваются по мере того, как развиваются высшие виды животного царства.

У человека кора головного мозга достигает своего высшего развития – она вдвое больше по размерам и более чем в два раза сложнее коры головного мозга человекообразной обезьяны.
В бесконечно сложной человеческой коре головного мозга имеется примерно 14 млрд. нервных клеток, или нейронов; каждая из этих клеток связана с сетью тончайших нервных волокон, идущих к мозгу от многих различных частей тела.
Некоторые физиологические функции разрушенной части мозга могут быть приняты на себя другой частью.
Сильный удар по голове вызывает временное или постоянное помешательство.
Пролом черепа или контузия вызывают полную или частичную потерю памяти – на дни, месяцы и даже на годы.

Человек, родившийся душевнобольным или ставший таким вследствие несчастного случая, может быть излечен с помощью операции черепа, в ходе которой устраняется ненормальное давление черепной кости на кору головного мозга.

Если мозг человека немного меньше среднего веса, человек будет слабоумным или идиотом, и никакая операция не излечит его от этого дефекта.

Некоторые виды деятельности тела связаны с определенными отделами головного мозга. Повреждение лобной доли левого большого полушария головного мозга нарушает способность речи, вызывая моторную афазию.
Повреждение теменной доли влияет на слух человека.
Центр зрения находится в задней части коры, а центр слуха – поблизости от ее середины.

Болезни имеют точно такое же неблагоприятное воздействие на мозг и психические функции, как и внешние повреждения.
Опухоли в мозгу могут привести к слабоумию.
Если в головном мозгу лопнет кровеносный сосуд, то результатом этого будет апоплексия, а часто - полная смерть.

Если щитовидная железа, расположенная на шее, выделяет недостаточно секрета, у ребенка это приводит к остановке роста или неправильному росту и обычно также к слабоумию или идиотизму. Такая болезнь называется кретинизмом. Лечение – экстракт щитовидной железы овцы.

Когда мозг устает, его энергия уменьшается и приток крови к нему убывает. Во время сна, когда мозг (а с ним и психика) отдыхает, через мозг проходит относительно меньше крови.
Пищеварительные процессы отвлекают кровь от мозга.

Медикаменты и возбуждающие средства, яд и голодание оказывают свое влияние на психику человека главным образом через кровь.

Чрезмерное потребление алкоголя неблагоприятно влияет на психику вследствие угнетающего воздействия на высшие нервные центры.

Если потребление алкоголя будет слишком значительным и длительным, это приведет к опасному перевозбужденному состоянию – белой горячке, сопровождающемуся галлюцинациями, или к общему ухудшению всех психических функций (алкогольное слабоумие).

Во время сна человек остается в бессознательном состоянии. Иногда он видит сны.
Во время сна, как и во все периоды бессознательного состояния, психика теряет свое самосознание. Это явление дает намек на то, что происходит, когда мы умираем. Если человек так часто в течение жизни теряет сознание, он может в случае смерти потерять сознание навсегда.

Ни одна личность не может вступить в мир, пока какое-то тело не выдаст ему т.с. пропуск. Точно так же, как бы ни желала какая-либо личность покинуть мир, как бы велика ни была ее тоска вследствие опустошений, нанесенных болезнью, или мучений, причиненных людьми, какой бы благородной и угодной богу она ни была, она не может покинуть эту жизнь, пока ее не отпустит тело путем прекращения всех своих жизненных функций. Единственный известный способ совершения самоубийства состоит в том, чтобы вызвать смерть тела. Хотя на последних стадиях умирания люди часто бывают без сознания, они могут в любой момент вновь обрести сознание – на одно мгновение или на значительно большее время.

Хорошее пищеварение способствует веселому настроению.
Положительные эмоции способствуют выделению пищеварительных соков, а отрицательные эмоции мешают этому процессу.
Гнев увеличивает выделение адреналина надпочечными железами, и тогда этот секрет в больших, чем обычно, количествах проходит по кровеносным сосудам, поднимает давление крови и содержание сахара в ней, ускоряет биение сердца, уменьшает мышечную усталость и готовит все тело для энергичного действия – борьбы или бегства. Человек, охваченный яростью, может не чувствовать боли от повреждения, пока его гнев не уляжется.
Сильный страх имеет в значительной степени то же действие, что и гнев. Всякая другая эмоция имеет свое физиологическое отражение, каким бы малым оно ни было.

Психическая угнетенность или возбуждение могут вызвать многие виды телесных недугов.
Плохое питание тканей – следствие беспокойство. Крайний ужас может парализовать человека, лишить его дара речи или вызвать сильное сердцебиение.
Подавление чувств, связанное с половым вопросом, может неблагоприятно воздействовать на здоровье индивидуума.

Подсознание играет важную роль в общем функционировании личности.
Обретение нормальной уверенности в себе с помощью самовнушения и гипноза становятся реальностью через подсознание.

Гипноз может заставить восприимчивую психику сделать все, что угодно, начиная с обычных и безвредных действий вплоть до самых серьезных и сопряженных с насилием.
Болезнь воображения, называемая истерией, также функционирует в какой-то степени через подсознание.
Пациент, больной истерией, хотя он и здоров органически, может страдать параличом конечностей, хромотой, слепотой, немотой и иметь по крайней мере симптомы других телесных расстройств.
Каждый раз стигматизация наступала только после длительного размышления о страстях Иисуса и его распятии.

Случаи власти психики над телом приводятся как решающее доказательство того, что дух независим от тела.

Половые неврозы появляются после подавления физического желания или в результате помехи для его осуществления, а потом уже начинают неблагоприятно воздействовать на всего человека.
Разлитие желчи может привести к психической угнетенности человека, и это психическое состояние может способствовать появлению бессонницы.

Имеется постоянное взаимодействие между духом и телом.

Хотя человеческий организм является системой, все части которой тесно связаны друг с другом, некоторые его части каким-то образом относительно независимы друг от друга и, пока мозг сравнительно мало затронут, разум тоже не будет затронут, и его функционирование может осуществляться значительно дольше, чем другие способности организма.

Лицо в своем обычном виде или с помощью своих быстротечных выражений часто отображает самые затаенные чувства человека. Больше всего тайн открывает выражение рта.
Наши лицевые реакции, несмотря на все наши усилия, часто выявляют состояние духа, которое мы хотим скрыть.

Люди рождаются с мозгом; психику они приобретают.

Религия – представление о том, что сверхъестественная душа входит в тело свыше, уже наделенная чистым и высоким сознанием.

Француз Анри Бергсон – один из наиболее выдающихся философов Франции ХХ ст. – невозможно полностью связать психическую деятельность с мозгом, психическая жизнь выходит за рамки жизни мозга, следовательно, продолжение жизни сознания во время смерти становится вероятным.

Англичанин, профессор Мак-Дугалл, известный психолог (анимизм) – имеется некий одушевленный принцип, действующий внутри человека, принцип, природа которого отлична от природы тела – некая психическая или духовная структура, которая не имеет протяженности в пространстве, но может быть скорее охарактеризована, в выражениях Дрита, как некое качественное многообразие, которое, не будучи пространственным, действует тем не менее в пространстве.

Мозг в некотором смысле функционирует как целое и, когда одна часть мозга разрушена, другие части могут как бы брать на себя функции поврежденной части.

Активных тканей в большинстве органов человеческого тела по количеству значительно больше, чем необходимо для нормального функционирования этих органов. В некоторых случаях излишек превышает в 5, 10 или даже в 15 раз действительную потребность. Многие человеческие органы, например почки, являются парными. Тело часто сохраняет сравнительно высокую способность к деятельности даже в случае, если работает только один из парных органов.

В мозгу, как и в других органах тела, имеется большой запас прочности. Различные части мозга могут навсегда выйти из строя, а в то же время психическая деятельность и контроль над телом не оказываются навсегда нарушенными. Имеются некоторые необходимые части мозга, разрушение которых неизбежно влечет за собой смерть.

Мак-Дугалл: «Факт психической индивидуальности… не может быть понят… без постулирования некоторой основы единства, не являющейся мозгом или материальным организмом».

Кора головного мозга – тонкий внешний слой серого вещества, осуществляет мышление, функцию координации.
Таламус, мозжечок и мозговой ствол – нижняя половина головного мозга – вместилище эмоций, управление автоматическими процессами (дыхание и кровообращение).
Нижняя половина мозга, которая в ходе эволюционного процесса появилась первой, часто вступает в конфликт с верхней половиной, известной как большие полушария головного мозга.
Неврозы – отсутствие координации между этими двумя главными частями головного мозга – подсознание, или бессознательное действует наперекор сознанию.
Функционирование коры головного мозга объясняется деятельностью сверхфизической души.

Способность к рассуждению (дуалисты) – уровень сверхчеловеческого и сверхъестественного. Философы-дуалисты создали царство идей, или духа, отдельное от природы и стоящее над нею.

Монистическая и натуралистическая позиции – идеи, простые или сложные, пустые или благородные, истинные и неистинные, не существуют отдельно от природы, но являются частью ее.

Некоторые дуалисты – душа осуществляет наше мышление и представляет собой нашу личность, но она может полностью улетучиться, когда она перестает быть связанной с телом.

Бергсон: эта душа, индивидуализированная с помощью конкретных материальных тел, может вернуться в обширный безличный океан сознания, где личное бессмертие не будет иметь значения и места. Или же она может вернуться в ум бога, но не иметь в нем отдельного и индивидуального самоосознанного существования.

Дуализм (большинство) – вера в существование личности после смерти.

Душа каким-то образом пользуется телесным организмом, манипулирует им и выражает себя через него.

Уильям Джемс «О человеческом бессмертии» (лекция) - принимая соотношение мышления с деятельностью головного мозга и положение, согласно которому мышление есть функция головного мозга, заявляет, что эту функцию можно рассматривать скорее как передаточную, чем как производительную.

Дуализм – невозможно понять, как нематериальная душа может действовать на материальное тело и контролировать его.

Декарт (ХVII cт.) – приписывал душе, бывшей для него особой нематериальной и духовной субстанцией, определенное пространственное местоположение в шишковидной железе (гипофиз), находящейся в головном мозгу человека. Из этого пункта она была в состоянии менять направление животных духов и т.о. заставлять тело действовать в том или ином направлении.

Критики – если душа в одной точке физически касается тела и влияет на него, то в этой точке она должна иметь протяженность и быть материальной.
В мире, где только физическая вещь может воздействовать на физическую вещь, в данном случае сама душа становится телесной.

Древние думали, что душа представляет собой невидимый и очень тонкий воздух, дыхание, огонь или пневму.

Дуалисты считают душу формой материи или физической энергии.

Если человека похищают и увозят против его воли в отдаленное место его душа не может остаться на месте с его друзьями и семьей, разве только в метафорическом смысле. Как бы далеко мы ни путешествовали в наших сновидениях, как бы высоко мы ни взлетали в нашем воображении, мы очень хорошо знаем, что все это сновидения и воображение конкретного «Я», привязанного к конкретному телу, расположенному в определенном месте. Большинство из нас имеет безошибочное чувство, основанное на здравом смысле, что наше «Я», каким-то образом содержится где-то внутри нашего тела. Является ли все тело или особая его часть местонахождением души, душа имеет пространственное местоположение: она находится там, где находится тело. Но ведь абсурдно, что нематериальная и отделимая от тела душа имеет материальное и пространственное местоположение.
Неразрешимая загадка – как нематериальное может быть связано и сотрудничает с материальным, как бессмертное может быть соединено со смертным; как душа, по природе неумирающая, может быть соединена с телом, которое по природе, несомненно, смертно.
Если бессмертная душа может каким-то образом войти в тело и достигнуть контроля над ним, не будет ли она неизбежно, благодаря тесной связи с телом и с превратностями временного существования на земле, заражена смертностью?

Сантаяна: «Тот факт, что мы родились – это плохое предзнаменование для бессмертия».

Серьезное повреждение головы может превратить обычно веселого и дружелюбного человека в мрачного и сурового субъекта, подверженного внезапным приступам мании человекоубийства.

Некоторые дуалисты пытались разрешить вопрос об эмоциях путем разграничения чувств, порожденных в душе телом, и чувств, которые принадлежат душе, как таковой, и поэтому переживут смерть.

Человеческая индивидуальность никогда не функционирует как полное и совершенное единство. Мы все представляем собой более или менее расщепленные личности. Мы редко целиком последовательны в наших позициях и действиях и постоянно оказываемся ниже наших же собственных идеалов и стремлений. Мы говорим о нашем «лучшем» Я и «худшем» Я. Когда недостаток целостности становится достаточно серьезным, происходит то, что называют расщеплением личности – явление, при котором часть духовной жизни существует независимо от всей остальной духовной жизни. Мы ощущаем нечто похожее на это явление во время приступов рассеянности, во время сновидений и во время мечтательного состояния. Это явление может зайти так далеко, что с одним телесным организмом кажутся связанными два или больше отдельных «Я».

Доктор Уолтер Ф. Принс «Дорис – случай множественной личности»:
Одна женщина обладала не менее чем пятью различными личностями, причем каждая из них имела свое собственное характерное поведение и сознание.

Роберт Льюис Стивенсон «Доктор Джекил и мистер Хайд».

Согласно дуалистической передаточной теории или «реальная» личность расщепилась на несколько частей, разрушая т.о. единство и простоту этой гипотезы, или же расщепление личности происходит по вине материальной мозговой ткани, а неприкосновенная реальная личность остается где-то на заднем фоне, причем имеется гарантия, что она получит полную целостность выражения в потусторонней жизни.
Когда личность функционирует как целостность, дуалист приписывает ее единство сверхъестественной душе (Мак-Дугалл), но когда налицо серьезная диссоциация, он отпускает душе всю вину и приписывает последнюю целиком мозгу и телу. В случаях крайнего и долгого расщепления личности возникает вопрос, какая именно личность в момент смерти идет к вечному блаженству. При монистической психологии такие осложнения вообще не возникают.
Случай расщепления может иметь физический характер, психический характер, или он может быть смесью того и другого. Все личности равным образом реальны, хотя одна может быть преобладающей. Реальность личности, как только она станет единой, состоит не в том, что она остается нормальной в условиях, когда мозг ненормален, но в том, что она временно или постоянно разделилась на несколько частей, причем каждая часть связана с одним и тем же телесным организмом.

В эволюционном процессе возможности и подвижность живых организмов возрастают вместе с развитием и усложнением их тел вообще и их ЦНС в частности. Гены или другие факторы, содержащиеся в зародышевых клетках родителей, определяют присущие индивидууму физические черты и духовные способности. В течение существования человека от детства до юности и от взрослого состояния до старости психика и личность всегда растут и изменяются в связи с влиянием среды, по мере того как растет и изменяется тело. Конкретные изменения в физической структуре и состоянии тела, особенно изменения в головном мозге и коре головного мозга, вызывают конкретные изменения в психической и эмоциональной жизни человека, и, наоборот, конкретные изменения его психической и эмоциональной жизни приводят к конкретным изменениям в его телесном состоянии. Между личностью и телом существует такая тесная и далеко идущая функциональная связь, что мы не можем их представить иначе, чем в виде неразрывного единства.

Артур Конан Дойль в последние годы жизни стал спиритом. В своей книге «Появление фей» он приводит т.н. фотографии фей, занимающихся своим делом.

Имморталисты ожидают воскресения в одно мгновение после полного распада и уничтожения или же адекватной замены его в потустороннем мире каким-то туманным или эфирным телом, таинственно появляющимся из лазури.


Рецензии
Физ. тело после смерти человека нужно только 40 дней. Не зря поминки на 3, 9, 40 день после смерти. Почему? Эти 3 раза душа умершего возвращается к телу, чтобы считать нужную ему инфу.Она необходима, чтобы успешно пройти некоторые ступени загробного мира. только тело не должно быть вскрыто, т.е. должно быть без повреждений. Иначе инфа будет искажена, что очень плохо для души.

Филун Джарин   23.06.2013 20:36     Заявить о нарушении
Я что-то другое читал... Правда, это было давно, могу и ошибиться...
До трех дней мертвого человека не закапывают (не хоронят), так как есть возможность его оживления с помощью различных способов и заклинаний...
В наше время - практически невозможно, т.к. все тела проходят через вскрытие...
До девятого дня душе показывается все, что она хотела увидеть и познать в жизни... Ей дают возможность посетить родственников и знакомых... Места, которые она хотела увидеть при жизни... Ей открываются все тайны Вселенной и душа узнает о всех своих предыдущих жизнях...
Сороковой день - суд над душой... Душе показывают все ее поступки - за всю жизнь... Причем адвокатами выступают добрые и злые ангелы-хранители человека (см. Нумерология Пифагора). У кого-то один ангел-хранитель, у кого-то - два... Потеря ангела-хранителя - насильственная смерть в прошлой жизни или самоубийство... Иногда - подчинение души злым силам... Теряется добрый ангел-хранитель, или подавляется настолько, что не может помочь... Говорят, у такого человека не сердце, а камень...

Валерий Шпинев   23.06.2013 21:31   Заявить о нарушении
Просчитайте себя по Нумерологии Пифагора... Интересно было бы узнать Ваше мнение...

Валерий Шпинев   23.06.2013 21:32   Заявить о нарушении
Всё то, что Вы написали - чисто земной и логический вывод.
Время в загробном мире течёт очень медленно. Когда чел-к умирает, он сразу знает всё и обо всём. только ему всё это не интересно.
Я считала себя по-разному. Пифагор - слишком примитивно. Самое лучшее - натальный гороскоп.

Филун Джарин   23.06.2013 21:41   Заявить о нарушении
Признаю свое невежество... Я выше простых гороскопов и нумерологии Пифагора не поднимался... Еще пробовал: "Кем вы были в прошлой жизни"...

Валерий Шпинев   23.06.2013 22:30   Заявить о нарушении
да, помню. Были такие таблицы. только, кто их составлял не знаю, поэтому не доверяю.

Филун Джарин   23.06.2013 22:36   Заявить о нарушении
Их составил американец... Кажется, Говард...

Валерий Шпинев   24.06.2013 20:13   Заявить о нарушении
какой лавкрафт или роберт?

Филун Джарин   24.06.2013 20:41   Заявить о нарушении
Спасибо, это те таблицы.

Филун Джарин   25.06.2013 21:24   Заявить о нарушении