Венгерские Сторожевые

Венгерские Сторожевые

Читала как-то о преподобном Савве Сторожевском. Жил на рубеже 14 и 15 веков, был одним из учеников и сподвижников святого Сергия Радонежского, а после его кончины перебрался в Звенигород и поселился пустынником на горе СТОРОЖИ. И вдруг пришло в голову, что ведь в Венгрии горы с названием Стража (Str;zsa) рассыпаны буквально по всей стране: Будапешт, Баршоньош, Зойом, Монор,
Сабадсаллаш, Сексард, Хатван, Эстергом. Всех и не перечислить. Даже на плоской как стол Большой Венгерской Равнине (Nagy Alf;ld) есть свой холм Стража.
Местные историки обычно интерпретируют столь частое употребление слова «стража» следующим образом: «Здесь стояли сторожа и следили за передвижением противника во время татарского нашествия, турецкой оккупации, а также во время венгерского освободительного движения 1848-1849 годов». Так-то оно так. Только по-венгерски «стража» будет «эршег» (;rs;g). «Эр» (;r) – сторож, «эрш» (;rs) – сторожевая застава, пост. Со славянской «стражей» не перепутаешь даже с перепоя.
История Паннонии, теперешней венгерской равнины, – это жестокая драма с бесчисленным количеством действий: даки и иллирийцы, римляне, готы, вандалы, гунны, авары. В таком проходном дворе сторожевые посты на горах, вероятно, являлись непременным атрибутом повседневной жизни. Венгры появились здесь лишь в конце 9 – начале 10 веков. По мнению филолога-слависта О.Н. Трубачева, «венгры, осваивая свою страну, застали там густое славянское население и славянскую топонимию». Завоевывая территорию и уничтожая живших на ней аборигенов, новая этническая общность, обычно, не сохраняет старые названия. Видимо, в данном случае «сосуществование» получилось мирным, потому что значительная часть праславянской топонимики осталась. Достаточно беглого взгляда на карту Венгрии, чтобы обнаружить множество славянских названий. Даже знаменитое озеро Балатон всего-навсего «болото». Видимо, венгры лишь продолжили опыт сторожевых постов, не тронув названий холмов.

  Технический прогресс обеспечил более надёжные способы слежки за врагом. Сторожевые посты с гор исчезли, а освободившуюся территорию используют кто как может. Будапештскую Стражу банально застроили особняками. Жители города Сексард развели на горе виноградники. Изобретательные жители Монора, поселения в 30 км от венгерской столицы, не просто засадили свою Стражу виноградниками, но ещё и понарыли в горе винных подвалов и учредили орден винных рыцарей, так сказать, «винценосцев» (фото внизу – шествие винных рыцарей в Моноре). Теперь эта, как её называют, «деревня тысячи подвалов» считается одним из знаковых мест венгерского винного туризма. Хатванская Стража досталась археологам. Ещё в 30-х годах прошлого века там обнаружили поселение бронзового века. Дальше – больше: древние захоронения, керамика. Сейчас так называемая хатванская культура описана в десятках статей, а обнаруженные на горе артефакты обогатили Национальный музей и не только.
Больше всего люблю горы Большая и Малая Стража в национальном парке Дунай-Ипель (Duna-Ipoly Nemzeti Park). Малая всего-навсего 233 м (верхнее фото), Большая – 309 м, скорее холмы, но на венгерской пологости смотрятся настоящими Гималаями, обеспечивая прекрасный обзор. «Стою высоко, вижу далёко». Неприятеля нет, как нет. Зато виден, как на ладони, кафедральный собор города Эстергома и малейшее движение на заводе Сузуки.
Национальный парк основан лишь в 1997 году. До этого более ста лет территория использовалась как военное стрельбище. Учения, видимо, проводились по минимуму, потому что местность почти полностью сохранила свой естественный облик. Там произрастает больше полутора сотен охраняемых (и особо охраняемых) видов растений. Есть редкие виды птиц. А главное, покой и тишина. Даже не верится, что в незапамятные времена здесь стучали копыта иноземных орд. Кстати, неподалёку находятся горки Скалка и Плешина. В чувстве юмора предкам не откажешь!
На вершине Малой Стражи построена смотровая башня (см.фото). Поднялась к ней и расхохоталась. На цоколе аршинными буквами русская надпись! Прямо по Высоцкому: «Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке: в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке!»


Рецензии
Здравствуйте, Луиза!
Очень рад Вас слышать!
Очерк глянулся очень и говорит об авторе, как о личности с живым и пытливым умом.
На моеём любимом Таймыре тоже остались нганасанские топонимы, хотя сами нганасаны были оттеснены якутами и долганами на север и на запад, к озеру Таймыр и реке Пясине, а в настоящее время этот древний народ почти вымер.

Владимир Эйснер   22.11.2012 17:51     Заявить о нарушении
Большое спасибо за интерес к моей заметке. А мне очень понравился "Крестик фрау Леман". И поздравляю с номинацией на "Народного писателя"! Очень обрадовало, что Вы среди первых по итогам голосования.

Луиза Бодри   23.11.2012 16:54   Заявить о нарушении
Среди первых? Сомневаюсь, Луиза. Мой рассказ "Инвалид админ выставил через неделю после начала голосования.
Представляете, насколько ушли вперёд остальные номинанты?
У некоторых авторов по шесть рассказов стоит. А по условиям конкурса (очень странным, на мой взгляд) баллы суммируются.
Но не бум вешать носа! Спасибо!

Владимир Эйснер   23.11.2012 16:59   Заявить о нарушении