О книге москва-вена москва

О КНИГЕ «МОСКВА — ВЕНА — МОСКВА ИЛИ ХРОНИКА МАМЕНЬКИНОГО СЫНКА»
(издательство «КЛАССИКА XXI» 2009)





     Книга  эта  не  была  бы  написана,  если  бы  многочисленные  друзья  и  знакомые  не  вынудили  меня  приступить  к  ее  сочинению. Так в  один  прекрасный  день  возникла  идея  описать  всю  свою  жизнь,  не  упуская  ни  одного  значительного  факта,  ни  одной  важной  встречи  с  интересными  персонажами,  ни  одного  яркого  впечатления — музыкального  или  иного.
      Уже  в  шестнадцатилетнем  возрасте  я  выступал  с  оркестром  под  управлением  Юрия  Арановича  на  Радио  и  в  Колонном  Зале – с  Вероникой  Дударовой.
      Но  началом  своей  музыкальной  деятельности  считаю  выступление  с Госоркестром  под  управлением  Евгения  Светланова  в  Большом  Зале  Консерватории  осенью  1968  года,  когда я, 
студент  второго  курса,  сыграл  Четвертый  концерт  Бетховена.
      После  окончания  Консерватории  я  несколько  лет  интенсивно  концертировал  на  территории  СССР,  организовал  Трио  Московской  Государственной  Филармонии. По разным  причинам    принял я  решение  покинуть эту  страну  и  в  1978 году  очутился  в  Вене,  намереваясь  вскоре  поселиться  «на  родине  предков»,  то есть,  в  Германии.  Однако  обстоятельства  сложились  в  пользу  Австрии.  Попав  в  «немецкоязычный  мир»,  я  восстановил  правильное  написание  нашей  фамилии  «Haug». И  так  получилось,  что  мои  книги  выходят  в  свет  под именем «Павел Гаук»,  а  концертной  публике  я  известен  как  «Пауль Хауг».
      Прожив  в  Вене  более  года,  я  дал  за  это  время  несколько  десятков  концертов  в  Австрии,  Германии  и  Франции.  В  1980 году  мне  было  досрочно  предоставлено  австрийское  гражданство  с  официальной  формулировкой  «за  особые  достижения  в  сфере  искусства».  И  в  том  же  году  из  баварского  города  Аугсбурга  пришло  приглашение  преподавать  в  консерватории  и  в  университете.  Здесь  я  и  работал  12  лет,  не  переставая  заниматься  исполнительством.  А  в  1992  году  меня  пригласили  выступить  с  концертом  в  Москве,  в  Консерватории,  после  чего  я  загорелся  желанием  вернуться  в  московский  дом,  что  и  осуществил  в  конце  1993  года.
      В  следующем же  году  был  издан  мой  первый  стихотворный  сборник,  включившей  те  стихи,  которые  были  написаны  до  1978  года.  С  тех  пор  вышло  общим  счетом  девять  книг,  и  со  дня  на  день  ожидается  появление  еще  одной.
      В  девяностые  годы  я  активно  участвовал  в  московской  музыкальной  жизни,  выступая  в  камерных  ансамблях  со  многими  известными  музыкантами,  но  в  2002  году  был  вынужден  прекратить  концертную  деятельность  в  связи  с  болезнью  рук.  Теперь  моя  творческая  деятельность  направлена  в  литературное  русло.  В  2001  я  был  принят  в  Союз  писателей  Москвы.  В  детстве  я  мечтал  стать  художником  и  периодически  возвращаюсь  к  занятиям графикой.  Еще  в  восьмидесятые  годы  состоялось  несколько  персональных  выставок  в  городах  ФРГ,  а  осенью  2006  года  я был   приглашен  участвовать  в  вернисаже  Московского  Союза  Художников  в  ЦДХ  на  Крымском  валу.
      В  своей  «Хронике» я,  естественно,  не  мог  не  написать о том,  что  я  помню  о  своем  отце,
Александре  Васильевиче  Гауке.  Он  умер,  когда  мне  было  всего  пятнадцать  лет,  но  в  моей  памяти  отлично  сохранилось  все,  что  связано  с  ним  и  его  окружением  пятидесятых – начала  шестидесятых годов.  Наш  дом  постоянно  удостаивался  посещений  «VIP - персон»  из  мира искусства,  среди  них — Мравинский,  Шостакович,  Хачатурян,  Ойстрах,  Ростропович,  Баланчин, Андроников; И  даже  в  раннем  детстве  меня  допускали  за  общий  стол, и я, сам того не понимая,  становился  свидетелем  общения  великих  людей.
      Место,  занимаемое  дирижером Гауком  в  иерархии  русской  музыкальной  культуры  достаточно  высоко  и  почетно.  Он  до  сих  пор  является  единственным  музыкантом,  кому  довелось  возглавлять три ведущих оркестра  страны: Симфонический Оркестр Ленинградской Филармонии (Заслуженный коллектив), Госоркестр  и  Большой  Симфонический  Оркестр  Всесоюзного  Радио  и  Телевидения  (ныне  БСО  им. П.И.Чайковского).   Сегодня  имя  Гаука  вновь   встречается  на  обложках  дисков:  в Западной Европе были выпущены один за другим несколько дисков, а также два альбома, содержащие по 10 СD каждый,  в России появились 3 диска фирмы Vista Vera, однако,  его имя редко  звучит  на  радио,  ввиду того, что многие записи, имеющиеся в фонотеке «Радио-Орфей» и запечатлевшие  его  исполнение,  утратили  свою  техническую  «современность».  Тем  не  менее,  нельзя  не  признать  уровень  его  интерпретации  Девятой  симфонии  Бетховена,  «Домашней  симфонии»  Рихарда  Штрауса,  «Рейнской»  симфонии  Шумана,  Четвертой  симфонии  Чайковского;
      Гаука  можно  было  назвать  человеком  «из  прежних  времен»,  ведь  к моменту Октябрьской  революции  ему  уже  исполнилось  24  года.  Учась  в  петербургском  Университете  и  затем  в  Консерватории,  он  тесно  общался  с  Глазуновым,  Прокофьевым,  был  знаком  с  братьями  Бенуа,  Блоком;  Солистом  его  первого  симфонического  концерта  в  Ленинградской  Филармонии  стал  Артур  Шнабель.  С оркестрами под  управлением  Гаука  играли  Рихтер,  Сигети, Нейгауз, Оборин, Барток, Ойстрах, Ростропович;  Он  поддерживал  дружеские  отношения  с  Отто Клемперером,  Эрихом Кляйбером, Гансом  Кнаппертсбушем; Среди  его  учеников — Мравинский,  Мелик-Пашаев,  Светланов;
      Александр  Васильевич  оставил  воспоминания,  изданные  в  1975 году  «Советским  Композитором».  Но  его  книга  не  окончена.  Так  что  моя  «Хроника»  как  бы  перенимает, —хоть  и  с  некоторым  пробелом  во  времени, — летопись,  оборвавшуюся  на  описании  событий  начала  сороковых  годов  прошлого  века.
     «Симфония — это  роман,  надо  только  уметь  правильно  его  прочитать» — любил  повторять  Гаук,  занимаясь  с  учениками.  Я  же  со  своей  стороны  старался  написать  не  казенные  «мемуары»,  а  создать  увлекательный  роман,  в  котором  так  называемая  «объективность»  смешивалась бы  с  индивидуальной  точкой  зрения,  отражающей  мировоззрение  автора.  И  думаю,  что  это  удалось.    

P.S. Только что (14.марта 2013) мне сообщили о том, что второе издание книги можно заказать на info@classica21.ru, а вскоре оно появится и в книжных магазинах, в каких именно можно узнать по приведенному выше электронному адресу.
 


Рецензии