О книге москва-вена москва
(издательство «КЛАССИКА XXI» 2009)
Книга эта не была бы написана, если бы многочисленные друзья и знакомые не вынудили меня приступить к ее сочинению. Так в один прекрасный день возникла идея описать всю свою жизнь, не упуская ни одного значительного факта, ни одной важной встречи с интересными персонажами, ни одного яркого впечатления — музыкального или иного.
Уже в шестнадцатилетнем возрасте я выступал с оркестром под управлением Юрия Арановича на Радио и в Колонном Зале – с Вероникой Дударовой.
Но началом своей музыкальной деятельности считаю выступление с Госоркестром под управлением Евгения Светланова в Большом Зале Консерватории осенью 1968 года, когда я,
студент второго курса, сыграл Четвертый концерт Бетховена.
После окончания Консерватории я несколько лет интенсивно концертировал на территории СССР, организовал Трио Московской Государственной Филармонии. По разным причинам принял я решение покинуть эту страну и в 1978 году очутился в Вене, намереваясь вскоре поселиться «на родине предков», то есть, в Германии. Однако обстоятельства сложились в пользу Австрии. Попав в «немецкоязычный мир», я восстановил правильное написание нашей фамилии «Haug». И так получилось, что мои книги выходят в свет под именем «Павел Гаук», а концертной публике я известен как «Пауль Хауг».
Прожив в Вене более года, я дал за это время несколько десятков концертов в Австрии, Германии и Франции. В 1980 году мне было досрочно предоставлено австрийское гражданство с официальной формулировкой «за особые достижения в сфере искусства». И в том же году из баварского города Аугсбурга пришло приглашение преподавать в консерватории и в университете. Здесь я и работал 12 лет, не переставая заниматься исполнительством. А в 1992 году меня пригласили выступить с концертом в Москве, в Консерватории, после чего я загорелся желанием вернуться в московский дом, что и осуществил в конце 1993 года.
В следующем же году был издан мой первый стихотворный сборник, включившей те стихи, которые были написаны до 1978 года. С тех пор вышло общим счетом девять книг, и со дня на день ожидается появление еще одной.
В девяностые годы я активно участвовал в московской музыкальной жизни, выступая в камерных ансамблях со многими известными музыкантами, но в 2002 году был вынужден прекратить концертную деятельность в связи с болезнью рук. Теперь моя творческая деятельность направлена в литературное русло. В 2001 я был принят в Союз писателей Москвы. В детстве я мечтал стать художником и периодически возвращаюсь к занятиям графикой. Еще в восьмидесятые годы состоялось несколько персональных выставок в городах ФРГ, а осенью 2006 года я был приглашен участвовать в вернисаже Московского Союза Художников в ЦДХ на Крымском валу.
В своей «Хронике» я, естественно, не мог не написать о том, что я помню о своем отце,
Александре Васильевиче Гауке. Он умер, когда мне было всего пятнадцать лет, но в моей памяти отлично сохранилось все, что связано с ним и его окружением пятидесятых – начала шестидесятых годов. Наш дом постоянно удостаивался посещений «VIP - персон» из мира искусства, среди них — Мравинский, Шостакович, Хачатурян, Ойстрах, Ростропович, Баланчин, Андроников; И даже в раннем детстве меня допускали за общий стол, и я, сам того не понимая, становился свидетелем общения великих людей.
Место, занимаемое дирижером Гауком в иерархии русской музыкальной культуры достаточно высоко и почетно. Он до сих пор является единственным музыкантом, кому довелось возглавлять три ведущих оркестра страны: Симфонический Оркестр Ленинградской Филармонии (Заслуженный коллектив), Госоркестр и Большой Симфонический Оркестр Всесоюзного Радио и Телевидения (ныне БСО им. П.И.Чайковского). Сегодня имя Гаука вновь встречается на обложках дисков: в Западной Европе были выпущены один за другим несколько дисков, а также два альбома, содержащие по 10 СD каждый, в России появились 3 диска фирмы Vista Vera, однако, его имя редко звучит на радио, ввиду того, что многие записи, имеющиеся в фонотеке «Радио-Орфей» и запечатлевшие его исполнение, утратили свою техническую «современность». Тем не менее, нельзя не признать уровень его интерпретации Девятой симфонии Бетховена, «Домашней симфонии» Рихарда Штрауса, «Рейнской» симфонии Шумана, Четвертой симфонии Чайковского;
Гаука можно было назвать человеком «из прежних времен», ведь к моменту Октябрьской революции ему уже исполнилось 24 года. Учась в петербургском Университете и затем в Консерватории, он тесно общался с Глазуновым, Прокофьевым, был знаком с братьями Бенуа, Блоком; Солистом его первого симфонического концерта в Ленинградской Филармонии стал Артур Шнабель. С оркестрами под управлением Гаука играли Рихтер, Сигети, Нейгауз, Оборин, Барток, Ойстрах, Ростропович; Он поддерживал дружеские отношения с Отто Клемперером, Эрихом Кляйбером, Гансом Кнаппертсбушем; Среди его учеников — Мравинский, Мелик-Пашаев, Светланов;
Александр Васильевич оставил воспоминания, изданные в 1975 году «Советским Композитором». Но его книга не окончена. Так что моя «Хроника» как бы перенимает, —хоть и с некоторым пробелом во времени, — летопись, оборвавшуюся на описании событий начала сороковых годов прошлого века.
«Симфония — это роман, надо только уметь правильно его прочитать» — любил повторять Гаук, занимаясь с учениками. Я же со своей стороны старался написать не казенные «мемуары», а создать увлекательный роман, в котором так называемая «объективность» смешивалась бы с индивидуальной точкой зрения, отражающей мировоззрение автора. И думаю, что это удалось.
P.S. Только что (14.марта 2013) мне сообщили о том, что второе издание книги можно заказать на info@classica21.ru, а вскоре оно появится и в книжных магазинах, в каких именно можно узнать по приведенному выше электронному адресу.
Свидетельство о публикации №212112000817