Памяти Бориса Стругацкого

Когда мне было 17 лет, я открыл для себя фантастическую прозу Братьев Стругацких.

Как и все советские подростки (ну почти все) я обожал фантастику, но больше зачитывался Брэдбери, Азимовым, Гаррисоном и прочей зарубежной классикой, к тому же очень дефицитной для середины 80-х – но мне повезло, у моего одноклассника, Димы Веденского, была прекрасная библиотека созданная силами его отца, и мне, под большим контролем (тогда ценили книги больше) был дан доступ к ней. Но вот Братьев Стругацких там не было – может и были – но я этого не знал.

Позже попытался раскусить «Волны гасят ветер», но как говорится «не пошло», и проза Братьев у меня стала ассоциироваться с чем-то неудобоваримым, как и проза Станислава Лема, которая тоже «не пошла».
 
Зато довелось поступить в 17 лет в мореходку, и в тамошней библиотеке, уже не помню и каким образом, прочесть «Далекую Радугу». Я был потрясен.

Дальше я уже не останавливался и поглощал все написанное Братьями: «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Град обреченный»… и многое, многое другое, которое хранилось даже не в книгах, а больше в журнальных вариантах.

Эти три произведения («Град…», «Трудно…», «Пикник…») упомянуты не напрасно, так как сыграли в моей жизни ключевую роль, особенно на стадии формирования личности, взглядов, принципов, они научили меня не боятся там, где боятся не надо было, и очень помогли 17-18-19 летнему парню, вчерашнему ребенку, за несколько тысяч километров от дома остаться человеком – хотя предпосылок скатиться на самое дно человеческого достоинства (если можно так сказать) было предостаточно, и кто знает, может и не скатился благодаря впитанной с книгами Братьев жизненной правде.

Они даже не писали классическую фантастику. Они писали легко, просто, как сегодня указал Веллер в своем блоге: «…Они первыми в русской литературе сумели видеть сегодняшний день сквозь будущее и будущее сквозь сегодняшний день. Они никогда не писали фантастику – они писали о настоящем в предлагаемых обстоятельствах. И эти обстоятельства были как проверка на излом, проверка на качество, проверка на пригодность к будущему. В ракурсе этих предлагаемых обстоятельств ты видел настоящее неожиданным и многозначным».

Я не скажу лучше, чем сказал Веллер, но ничего не сказать тоже не могу. Спасибо Братьям, Аркадию и Борису Стругацким, за меня самого.


Рецензии
Скачал в электронном виде всех Стругацких. Буду читать. Спасибо за лишний стимул!

Алексей Астров   20.11.2012 15:35     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Искренне за Вас рад. Я, например, до сих пор не читал "Гадких лебедей".

Вячеслав Галаш   20.11.2012 15:58   Заявить о нарушении
Читайте Хромую судьбу и За миллиард лет

Сергей Шрамко   17.10.2013 15:32   Заявить о нарушении