Нет пророка в своем Отечестве


В июне 2012 года ушел из жизни, не дожив года до ста лет, легенда французской философии Роже Гароди. Выдающийся мыслитель дважды подвергался остракизму в родном отечестве. В шестидесятые годы прошлого века член политбюро французской компартии, ее официальный  идеолог и ближайший соратник Мориса Тореза, он выпустил книгу «Реализм без берегов», в том числе небольшим тиражом и в Советском Союзе. Предисловие к ней написал классик французской литературы, большой друг страны Советов Луи Арагон. В те годы книга произвела эффект разорвавшейся бомбы.

По сути дела, французскими друзьями как бы подрывались рамки соцреализма. Идеологи и академики в лице специалистов из института мировой литературы на страницах журнала «Вопросы литературы» стремились доказать, что предлагаемый «реализм без берегов» приведет к отходу от метода социалистического реализма. Хотя было очевидно, что соцреализм сковывает творчество выдающихся писателей как Шолохов, Булгаков, Платонов и другие. В этой дискуссии определился отстаиваемый Роже Гароди курс - «социализм с человеческим лицом». Это привело к исключению Гароди не только из политбюро ЦК компартии Франции, но и вообще из ФКП, а затем лишения его должностей вице-председателя Национального собрания и сенатора.

Роже Гароди всегда избирал самостоятельный путь мышления и действий, нередко вопреки общественному мнению. Его книга «Крутой поворот социализма» свидетельствует, казалось бы, о полном разрыве с марксизмом, но после распада Советского Союза он неожиданно для многих в 1994 году издает книгу «Краткая история Советского Союза», в которой искренне сожалеет о крушении уникального государства. Такая независимость во взглядах не могла не вызвать осуждения как левых, так и правых, антисоветчиков, так и коммунистов.
Для теологов всех конфессий неожиданным было определение различных форм фундаментализма смертельной болезнью конца двадцатого века. Будучи христианином, в книге «К религиозной войне» он утверждает, что «Христос Павла – это не Иисус». Неожиданным для многих было принятие им в 1982 году ислама. Особенностью его исламского вероубеждения было, что Аллах создал человека своим халифом (наместником), причем этот удел предназначен не избранным, но всем мусульманам. Отвечая на вопрос о том, что изменилось в нем после принятия ислама, Гароди пояснил: он "остался тем же, кем был до этого, – человеческой личностью, ищущей смысл жизни". "Я всегда боролся за справедливость и старался следовать заветам всех пророков. Для меня все просто: Аллах есть любовь и милосердие. И в то же время Гароди в книге «Величие и упадок Ислама»  доказывает, что «исламизм – это болезнь Ислама».

Но особую ненависть вызвала его позиция, когда Роже Гароди опубликовал книгу «Основополагающие мифы израильской политики». Во введении он пишет, что с различными формами фундаментализма он сражается в среде евреев «с риском навлечь на себя громы и молнии израильских сионистов». Гароди заявлял, что он не считает себя юдофобом, но резко осуждает нынешнюю антиарабскую политику Израиля. По требованию французских сионистских кругов книгу во Франции запретили к распространению, а самого Гароди привлекли к уголовной ответственности. Гароди утверждал, что евреи специально придумали Холокост, чтобы оправдать разрушение Германии и создание государства Израиль. Суд пришёл к выводу о наличии в книге отрицания преступлений нацистов и расовой диффамации (распространение порочащих сведений), направленной против евреев. Гароди был оштрафован на 120 тысяч франков. Гароди получил поддержку из ряда арабских и мусульманских стран, во Франции свою солидарность выразили самые разные политические деятели, писатели, священники, в том числе, глава католической ассоциации аббат Пьер.

«Единственной целью данной книги, - пишет в заключении книги Роже Гароди, - дать всем исходный материал, позволяющий судить о злодеяниях сионистской мифологии, которая при безоговорочной поддержке США стала уже причиной пяти войн и вследствие влияния сионистского лобби в США, а через них – на мировое общественное мнение представляет собой постоянную угрозу миру».


Рецензии