1990 год. Впервые в Европе - часть 2

                АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС
                ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

      Позже я поняла, что это нормальный ритм жизни для немцев. У всех почти есть машины (Эрдмуте не хочет, т.к. до школы минут 10 ходьбы, но она редкое  исключение), и все за день успевают очень много сделать и съездить на большие расстояния, Быт здесь упорядочен, отлажен и совсем не обременителен: в магазинах переизбыток продуктов и товаров, всё всегда есть, и во всем присутствует немецкий Ordnung.
 
      И вообще приятно, когда автобусы и поезда не опаздывают, а люди слов на ветер не бросают. Почти у всех на кухне есть машина для мойки посуды, и, если посуды много, ее ставят в машину: час работы – и посуда чистейшая. В подвале у каждого жителя подъезда есть своя комната, которая, кстати, не запирается. Там хранится всякая всячина, лишняя в доме,  запас соков, минеральной воды, конфитюров и др. Там же есть у Эрдмуте своя стиральная машина. Утром, уходя на работу, она собирает бельё, загружает его в машину, сыпет порошок, включает программу и уходит. Вечером развешивает, а на следующий день полусухое бельё остается только погладить.

На второй же день моего приезда у меня было нелегкое испытание: мне пришлось рассказывать о жизни в нашей стране, о перестройке, отвечать на вопросы и всё только по-немецки! Эрдмуте пригласила меня в свою школу на вечерний русский курс, который она проводит для родителей, желающих изучить русский язык. Ведёт она его 2 раза в месяц – бесплатно! Они спрашивали меня о перестройке, о Горбачёве и Ельцине, а также о моей профессии и условиях жизни.

     Их всё это интересовало, т.к. в апреле они под руководством Эрдмуте собираются совершить турпоездку в Москву (с Суздалем). Затем были занятия по русскому языку, к которым Эрдмуте активно привлекла и меня. Кажется, всё прошло хорошо, по-немецки деловито, а на мои переживания опять никто не реагировал.

      А во вторник 30-го повела меня вечером на Zweig в Hagел-Zentrum, где я увидела много интересных людей и познакомилась с её близкой подругой - Ильзе (Ilse). Все было очень интересно: как проходят занятия, о чем они спорят, какие вопросы задают. Читали "Тайноведение" Штейнера, и было приятно сознавать, что я многое понимаю. С немецким языком становилось всё легче.

      О магазинах можно писать много и восторженно, но всё равно всего не опишешь. Так много всего, что порой трудно купить нужное: глаза разбегаются, начинает от напряжения болеть голова. Так я 2 дня не могла никак выбрать кроссовки (Tonschuhe) фирмы "Adidas" – слишком их много, а мне нужно подешевле и покрасивей.

В один из первых дней моего пребывания в Хагене мы, встретившись у школы, отправились в Hagen-Zentrum в магазин "Саламандра": она хотела сделать мне подарок – купить сапоги. Заходим: сапог буквально несколько тысяч видов, а покупателей всего несколько человек. Она советует мне не смотреть на цены, не спешить хватать (московская привычка!), а выбирать самые лучшие и подходящие.  Мне было нелегко – одни лучше других. Продавцы, узнав, что я из Москвы, приветливо улыбались и старались угодить (потом это повторялось в каждом магазине: видно, москвичи здесь нечастые гости, и к тому же немцы просто обожают Горбачева).

       Меня усадили в мягкое кресло и надевали на ногу разные сапоги, пока я не остановилась на самых удобных. Эрдмуте говорит свой адрес, и ей оставляют эту коробку. На следующий день мы выкупили их. В коробку был положен подходящий по цвету крем, ее упаковали в пакет с надписью "С САЛАМАНДРОЙ Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ПРЕКРАСНО", и я с соответствующим чувством гордо несла дорогой подарок. Ну чем не сказка о Золушке? И прекрасная фея тоже есть – это моя Эрдмуте! Потом мы пошли в магазины "Sinn" и "Ногten", где я по записочке выполняла московские заказы, по¬том покупали колготки разных оттенков и очень устали обе. Тогда пошли в её любимую итальянскую пиццерию, где очень вкусно и недорого пообедали.

А однажды, поджидая ее после школы, я прогуливалась в Haspe-Zentrum, и, зайдя в угловой магазин одежды, познакомилась там с продавщицей Gabrliele. Я просто так ходила по магазину, смотрела и задавала праздные вопросы.
                – Вы из Лондона, - спросила она.
                - Нет, из Москвы.

     Она так обрадовалась, что встала из-за своего стола (потом я узнала, что она вовсе не продавщица, а владелица этого магазина!), повела меня по всем отделам, рекомендуя самое лучшее (но цены: о-го-го!). Её муж, рассказывала она, недавно был в Москве по работе, и она тоже очень хочет побывать в Москве. Обменялись адресами.

        Когда она, с трудом выговаривая, произнесла мою фамилию "Куснетсофа", все продавцы дружно рассмеялись… Видно, странно для немецкого уха звучат русские фамилии. Она живёт в другом городе за 30 км отсюда и каждый день ездит на машине на работу. Потом я узнала от Эрдмуте, что это один из самых дорогих магазинов города.

Вскоре я так освоилась с ценами и с языком, что часто сама делала покупки в ближайшем магазине "Eduscho" (Эрдмуте оставляла деньги на кухне). Меня там уже заприметили и приветливо встречали. В нем было всё необходимое: овощи, фрукты всех видов, хлеб, молоко, сыр, всевозможные консервы, пирожные и ещё многое в красивых упаковках, чего я так и не успела узнать. По утрам Эрдмуте делала Musli, и я это очень полюбила и потом делала сама: овсяные хлопья с сухофруктами, орехами и семечками (продаетея в упаковках),  туда еще трется яблоко, режутся бананы, мандарины, можно киви, добавляется ложка мёда – и всё это заливается теплым молоком. Это типично немецкий завтрак, очень вкусно,  сытно, легко и полезно!

                КОНГРЕСС НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Первого ноября открывается Международный антропософский конгресс в Виттене (недалеко от Хагена) на тему "Куда развивается Европа" и продолжается 4 дня. Каждое утро Ильзе отвозит нас туда на своем Volkswagene и вечером привозит обратно – это всего 20 минут. Обедаем мы с Эрдмуте там же, а Ильзе ездит обедать домой. Ее ждет сестра, которая ровно к часу накрывает стол, поэтому Ильзе всегда смотрит на часы, боясь опоздать хоть на минуту. Немецкий порядок!

Едем по живописнейшей дороге, петляющей между гор. Неожиданно из-за поворотов открываются великолепные холмистые дали, леса, играющие всеми красками осени, аккуратные домики, и наконец, Виттен – большой  красивый, очень смешанный по архитектуре город (в то время там жил наш писатель – Лев Копелев).

Подъезжаем к залу съездов, очень много гостей, и мы с трудом находим место для машины (только на 3-ем этаже специальной стоянки). Раздеваемся, кругом гудит нарядно одетая публика, в фойе продают книги, проспекты, сувениры. Открытие, доклады, а после обеда – концерт (скрипач Михаил Погачник из США играет Бартока, Пэрта, Бетховена). На обед дается много времени – 4 часа, чтобы люди знакомились, обменивались мнениями.

      Я приобрела здесь много приятных знакомств, многие подходили сами, узнав, что я из России. Организатор конгресса г-н Neuhofer очень мило говорил со мной, он объездил весь мир вплоть до Америки, а Москва – самый его любимый город в мире.
                - Москва – это Weltstadt. Вашингтон – что!.. Не сравнится!
        Я, конечно, гордилась…

     А когда-то молодым солдатом он в одной русской деревне на Волге любил русскую девушку по имени Нюра... На прощанье г-н Neuhofer подарил мне 100 DM со словами: "Это Вам на Швейцарию". Наверное, в память о Нюре?   Моя сказка продолжалась...

Все доклады я слушала с огромным интересом. Когда сосредотачивалась, то многое понимала по смыслу, но когда уставала, то доходили только отдельные слова, и речь я воспринимала просто как фон, как музыку. Эрдмуте мне помогала, подсказывала смысл. Особенно произвел впечатление доклад нашего Сергея Прокофьева (внука композитора), которого мы часто слушали в Москве. А здесь он так же уверенно, четко, с присущим ему артистизмом выступал на безупречном немецком языке (уже несколько лет живет в Германии). Тема его доклада была "Современный человек сегодня и его подход к Христу".

Иногда доклады чередовались с музыкой и эвритмией. Во втором перерыве мы пили кофе с пирожными, чай или сок. Как всегда у немцев, здесь тоже во всём был хорошо организованный Ordnung. В один из дней была экскурсия в Herdecke, в антропософскую больницу. Такое обслуживание и комфорт, какие я там увидела, у нас есть, наверное, только в кремлевской больнице. Причем, как мне пояснили, все это бесплатно! (Вот и верь после этого нашей пропаганде).

Одно незабываемое и взволновавшее меня событие на конгрессе: во время обсуждения докладов одна женщина сказала, что нам, живущим на Западе, нельзя забывать о том, что люди в России страдают, так трудно живут и наш долг всеми силами помогать им, чем можем. Зал встретил эти слова аплодисментами, а у меня выступили слёзы.

Вообще, люди узнавая, что я приехала из России, приветливо жали руку, улыбались, хвалили мое немецкое произношение и т.д. Лишь один раз женщина, подойдя ко мне, с напором сказала, что она ни за что бы не хотела поехать в Россию, т.к. побывав однажды в ГДР, почувствовала, как коммунизм давит на людей, как тяжело там жить. Я ей возразила, что сейчас другое время, мы получили больше свободы, и доказательство тому хотя бы то, что я сюда смогла приехать. Она сказала: "Это хорошо, но всё равно я коммунизм ненавижу!" Эрдмуте со словами: "Зачем она ТЕБЕ это говорит?" поспешила быстро увести меня в сторону.

Однажды во время перерыва, услышав русскую речь (мы с Эрдмутой иногда переходили на русский), ко мне подошла очень приятная женщина и стала что-то быстро говорить мне по-немецки. Я попросила помедленнее. Так мы познакомились с Ренатой Цольнер, которая пригласила меня к себе домой в Мюльхайм, погостить на несколько дней.  Об этом доме и его хозяевах надо писать отдельно...
Но всё по порядку.

                МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ


         Ильзе решила, что мой день рождения мы отметим у нее. Утром 5-го ноября Эрдмуте меня поздравила, подарила книги Гете и Гельдерлина на немецком языке.  А к трем часам мы отправились в гости к Ильзе. У нее – двухэтажный особняк, первый  этаж которого занимает она одна (дочь живет в Мюнхене), а второй – сестра с мужем. Все – пенсионеры. В прошлом Ильзе работала менеджером на автомобильном предприятии своего отца, выпускающего Wolkswagen’ы. Внизу в доме гараж и подсобки, кругом – большой сад с фонтаном. Звоним, входим.

        Она просит нас подождать немного в прихожей, затем приглашает. Сама нахлобучила мужскую шляпу, изображая Geburtstagsman (человек дня рождения), который по старинной немецкой традиции приносит подарки. Звучит "Ода к радости" из Девятой симфонии Бетховена на стихи Шиллера, горит множество свечей и весь стол уставлен подарками, среди которых я нахожу почти всё нужное мне, что мы с ней так мило обсуждали в машине по дороге в Виттен. К тому же она помнила, что Бетховен – мой любимый композитор. Я поражена таким чутким вниманием, а Эрдмуте и Ильзе приговаривают: "Помнишь, что говорили на конгрессе? Надо ВНИМАТЕЛЬНО слушать другого человека...".

        Я смотрю вокруг: комната – шедевр красоты, каждый уголок в доме – произведение искусства. Затем мы поднимаемся наверх, знакомимся с сестрой – Frau Busselli и ее мужем. Она – прекрасный кулинар, на столе нас ждет кофе и вкуснейшие пироги и вафли с моими любимыми вишнями и взбитыми сливками (Susse Sahne). Сон это или сказка братьев Гримм?

        А вечером Ильзе прокатила нас на машине по ночному Herdecke, мы посетили дом престарелых и ещё раз антропософскую больницу – и я снова поразилась идеальному уходу за престарелыми и больными. Отдельные комнаты со всеми удобствами, пребывание там оплачивают городские власти (300-500 DM в месяц), и только богатые платят за себя сами.
                --------------------------------------------------------
               Продолжение следует


Рецензии
Забыла похвалить фотографию Эрдмуте, такая красивая девушка. И фото фахверковых домов, которые меня привлекли своей архитектурой, когда впервые увидела их в ГДР.

Кенга   23.11.2012 21:46     Заявить о нарушении
Да, Эрдмуте, правда, похожа на немецкую Гретхен?
Она была в молодости актрисой Франкфуртского театра, потом ушла оттуда и пошла учиться на учительницу русского языка.
Спасибо, что читаете и отзываетесь. Мне очень дорого Ваше мнение.

Татьяна Кузнецова 4   23.11.2012 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.