Двое

Солнце пытается пробиться сквозь еловые лапы. Воздух насыщен кислородом, пахнет так, словно недавно прошел дождь. Приятно-то как. Наконец можно вздохнуть полной грудью.
Мне нелегко пробиться сквозь эти заросли, но я пытаюсь изо всех сил. Вскоре лес редеет, и я выхожу на берег моря.
Наконец-то.
Я нашла последний островок жизни на Земле.
Десять месяцев скитаний не прошли даром. Где я только не была – например, в Нормандии, на севере Франции. Там люди погибали от невыносимого холода – все потому что течение Гольфстрим больше не могло нести свои теплые воды и омывать материк – вода стала угольно – черной от нефти. Затем я отправилась в Волгоград – но и там я нашла лишь пустынные улицы, горы трупов и темные силуэты зданий. Радиация убила все живое в радиусе тысяч километров. На Токио обрушилось мощнейшее цунами – японцы так и не успели полюбоваться цветением сакуры. А в Австралии река Мюррей окончательно пересохла, и люди стали бросаться друг на друга, так как еды больше не осталось. Наверное, из космоса наша планета не выглядела больше лазурно-голубой – теперь, скорее всего, она была ржаво-красной - из-за крови. Бродя по Нью-Йорку, я то и дело засучала штанины брюк, переходя вброд кровавые реки..
Я подошла к морю и опустилась на колени. В воде плавали маленькие рыбки, радуясь жизни. Счастливы и наивные, они еще не знают, что их ожидает.
Завидев меня, они бросились в рассыпную. Я бы тоже испугалась – я стала ужасно бледной. В сочетании с кровяно – красными кудрями и горящими зелеными глазами это выглядело страшно. Наверное, сама смерть испугалась меня и не захотела забирать меня с собой – в ад или в рай, или еще куда-то.
 Я раньше не задумывалась о смерти. Была слишком глупа. Не думала о завтрашнем дне. Думала, что завтра я проснусь, приведу себя в порядок, пойду на работу, затем вернусь домой и приготовлю ужин. Затем снова проснусь, пойду на работу, вернусь домой. Дом-работа-дом. Все просто.
В один из таких дней я проснулась позже обыкновения и не услышала привычного гула улиц. Комната была ярко освещена. Я зажмурилась от света, и , к счастью, додумалась надеть на себя очки. А затем подошла к окну и распахнула шторы.
Лучи ослепляющего света заполонили комнату. Будь я без очков, точно бы ослепла.
Теперь понятно, почему жизнь в этом городе остановилась. Люди ослепли от солнца, лучи которого все-таки прорвались сквозь такой тонкий озоновый слой.
Взглянув вниз на шоссе, я ужаснулась. Несколько десятков машин столкнулись – от них шли серые клубы дыма. Неподалеку тлел автобус, а двери желтых такси алели от крови.
Вот так. Кто-то из этих людей спешил на работу, на учебу, на деловую встречу. У каждого из них были семья, друзья, родственники… У них были свои планы. Возможно, у кого-то сегодня был день рождения. Или какая-то годовщина. А их жизни оборвались, как туго натянутая нить. Вот и все. Последнее, что видели эти люди – яркую вспышку.
Лишь немногие остались в живых в Ливерпуле. Им, как и мне, просто повезло. Но ненадолго. Через два месяца на месте Англии, вечно скрытой под пеленой дождя, осталась безжизненная пустыня.
На Земле воцарилась смерть. Словно туман, она окутывает все материки, своими тонкими когтистыми руками она сгребает все живое.
Но этого уголка земного шара еще не коснулось ее холодное дыхание. И меня тоже.
Осталось только гадать, сколько я еще протяну.
Я пошарила в рюкзаке и нашла свою фляжку, полную воды. Еще каких-то одиннадцать месяцев назад люди загрязняли реки и осушали болота. Спустя полгода они стали убивать друг друга ради пресной воды.
А затем эта вода погубила их, выйдя из русел рек и обрушившись на их дома, вернее, на то, что от них осталось.
Природа отомстила человеку. Люди уничтожали леса – кислорода не осталось. Углекислый газ сладкой пеленой окутал планету. Многие засыпали и умирали, видя последние сны в своей жизни.
Люди разрушали озоновый слой. И вот результат – через огромные дыры в атмосфере пробились лучи радиации, убивавшее все живое. А те счастливчики, которые выжили, стали слепыми, как кроты.
Полюбуйтесь, на что стали теперь похожи мировые мегаполисы.
Лондон – безжизненная пустыня.
Париж скован льдами.
Токио разрушен водой.
Сидней объят пламенем.
Москва пропитана радиационным воздухом.
А Нью-Йорк стал алым от крови.
5 тысяч лет человек властвовал на планете. За эти века он возомнил себя царем природы.
Теперь она поставила его на место.
Я – последний представитель вида «человек разумный».
Мне удалось выпросить отсрочку  у смерти. Но несколько раз я успела побывать на эшафоте. В Италии я получила травму головы, а в Индии я чуть было не отравилась углекислым газом. Все мои руки и ноги были в царапинах, ссадинах и синяках, а под глазами залегли темные круги. Наверняка со стороны я выглядела жутко непривлекательной.
Хотя для кого мне прихорашиваться? Хотя бы для самой себя. В последний раз я видела юношу моего возраста в ЮАР, и то полуживого. Все мои прежние привычки ушли  в прошлое – я привыкла обходиться без горячей воды, книг, любимых телепередач и Интернета, и уже отвыкла чистить зубы по вечерам. Сейчас в моем рюкзаке лежали фляга с водой, коробка спичек, деревянная расческа, несколько банок  с консервами, нож, пистолет и книга с произведениями моего любимого писателя-фантаста Герберта Уэллса.
Вот уж не думала, что буду скитаться по развалинам в поисках пищи, как герой из романа «Война миров». Вот только я прячусь не от марсиан, а от своих же сородичей.
Нет, все – таки люди – животные. Грубые, бессердечные и жестокие. Просто мозгов у них больше, чем у обезьян. Хотя у некоторых и меньше. Еще недавно они размышляли о любви, сочиняли стихи и получали Нобелевские премии, а теперь они перебили друг друга из-за еды и воды. Я сама видела, как хрупкая на вид девушка поедала сырое мясо. А потом ее убили и съели. Мораль и человечность отошли на второй план. Главным стало осуществление своих естественных потребностей - утолить голод, жажду.
Человек вовсе не идеален, как ему казалось. На самом деле он – самое ужасное чудовище.
Наступил вечер. Впервые за долгие месяцы я смогу полюбоваться закатом.
Небо похоже на холст художника. Словно кто-то взял кисти и краски и оставляет на небосводе мазки – фиолетовые, голубые, красные… Белые пятна – то легкие перистые облака. А огромный золотой круг – это солнце. Сейчас оно упадет в воду. Пока на воде лишь длинная переливающаяся всеми оттенками желтого дорожка. Она длится до самого горизонта.
Глядя на эту красоту, кажется, что в мире все спокойно. Что не было никаких чудовищных катаклизмов, повлекших за собой смерть и разрушения. Этот уголок природы такой невинный и чистый…
Но сразу же память отравляют ужасные, как сорняки, воспоминания – горы мусора в таких же прекрасных лесах. 
Надо будет сжечь все банки от консервов – все же лучше, чем оставлять их здесь.
Возможно, эта часть Земли уцелеет.
И я тоже.
***
На следующий день я проснулась поздно – солнце стояло высоко. Я села на высохшее упавшее дерево и стала смотреть на море.
Говорят, человек может смотреть вечно на три вещи – огонь, воду, и на труд другого человека.
Что ж, это так и есть.
Я услышала шорох, но не обратила внимания. Скорее всего, какая – нибудь птица вьет себе гнездо.
-Простите? – раздался низкий приятный голос.
Наверное, у меня уже галлюцинации. Я уже слышу голоса. Скоро я начну говорить сама с собой.
-С вами все в порядке? – снова раздался голос.
Я обернулась.
Передо мной в метрах пятидесяти стоял высокий юноша. Светлые локоны цвета пшеницы обрамляли его бледное и немного испуганное лицо, а серые глаза расширились от удивления. Его красивое лицо с благородными чертами было искажено царапинами, а одежда изорвана.
-Вы меня видите? – спросил он.
Я кивнула.
-Вы можете говорить?
-Да, - ответила я.
Юноша подошел ближе ко мне и глубоко вздохнул, наверное, он хотел насытить свои легкие кислородом. Он снова вздохнул и закрыл глаза, его губы расплылись в улыбке.
-Как же приятно, - сказал он, немного картавя. Быть может, он из Франции? Тогда почему он так легко одет?
-Это ненадолго, -возразила я. Не хотелось разочаровывать его да и себя тоже, но рано или поздно этот уголок планеты тоже погибнет.
-Вы пессимистка, -заявил юноша.
-Я реалистка, - ответила я.
Действительно. Пессимист думает обо всем плохо. Реалист же просто констатирует факты. А они таковы – через неделю Земля станет окончательно мертвой планетой.
-Давно вы здесь?  - спросил он.
-Со вчерашнего дня.
Юноша кивнул. Затем, словно обдумывая каждое свое слово, он произнес :
Я Артур Ньютон. Хотя, впрочем, какая теперь разница.
Он прав. Какая теперь разница? Я могу назвать себя кем угодно, даже королевой Елизаветой.
-А я Джейн Хейл.
Больше не слова. Наверное, Артур тоже любовался природой, как и я, старался запомнить всю  эту девственную красоту.
-Откуда вы, Джейн? – наконец спросил он.
-Из Англии. А вы?
-Из Канады.
Ошиблась, значит.
-Давно вы…
-Ты, - настояла я.
-Хорошо, ты, путешествуешь? Я слышал, все началось именно с Англии..
-Верно. Да, я  странствую десять месяцев с лишним.
Артур явно боролся с любопытством.
-И… как это было?
Не сводя глаз с горизонта, я ответила :
Тебе лучше не знать.
То, что я видела, я никому бы не пожелала увидеть. Это были ужасные картины. Они закалили мой характер, сделали меня сильнее.
Мне охватила злость. Что может этот юноша знать? Наверняка, он слышал обо всем понаслышке, или видел в репортажах. А затем качал головой и вздыхал, думая : Какой ужас… А я видела все это. Я была частью всего этого. И я осталась жива после всего этого.
-Ты знаешь, что случилось в Париже ? – спросила я.
-Да, я слышал, там были небывало низкие температуры. Люди не привыкли к такому, многие погибли.
-А про Токио знаешь?
-Да. Ужасная катастрофа. Самая страшная из тех, что мне приходилось видеть… не в живую, конечно.
Я хмыкнула.
-Видел... – фыркнула я. – А я там была. Я чуть не замерзла насмерть. И чуть было не утонула. Была много раз на волосок от смерти. Меня чуть не убили из-за воды. А ты еще говоришь – я пессимистка. Ты испытал бы сначала то, что пережила я… Это никогда не забудешь..
Перед глазами возникли ужасные картины : мать и ее дети, прижавшиеся друг к другу, они так и замерзли. Горы белоснежных, обглоданных человеческих костей на сухой потрескавшейся земле. Кровь.. море крови… река, несущая трупы… Эти ужасные воспоминания, словно ядовитые плети, долго будут отравлять мою память.
Я вздохнула.
-Что случилось с тобой? – спросила я Артура.
-Я из Монреаля. Там началось сильное землетрясение. Это было в новинку для нас – ведь там нет никаких ни трещин, ни гор… Я отправился в Чикаго, но там все было тихо. Мертвенная тишина. Я решил отправиться на запад… и вот, я здесь.
-Жутко, верно? – усмехнулась я.
-Слов нет, чтобы описать это. Еще два месяца назад я смотрел фильмы об апокалипсисе и не верил в это.
-Мы все были слепы. Хотя и были предупреждены.
-Календарь майя и все в этом духе?
-Нет. Учеными и экологами.
-Может, мы просто не обращали внимания на эти предупреждения? Не хотели слышать об этом и верить в это?
-Вполне возможно. Раньше казалось, что этот идеальный мир не может погибнуть… А он рухнул, как карточный домик с неустойчивой основой.
-Нет, основа была заложена верно. Ведь наши предки боялись и преклонялись пред природой, оберегали ее, боялись рассердить.. А сейчас мы возомнили себя главными на этой планете. И где мы теперь? Все кануло в небытие.
-Еще не все. Мы пока живы.
-Живы… - повторил Артур, словно эхо. –Пока что.
Он перевел свой взгляд на меня, и мои руки невольно дернулись к голове –поправить волосы. Недостаток мужского внимания плохо на мне сказывается. Как бы я не бросилась этому бедному мальчику на шею.
-Сколько тебе лет? – спросила я, накручивая волосы.
-Двадцать четыре исполнилось два дня назад. А тебе?
-Двадцать два.
Я видела то, что девушкам моего возраста даже в кошмарах не снилось. Впрочем.. я всегда была немного странной.
***
Легкий ветер трепал мои кудри. Я уставилась на море, любуясь рассветом.
-Ты снова сидишь здесь? – спросил Артур.
Я кивнула.
-О чем ты думаешь, Джейн?
-Думаю, чем же провинился человек, если Бог наслал на него такую кару.
-Ты тоже верующая?
Я покачала головой. Раньше я не особо задумывалась о Боге и о религии. Но недавние события изменили мое мировоззрение. В мире процветали смертные грехи : лень, зависть и алчность погубили молодых людей. Вожделение и гнев поработили разум человека. А гордыня и чревоугодие сломили его, покорили себе.
Люди не смогли усмирить их. Они даже не задумывались об этом. И их же пороки обернулись против них.
-Нет. А ты? – спросила я у Артура.
Он вздохнул.
-Мой отец был священником. Каждые выходные  я проводил в церкви. Отец всегда думал, что этот мир ужасен и жесток, что божья кара настигнет его. Я ему не верил. И зря.
-Что же с ним случилось?
-Он умер три года назад. Я остался с матерью и младшими сестрами. Они…
Артур не закончил.
-Мне очень жаль.
-Смерть – это естественно. Одна из форм бытия. Словно долгий сон после тяжелого напряженного дня.
-Да уж, у нас день был богатым на события, -съязвила я.
Юноша улыбнулся, его лицо озарилось, словно солнце вышло из-за туч.
Я тоже улыбнулась, впервые за много дней. Надо же, я еще умею улыбаться… Я думала, что все мои эмоции рассеялись, увяли, погибли. Оказывается, еще нет.
Солнце медленно падало в воду, небо заалело, белые перья облаков медленно расплывались, подобно пятнам акварели на бумаге.
***
-Как думаешь, сколько нам еще осталось? -  спросил Артур.
Щебетали птицы, тихо шелестело море, солнце щедро освещало своими игривыми лучами землю.
-Я не знаю. Может быть, месяц, а может, два дня.
Действительно, откуда я могу знать, сколько еще планета будет жить? Скоро отравленный воздух проникнет сюда. Или огромное цунами сметет этот уголок Земли.
-А может, уже ничего не будет?
-В смысле?
Я совершенно не понимала, к чему он клонит.
-Ты не думала, что нам было предназначено свыше остаться в живых? Возможно, Господь нам дал второй шанс, чтобы мы смогли начать все сначала?
Нет, только не это… Я, конечно, понимаю, потребности у человека есть, и все же…
-Только не говори мне, что нам суждено продолжить род человеческий!
-Ну… почему нет? Посмотри – мы остались одни на планете. Мы смогли пережить все эти ужасные события, мы сильные и выносливые. И наша совесть и душа чиста, мои, по крайней мере.
Его щеки вдруг вспыхнули румянцем, он потупил взгляд. Похоже, ему было так же неловко, как мне. Конечно, Артур довольно красивый, но это еще ничего не значит. Как он мог подумать об этом?!
-Ты с ума сошел! – воскликнула я. –Как… как тебе могло прийти в голову такое? Я тебя даже не знаю толком!
-Нет, что ты, я ни о чем таком не думал, клянусь!
Юноша замялся, кусая губы. Затем после внутренней борьбы, он сказал :
-Ты очень красивая.
Я фыркнула.
-Недостаток женского внимания плохо на тебе сказывается, - пошутила я, но мои щеки заалели.
-Прости, что подумал такое. Просто я надеюсь, что мы с тобой останемся в живых, и планета возродится!
-Она уже никогда не возродится! – закричала я.- Никогда! Она умирает, понимаешь ли ты это или нет?! Умирает! Через день, неделю, год – это всего лишь вопрос времени!
Меня охватила злость и ярость.
-Ты такой же, как и они! Ты не хочешь думать о том, что твой идеальный мир разрушился! Ты слепо веришь, что Бог пощадит тебя!  Но его не существует! Это всего лишь сказки для таких же наивных, как ты!
Юноша побледнел и нахмурился, метая молнии из глаз.
-Неправда. Бог есть, и именно благодаря ему мы сейчас стоим здесь!
-В том, что я стою здесь, только моя заслуга, и ничья больше! Я сама боролось за свою жизнь! Я видела, как моя мать умирала! Она задыхалась, просила о помощи, а я, я… - - я начала захлебываться слезами, - я не могла ей помочь! Где же был Бог, когда я просила его не забирать мою младшую сестру? Где же он был, когда я хотела умереть вместо моего возлюбленного Тревора? Где же он был, когда я мучилась от боли и молила его смерти? Его нет! И планеты скоро тоже не станет! Смерть придет за нами и заберет туда, откуда нет возврата! Пора бы уже смириться с этим, ведь я уже давно смирилась!
Я стояла на берегу, дрожа, а Артур удивленно глядел на меня. От слез его облик был размыт. Я всхлипывала, глотая слезы, и спрятала лицо в ладонях.
Сколько в человеке может быть слез?
Каждое воспоминание о семье, друзьях вонзало острый, пропитанный кислотой нож в мое сердце и душу. Боль разъедала меня изнутри. Я вдруг ясно почувствовала  пустоту, образовавшуюся на месте мамы, папы, сестры… Почему я не умерла вместе с ними?
Теплые руки обняли мои плечи.
-Все хорошо. Все спокойно.
Я знала это.
***
Я сидела и невидящими глазами штудировала горизонт. Голубое, невинное небо отражалось в спокойном, тихом море. Солнце стояло высоко над ним.
-Красиво, правда?
Я обернулась. Артур лежал на песке, его длинные волосы распластались подобно траве.
Я улыбнулась. Перед нами расстилался лес – огромный,  таинственный. Высокие ели стояли, словно часовые, оберегая лесных жителей. Маленькая птичка села ко мне на плечо, не боясь меня.
-Деревья дают нам жизнь. Они превращают углекислый газ в кислород. Они такие спокойные и величественные…
-Легкие планеты, - добавила я. – Благодаря им планета дышит.
Юноша приподнялся на локтях.
-И мы с тобой тоже.
Наверное, сейчас мы были частью природы, частью этой девственной красоты. Единым целым. Мы не оскверняли лес, а он поддерживал нас.
Как естественно.
Я спрыгнула с бревна и легла на песок рядом с Артуром. Мои локоны рассыпались по земле.
Мы переглянулись, и я увидела в его глазах, словно в растопленном серебре, свое отражение – уставшее, но счастливое.
***
-Джейн! – раздался громкий крик.
Я быстро поднялась на ноги,  и, протирая глаза, подошла к Артуру.
-Смотри,- сказал он и указал на горизонт.
Малиновое зарево алело над морем, словно языки пламени, оно лизало небо. И цвет был таким необычным : словно медь или ржавчина.
Но… сейчас рассвет, а небо становится красным на закате… И вдруг температура воздуха повысилась – стало слишком жарко.
-Что происходит? – спросила я.
-Я не знаю.
Зарево все приближалось к нам, и становилось все жарче…
Теперь я все поняла.
Это огонь несется к нам. Сейчас он достигнет берега и сожжет все на своем пути.
Вот она. Смерть пришла за нами, быстрая и неумолимая. Наконец она унесет нас обоих с собой.
Послышались удаляющиеся шаги. Но я не пойду за ним. Какой смысл бежать от неизбежного? Смерть все равно придет за мной, где бы я не была. Мое время вышло. Игра окончена.
-Джейн! Почему ты стоишь? Надо уходить!
Я осталась стоять на месте.
-Куда? Нам некуда идти.
-Ты с ума сошла!
Я медленно покачала головой, давая понять, что я останусь здесь.
Пламя приближалось.
Артур подошел ко мне и взял за руку. А я закрыла глаза, чтобы не видеть ослепляющего огня.
Перед глазами замелькали образы и воспоминания : мама, пап, Элис, Тревор,  друзья, одноклассники,  бал, объятия..
Слепые, руины, землетрясение, цунами, развалины…
Кровь, повсюду кровь…
Лес, небо, море…
Артур…
Огонь..
Скоро все закончится.
Артур крепко сжал мою руку.
Я сделала вдох.
В последний раз.


Рецензии