Пустота во тьме

Глаза у каждого свои. А видим одно. И не видим - тоже одно. Или говорим, что видим и не видим...
Видим невидимое. Значит, есть оно? Всегда было, по-разному видимое, разными словами одетое, но было же? Тогда - что же это?
"Бог есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы". Так говорит апостол Иоанн Богослов в своём Первом соборном послании (1:5). Далее он предупреждает, что не открывает ничего нового: "Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала" (2:7). Что может означать такое признание? То, что Бог существует вечно, и то, что Он существует как Свет.
Бог не есть материя (тьма). Есть ли Он дух?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, вспомним историю сотворения человека, как она рассказана в книге Бытие.
Сразу следует сказать, что книга Бытие содержит не один, а два рассказа на эту тему (глава 1, стих 26, и глава 2, стих 7), причём они коренным образом различаются. Это обстоятельство смущало и смущает читателя, и даёт обильную пищу критикам.
На самом деле, противоречия здесь никакого нет. Два рассказа потому, что в них говорится о двух разных и разнесённых во времени событиях. Первый повествует о создании одновременно мужчины и женщины "по образу Божию". Вот это выражение: образ Божий - тоже было и остаётся причиной сомнений и недоверия для многих: мол, как же "по образу", когда человек и грешен, и слаб, и смертен, и т. д., и т. п., в отличие, разумеется, от Бога.
Противоречие и здесь только кажущееся. "По образу Божию" не означает "такой же, как Бог", или "похожий на Бога", - это означает лишь, что человек создавался Богом по какому-то образцу. Так же точно мы говорим, к примеру, что такое-то здание было построено по чертежу NN, или по проекту NN, и это вовсе не означает, что постройка будет копией NN, точной или приблизительной... Так и здесь. Мужчина и женщина были созданы по образу, который "придумал" Бог.
Второй рассказ отличается в том плане, что там Господь Бог создаёт сначала мужчину, причём "из праха земного", и затем оживляет создание: "...Вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою". А уже по прошествии времени Бог "навёл... на человека крепкий сон" и во сне вынул одно из рёбер, из которого создал человеку жену. Это довольно известная история, многократно перепетая в искусстве. Нас интересуют здесь две вещи.
Первое. Исходя из сказанного в этом отрывке о сотворении женщины, душой она не обладает. Это просто плоть, созданная с конкретной целью: быть "помощником" человеку, то есть мужчине. Не будем сейчас касаться историко-культурных корней такого отношения к женщине как существу "второго разбора", занимающему подчинённое положение в семье и в обществе. Ограничимся констатацией факта: так в Библии...
Второе. Бог вдунул "в лицо" (т. е.  в голову) человека "дыхание жизни". Таким образом человек обрёл свою душу. Вопрос: эта душа индивидуальна, или она является общей для всех людей? Другой вопрос: в каком соотношении душа человека находится с Духом Божиим, является ли она частью его, или же человеческая душа есть нечто, отличное и самостоятельное? Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны. От них зависит и наше понимание сущности Бога, который, как уже известно, есть Свет при полном отсутствии тьмы. Чего нельзя сказать о "человеке - 2".
Вернёмся ненадолго к истории сотворения людей. Понятно, что во втором случае Библия рассказывает именно о появлении людей, и вся дальнейшая история человечества происходит от "человека - 2" и его "помощника", т. е. женщины. А где же первые люди? Где их место в этой истории? Никакой загадки нет и здесь. В первом случае речь шла вовсе не о людях. Это были те существа, что впоследствии заняли места ангелов и бесов. Именно поэтому в дальнейшей библейской истории "первые люди" и не фигурируют... И, вспомним: нигде в Книге книг не раскрывается история появления сверъестественных духов, которые впоследствие разделились на "добрых" и "злых". Нигде, за исключением упомянутого и очень небольшого пассажа...
В Новом Завете, именно в четвёртом евангелии от Иоанна, очень чётко проводится идея принципиального различия Света и посланников Света: "Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" (1:8), - говорится о Предтече. Другими словами, Бог и человек, обладающий душой, полученной от Бога, суть абсолютно разные материи. Бог есть Свет. Человек есть тьма, но имеющая некоторое представление и понятие о Свете, и могущая говорить о Свете и некоторым образом являть Свет другим людям.
Итак, вот мы подошли вплотную к самому важному вопросу. Что есть Бог? Разумеется, суждения наши в этом случае с необходимостью будут умозрительными и недоказуемыми. То, что Бога никто и никогда не видел, подчёркивается в Священном Писании очень чётко и недвусмысленно. Уточним: не видел как Бога. Но в проявлениях - видели... В Новом Завете, как мы уже говорили, Бог отождествляется со Светом. Ветхий Завет также поддерживает такое определение Создателя: Бог разговаривает с Моисеем из горящего куста (свет!), а в пустыне шествует перед колонной беглецов из Египта в виде опять-таки светового столпа, днём облачного, ночью огненного; огонь же прикрывает в ночное время и Скинию Завета.
Здесь, однако, нужно иметь в виду, что все эти формы Богоявления суть физические. Они не то же, что Свет, который составляет сущность Бога и который недоступен органам человеческим.
Как известно, свет есть самое тёмное место в физике. Достаточно сказать, что он обладает двойственной природой и способен в одном случае вести себя как волна, а  в другом случае как поток фотонов, то есть корпускул. Разумеется, в отличие от света физического, Свет не может проявлять двойственность, а тем более тройственность. Бог един. Что есть Бог?
Бог не есть материя и не есть Дух. Всё, что не есть материя и дух, не может быть ничем иным, как только пустотой. Бог есть пустота. Но это не та примитивно понимаемая пустота, которую мы видим и чувствуем, а пустота другого, высшего порядка. Эта пустота понимается как полнота всех вещей, такая, при которой отсутствует разделение на материю и дух. Отсутствие разделения принимается несовершенно и неверно, как отсутствие вообще всего, в силу несовершенства человека и ограниченности его ума. Но эта пустота имеет всю полноту свойств, и потому является творящей.
Эта пустота - Бог.
Нам не увидеть.


2012.


Рецензии