Червонцы, рубли и мандарины

Сагит Фаизов

Червонцы, рубли и мандарины. Из цикла «Мастер и Маргарита»*


     Червонцы и рубли – один из важнейших предметных атрибутов романа и столь же важный инструмент кодировки. Наиболее масштабная репрезентация червонцев – в сопряжении с относительно скромной репрезентацией рублей – предложена читателю на сеансе черной магии в Варьете и в сюжетно примыкающих к сеансу эпизодах посещения буфетчиком Соковым квартиры Воланда и кабинета профессора Кузьмина.

Комментарии к тексту эпизодов.

Сеанс черной магии.

«На галерее какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке: «Одна тысяча рублей» …Ей-богу, настоящие! Червонцы!» Червонцы могли быть «настоящими», но надпись на обложке фальшивая: червонцы официально назывались червонцами, рубли - рублями.

«Начали падать в зал белые бумажки». Из предшествующего и последующего текста следует, что после пистолетного выстрела Фагота из-под купола сыплются червонцы. Белых червонцев не существовало, но односторонние червонцы образца 1922 г., первые червонцы, – с рисунком только на одной стороне – в народе получили название белых, их обратная сторона имела белый цвет**.

«Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах также не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем не сравнимый запах только что отпечатанных денег». Червонцы, выпускавшиеся советским государством с 1937 г. изготавливались из плотной бумаги, с изображением В. И. Ленина, но без водяных знаков. М. Булгаков здесь подчеркивает, что Воланд предложил публике только что отпечатанные денежные знаки, но устаревшего образца, и зрители, испорченные  «квартирным» вопросом, единодушно одобрили состоявшийся на их глазах негосударственный выпуск денег. Купюры, летевшие с потолка, были самого мелкого достоинства – в 1 червонец. Это следует из рассказа буфетчика, имевшего место следующим днем, когда он пришел к Воланду с жалобой: с червонца он дал покупателю сдачу восемь с полтиной, то есть рублями,  - но один червонец в 1939 г. был равен 10 рублям. Присутствие в сюжете червонца с минимальным номиналом дополнительно свидетельствует, что Воланд предложил публике червонцы образца 1922 г., то есть самого раннего и самого что ни на есть ленинского, и с водяными знаками; среди червонцев более поздних выпусков, после 1925 и до 1937 г. водяные знаки сохранились только у «пятерок».  Перечисляя покупателей, Соков останавливается на четвертом, его перечень исчерпывается четырьмя персонами, и это обстоятельство уточняет, какой выпуск червонцев с номиналом, равным единице, Воланд продублировал: выпуск 1922 г., купюры которого подписаны четырьмя лицами, включая Г. Л. Пятакова, в то время заместителя председателя Госплана и члена Правления Госбанка***.

Из разговора Воланда с Соковым.

«Двести сорок девять тысяч рублей в пяти сберкассах… и дома под полом двести золотых десяток», - Коровьев из соседней комнаты. «Золотые десятки» - пародийный номинал, напоминающий о советских «золотых» достоинством в 1, 3 и 5 рублей. Золотые, то есть обеспеченные золотом, десятки не выпускались, не обеспеченные - тоже. Декларированное сторонниками НЭПа  золотое обеспечение рублей и червонцев было быстро вытеснено из области реалий на край пронэповского в целом политического мейнстрима в процессе   межфракционной борьбы в ВКП (б), принявшей небывало ожесточенный характер с середины 1920-х годов.

Соков и профессор Кузьмин.

«Эхх!.. – тоскливо воскликнул буфетчик, умиленно глядя на профессора, забирая десятки и задом пятясь к двери». Выше в тексте эпизода отмечается, что Соков принес 30 рублей червонцами (помимо золотых монет). 30 рублей червонцами – три червонца. Соответственно, он не мог принести и забрать обратно десятки. Рублевые десятки он  тоже не мог принести, поскольку их не существовало, они появятся в 1947 г. Золотые монеты, которые профессор согласился принять от буфетчика, дополнительная подсказка к тому, что под полом у буфетчика припрятаны не монеты (они не «десятки»).

Над чем иронизирует М. Булгаков по поводу денег?

     Основной объект его сатирической аппрезентации – хронические инфляционные процессы, которые преследовали народное хозяйство СССР начиная с середины 1920-х годов, и непоследовательность денежной политики советского государства, что иногда принимало гротескные формы.

     По оценке историка экономики И.Н. Левичевой «отказ правительства СССР в конце 1920-х годов от поддержки паритета червонца по отношению к золоту и инвалютам и проведение кредитной реформы полностью оторвали денежную систему страны от мирового рынка. А снижение в результате проведения коллективизации производства продукции сельского хозяйства, сдерживание развития промышленности, производящей товары народного потребления, и кредитная инфляция привели к тому, что с конца 1920-х до второй половины 1940 г. денежное обращение в стране находилось в состоянии хронического кризиса»****. Перманентное неблагополучие в финансовом секторе экономике, обусловленное, в первую очередь, вопиющей некомпетентностью Сталина и его окружения в области экономики*****,  сопровождалось такими зигзагами финансовой политики, которые в восприятии художника выглядели самопародией. Заявленный в 1922 г. как твердая валюта советский червонец уже в 1926 г. оказался изолированным от мирового валютного рынка – вследствие отказа советского правительства продавать золото за собственные же червонцы по цене указанной на червонцах******. Еще резче от «червонного» золота советское государство отсекло собственное население: указав золотое содержание червонца в золотниках на самой купюре и объявив, что «начало размена устанавливается особым правительственным актом», оно так и не разрешило обмен червонцев на государственное золото, на червонцах 1937 г. с портретом Ленина золото вообще не упоминается. Золотые обещания советского руководства осенили и рубли: в 1924 г. государство печатает купюры на которых было написано «1 рубль золотом», «3 рубля золотом», «5 рублей золотом», но уже в 1925 г. оно переходит к обозначению эквивалента купюры в «золотой нарицательной стоимости», которая позже трансформируется в формулу «нарицательной стоимости» (рубль 1938 г.). До 1937 г. советское правительство, подражая царской традиции, печатает червонцы и рубли с подписями ответственных лиц Госбанка и Наркомфина, в 1937 г. эта практика прекращается, поскольку ответственные лица раз за разом оказываются «врагами народа». В том же 1937 г. появляются червонцы с портретом В.И. Ленина, но уже в 1935 г. с советских монет убирают лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!».  При всем том деньги 1922-1940 гг. были очень нарядными – перламутрово-парчовыми, с изысканным растром на перламутровом или ином фоне различных оттенков. Это обстоятельство М. Булгаков запечатлел в фигуре Парчевского с трехрублевкой в кармане. Любовь Парчевского к покеру  и пунцовый цвет его лица подсказывают, что в кармане у него лежали «три рубля золотом» 1924 г.: купюра изображала отдыхающих рабочего и крестьянина, получивших в народе прозвище «лодыри», а номер купюры изображался ярко-красными цифрами на бледно-зеленом фоне*******.



* Публикуемое наблюдение базируется на чтении скрытого текста московских глав романа  - расшифровке вербально-числовой энигматики, охватывающей весь видимый текст произведения М. Булгакова, включая иерусалимские главы.

** Наблюдение о хождении в народе именования «белые червонцы» принадлежит М. Глейзеру: Глейзер, М.М. Советский червонец. СПб., 1993 // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/gleyz/01.php

*** Была разновидность купюр выпуска 1922 г. с шестью подписями, включая подпись председателя Госбанка А. Л. Шейнмана.

**** Левичева, И.Н. Проблемы денежного обращения в СССР в конце 1920-х - 1930-х годах //   http://www.vep.ru/bbl/history/cbr-74.html

***** Некомпетентность вполне закономерно дополнялась гонениями на специалистов в области бюджетной политики и банковском деле. О  том, как Сталин в начале 1930-х гг. «справился» с товарным дефицитом и нехваткой серебряных монет в обращении, рассказывает А.С. Соколов: «Сталин решил воспользоваться кризисом в своих интересах. Неожиданно он проявил к делу о разменной монете огромное внимание и взял руководство в свои руки. Об этом свидетельствует такой интересный источник, как переписка Сталина и В.М. Молотова. Как видно из писем, Сталин выдвинул свой рецепт решения проблемы: основательно почистить аппарат Наркомата финансов и Госбанка расстрелять два - три десятка вредителей из этих ведомств и энергичнее проводить операции ОГПУ против спекулянтов разменной монетой. Сталин старался доказать, что действия правительства в данном вопросе - результат влияния вредителей ; специалистов, фактически подчинивших себе коммунистов-руководителей. В этом смысле дело о разменной монете было составной частью акции против «вредителей» в партии, задуманной Сталиным, как главное средство борьбы с большевистскими лидерами, которые выступали за сотрудничество со старыми специалистами и за относительно умеренный курс. После этих указаний усилились репрессии: были сняты со своих постов руководитель Наркомата финансов Н.П. Брюханов и председатель Правления Госбанка Г.Л. Пятаков. В их ведомствах, как предлагал Сталин, была проведена «проверочно-мордобойная работа». Цитируется: Соколов А.С. Денежное обращение СССР в 1930 – 1937 гг.: советский рубль в условиях плановой экономики //  http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn02-11/245-a

****** М. Глейзер: «Курс червонца в золотых рублях, пересчитанный по курсу доллара, держался в среднем на уровне 9,94—10,07 рублей, т. е. на уровне своего номинала. Котировка червонцев за границей прекратилась в том же 1926 году в связи с запрещением их вывоза за пределы Советского Союза. Дело в том, что если внутри страны советское правительство могло себе позволить ни при каких условиях не объявлять о размене червонцев на золото, то за границей это не проходило. Иностранные банкиры, предприниматели и купцы стали требовать обмена принадлежавших им банкнот на золото по стоимости золота, напечатанной на червонцах. С тем, чтобы не допустить дальнейшего накопления червонцев за границей, и был запрещен их вывоз за рубеж. А еще через два года запретили и ввоз червонцев из-за границы в СССР». Цитируется: Глейзер, М.М. Советский червонец. СПб., 1993 // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/gleyz/01.php

******* Деньгами и денежным обращением, отдельными персонами (Ворошилов, Вишневский) аппрезентационные области червонцев и рублей в романе не ограничиваются.


При подготовке статьи использованы следующие справочные издания:
Сайт Хроника: http://www.ihst.ru/projects/sohist/econom.htm;
Описательный каталог бумажных денежных знаков (Правительственные выпуски России, Временного правительства, РСФСР и СССР). Составитель Лазаревский, В.С. Горький, 1972 // http://www.bonistikaweb.ru/opisatkat.htm;
Сайт Деньги России:
Сайт  Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Червонец).


Рецензии