42. Несебр - город сорока церквей

На современной фотографии руины древней крепости.

город сорока церквей Несебр

Несебр – один из древнейших городов на Балканах.
Город расположен практически рядом с Солнечным берегом. Но если Солнечный берег находится на побережье у подножия полуострова, то Несебр – на самом скалистом полуострове, омываемом Черным морем. С материком его связывает узкий перешеек длиной около 400 м.

В VII веке до н.э. здесь было древнее фракийское поселение Мелсамбрия. В V веке до н.э. дорийские греки переселенцы создали здесь небольшую колонию. Город опоясывается солидными крепостными стенами. Он становится оживлённым торговым и культурным центром на Чёрном море.

Сегодня большая часть греческого города поглощена морем, сократившим территорию древней Мелсамбрии с 40 гектаров до 24. В ясный день при спокойном море в 80 метрах от берега под водой можно рассмотреть останки крепостных стен, башен и порта. А на поверхности археологи обнаружили останки агоры и акрополя.

Наводнение было вызвано разрушительным землетрясением, которое произошло во времена римской колонизации в I веке до н.э. Тем не менее, город ожил и превратился в важный торговый порт. Здесь чеканили медные и серебряные, а к III веку и золотые монеты. В то время город уже назывался Месембрия.

Затем Месембрия постепенно приходит в упадок и превращается в провинциальный портовый городок. О тех временах напоминают руины крепостных стен и башен из тёсаного известняка, руины нескольких жилищ и остатки акведуков и храмов.

В эпоху византийского правления, в V веке на руинах храма Аполлона строится базилика Святой Софии, называемая ещё Старой Митрополией.

Начиная с VII века город переходит из рук в руки между Византией и Болгарией, а в IXвеке, владевший в то время городом хан Крум, переименовывает Месембрию в Несебр. С тех пор болгары начинают возводить здесь свои храмы, пытаясь размерами и красотой затмить византийские сооружения и постройки своих предшественников. В период с IX по XIV век в городе возводится свыше 40 церквей. Если представить себе скромные размеры тогдашнего городка и количество людей, его населяющих, то это поистине впечатляет!

Впрочем, как мне помнится из детства, в небольшом городе Ростове Великом было 183 церкви.
Мы ходили по улочкам, мощённым булыжником, рассматривая не только хорошо сохранившиеся средневековые церкви, но и деревянные постройки XIX века. Эти здания придают Несебру особое очарование.

Старые церкви этого живописного городка, как нам сказали, являют собой причудливую смесь славянских и греческих архитектурных традиций. Нам показали несколько самых известных христианских церквей Несебра:

• церковь Святой Софии – Старая Митрополия (конец V - начало VI века). – древнейшая церковь в Несебре. Она лежит в руинах. Когда-то это была базилика, построенная на месте агоры античного города. Окончательный вид базилика получила в начале IX века, когда являлась частью комплекса – резиденции митрополита Несебрского.

Церковь Св. Софии была монастырской церковью, но монастырь был разрушен еще в Средние века. В стену храма вмонтирована мраморная плита с цитатой из Библии: "И позволь моему плачу достичь Тебя".

• Новая Митрополийская Церковь Святого Стефана (IX век). Внутри сохранены ценнейшие фрески XII-XVI веков, резной иконостас (XVI в.), трон и кафедра епископа эпохи болгарского Ренессанса.

• церковь Христа Пантократора (первая половина XIV в.).

• церковь Святого Иоанна Крестителя была построена в конце Х века. Храм несколько раз перестраивали и реконструировали.

Интерьер храма украшают великолепные фрески XIV и XVII веков, в том числе портрет местного жителя, пожертвовавшего, вероятно, большую сумму денег на храм.
На одной из колонн сохранилась надпись: "Святой Иоанн, спаси меня!" Сейчас здесь открыта небольшая художественная галерея, где представлены образцы греческой керамики, золотые изделия, украшения и картины.

• церковь Святого Иоанна Алитургетоса (Неосвященного) (XIV век).

Нам рассказали, что якобы при строительстве храма погиб человек, поэтому церковь не была освящена и не использовалась для религиозных целей из-за чего церковь и получила название «Алитургитос» («без литургии»). Она самый большой средневековый храм Несебра. Как и церковь Христа-Пантократора, это крестовокупольный храм, построенный из кирпича и светлого известняка и украшенный цветными керамическими вставками. Здесь никогда не проводилось богослужений, Здание церкви было сильно повреждено во время землетрясения в 1913 году. На останках западной стены были найдены рисунки фрегатов XIV столетия. Пол храма покрыт мозаикой из белых, красных и зелёных ромбов, кругов и треугольников.

• церковь Святой Параскевы (XIII век). Считают, что раньше церковь имела купол и колокольню.

• церковь Святых архангелов Михаила и Гавриила (XIII век) с куполом и колокольней.
Около церкви я увидел дерево, обклеенное фотографиями. Мария объяснила, что это болгарский обычай – поминание умершего. Родные вывешивают его фотографии возле церкви и на воротах дома, где он жил. Указывается его имя, дата смерти и время, которое прошло с этого момента. Количество фотографий может быть очень большим.

В 1452 Несебр пал под напором турок. Город был опустошён и разорён, как и многие другие болгарские города. Уникальные памятники архитектуры, церкви, а также стены крепости были разрушены.

Турки принесли в Несебр свою религию и культуру. Об этом напоминают сохранившиеся турецкий фонтан и турецкие бани.

Тем не менее, и во время турецкого ига жители смогли возвести в городе новый храм Вознесения Христова (Святой Спас), который был построен в 1609 г., но по требованию турецких властей был наполовину зарыт в землю. Более того, запретили строить купол и колокольню, а окна разрешили делать только маленькими, чтобы здание внешне ничем не отличалось от остальных зданий. Но внутри стены храма были расписаны мастерами. Часть этих росписей сохранилась и по сей день.

К моменту освобождения от турецкого владычества Несебр был бедным рыбацким селением, и только лишь спустя сто лет город обретает славу международного курорта.
В 1956 г. Несебр был объявлен городом-музеем.

Старинные улочки Несебра запоминаются каким-то особенным обликом домов с высокими каменными основаниями и выступающими над ними деревянными эркерами. В большинстве их них устроены сувенирные магазинчики и рестораны.

Кстати, то, что сохранилось, выглядит несколько чуждым рядом с бесчисленными туристическими магазинами и ресторанами. Они и в самом деле из других эпох. Но впечатление такое, что когда-то настал момент, когда жизнь закончилась. Остались руины. А потом на этих руинах возникла новая жизнь, никак не связанная с прежней. Но это только кажется на первый взгляд. На самом деле, жизнь здесь никогда не прекращалась.

Уже сильно уставшие, мы бродили по улицам города, разглядывая выставленные на продажу изделия местных ремесленников и мастеров.

Заходили на отдых в маленькие кофейни и таверны. Их было полно, буквально на каждом шагу, в некоторых нам предлагали блюда из только что выловленных рыбаками даров моря.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/11/21/1707


Рецензии