Немного о даосизме

Посвящается Кисилице С.В.

На уроках философии при рассматривании восточных религиозно-философских учений я не вникал в их суть. Я считал, что они целиком строятся на ментальности азиатов, а именно – на уважении к старшим, (как по возрасту, так и по званию), а также приверженность традициям (конфуцианство), не говоря уже о вере в то, что все вокруг ненастоящее и все наши желание неосуществимы, а жизнь – череда страданий из за того, что все желания неосуществимы (буддизм). Однако помимо этого из поля зрения я упустил что-то очень важное, что для меня тогда было всего лишь баянистым инь-янем. Ну гармония, ну и что? Ну и все.
 Но, спустя полгода после прохождения курса философии так вышло, что я стал интересоваться даосизмом. И у меня на многое открылись глаза.
 Начнем, пожалуй, поверхностно, с общих идей. Основная фишка даосизма – не только инь-янь, а и… наслаждение жизнью. Рассмотрим поподробнее, но глубоко не копая.
   Согласно постулатам даосизма, мир вовсе не страдание, а нечто прекрасное, а линию поведение человека в природе можно сравнить с ручьем. Ручей естественный, спокойный, огибающий препятствия, которые можно обогнуть; ручей спокоен, уверен в себе, и, самое главное, – он совершенно естественный. Так, за идеал в даосизме взят человек мудрый –понимающий суть происходящего , умеющий радоваться жизни, смотрящего на мир глазами ребенка. Но в то же время ответственный и сопереживающий.
 Что же такое, это Дао? Дао (составные иероглифа обозначают – бежать и лицо), в одном из расшифровок значит следование жизненному пути. Хотя лично я советовал бы не придавать значению словам а использовать их просто для того чтобы понимать о чем идет речь. Кстати говоря, сами основатели даосизма  основное понятие (дао) вводили с большой неохотой, так как словами этого описать невозможно. Но не будем отвлекаться.

 На короткой ноге рядом с Дао идет еще одно понятие (принцип), а именно: Дэ.
 Дэ – то, без чего невозможен путь (дао) человека, идущего по пути гармония, естественности, и счастья, а именно – добродетель, добрая воля, нравственность. Таким образом, даосизм – это путь человека, наделенного качествами, описанными выше.
  Еще одним из принципов даосизма есть смирение человека с самим собой, осознанием в себе всех хороших и плохих качеств и изменением их в лучшую сторону. Но, как я уже говорил выше, человек, идущий по Пути, должен быть естественным, поэтому не советуется искоренять из себя все негативные черты характера и силой вытягивать позитивные. Ни к чему хорошему это обычно не приводит (зачастую такое проделать просто невозможно). Морально уродовать себя не нужно. Вспомните про инь и янь. В каждом человеке есть добро и зло, но и во зле есть добро. Ведь многие явно негативные черты человека могут послужить во благо. А если менять что-то в себе, то именно менять, а не устранять. Нужно осознать свою проблему, и это будет половина ее решения. Ведь если поймешь, что в тебе не так, то ты сделаешь все, чтобы этого не было. Например, грубый человек, осознав свою грубость, будет вести себя сдержаннее, а не сдерживать себя. Потому что поймет, что это не красиво. И это намного  лучше, чем заставлять себя быть вежливым тогда, когда ты сам этого не хочешь.
  Еще один из принципов даосизма – пустота, или очищение. Как говорил скульптор, чье имя вылетело из памяти: я просто взял и убрал все лишнее. Так и человек, убрав все лишнее, почувствует свободу и гармонию. И я говорю не только про материальную составляющую, но и про мысли, которые нас обременяют. Стереотипы.…Про них стоит будет поговорить отдельно, но в другой раз. Коротко можно сказать лишь то, что они мешают нам воспринимать мир таким, какой он есть. Как говорят: чтобы в голову пришла умная мысль, нужно, чтобы для нее там было место.
 Одними из самых спорных принципов даосизма являются принципы у-вэй (делай не делая) и цзы-жань (такой как есть). Эти принципы одинаковы по смыслу но разны по направлениям. Как это? Сейчас расскажу
 По принципу у-вэй человек не делает ничего, но нет ничего, что он не сделал. Хотя, как по мне, это не совсем верно. Человек не делает того, что противоречит природе вещей и морали, и всегда добивается своего. Описать принцип на практике, так как хотелось бы очень сложно, но постараюсь привести пример.
 Вы были в море во время шторма? А я был. И, чтобы выбраться из бушующего моря я (неосознанно) пользовался принципом у-вэй: я плыл в ту сторону, в которую меня тянула вода. И когда волна обрушилась на берег, там же оказался и я.
От себя я хочу добавить, что человек – часть природы, а уж природа естественнее, чем что-либо. Поэтому не стоит идти по пути большего сопротивления.
 Но многие скажут, что если идти по природе вещей, и полностью во всем придерживаться этого принципа, то человек станет инертным, безвольным, без амбиций. И эти многие будут правы.
 Но, как говорится, на каждое ваше но есть наше зато.
Помните про цзы-жань, принцип, идущий рядом с у-вэй?
Если у-вэй означает следовать природе вещей, то цзы-жань – следование собственной природе. Именно своей, а не навязанной нам обществом стереотипам, мнением, или принуждениям. Таким образом, эти два принципа дополняют друг друга, и объединяет их одна простая идея: человек должен быть естественным.
 Фух. С этим разобрались. А давайте рассмотрим, что означает быть мудрым человеком?
 Мудрый человек сострадателен? Да. В качестве примера можно взять самое явное сочетание мудрости и сострадания – Иисуса. Ведь человек, который понимает, что все мы едины и живем на одной планете, что человек человеку не волк, а брат, что даже человек, который творит зло, зачастую действует под влиянием обстоятельств и из-за слабости. Ведь людей по-настоящему злых намного меньше чем мы думаем. Если они вообще есть. Ведь даже когда человек причиняет зло намеренно и для удовольствия, то зачастую из-за травмы (моральной или физической). Все мы люди, и не стоит забывать об этом. Это не говорит о том, что нужно побежать на улицу и начать всем помогать (хотя есть и такие люди, которые явно заслуживают уважения). Достаточно для начала научится хотя бы принимать других людей.
Мудрый человек терпелив? Да, да и снова да. Как я говорил выше, нужно быть терпеливым к самому себя понимать и принимать себя. Вам с собой еще жить (и умрете вы в один день). Более того, мудрый человек стоически относится к тому, что происходит у него в жизни. Ведь в большинстве случаев во всех проблемах виноваты только мы. Что-то не получается? Жизнь дает подзатыльники? Значит, стоит не злиться, а нужно задуматься, что ты делаешь не так. Ведь жизнь нас учит, и не стоит об этом забывать. В качестве примера терпения можно привести все того же Иисуса (воистину, воплощение мудрости).
Мудрый человек спокоен? Конечно. Спокойствие – следствие принятия и уверенности в себе. Ведь если ты действуешь, следуя природе (см. у-вэй и цзы-жань), то ты можешь быть уверен в себе, ведь то, что делаешь, делаешь это правильно, искренне и морально. А уверенность в правильности своих действий – залог спокойствие. К тому же спокойствие жизненно необходимо, ведь отсутствие внутреннего спокойствие сказывается не только мыслях (а, следовательно, и действиях) беспокойного человека, психике и физическом здоровье человека, и, самое главное – на его близких людях.
Мудрый человек скромен? Да. Мудрый человек, отринувший все негативные навязанные ему стереотипы, поймет, что счастье не там, за поворотом, рядом с яхтой и горой денег, уважением и завистью других, известностью и иже с ними. Счастье – это в первую очередь состояние души. Счастье идет изнутри. Ведь стоит только пожалеть человека, который счастлив лишь тогда, когда достигает того, к чему идет. Вот тут буддисты правы. Для такого человека, если задуматься, жизнь будет страданием. Ведь человек не может исполнить все свои желания, а на те, что может, зачастую уходит много времени. Лично мне сразу вспоминаются типичные американцы. Пашут и пашут днями и ночами, фаст-фуды, телевизоры, а времени на себя и семью – нету. Большинство из них в погоне за призрачной целью и большею часть времени они не счастливы. Скромный человек счастлив сам по себе, он умеет наслаждаться тем, что есть. Главное по-настоящему понять, что тебе нужно для счастья. Это приходит очень не сразу, ведь так сложно отринуть все то, что ты видишь каждый день в СМИ и просто вокруг. Вот у соседа дорогая классная машина. Ну и что? Я не езжу на машине, мне больше нравится общественный транспорт. Для многих такой подход – дикость. И я их не осуждаю. Как говорится что русскому – хорошо, то в германии – статья. Ведь все люди разные, а мы стали это забывать. А вот в природе таких проблем нет. Белки не пытаются летать или есть мелких насекомых, подражая птицам (хотя я не сильно разбираюсь в физиологии белок), а медведи не пытаются прыгать с кувшинки на кувшинку.
Мудрый человек прост? Да. И не стоит путать простоту и глупость. Мудрый человек не тот, кто говорит много, сложно, и (если хорошо задуматься) на оторванные от жизни темы, а тот, кто говорит коротко, просто, и по делу. Ведь в чем суть разговора? Чтобы человек тебя понял. И чем проще то, что ты говоришь для человека, тем он лучше тебя понимает. Более того, ценна также внутренняя простота человека. Причем сам человек может быть и сложным и простым одновременно. Причем простым для самого себя и для других, но по структуре сложным. Сейчас объясню.
 В качестве примера возьмем связь. Какая раньше была связь? Передача сообщений через посланников. Все это просто по своей сути, но очень сложно по исполнению. А сегодняшняя связь? Возьмем мобильный телефон и сравним передачу сообщения по СМС. Просто в исполнении, но, по сути, сложно. Так и мудрый человек – он сложен по своей внутренней структуре (многогранен и всесторонне развит), но в то же время прост – как для других, так и для себя.
 Даосизм учит нас наслаждаться каждой секундой жизни, жить в гармонии с природой и, главное – с самим собой. Ведь наша жизнь зависит только от нас – от наших действий и восприятия. Недаром говорят, что у природы нет плохой погоды. И главное уметь использовать то, что есть не так, как хочется, а по назначению. Ведь можно жалеть, что на улице ливень и холодно и расстроится, что день прошел зря, а можно заварить чай, закутаться в плед, посмотреть фильм, почитать книгу, поиграть в карты…
  Вот и конец этого краткого экскурса в восточную философию. Глубоко вдохните, посмотрите в окно. Вспомните своих близких, вспомните самые приятные моменты жизни.  Жизнь прекрасна, нужно только жить.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.