Безмолвие и машина времени

ИАНЯ ПРОБА ПЕРА – 6


Размышляя о безмолвии, Сторонин пришёл к выводу, что полное, абсолютное безмолвие невозможно, потому как человек – существо социальное – приёмник, со всех сторон окружённый информационно-энергетическими потоками и вихрями – даже если удалиться в пустыню, глубоко в лес, или высоко в горы – и в то же время, генератор и ретранслятор, анализатор и синтезатор, и реализатор творческих идей – в этом его социальная функция… Иначе говоря, не транслировать, не проговаривать вслух получаемую информацию – можно – волевым усилием замкнув речевой аппарат – но не принимать вовсе, не обрабатывать – как? – это же надо отключить мозг и весь организм сделать невосприимчивым к внешним воздействиям – это невозможно пока жизнедеятельность организма не остановлена полностью…
Наверняка существуют техники рассеивания и концентрации – однако, в таком случае, надо чётко определить предмет, на котором сосредоточиться, а всё остальное игнорировать, даже если оно будет (а оно обязательно будет) прорываться в сознание…
Он мысленно поискал предмет и не нашёл. Это вызвало некоторое беспокойство – «По существу, это же смысл жизни… Интересная ситуация… Чем увлекается большинство, нормальных, так сказать, людей? – деньги, вкусная еда, секс, эстетика, транспорт, яркие впечатления, власть, творчество… но я равнодушен ко всему этому, за исключением пожалуй творчества… Господи помилуй!.. Боже помоги!..»
В каптёрку зашёл Брагин.
- Я не понял, Глеб, какая у нас тема на обсуждении?
- А разве…
- Нет… Вася заморочил голову пенсией и мы отвлеклись…
- Ну, хорошо, а ты что предлагаешь?
- Я предлагаю порассуждать о машине времени… И вообще, думаю, пора от теории переходить к практике…
- К практике? Каким образом – уж не собираешься ли ты, дома в ванной комнате, работая напильником на коленке соорудить аппарат для путешествия в пространстве-времени?..
- Ну почему дома в ванной, да ещё на коленке?.. когда можно здесь в подвале организовать лабораторию… там есть одна комнатка, совершенно затерянная в лабиринте подземелья…
- Любопытно… ты представляешь, что это такое?
- Представляю… Эта комнатка покоится в глубине склада утиль-барахла, ключи от которого находятся у бригадира… туда никто никогда не суётся – кроме нас троих ни одна живая душа знать не будет…
- А Ивушкин?
- А Ивушкину сообщим, когда добьёмся устойчиво положительных результатов…
- Сильно сказано, Боря, сильно… Вася знает?
- Нет ещё…
- Давай так договоримся: завтра после работы устроим обсуждение темы… ты выступишь с докладом… успеешь подготовиться?
- Я уже готов – можно даже сегодня…
- Нет-нет, сегодня никак: во-первых, у меня вечером дело; во-вторых, мне тоже надо подготовиться… и неплохо бы Васю включить, а то опять бытовухой загнобит… чувствую, теряем бойца… ой, теряем…
- Ну, тогда до завтра, а то работы невпроворот…
- Кстати, Боря, что ты думаешь по поводу безмолвия?..
- Я же сказал – могила…
- Я не в этом смысле – речь о безмолвии ума…
- Надо подумать…
- Подумай, подумай – заодно и эту тему обсудим…
- Да вот ещё о чём хотел тебя спросить – ты первым делом, куда хотел бы спутешествовать – в прошлое, или в будущее…
- В прошлое… до Адама… или хотя бы до Ноя…
- Значит, «садимся»  на реликтовое излучение?..
- Да… если это, конечно, возможно…

Они столкнулись на уровне четвёртого этажа, в переходе из корпуса «А», в корпус «В» - Сторонин с двумя бутылями воды вышел из лифта, идущего вверх, а Клюев – из лифта, идущего вниз…
- Слушай, Глеб, это что-то с чем-то… да поставь ты, ради Бога, эти свои бутылки!..
- Ради Бога?.. Точно, Вася – ради Бога… безмолвие Христа ради… и святые отцы…
- Что? Ты о чём?..
- Это новая тема – «безмолвие и машина времени»… обсуждение завтра – готовься… - Сторонин, гружёный на обе руки, быстро засеменил по адресу заявки, Клюев догнал и схватил его за руку.
- Погоди, Глеб, но я же тебе…
- Потом, Вася, потом – бегу в приёмную Харчинского – там уже крик стоит – ты ж его знаешь, он терпеть не любит…

Они так и не встретились больше – обед пролетел скомкано, на нервах всей бригады – пришли две машины с мебелью для нотариальной конторы… Нотариусы торопили, указуя перстами, что и куда ставить – это раздражало рабочих…
- Да-нет – это хрен знает што!.. Никагда спакойна пажрать ни дадут… ищё, главнае, пальцами стаит тыкает, тётя Мотя, етит тваи панталоны…
- А миня это вапще уже дастало! У миня из-за них гастрит бешенными тэмпами развиваитца! Зафтра же пишу заивление и пусть сами тут шьютца-суютца…
- И я увальняюсь, на хрен!
- И я!
- И я!
- Что, цепная реакция?!. – улыбнулся бригадир. – Который раз уже? Нет, ребята – добровольно отсюда ещё никто не ушёл…
- Ушёл…
- Кто?.. что-то не припомню…
- Витька Маркин!.. падарвался на этой грёбаной мебели…
- Так он уж пенсионер был… к тому же слабонервный – с главбухом взялся бодаться – язва обострилась и псориаз, на почве поражения от женщины… вот тебе и причина увольнения…

Не было у него никаких дел после работы – сразу поехал домой – готовиться к завтрашнему заседанию. По дороге читал святого отца Исаака Сирина, без конца удивляясь его всеохватному смиренномудрию: «Человек многопопечительный не может быть кротким и безмолвным, потому что необходимые причины обременяющих его дел принуждают его невольно, хотя бы и не хотел, заниматься ими и проводить в них время, и расточают его тишину и безмолвие.»
«Расточают тишину и безмолвие… отвлекают от созерцания вожделенного предмета… Ах, как это верно… ах, как это верно… - думал Сторонин, выходя из метро. – Хорошо, что я не женат, а то бы этих попечений было столько… не будем о грустном – лучше посмотрим, что говорит преподобный о безмолвии…»
Было уже темно. Он вошёл в сквер, остановился под фонарём, надел очки, достал книгу, нашёл нужное Слово, читает: «Всегдашнее молчание и хранение безмолвия бывают у человека по следующим трём причинам: или ради славы человеческой, или по горячей ревности к добродетели, или потому, что человек внутри себя имеет некое Божественное собеседование, и ум его влечётся к оному.»
«Значит я был прав – абсолютного безмолвия, или безмыслия не может быть… «некое Божественное собеседование» – да – это моё – это тот предмет на котором я сконцентрирую своё внимание – остальное: либо само собой, без малейшего отвлечения, либо с минимальными затратами…»


Среда. Рабочее время вышло. На улице плюс два, холодный ветер, влажность… в каптёрке сухо, плюс двадцать четыре, форточка открыта… Исследователи бытия в сборе, за столом, накрытым к чаю…
- Извините, ребята, я опять не подготовился… – сразу, чистосердечно признался Клюев.
- Как говорит наш филолог: один раз – это случай, два – система, три – патология… Мы теряем тебя, Василий…
- Но у меня уважительная причина… я сделал всё возможное: Ритка дала мне свой ноутбук… я начал работать… а эта скорпионица, медведка саблезубая – женулька моя бывшая, узнала, что дочка дала мне компьютер, да как разорётся на весь дом… а время-то уж к полуночи… пришлось вернуть…
- Ладно, сиди, слушай… только без бытовушных восклицаний – типа: ой, пенсия! Ой-ой, зарплата! Ой-ой-ой, жилплощадь!..
- Глеб, не надо меня так уговаривать – я всё понял…
- Тогда Бог в помощь… с докладом выступит младший научный сотрудник Борис Брагин…
- Погоди, а я кто?
- Ты – старший научный сотрудник Василий Клюев…
- А ты?
- А я – лаборант… ну, всё – начали…
Брагин встал, откашлялся, перекрестился, глядя на икону, начал:
- Правды ради, должен сознаться – безмолвие мне не далось… ну, не въехал я…
- Ну, не въехал, так не въехал… – с явным раздражением вскинулся Сторонин. – Оглашай то, во что въехал… Господи, один не въезжает, у другого женулька саблезубая… нельзя так ребята – наука, равно как и искусство, требует жертв!..
- Ну, что мне теперь, повеситься?.. – обиделся Клюев.
- Я могу продолжать, или судебное разбирательство тут откроем?.. – брови на лбу Брагина сдвинулись домиком, в голосе слышались нотки виновности.
- Продолжай. – Сторонин смягчился.
- Итак, время подошло, и Глеб со мной согласился – пора заняться практикой… Речь идёт о машине времени… Короче, Василий, у тебя ключи от 019-й комнаты?
- У меня, а что?
- Там три смежных помещения, в ряд… в последнем железная дверь, за которой ещё одно помещение… но о нём забыли…
- Боря, знаешь какой толщины та дверь?
- Как и все миллиметров триста…
- Да – сварена из десятки – как минимум… а замок заклинило – то ли заржавел, то ли… не знаю – не крутится колесо: ни туда, ни сюда… там автогеном полдня будем резать… и потом Липатов растреплет на всю Москву… нам это надо?
- Никто ничего не растреплет – дверь уже открыта, замок исправлен, смазан и работает без лишних усилий… я всё сделал…
- Как?.. Чем?..
- Кувалдочкой, да с молитовкой…
- Кувалдой?!. То-то, ко мне Ремезов подходит и спрашивает, что у тебя, Василий, в подвале творится?.. ничего особенного, отвечаю, ребята работают… как это ничего особенного, говорит, когда арендаторы с первого этажа жалуются, в подвале, мол, что-то грохочет – компьютеры аж подпрыгивают… Я на Липатова наехал – он глаза квадратные вытаращил, мол, я ничего, если только сварочный аппарат гудит… Теперь всё ясно…
- Короче, будешь меня прикрывать, а я займусь там изготовлением оборудования… Для начала соберу маленький, малюсенький – опытный образец генератора поля… покажем Ивушкину…
- Может не надо Ивушкину? – Клюев испуганно смотрел на Брагина.
- Надо, Вася, надо – дальнейшие работы потребуют серьёзных субсидий – выделениями с наших зарплат там уже не обойтись…
- Не знаю, Боря, не знаю… надо подумать…
- А что тут думать – давайте проголосуем и делу конец…
- Нет смысла, и так всё ясно – два против одного… да я, собственно, и не противлюсь – просто…
- Ну, вот и хорошо – продолжай, Боря… хотелось бы услышать научное обоснование проекта…
- Пожалуйста… Я тут распечатал… если не возражаете, зачитаю…
- Не возражаем…
- Спасибо… Итак, «В 1948-м Курт Гёдель  нашёл решение для составленных Энштейном уравнений гравитационного поля, описывающих вращающуюся Вселенную. Путешествуя в пространстве такой Вселенной, космонавт может достичь своего прошлого. В такой Вселенной свет (и, соответственно, причинно-следственная связь между объектами) будет вовлечен во вращательное движение, что позволит материальным объектам описывать траектории, замкнутые не только в пространстве, но и во времени. Решение Геделя отложили в сторону как математический парадокс – в конце концов, нет свидетельств того, что вся наша Вселенная вращается. Тем не менее, полученный Геделем результат показал, что теория относительности не исключает перемещения назад во времени. Более того, сам Энштейн был озадачен этим фактом… Это теория, так сказать…
Теперь несколько слов о практике. Считается, что при нынешнем технологическом уровне человеческой цивилизации машину времени построить невозможно. Однако, время от времени в печати появляются сообщения о секретных экспериментах по перемещению во времени, якобы проводимых военными. Наиболее известны два таких «эксперимента»: первый – якобы в 1943 году, на базе ВМС США, в Филадельфии изучали проблему невидимости военных кораблей для радаров. Руководил проектом Джон фон Нейман. В ходе этих исследований был создан «электромагнитный пузырь» экран, который отводил излучение радаров мимо корабля. Однажды в ходе этих экспериментов «электромагнитным пузырём» был окружён военный корабль «Элдридж», который вдруг исчез у всех на глазах, а потом возник на удалении в сотни миль в Норфолке (штат Виргиния). Команда корабля уверяла, что они побывали в будущем. Комиссия признала всех членов команды сумасшедшими, а проект был закрыт. Второй проект – это исследования, которые якобы проводились с 1943 года по 1983 год на военной базе США рядом с городом Монтаук (штат Нью-Йорк). В ходе этих экспериментов испытуемым облучали мозг высокочастотными радиоимпульсами, что приводило к возникновению у них различных галлюцинаций. Многие испытуемые сообщали, что они побывали в будущем. После того, как несколько испытуемых сошли с ума, проект был закрыт.»
- Борис, ты растёшь буквально на глазах – семимильными шагами мчишься к вершине совершенства…
- Издеваешься, Глеб…
- Ничуть… Но скажи, тебя не смущает то обстоятельство, что члены экипажа телепортируемого корабля получи сильные повреждения?..
- Я понимаю о чём ты говоришь… Дело в том, что там использовался генератор огромной мощности – нам такой не нужен – мы же не собираемся телепортировать весь подвал, вместе с корпусом… мы создадим установку гораздо меньшей мощности – даже комната останется на месте… только потребуется большая ёмкость с водой…
- Ванна что ли? 
- Желательно прозрачная, чтобы наблюдать процессы, протекающие в воде…
- Аквариум?
- Да – литров на 400-500…
- Да как же мы его туда втащим?..
- Придётся собирать на месте…
- А почему вода?..
- Вода – особая жидкость… но об этом лучше поговорить отдельно…
Теперь и Клюев поднялся и заходил по комнате…
- Ну, хорошо, Боря, Пентагон может себе такое позволить на базе ВМС, а ты-то, что собираешься делать в подвале?.. и зачем тебе генератор Теслы?..
- Всё очень просто, Вася – ты несколько отстаёшь в размышлениях… с помощью генератора Теслы я создам электромагнитный экран, настрою его на волну реликтового излучения и айда в гости к Адаму… в Едемский сад, так сказать… Так что, Глеб, это я лаборант, а ты младший…
- Я протестую – не младший, а старший научный сотрудник… ну, вот теперь всё на своих местах…
- А вам известно, друзья, что Никола Тесла очень мало спал – а бывало и по несколько суток обходился без сна?.. и его обычный дневной рацион состоял из стакана воды и ломтика чёрного хлеба… а частенько он и вовсе не вкушал пищи… собственно, так жили многие выдающиеся святые… к примеру, Серафим Саровский в течении трёх лет питался одной снытью – даже хлеба не ел…
- Ничего удивительного – Тесла произошёл из семьи священника и, думаю, знал всё это с детства – родители постились, наверняка в доме была хорошая библиотека, отец, небось, постоянно читал проповеди и прочее… Однако, я слышал, что потом он отошёл от Православия и увлёкся Буддизмом…
- Это уже другая тема…
- А я, признаться, не понял, к чему этот разговор, Глеб?..
-  А к тому, что помимо машины времени была заявлена ещё и тема безмолвия… а безмолвие, или максимальная концентрация внимания на одном предмете, достигается рассеиванием на всём остальном, или, можно сказать, понижением внешнего и внутреннего фона… еда, как известно, является мощным источником энергии и информации – и тот кто много ест и много спит – генерирует в себе плотские страсти и не способен к духовному восхождению…
- Можешь не продолжать – всё ясно…
- Вот именно – а попробовал бы этот ваш Тесла на моём месте покрутиться – и на работе нервотрёпка, и дома дурдом… прошу прощения за тавтологию…

Только в метро уже, Сторонин позволил себе рахохотаться: «Главное, «и айда в гости к Адаму» - а-ха-ха-ха… ну айда, айда… посмотрим чем дело кончится… творческое напряжение сбивать не следует… пусть Боря занимается машиной времени, а я буду практиковать безмолвие… Клюева же надо отвлекать решительно – загрузить посильнее, а то, как пить дать, свалится на прежние рельсы – вот именно, пить… Господи помилуй… точно – поручу-ка я ему подготовить доклад… одно дело – просто почитать и забыть, и совсем другое – глубоко осмыслить, подробно и внятно сформулировать, и доложить учёному собранию… скажем, на предмет жития какого-нибудь святого… того же Исаака Сирина… а лучше пусть сам выберет – больше почитает…»


21.11.12
5:01


Рецензии